Жанровые традиции «Жития Федора Васильевича Ушакова» А.Н. Радищева.



Жанровая природа прозы А. Радищева еще не стала в литературоведении предметом специального, детального исследования. «Житие Федора ВасильевичаУшакова» принято считать повестью. Хотелось бы внимательно рассмотреть жанровые особенности этого произведения, дать конкретизированное определение жанра «Жития ... Ущакова» — повести, находящейся у истоков русской прозы. Ведь во второй половине XVIII века начала складываться система жанров эпической прозы, получившая полноценное развитие уже в литературе XIX века. А. Радищев (как и Н. Карамзин) был одним из тех прозаиков, к творчеству которых восходит этот процесс. А. Радищева мы считаем сентименталистом: ведь его идеал основан на идее «чувствительной» личности, отсюда — и характер решения вопроса об отношениях индивидуальности и общества, и выбор формы художественного обобщения, и весь строй отображения. На жанр мы взглянем через призму поэтики: как выражаются жанровые особенности в образах автора и персонажей, в сюжете и композиции. В «Житии Федора Васильевича Ушакова» А. Радищев утверждает: человека воспитывает борьба с враждебными обстоятельствами, со средой, навязывающей антигуманные условия жизни и правила поведения. Кружок друзей — микромир, который наилучшим образом может противостоять духовно чуждой среде, макромиру. Вместе с тем такой кружок является опытом борьбы за подлинные интересы общества. Ф. В. Ушаков считает добродетелью «навык действий, полезных общественному благу»'. Выдвигая на передний план проблему добродетели, А. Радищев одновременно решает и другую проблему — создания образа положительного героя, причем не исторического деятеля (как было у классицистов), а частного человека. А. Радищев воплощает в своем герое идею очищения от порока; также в «Житии ... Ушакова» рассматриваются причины и следствия трагического несоответствия духа человека и его физической природы. В личности Ушакова противоборствуют два начала: 1) сущность «естественного» человека; 2) влияние социальной среды, уродующее личность. «Житие... Ушакова» написано от первого лица, автор присутствует в произведении как один из персонажей и рассказывает о главном героев треть- . ем лице — это открывает перед автором возможность более высокой оценки своего героя. Жития обычно пишутся о реальных лицах, что предполагает достоверность отображения. А. Радищев подчеркивает эту особенность своего произведения, называя «Житие ... Ушакова» «повествованием во истине» (т. 1, с. 156, 166). В древнерусских житиях святой служит Богу. В «Житии Ушакова» главный герой служит Человечеству. Подвиг святого в том, чтобы в собственной жизни воплотить христианскую мораль. Подвиг Ушакова — в полной отдаче Просвещению (ценой отказа от карьеры, от беспечной и обеспеченной жизни). Цель житийного героя — стать праведником и до самой смерти уже находиться на высоте праведничества. Эта цель была достигнута Ушаковым. Агиографические элементы в «Житии ... Ушакова» таковы: 1) дидактическая направленность повести; 2) противопоставление индивидуального сознания главного героя обыденному сознанию окружающих; 3) героичность главного действующего лица; 4) наделенность героя функцией «вождя» (Ю. М. Лотман-); 5) мотив странничества; 6) праведность как истинное состояние героя произведения. Автор, открыто присутствуя в «Житии ... Ушакова», непосредственно выражает свои лирические переживания, проникнутые субъективно-эмоциональным отношением к миру. «Литература воспоминаний, автобиографий, исповедей и «мыслей» ведет прямой разговор о человеке. Она подо32 бна поэзии С" срытым и настойчивым присутствием автора. Промежуточным жанрам, ускользавшим от канонов и правил, издавна присуща экспериментальная смелость и широта, непринужденное и интимное отношение к читателю»’. Художественность «Жития...» состоит в том, что писатель, не ограничиваясь ролью очевидца, создает характеры —то есть эстетически обобщает свои наблюдения. Особенно яркими получились характеры Бокума и отца Павла. Они изображены сатирически. (Поскольку произведение А. Радищева воспитательно-нравоописательное, в нем изображен антипод героя, и это обусловливает проявление сатирических черт). Красочно описано противостояние двух майоров — майора Бокума и Федора Ушакова — тоже имеющего майорское звание, в недавнем прощлом секретаря Кабинета Ее Императорского Величества. Вторая часть «Жития...» состоит из философских работУшакова. Подчеркивая устремленность героя к знаниям, А. Радищев показывает, что Ушаков обладает не только способностью усваивать, но может и предлагать свое, творить. В XVIII веке в связи с повышенным интересом к индивидз'альности и ростом самосознания личности усиливается роль автобиографических жанров — и жанра письма как их разновидности. «Житие...» А. Радищев не только посвящает А. Кутузову, но и обращается к нему, как в письме. Однако это не столько письмо, сколько в самом деле житие — то есть назидание всем. Герой «Жития ... Ушакова» совершает духовный подвиг. Повесть А. Радищева — художественно-дидактическое произведение, повесть о воспитании с созданными в ней яркими характерами. П. А. Орлов указывает, что конфликт, по которому, как правило, строился сюжет сентиментальной повести, устойчив и традиционен. «Положительным героям, близким к природе, противостоят герои, связавшие мысль о достоинстве человека с чинами и деньгами. Соотношение сил чаще всего оказывается не в пользу чувствительных героев, но, даже теряя надежду на счастье, они не отказываются от своих принципов и предпоч итают смерть унизительной покорности своим гонителям»"*, в самом деле — лейпцигские студенты, взбунтовавшиеся против Бокума, с достоинством перенося арест, пишут письмо министру, разрабатывают план побега. Конфликт произведения развивается в двух планах: столкновение студентов с «наставником»-деспотом, а самого Ушакова с обстоятельствами, обрекшими его на преждевременную смерть в то время, когда он переживает духовное возрождение. Вступая в борьбу с самодуром, вором и деспотом, студенты заявляют протест против деспотизма в целом, отстаивают свою свободу, достоинство. Ушаков умирает — но он дал друзьям мощный заряд положительной энергии, которая и спустя годы питает их; жизнь Ушакова описывается одним из них через 18 лет после смерти друга и учителя. в произведении раскрыта тема противоречивости героической личности: поддавшись влиянию среды, Ушаков избрал путь порока, но всетаки верх берут лучшие душевные качества, — только происходит это слишком поздно, когда здоровье Федора Васильевича уже было подорвано смертельной болезнью. Придавая «Житию...» форму письма, А. Радищев сообщает произведению определенную объективность: автор основывается на воспоминаниях, принадлежащих не только ему самому, но и его другу, А. М. Кутузову. Житие пишет ученик, последователь Ушакова, отсюда — восхищение учителем, благоговение перед ним. А. Радищев дважды указывает на цель повествования: «Сие пишу я для собственного удовольствия моего, пишу для друга моего, и для того мало нужды мне, если кто наскучит чтением сего, не нашед в повествовании моем ни одного происшествия, достойного памятника и ради мерзости своея или изящности ради равно блистающего» (т. 1,с. 178). Характернейшей чертой Просвещения была философичность литературы, и Радищев к первой, литературной, части повести прибавляет вторую, философскую. В «Житии ... Ушакова» нет портретов, пейзажей, интерьеров —все внимание сосредоточено на духовной сущности героя, отношениях его с другими людьми. Автор здесь «открыт», его позиция — оценочная, он дает оценку поступкам описываемых им людей. «Житие Федора Васильевича Ушакова» — диалогизированный монолог. А. А. Сивогривова, называя «Житие...» «одной из первых художественных биографий в русской литературе, отмечает характерные черты лучших произведений биографического жанра, к числу которых принадлежит и «Житие ... Ушакова»: историческая достоверность, богатство фактических сведений, научная доказательность’. Субъектным отношениям в «Житии...» присуща определенная условность — это же не настоящее житие, а повесть, написанная в форме жития. В повести А. Радищева присутствует свойственная житийному жанру целостность изложения — ведь изображается свершившийся подвиг. Играет роль и то, что автором является очевидец, отсюда — субъективность формы изложения (а, например, в повести А. Радищева «Положив непреоборимую преграду...» — объективная форма изложения: автор тут является не очевидцем, на глазах которого совершается подвиг героя жития, а человеком иной эпохи). Первая часть повести почти в два раза больше второй: ведь А. Радищев пишет произведение об Ушакове — оно и составляет первую, основную часть. Вторая же — дополнение, иллюстрация. «Житие...» — биографическая повесть, но специ33 фика ее в том, что А. Радищев не берется подробно описывать биографию друга, а выбирает наиболее существенные факты из его жизни. А. Радищев пишет «письмо» А. Кутузову потому, что сознает важность событий, в которых у частвовал в юности, помнит и живо ощущает влияние, которое тогда произвел на него и его друга А. Кутузова необычный человек Ушаков. Форма письма позволяет избрать непринужденную манеру повествования. Кроме того, выбор такой формы отвечает документальной природе произведения. Разговор ведется о реальном лице и обращается к реальному же лицу, участвовавшему в описываемых событиях; значит, суть дела в воссоздании происшедшего и в его уяснении. Обращение же к другу обусловливает и особую близость автора к читателю, их взаимопонимание. «Житие ... Ушакова» — повесть; повесть, как правило, изображает одну сторону жизни, но исследует ее как можно полнее, поэтому, по утверждению А. Слюсаря, часто бывает описательной, что сказывается на ее композиции*. Такой стороной в данном произведении является повседневный героизм Ушакова. Вообще жанровые признаки повести по концепции А. Слюсаря — «это противоречивое единство сосредоточенности и подробности в отображении характеров, в ограниченности объема, в противоборстве конечности и бесконечности в структуре, с признаками связаны и свойственные ей (повести — Б. Р.) склонность к некоторой статичности, лиризму и субъективности в выборе ситуации»’. «Житие...» не является чисто эпическим произведением: ему свойственна дидактичность, жанровое своеобразие его обусловлено в значительной мере сочетанием художественности и документальности, публицистичностью и автобиографичностью. «Житие...» — единственное радищевское произведение, которое целиком относится к художественно-документальной группе жанров. «Житие...», написанное в эпистолярной форме, — это назидание читателю. Тут биография превращается в житие. Повесть А. Радищева и в самом деле соотносима с каноническими житиями. Личность Ушакова — героическая, совершающая духовный подвиг во имя Просвещения. Художественно-публицистический характер «Жития...» проявляется в его дву частности: к собственно повести приложены философские сочинения ее героя, что позволяет полнее раскрыть мировоззрение Ушакова. Конфликт произведения является двуплановым. Вступая в борьбу с Бокумом, студенты заявляют протест против деспотизма в целом. И в произведении развивается внутренний конфликт: герой, поддавшись в юности тлетворному влиянию среды, духовно возрождается, но неправильный образ жизни в прошлом влечет расплату — преждевременную гибель, в повести речь идет о реальных лицах и обстоятельствах, достоверно воссозданных. Романическая личность приобретает героические черты — и ее отображение потребовало обращения к жанру жития. Повести А. Радищева, и среди них «Житие...», являются произведениями смешанных жанров: лиро-эпических, художественно-публицистических, художественно-дидактических, художественно-философских. Эти жанры относятся к пограничной области литературы — они находятся на границе искусства и науки. Наряду с эстетическими задачами они преследуют цели научно-познавательные и дидактические. Они проникнуты установкой на подлинность жизненного материала, который художественно исследуется или преподносится в воспитательных целях. В этом сказываются не только особенности видения мира писателем, но и состояние литературы в тот период. Писатели XVIII века ставили перед собой задачи, которые не могли быть решены в рамках эстетического освоения жизни. Эстетический подход лишь формировался, ведь индивидуальность еще не была настолько развитой, чтобы отображение ее характера и внутреннего мира стало основной задачей художественного творчества.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!