Гражданско-обличительная поэзия Г.Р. Державина (Властителям и судьям, Вельможа).



Среди гражданско-обличительных произведений Державина особенно выделяются «Вельможа» и «Властителям и судьям». «Вельможа» - попытка нарисовать социальный портрет человека, стоящего близко к трону и должного выполнять волю государя.

Ода основана на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ. Тема вельможи начинается с краткой и едкой характеристики:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.

Эта характеристика сменяется горестным размышлением автора о слепоте счастья, возносящего на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством:

О! Тщетно счастия рука,

Против естественного чина,

Безумца рядит в господина

Или в шутиху дурака.

Далее идет конкретизация – 2 картины: 1) Д.рисует быт «второго Сарданапала», живущего «средь игр, средь праздности и неги» 2) рисует униженность зависящих от него людей. В то время как вельможа еще «покойно спит», в его приемной толпятся посетители: «израненный герой, как лунь, во бранях поседевший», вдова, «на костылях согбенный, бесстрашный старый воин». И заключает оду-сатиру гневное обращение к сибариту с требованием проснуться и внять голосу совести.

Далее Д. говорит о том, что «ни знатный род, ни сан» не делают человека лучше, чем он есть. Д. остается в рамках дворянского мировоззрения, когда знакомит со своей концепцией общественного устройства:

Блажен народ, где царь главой,

Вельможи – здравы члены тела,

Прилежно долг все правят свой,

Чужого не касаясь дела.

Идеальной формой правления для поэта остается крепостническая сословная монархия.

К гражданским одам Державина примыкает и знаменитое стихотворение "Властителям и судиям", за которое поэт попал в немилость. «Властителям и судиям» - Д. довольно точно перелагает текст 81-го псалма. Здесь отразились взгляды Д. на задачи власти и выражено глубокое неудовлетворение ею. Д. выступал с критикой Сената, осудил «земных богов», плодящих на земле лихоимство и насилие. Стихотворение звучит как прямое гневное обращение к «земным богам». Д. первым не только сводит «земных богов» с пьедесталов, но и судит их, напоминая об их обязанностях перед подданными. Ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы благодаря антитезе царь – раб:

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет…

Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части поэт гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях: они должны честно выполнять законы, "на лица сильных не взирать", защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников — "исторгнуть бедных из оков". Во второй части подводится горестный итог — властители и судьи остались глухи и слепы к страданиям подданных.

В конце поэт призывает всевышнего покарать «царей земли».

Воскресни, боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

Д.И. Фонвизин «Бригадир» - первая русская социально-бытовая комедия.

— комедия была написана в период с 1766 по 1769г.

первая русская национально-самобытная комедия

тема комедии не нова. Со временем Кантемира высмеивали раболепство перед всем иностранным, особенно французским.

— Фонвизин сумел показать французоманию дворянства как страшное социальное зло, разобщающее дворянское сословие с народом, Родиной, и запечатлел это с большой художественной убедительностью.

— Эта тема раскрывается прежде всего в образах Иванушки и Советницы, которые стыдятся, что родились в России, и презирают русский язык как достояние «подлого» народа. Побывав в Париже, Иванушка считает, что «он уже стал больше француз, нежели русский»: «Тело мое родилось в России, это правда, однако дух мой принадлежит короне французской». В разговоре с Советницей он говорит: «Все несчастие мое состоит в том только, что ты русская». А Советница, жеманясь, отвечает: «Это ангел мой, конечно, для меня ужасная погибель». Их речь пересыпана французскими словечками.

Речевая характеристика, которой Фонвизин наделил своих персонажей, помогает раскрыть их невежественное и убогое «французобесие», презрение ко всему отечественному. Например, слова советницы, показывающие ее пустой, невежественной щеголихой: «Ах, радость моя! Я довольно знаю, каково жить с тем мужем, который в Париже не был…», «Боже тебя сохрани от того, чтоб голова твоя наполнена была иным чем, кроме любезных романов» Кинь, душа моя, все на свети науки. Не поверишь, как такие книги просвещают. Я, не читав их, рисковала бы остаться на веки дурою».

— Советница и Иванушка напоминаются действующих лиц сатиры Новикова, комедий Сумарокова

персонажи комедии Фонвизина на редкость жизненны. Это почувствовали уже современники Фонвизина.

Фонвизин стремился дать социальную определенность характеров, показать значение воспитания для формирования характера человека. Подобные Иванушки – порождение невежества среды, воспитавшей их. «Всему причиною воспитание», — говорит Добролюбов. Да и сам Иванушка говорит: «Молодой человек подобен воску. Ежели б malheursement и я попался к русскому, который бы любил свою нацию, я, может быть, и не был бы таков».

— в «Бригадире» отчетливо звучит тема значении воспитания, окружающей среды (получает большее развитие в «Недоросле»). Пустоту, невежество, корыстолюбие и другие пороки, порожденные крепостнической действительностью, резко обнажил Фонвизин и в других персонажах комедии. Груб и неотесан отец Иванушки – Бригадир, не прочитавший за всю жизнь ничего, кроме воинского устава. Вместе с тем в изображении Бригадира Фонвизин отходит от однолинейности, показывая, что невежественный самодур не лишен природного ума. Его упрек жене относительно воспитания Иванушки, наконец, значительная часть критических реплик в адрес Иванушки не лишены здравого смысла.

— Не только содержание речей персонажей, но и язык, на котором они говорят, способствует раскрытию характеров персонажей. В комедии Фонвизина индивидуализация языка Бригадира, Советника, Иванушки, Бригадирши и др. способствовала типизации характеров. Это прекрасно видно в диалогах Бригадира с Советницей, Иванушки, Советника с Бригадиршей, Иванушки с Советницей.

— Речь Бригадира отрывиста, грубовата, пересыпана воинскими терминами (например, «представь себе фортецию, которую хочет взять храбрый генерал» и т.д.).

— Сатирически остро дан в комедии советник, ушедший в отставку после Сенатского указа 1762г. о лихоимстве (впервые тему взяточничества затронули Сумароков и Новиков). Рассуждения Советника о службе говорят о том, что перед нами судья-взяточник, для которого нет ничего святого, — судья, умеющий «манеров на двадцать» толковать один указ, и поэтому «нищим быть не может». Он глубоко убежден, что «взятки и запрещать невозможно», а жить одним жалованьем – «против натуры человеческой». Характерно отношение Советника к Добролюбову, который был неподходящим женихом для Софьи, пока не оказался обладателем двух тысяч душ. Лицемерие, ханжество советника раскрывается в его диалоге с Бригадиршей, которой он предлагает «согрешить и покаяться», пересыпая свою речь церковнославянизмами и приказными словами. При всей сатирической остроте советник дан в значительной мере традиционно.

наиболее удачным в художественном отношении является образ бригадирши. Бригадирша невежественна, глуповата, мелочна до скаредности. Фонвизин показывает, что все эти черты обусловлены окружающей ее жизнью. Она «таскается» по походам за мужем, и часто е приходится отвечать дома за то, «что в строю мужа раздразнили». Но Фонвизин неожиданно раскрывает в ней черты доброй, страдающей и безропотно покорной русской женщины. В рассказе Бригадирши о судьбе капитанши Гвоздиловой проявляется ее человечность, ее способность сострадать чужому горю. Она и сама безропотно выносить гнев мужа, предана ему, как мать она восторгается своим идиотом-сыном, и не в состоянии понять все его ничтожество и эгоизм. Вместе с тем в ее репликах, в разговоре с Софьей проявляются черты находчивости, меткость суждений. В образе бригадирши воплотилась горестная судьба многих подобных ей женщин.

— наименее убедительными оказались положительные персонажи комедии – Софья и Добролюбов. Это традиционные образы, выдержанные в рамках требований, предъявляемых поэтикой классицизма, и схематизм в их изображении отмечало большинство исследователей. Вяземский писал: «Жаль нравственности, но всех бледнее и всех скучнее в комедии законная любовь Софьи и Добролюбова». Однако Макогоненко считает, что Фонвизин первым попытался изобразить «новых людей», появившихся в России (приплетаем пару слов про «Горе от ума»). Но госпожа Т. считает, что такие выводы необоснованны.

«Бригадир» — первая русская бытовая комедия, в которой жизненные ситуации, быт выведены на сцену. На сцене показана домашняя жизнь, здесь пьют чай, играют в карты, загадывают на картах. В этом также заключалось новаторство Фонвизина как драматурга, разрушавшего каноны комедии классицизма.

— вместе с тем в комедии еще много традиционного, идущего от поэтики классицизма. Построение комедии довольно условно, фабула несложна. В комедии действие фактически отсутствует, она статична, действие заменено комическими разговорами. Также стоит отметить отсутствии в комедии главного героя и недостаточная оправданность названия комедии. С традицией классицизма «Бригадира» связывает элемент морализации (открытая декларативность мыслей автора в устах положительных героев), статичность, обязательные 5 актов, соблюдение единств места, времени и в основном действия, от классицизма идет и поэтика имен.

— однако главным в комедии является художественное новаторство Фонвизина-драматурга, которое проявилось в ярко выраженной реалистической тенденции, в создании типизированных образов, социально обусловленных, в речевой характеристике как средстве раскрытия характеров, в индивидуальности. В ряде характеров он отходит от однолинейного их изображения, вводит на сцену быт. Именно эта жизненность комедии принесла Фонвизину огромный успех.

— комедия «Бригадир» оказала влияние на развитие русской комедии вообще и поздних комедий Сумарокова в частности.

8. Жанр программной оды в творчестве Ломоносова. «Одна на восшествие…».

Классицизм — глубоко прогрессивное направление в искусстве. Пафос классицизма — прославление общегосударственных, общенациона­льных идей, событий, героев.

Оды, как и многие другие стихи Ломоносова, создавались «на случай». Они писались обычно в связи с различными знаменательными событиями в жизни русского государства, приурочивались к дням восшествия на престол Елизаветы, Екатерины II и к другим официальным придворным торжествам. Но празднество или официальная дата, к которой приурочено создание оды (или «надписи»), были для него всего лишь поводом для вдох­новенного, свободного полета творческой фантазии и воображения. По силе чувства, впечатляющей яркости картин оды Ломоносова не уступают за­падноевропейским образцам похвальной оды ХVII—ХVIII вв. (Малерб во Франции, И. К. Гюнтер в Германии и др.).

Похвальные оды и торжественные слова Ломоносова проникнуты вы­соким патриотическим пафосом. Непосредственные адресаты его од — цар­ственные покровители поэта — отступали в них в тень перед величествен­ным образом России, размышлениями о перспективах ее исторического развития. Ломоносов был ее вдохновенным певцом в пору становления рус­ской нации, закладывания основ русской национальной культуры, к на­стоящему и будущему которой он относился с горячим воодушевлением.

Ломоносов предугадывает в одах грандиозные успехи русского корабле­строения, соединение морей искусственными каналами, осушения болот, точные расчеты метеорологии, посредством которых человек научился вер­но предсказывать погоду. Он твердо уверен в том, что русская земля щедро откроет свои недра пытливому взору изыскателей, а труд народа извлечет из ее глубин еще неизведанные сокровища. Материал с сайта //iEssay.ru

Своими торжественными одами Ломоносов создал канон, надолго став­ший художественным образцом для последующей русской оды — наиболее высоко почитаемого в системе русского стихотворного жанра. Ломоносов-одописец пользовался этим каноном с исключительной смелостью, сво­бодой и гибкостью, не повторяя себя.

Неудивительно, что и под пером его приемников жанр торжественной оды сравнительно надолго сохранил в России своеобразную художественную пластичность, готовность к новообразованиям, которая способствовала его поэтическому долголетию.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода «На день восшествия Елизаветы Петровны». Ломоносов начинает ее с прославления мира:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Благословенный край рисует нам автор, и эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились.
Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы, наводят автора на мысль о другом великом правителе – Петре I. Ломоносов восхищается этим великим человеком столько сделавшим для России:
Послал в Россию человека,
Каков не слыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчану,
Россию, варварству попрану,
С собой возвысил до небес.
Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
Ода «На день восшествия Елизаветы Петровны» не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:
…Божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…
Автор говорит в оде о красоте и величии своей родины, недра которой хранят неисчерпаемые богатства:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, «каких зовет от стран чужих!». Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, —
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и на едине,
В покое сладки и в труде.
Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.
Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!