Правовое положение журналиста.



Формирование личности журналиста.

 

Вхождению в профессию помогают или мешают генетически обусловлененные факторы. Где бы ни работал журналист, ему понадобятся физическая выносливость, чтобы справиться с перегрузками, стрессами и с честью пройти испытания в экстремальных ситуациях. Исключительно велики психологические нагрузки на сотрудника редакции.

 

Ученые исследовали проблему типичного для журналиста темперамента. Предпочтительнее, на взгляд специалистов, сангвиники. Они обладают хорошей реакцией, легко откликаются на то, что происходит вокруг, быстрее справляются с неприятностями, которыми изобилует напряженная репортерская профессия.

 

Успех в любой работе, в том числе журналистской, зависит от способностей – индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют качественный уровень продукции. Они обусловливают легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности и не сводятся только к знаниям, умениям и навыкам. Основными для журналиста издавна считались литературные способности. Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма. Совершенное владение словом для журналиста обязательно.

 

Конечно, журналисту необходимо владеть основами логики – науки о правильном мышлении, применять в своем творчестве общелогические методы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование).

 

 

Инфраструктура СМИ.

Инфраструктура (лат. инфра «под, ниже + структура») – система жизнеобеспечения деятельности журналистики. Эта система, с одной стороны, снабжает газеты, журналы, телерадиоорганизации всем необходимым для их успешной деятельности – информацией, техникой, средствами связи и т.д., а с другой – обеспечивает доставку информационной продукции потребителям.

 

Важнейшими частями инфраструктуры являются:

 

· информационные агентства и службы обмена информацией.

· производственно-технические подразделения.

· службы связи.

· система доставки и распространения.

· институты научного обеспечения работы СМИ и формирования кадров для них.

· ассоциации издательских и вещательных организаций и лиц.

· государственные органы, ведущие регистрацию и лицензирование, наблюдающие за правильной реализацией программ деятельности СМИ и т.д.

 

Включение журналиста в творческий процесс.

Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен поразмышлять над темой будущего произведения. Журналистская тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема обычно рождается из двух ситуаций – либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно уточнить для себя, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке.

 

Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности. На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Но и в этом случае журналист постоянно включен в процесс не только обдумывания, но и накопления нового материала.

 

Замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза. Это - первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор заранее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов. Замысел представляет микромодель этого произведения.

 

Следующий этап - накопление материала. Вынашивание произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи. Если в замысле фиксируется только общая идея, то в плане дается беглая наметка всего произведения, выделяются его узловые моменты, определяются основные герои произведения, вокруг которых и развернется все действие. Дальнейшая работа над произведением связана с конкретизацией рабочей идеи. Приступая к работе, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции.

См 13.

Методы работы над текстом.

38. Логическое и психологическое начало в творчестве журналиста. 

             

  Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков. Интерес к данной теме обусловлен рядом причин.

С точки зрения гносеологии творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей.

Творчество – это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса». В процессе творчества личность решает задачи со многими неизвестными. В этом смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению». Но не всегда те или иные решения можно найти при помощи логических методов анализа, например индукции и дедукции. Порой ответы на те или иные вопросы могут быть получены на интуитивном уровне. Логическое же постижение истины исключает всякое отклонение мысли от заданного пути. Логику не интересует это движение во всей его полноте и запутанности, с его зигзагами и попятными движениями, а также включенными в него такими моментами, как «мыслительные барьеры». От всего этого логика обособляется и представляет движение к истине в очищенном виде. Теоретики правильно отмечают, что логика, отвлекаясь от взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта, «создает абстрактные модели отношений между предметами, изучая закономерность этих отношений, отраженных в знании и запечатленных в той или иной знаковой форме».

Жизнь современного человека включена в сложную систему социальных связей и зависит в немалой степени от системы общественных отношений, процессов и событий, происходящих в стране и обществе в целом. При этом, главный психологический механизм – это восприятие, иными словами, выработка представлений, установок.

Чтобы изучить и осмыслить основные способы воздействия СМИ на читательскую аудиторию, психология журналистики, одним из своих научных направлений избрала формы и методы воздействия журналистики на сознание и поведение индивида. Для всестороннего изучения психологических аспектов печати необходимо учитывать, что журналистика по своей природе и функциям столь же социальна, сколь и психологична. Способы психологического воздействия на аудиторию в процессе общения осуществляются с помощью подражания, внушения, заражения и убеждения. Все они взаимообусловлены, достаточно сложны, подтверждены практикой и результатами экспериментальных опытов.

Практика массмедиа опирается на многолетний опыт социологических и социально-психологических исследований отечественных и зарубежных ученых. Однако до сих пор полно не изучено действие этих механизмов применительно к анализу деятельности журналиста и влияния их на сознание массовой аудитории. Отсюда одним из наиболее интересных с научно-познавательной точки зрения феноменом в системе массовых коммуникаций является стереотипизация.

Стереотип в журналистике содержит в себе установку эмоционально-окрашенную и выражающую систему ценностей тех или иных социальных групп. Поэтому стереотипы могут являться выражением общественного сознания и функционировать на основе какого-то определенного социального заказа. В этом и заключается стереотипизация – пропагандистское воздействие, которое достигается в основном посредством традиционных источников информации.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 298; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!