Особенности «операций» А.З. Рубинова.



26. Журналистика как область творческой деятельности.  

 

 Журналистика пронизана творчеством. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое.

Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.

Творческая деятельность существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.

В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.

Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от других журналисты участвуют не в художественном, а в социально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

 

Подготовка к беседе.

 

28. Типы и методологические основы творчества.

 

Творчество реализуется в журналистике при участии всех его типов, выработанных человечеством – научном, художественном, публицистическом. Без обращения к ним невозможно абсолютное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные программы в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них может быть найдено место для любой из форм.

 

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго излагаемые сведения, важные для формирования научной «картины» мира. Это – мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки. Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной и других областях жизни.

 

Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества.

 

Публицистика как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества. Если рассматривать публицистику как творческую форму, возникшую для «обслуживания» общественного мнения как особого компонента массового сознания, можно выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества. В силу того, что общественное мнение всегда судит о жизни целостно, публицистика призвана целостно рассматривать явления действительности, т. е. давать их характеристики на пересечении политического, экономического, правового, этического, эстетического, философского подходов к ситуациям жизни.

 

Основу методологической культуры журналиста составляет общая методология социального познания. Ее ядро – система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество. К общей методологии относятся также владения материалом конкретных общественных наук. Иначе говоря, в силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сфера жизни. Отсутствие необходимых знаний и неумение ими пользоваться в творческо-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие творчества и журналистики тесно переплетаются между собой. Журналист – это одна из профессиональных групп, первоочередная задача которого создавать информационные продукты. Любой качественно новый информационный продукт есть результат переработки и обогащения полученной информации, в котором неизбежно отражается уровень креативности, то есть творческих возможностей создателя.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 330; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!