Тема, замысел, факт в журналистике (по Аграновскому).



Тема – это главная мысль или сумма мыслей, выражающих отношение автора к явлению, которое он отбирает для исследования и последующего изображения в своем произведении. Такое определение темы точно соответствует духу времени и состоянию современного читателя, кроме того, гарантирует высокий уровень доказательности и убедительности публикаций, их наполненность доводами и резонами и, самое главное, мыслью, если угодно, идеей, идейностью.

Замысел есть «намерение, задуманное дело», считающийся первой стадией рождения темы, но не обязательной, потому что замысел и тема возникают не по «очереди», а одновременно. В этом случае тема, становясь замыслом, включает его в себя. Но обычно между замыслом и темой имеется дистанция, которую еще надо преодолеть, чем-то заполнить. Чаще всего замысел лишь предчувствие темы, достаточно. Замысел – стадия, практически мало к чему обязывающая журналиста, а тема – это уже реальная основа для сбора материала и его написания.

 

Каковы же источники возникновения замысла? Их два. Первый собственный социальный опыт журналиста, его информированность, его знания. Все это, достигнув определенной концентрации, как бы «выпадает в осадок» в виде замысла, способного в свою очередь трансформироваться в тему, и для газетного решения темы будет недоставать только факта, на поиски которого журналист и должен тратить силы. Второй источник – сам факт, пришедший «со стороны» и дающий толчок для возникновения замысла: тогда газетчик, основываясь на имеющихся у него знаниях, «перерабатывает» замысел в тему.

 

Прежде всего, надо сказать, что факт – упрямая вещь. В этой известной формулировке содержится нечто главное для журналистов: качество факта, его упрямство, с которым нельзя не считаться, но и которым надо уметь пользоваться. Подобное качество диктует профессиональное отношение к факту: ни в коем случае не прибавлять к нему, не убавлять от него, не трогать, не подтасовывать – всецело на факт полагаться.

Концепция и композиция журналистского материала.

 

Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения обусловлено конкретным замыслом. Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит литературному оформлению. В ходе реализации этой творческой задачи все «элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимают сюжет и композиция.

 

В журналистском произведении могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным элементам, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

 

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства, и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.

Концепция – смысловое «ядро» произведения, включающее тему, проблему, идею. Композиция может быть частью замысла.

Творчество в журналистике.

 

Что такое творчество? Это – несомненно, один из сложных феноменов человеческой жизни, привлекавший многих психологов во все времена, однако до сих пор до конца не объясненный и не изученный.

 

Творчество ведет к развитию. Через творчество человек познает себя и окружающий мир, меняется сам и меняет его. Творчество берет начало в бессознательном компоненте структуры личности.

 

Творчество – сложный психический акт, выражающийся в воспроизведении чего-то нового. Это наши скрытые мысли, желания и чувства, которые обретают выход через творчество. Отсюда возникает вопрос – как протекает творческий процесс? Творческий процесс имеет несколько стадий:

 

1. Подготовка.
Это некое состояние, являющееся предпосылкой для проблеска идеи, сюжета; ситуация, при которой у нас возникает желание выразить свое отношение к ней. Иногда этот этап происходит настолько быстро, что кажется безо всякой подготовки и обдумывания, будто по мановению волшебной палочки к нам сразу приходит вдохновение. Так происходит у людей, для которых творчество - это профессия, которой они живут. Можно сказать, что они уже «подготовились», они всегда открыты для идеи. 

 

2. Созревание идеи.
Бессознательная работа, которую вы не почувствуете и не опишете, если только это не запомнившийся сон, и вам остается только записать то, что приснилось. Такое подчас случается  у людей увлеченных, которые живут с озарениями бок обок. 

 

3. Вдохновение.
В сознание приходит идея и генерирует дальнейший ход мыслительной работы.  Это тоже часто случается моментально, будто кто-то просто открыл кран вашего сознания и информация потекла. 

 

4. Развитие идеи.
Идея оформляется в конкретный результат посредством труда, хотя иногда кажется, что все получается само собой. Делаете ли вы наброски в блокноте или печатаете на компьютере, проверяете ли правильность составленного предложения или ищете необходимые данные в других источниках – все это труд, который требует навыков. Не зря же так популярны мастер-классы, консультации с профессионалами, и правило писать хоть несколько строк каждый день. 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!