Слово в журналистском тексте.



Сюжет и фабула в журналистском тексте.

В журналистике под сюжетом понимают хронологическое движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрывается характер человека, судьбы людей, противоречия, общественные конфликты. Сюжет в журналистике предстаёт не только историей роста характера, но также истории взаимоотношений людей, системой событий, логикой развития мысли, историей постановки и решения какой-либо проблемы.  

Именно сюжет дает возможность раскрыть в развитии и показать с разных сторон характеры и обстоятельства, выявить связь между ними. Журналистский сюжет не развёрнут, в нём отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Во всех этих случаях журналист выбирает те приёмы и средства построения сюжета, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны осветить объект описания.

Так же выделяют событийный и проблемный сюжеты: Выстраивая текст по принципу событийного сюжета, автор, как правило, стремится показать основную канву события, которое может быть «свернуто» или развернуто во времени и пространстве. Главное при этом показать динамику развития той или иной ситуации от завязки до её завершения. В ходе описания могут быть применены и «несюжетные» вкрапления, в которых даются необходимые дополнительные сведения. Сюда же, могут быть отнесены и прямые суждения журналиста, позволяющие, поставить те проблемы, которые накрепко связаны с событиями и персонажами.

Другая разновидность сюжета - это проблемный сюжет, помогающий провести публицистическое исследование действительности. Он чаще всего встречается в статье, обозрении, рецензии, публицистическом комментарии, то есть там, где читателю предлагается включиться в "интеллектуальную интригу", связанную с поиском ответа на поставленный автором вопрос. В проблемном сюжете главное средство воздействия на аудиторию состоит в логике авторских рассуждений, в умелом использовании фактических данных, в убедительности аргументов и выводов. Проблемный сюжет имеет аналог в системе научных доказательств: его завязка, напоминает постановку вопроса, развитие действия - анализ фактов, сопоставление идей - изложение аргументов, а кульминация - решение вопроса. Проблемный сюжет освещает сложное, часто противоречивое социальное явление, а так же раскрывает взаимосвязи между этими явлениями. Вместе с тем проблемный сюжет помогает создать эффект духовного общения с читателем, включить его в процесс поиска истины, решения той или иной социально-практической задачи.

Наряду с сюжетным построением произведения журналисты используют фабульные приемы в подаче событий. Фабула в переводе с латинского означает сказание, рассказ.

Для реализации замыслов такого рода, требуется пространственное композиционное мышление. Фабульное повествование и дает сцепление событий, как их увидел, понял и оценил публицист, – сцепление, позволяющее создать панораму жизни на том или ином участке. В одних случаях «сцепление» может быть создано автором преднамеренно, в других – сама жизнь сталкивает некие события, которые могут лечь в основу фабульного повествования.

Для воссоздания целостной картины описываемого явления используются различные смысловые связки, авторские ремарки и отступления, ассоциативные связи, но главным стержнем остается фабула

Работая над композицией, журналист находится в определенной зависимости от Фабулы - той цепи событий, о которой повествуется в материале. В документальном произведении фабула не зависит от автора, это данность, то, что было на самом деле. Исходя из фабулы, журналист выстраивает сюжет своего произведения.

Сбор и накопление материала в творчестве журналиста

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обычно работники масс медиа используют три самых распространенных метода: интервью, наблюдение, изучение документов. Среди них наименее надежные – интервью и наблюдение, при использовании которых сильно проявляется субъективность журналиста и объектов его интереса, и ее трудно преодолеть. Однако большинство материалов все же готовится именно на основании бесед с людьми.

Интервью. Успех интервью зависит от многих условий и в первую очередь от хорошо проделанной предварительно домашней работы. Она включает в себя максимально подробное знакомство с темой и с интервьюируемым с помощью различных источников и способов:

 * опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;

* изучение материалов прессы, если он уже становился предметом интереса журналистов;

* знакомство с результатами его профессиональной работы;

* самообразование, то есть приобретение достаточной компетенции в той области, где собеседник – дока;

* поиск биографических сведений о нем;

* определение его пристрастий, привычек, круга друзей и интересов.

Итог домашней работы сводится к тому, чтобы убедиться в важности для собеседника темы предполагаемого разговора и составить перечень вопросов. После подготовки остается условиться о встрече, иногда при этом согласовываются основные направления разговора. Работа на пресс-конференции. Подготовка к пресс-конференции требует домашней работы так же, как и интервью. Из всех возможных источников надо узнать все, что собой представляет инициатор пресс-конференции. Далее подготовьте список вопросов. Если заранее раздают пресс-релизы и другие документы, то позаботьтесь, чтобы они достались вам. На самой пресс-конференции следует:

Наблюдение так же, как интервью, представляет собой наиболее распространенный способ получения информации. Оно позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления, полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства, которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей, слушателей, зрителей. Видеокамера и фотоаппарат – весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего. Некоторые журналисты, находясь в эпицентре события, наговаривают собственные впечатления об увиденном на диктофон.

Помимо простого наблюдения журналисты нередко используют и так называемое включенное наблюдение, когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делается это для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия.

Изучение документов. Документ, то есть информация, зафиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фотопленке или видеокассете, – едва ли не самый важный инструмент в работе журналиста. С его помощью проверяются сведения, полученные в ходе интервью и наблюдения. Он становится аргументом и доказательством, когда журналисту нужно доказать свою правоту в суде. Опора на документы делает публикацию основательной и защищенной. Профессиональный журналист использует любую возможность, чтобы обеспечить себя копиями документов, с которыми ему приходится работать.

Одна из главных задач, которую приходится решать, – удостовериться в подлинности документа. Следует определить:

 

* подготовлен ли документ компетентным (в силу своего положения) и уполномоченным для этой цели лицом;

* не повлияла ли обстановка, в которой составлялся документ, на его содержание;

* не искажены ли фамилии должностных лиц;

* соответствует ли содержание документа тексту оттиска печати (углового штампа);

* подписан ли документ уполномоченным для этой цели лицом.

Делая извлечения из документа, пишет Г.В. Лазутина, профессиональный журналист всегда:

 * фиксирует точное название документа, его автора, дату и место издания;

* заключает в кавычки изъятые фрагменты текста и указывает страницы;

* помечает специальными знаками собственные мысли и оценки, возникшие во время чтения;

* при завершении работы специально проверяет все цитаты, названия, цифры, фамилии, имена и прочие сведения[3].

Социологические способы получения информации. В практике СМИ иногда применяется методика, заимствованная из социологии. В частности, анкетирование используется для изучения мнений о газете или вещательном канале, представлений аудитории по значимым общественным проблемам и т.д. Важно при этом грамотное (с методической точки зрения) составление анкеты. В противном случае результаты опроса окажутся не соответствующими действительности.

НАКОПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Преддверием творчества можно назвать накопление материала, который затем может использоваться при разработке темы.

В творческой лаборатории журналиста широко распространены досье. Их можно подразделить на тематические и сроковые. Собираемые для досье материалы могут размещаться в папках, скоросшивателях, на магнитных носителях, в компьютерах.

Непременным источником накопления материала для журналистского произведения является блокнот. В блокноте фиксируется то, что требуется для подготовки материала.

Новая запись начинается с даты, места, где журналист находится. В блокноте журналист записывает фамилии, имена, отчества, должность. Обязательно запишите в блокноте цифры, данные. Не надейтесь на память. Память может подвести вас. Запишите яркие, бросающиеся в глаза детали.

Отправляясь в командировку, обязательно возьмите с собой блокнот, ручку и карандаш. Зачем карандаш? – спросите вы. К примеру, вы беседуете на улице при 30-градусном морозе. Ручка не пишет. Тут-то вам и пригодится карандаш. И если я записываю беседу на диктофон, то в блокноте помечаю какие-то детали, важные моменты беседы. Запись может не получиться, диктофон можно потерять, а блокнот всегда останется с вами.

Своеобразным накопителем материала, тренажером для журналиста является личный творческий дневник. Личный творческий дневник необходимо вести и начинающим журналистам. Он помогает научиться умению наблюдать, слушать, общаться.

Подготовка к беседе

Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности. Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы:

общая подготовка, конкретная подготовка, психологическая подготовка

Общая подготовка.    

Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки журналиста, обще профессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили. Что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемости личности на основании собственного опыта, имеющихся знаний, вот почему интеллектуальное развитие интервьюера, накопление им разносторонних познаний в самых различных областях человеческой культуры – профессиональное требование. Интервью – это один из важнейших моментов деятельности. И поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания, навыки, умение. Весьма актуальны для журналиста знания аудитории: ее структура, интересы, потребности, информационный уровень. Установки. Стереотипы.

Конкретная подготовка к интервью

Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов:

*определение цели интервью и характера необходимых сведений

*изучение предмета интервью и собеседника

*предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов

*договоренность о встречи, месте, времени интервью

Интервью в журналистике может использоваться для получения любых сведений – как фактических, вплоть до справочных, так и субъективных фактов сознания человека – мнений. Всякого рода оценок.

Изучение собеседника

Как уже говорилось, журналист должен быть человеком эрудированным, обладать развитыми интеллектуальными знаниями в той области, в которой он специализируется, однако это не освобождает его от необходимости каждый раз изучать тот предмет, по поводу которого он собирается беседовать. Чем больше жур-т будет знать о предмете интервью, тем больше он получит в самом интервью, не только потому, что знания позволят ему проникнуть в глубь проблемы, но и потому, что и сам он будет чувствовать себя увереннее и собеседник отнесется к нему с большим уважением и серьезностью. Журналист должен знать свой предмет, а не стараться произвести впечатление, что он знает.

Вместе с изучением темы и предмета беседы журналист стремится выяснить все, что возможно, о будущем собеседнике:

его взгляды, позицию, занимаемую им по проблемам беседы

факты его биографии

его личные качества. Привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход беседы

опрос тех, кто хорошо знает будущего собеседника, в том числе коллег в редакции, имевших с ним дело;

изучение материалов прессы, если он уже становился предметом интереса журналистов;

знакомство с результатами его профессиональной работы;

самообразование, то есть приобретение достаточной компетенции в той области, где собеседник – дока;

Планирование и проведение интервью

Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет – с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить, зависит, во-первых, от целей интервью, от вкусов и привычек самого журналиста. Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, когда журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной программе. Заранее подготовленные вопросы нужно иметь и для беседы по телефону, а так же, если она проходит в условиях ограниченного времени. Таким образом, если журналист не составляет вопросов, он продумывает ход беседы, мысленно выстраивает ее план. У него должны быть заготовлены:

• Рабочая гипотеза – это по существу обдумывание конкретных целей интервью.

• Драматургический стержень беседы. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно, не стереотипно, увлеченно. Часто таким стерженем выступает столкновение идей, момент дискуссии.

Выбор места и времени интервью.

Готовясь к интервью, журналист должен позаботиться о том, чтобы обстановка была психологически благоприятна. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно, решить вопрос о присутствии посторонних. Место встречи прежде всего должно быть удобно интервьюируемому. Присутствие же посторонних неизбежно влияет на результаты беседы, но оно не всегда вредно для журналистского интервью. Застенчивого собеседника может успокаивать присутствие при разговоре кого-то из близких, так же присутствие других людей порой останавливает от желания прихвастнуть, солгать.Договариваясь о встречи, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник и в зависимости от этого планировать интервью.

Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. Журналистский труд требует хорошей памяти, внимания. Наблюдательности, воображения, впечатлительности, настойчивости, любознательности.

Так же при подготовке у журналиста начинает складываться мнение о человеке, с которым ему предстоит беседовать: о соц. группе, к которой он принадлежит, о его характере, о возможном отношении к беседе. Однако все это не должно мешать объективности восприятия журналиста. Конечный же результат интервью в значительной степени зависит от взаимоотношений между участниками беседы. В связи с этим уже в период подготовки интервьюер должен обдумать, на сколько охотно интервьюируемый будет сотрудничать с ним. Так же журналисту необходимо прикинуть, не будет ли в интервью вопросов или тем, которые вызовут раздражение, смущение интервьюируемого и т.д.

Вопрос – основа беседы.

 

В журналистской деятельности вопрос является весьма важным орудием получения сведений. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

· Общее знание предмета обсуждения.

· Формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа.

· Первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу.

· Предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов

 

Вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:

1. по форме вопроса

Открытые и закрытые

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции.

Прямые и косвенные, личные и безличные.

В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только в следующем случае:

- Необходимо получить сведения о поведении, отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затруднится высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми соц. группами, к которым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получать информациию об его взглядах и мнениях.

Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.

2. по воздействию на собеседника:

Наводящие или подсказывающие вопросы.

Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить жур-ст, а какие для него не желательны. Немногие в таких случаях решатся возражать жур-ту, у которого все уже распланировано и ясно. Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют жур-ты, особенно те. Которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления.

3. по функции:

Основные, зондирующие, дополнительные.

При подготовке к интервью журналист должен прежде всего составлять основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации основной вопрос может и не сработать. Люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника журналист сможет определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают , когда не срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора.

Вот так же и контрольные вопросы могут составляться заранее, но и появляться спонтанно в хоже интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность.

Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.

Прежде всего вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Насколько возможно , необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Следующее требование к вопросу – он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить. Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос. То возникает у самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!