Рефлексия занятия. Тест «Умение излагать свои мысли»



Инструкция: ответьте «да» или «нет» на вопросы:

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, интел­
лекту, общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем
высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы
высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказыва­
ний?

8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказывани­
ях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и
мнения?

10.Отличаете ли вы факты от мнений?

11.Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?

12.Стараетесь ли вы, чтобы слушатели всегда соглашались с
вами?

13.Используете ли вы профессиональные термины, далеко не
всем понятные?

14.Говорите ли вы вежливо, дружелюбно?

15.Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими сло­
вами?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Ключ:

Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12 и 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы.

Подсчитайте количество баллов.

Результат:

от 12 до 16 баллов — отличный результат;

от 10 до 12 баллов — средний;

меньше 9 баллов — плохой.

Анализ результатов позволяет каждому продумать программу развития навыков публичного выступления.

Анализ занятия. Тест «Атмосфера в группе»

Поскольку сегодня мы разобрали отдельно каждое упражнение, то в качестве анализа предлагаем тест «Атмосфера в группе», ко­торый направлен на выявление психологического климата сего­дняшнего занятия.

Психологический климат, комфорт, атмосфера — важные эле­менты публичного выступления преподавателя. Они тоже входят в алгоритм подготовки к публичному выступлению.

Инструкция: вам предлагается 10 противоположных по смыслу пар слов. Нужно поставить крестик на шкале в том месте, кото­рое в наибольшей степени отражает атмосферу в группе, на ваш взгляд.

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценивать и по составляющим).

 

Дружелюбие 987654321 Враждебность
Согласие 987654321 Несогласие
Удовлетворенность 987654321 Неудовлетворенность
Увлеченность 987654321 Равнодушие
Продуктивность 987654321 Н е продукти вность
Теплота 987654321 Холодность

 

Продолжение

 

Сотрудничество 987654321 Отсутствие сотрудничества
Взаимная поддержка 987654321 Недоброжелательность
Занимательность 987654321 Скука
Успешность 987654321 Неуспешность

Домашнее задание Продумать темы предстоящей дискуссии, подобрать литературу

Инструкция: тема дискуссии должна быть интересной, касаю­щейся проблем воспитания и обучения (желательно учащейся молодежи). В теме выделены вопросы для обсуждения. По теме должно быть представлено не менее трех источников научно-ме­тодической литературы, публицистической, периодической печати. Заявленная тема может быть представлена наглядно в виде опор­ных схем, таблиц, видео- или аудиофрагментов.

Задание для самостоятельной работы «Составление программ и подбор упражнений для саморегуляции»

Цель: снятие барьеров нерешительности, страха, напряжения пе­ред публичным выступлением с учетом индивидуальных особенно­стей организма и психического состояния преподавателя.

Инструкция: саморегуляция позволяет профессионалу создать необходимое настроение для самого себя в моменты ответствен­ных выступлений перед аудиторией. Подберите упражнения, спо­собствующие мобилизации вашего внутреннего самочувствия. По­путно продумайте программу саморегуляции своего психофизиологического состояния. Воспользуйтесь предложенной ниже литературой:

Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб., 2001. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в се­бе. - М., 1997.

Прутченков А. С. Школа жизни: Методические разработки социаль­но-психологических тренингов. — М., 2000.

Информация к теме

Любое публичное выступление является актом коммуникации как процесса передачи информации от отправителя к получателю. Отправитель (лектор) должен оказать на получателя (слушателя) определенное воздействие и передать то или иное сообщение с по­мощью кода: рассказа, сообщения в форме устного или письмен­ного текста.

 

Во время выступления следует выделить ориентиры: тема, ауди­тория, цель выступления, план выступления.

Тема — это предмет данной встречи. Необходимо ограничить тему одной или двумя главными мыслями и четко уточнить смысл (понятийное определение) главных (основных) слов, которые бу­дут раскрывать содержание темы.

Аудитория — это слушатели. Следует предположить их реак­цию, интерес, отношение к выбранной теме, а также насколько соответствует теме аудитория и что надо изменить в содержании, чтобы быть понятым.

Цель выступления зависит от того, какой вид выступления пред­почитает лектор. Условно различают три вида выступлений:

— инструктивное, целью которого является обогащение
аудитории знаниями. Здесь очень важен отбор содержания мате­
риала;

—эффективное — его цель состоит в том, чтобы убедить,
доказать, конкретизировать данные, которые лягут в основу вы­
ступления. Здесь важен отбор приемов аргументации и доказа­
тельств;

—случайное выступление. Его цель — просто поговорить по
поводу того или иного случая. В ходе такого выступления проис­
ходит пояснение, объяснение само собой разумеющейся инфор­
мации.

Публичное выступление, например лекция, может сочетать все три вида, а может реализовываться через какой-то один вид.

План выступления состоит из трех частей: вступления, основ­ной части и заключения.

Вступление: важно очень хорошо начать, поэтому вступление не должно быть вялым или нейтральным, чтобы не сделать ауди­торию равнодушной. Банальное, традиционное начало создает впе­чатление, что ничего нового не будет сказано, и слушать переста­ют сразу. Не следует также начинать разговор с призывов к серьезной работе, замечаний, перечисления того, что входит в содержание выступления (т. е. план). Нужно продумать увлекательное начало. Здесь необходимо обратить внимание на два момента: во-первых, на создание «психологической одежки» вступления, задачей ко­торой будет создание настроя аудитории, расположение ее к лектору.

Существует несколько приемов, правил «искусства нравиться

людям»:

— «Правило 15 секунд». Основа отношения собеседника к нам
закладывается в первые 15 с, поэтому не следует сразу «рваться в
бой», пусть включится в работу первая фаза контакта — взаимо­
восприятие, когда лектор и аудитория как бы прислушиваются друг
к другу.

— «Правило 3 плюсов»: комплимент, улыбка, имя собесед­
ника.

—«Правило просьбы», включающее в себя: «Правило внуше­
ния собеседнику сознания его значительности», «Формулу успеха»
и «Просьбу о помощи».

—«Правило психологического поглаживания» как единица на­
шего интереса к собеседнику. Реализуется через речевые фразы-во­
просы: «Здравствуйте! Добрый день! Как дела?»

—«Правило юмора».

Во-вторых, следует продумать собственно начало изложения ма­ териала. Это может быть:

—цитата авторитетного автора, глубокая по содержанию, не­
знакомая слушателям;

—по рекомендации А. Ф. Кони в начале беседы «что-нибудь
из жизни, что-нибудь неожиданное, какая-нибудь странность».

Во время подготовки выступления нужно учесть следующие по­желания:

—вступление не должно быть слишком длинным или корот­
ким. Обычно для него отводится четвертая или пятая часть всего
времени, отведенного для выступления;

—во вступлении должно звучать резюме темы;

—вступление должно учитывать ситуацию, время, место, со­
став аудитории.

Чтобы быть более уверенным в себе, следует заранее подгото­вить несколько заготовок начала выступления.

Перед началом публичной речи не обращайте внимания на симптомы страха: сильное сердцебиение, ком в горле и т. д. По­добное состояние, наоборот, помогает мобилизовать силы для вы­ступления, оно означает, что вы готовы действовать.

Если не удается перевести подобное состояние в позитив, то рекомендуется выполнить несколько дыхательных упражнений:

1. Решительно встаньте, сделайте глубокий вдох. Дышите глу­
боко в течение 30 с. После этого заходите в аудиторию.

2. В течение 30 с быстро вдохнуть и два раза медленно выдох­
нуть, т. е. вдох делать в два раза короче, чем выдох. Когда есть
сильное напряжение, нужно сделать глубокий вдох и задержать ды­
хание на 15—20 с.

В основной части выступления следует помнить о двух правилах:

1) раскрыть перед слушателями содержание материала — зна­
чит постепенно увлечь их тем, что хочет доказать лектор. Надо ид­
ти от известного аудитории к неизвестному;

2) не следует бояться повторений: всякая речь хороша сильны­
ми местами, которые следует повторять, избавляясь одновременно
от второстепенного.

При выстраивании выступления следует обратить внимание на постановку речевых фраз, которые должны быть простыми и по­нятными слушателям. Логика выступления требует четкой струк­туры изложения материала. При ознакомлении с материалом че­ловек запоминает три-четыре узловых вопроса, поэтому план

выступления должен быть поделен на три-четыре части, каждой из которых должно быть дано название. Структура изложения может быть:

—антикульминационной, если решение проблемы дается в на­
чале выступления. Она эффективна, когда выступающий мало зна­
ком с аудиторией, не наладил контакт или аудитория не настрое­
на на серьезный лад;

—пирамидальной, когда способы решения затронутой пробле­
мы даются в середине выступления;

—кульминационной, если выводы даны в конце. К такому из­
ложению материала можно прибегнуть, если у студентов большая
нагрузка в день вашего выступления. Данная структура позволит
включать в работу студентов постепенно. Этот вариант стратегии
используется, если аудитория занимается с интересом, не успела
устать, т. е. ваша лекция приходится на первые пары учебных за­
нятий.

Вербальное общение должно быть ярким, поэтому нельзя иг­норировать эмоции слушателей. Говорить следует с воодушевлени­ем, избегать речевых штампов, безразличного тона, обилия терми­нов, жаргонных слов, слов-паразитов. Нужно апеллировать к положительным эмоциям через создание ситуации успеха. Чтобы заинтересовать слушателей, следует насыщать речь фразами, созда­ющими образы, а также словами, вызывающими перед людьми ве­реницу картин; если возможно, то использовать сбалансированные предложения и контрастные идеи. Выступлению придадут естест­венность акцентирование на важных словах и подчинение им ме­нее важных в смысловом отношении, изменение тона голоса и тем­па речи, пауза до и после важных мыслей.

Для иллюстрации содержания используют различный фактиче­ский материал. Для увязывания фактов в логической последова­тельности следует ответить на вопросы:

1. Почему это так?

2. Как получилось, что это так?

3. Когда так бывает?

4. Где так бывает?

5. Кто сказал, что это так?
Используйте приемы:

— логического осмысления предмета, предполагающего, что в
фактах выделяются сходство либо противоречивость;

— разъяснения, когда вскрываются ошибки в восприятии
фактов;

—детализации — в факте анализируются компоненты, свойст­
ва, признаки;

—последовательной конкретизации — при подаче факта в объ­
яснение включаются различные связи, которые заставляют слуша­
теля воспринимать его на личностном уровне;

разносторонней оценки — раскрывается в диалектической
связи факта с другими явлениями действительности

обнаружения тенденции — факт интерпретируется в направ­лении социально-исторического анализа. Интересные факты дают­ся в начале выступления.

Заключение должно отвечать трем основным требованиям:

1. Быть достаточно продолжительным. Когда преподаватель пе­
реходит к заключительной части, внимание аудитории опять обо­
стряется.   Чтобы овладеть вниманием собирающихся уходить
студентов, следует сделать паузу.

2. Закончив выступление, оратор должен поблагодарить ауди­
торию за внимание.

3. Заключение должно быть кульминационным пунктом выступ­
ления. Скомканный финал наносит ущерб всему выступлению. Не
следует заканчивать выступление неопределенной фразой типа: «Вот
примерно и все», «Заканчиваю, ведь я так вас утомил». Кульми­
нацией могут стать выводы, подчеркивание главной мысли, идеи,
которые надо дополнить; можно связать концовку с началом, за­
кончить цитатой, музыкальным фрагментом. Эффективны в кон­
це разговора улыбка, доброе пожелание, надежда на продолжение
позитивного контакта.

Во всех случаях последние фразы должны подчеркиваться ин­тонационно, не быть скомканными, торопливыми.

Любое публичное выступление требует определенной подго­товки.

Выделим несколько советов, на которые следует обратить вни­мание:

1. Готовясь к выступлению, надо составить план, который не
должен быть чрезмерно детальным. Он составляется с таким рас­
четом, чтобы каждый пункт можно было изложить за 5—7 мин.
План — это цепочка посылов и следствий, как бы своеобразная
опорная схема, «дерево» основного содержания выступления. Мож­
но воспользоваться такой схемой:

лектор —>■ цель —* средства передачи —* кодирование —>■ сигнал —*■ слушатель —► прием —> декодирование — результат,

где средства передачи информации — вербальные, невербальные; кодирование — знаки, выражающие условные обозначения содер­жания слова или его значения во время выступления; сигнал — запись, рисунок и т. д.; прием — получение информации с помо­щью органов чувств; декодирование — прием сигналов с помощью индивидуальной интерпретации. На интерпретацию сигналов су­щественное влияние оказывают время, место, где будет проводить­ся выступление, психологический комфорт.

2. Следует продумать организационно-материальные условия вы­
ступления: помещение, его освещение, отопление, акустику, вен­
тиляцию, наличие доски, технических средств, расположение сто­
лов и стульев.

1-й вариант: «Я здесь главный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  А  

 

 

 

 

     
                     
                     
                     

Такое расположение способствует четкой передаче информации, но затрудняет личностную коммуникацию преподавателя и студен­тов, мешает установке обратной связи.

2-й вариант: «Круглый стол»

 

 

 

 

 

    А    
   

 

   
1     \
       
V     1
       
         

Позволяет объединить участников, избежать создания подгрупп с разной мотивацией восприятия материала выступающего, но в некоторой степени нейтрализует роль ведущего (лектора).

3-й вариант: «Лицом к лицу»

 

X   X

Такая расстановка столов и стульев возможна при организации дискуссии, но не лекции, так как чаще всего побуждает участни­ков к конфронтации, нежели к обмену мнениями. Лектору труд­но найти себе место в этой модели

4-й вариант: «Треугольник»


Здесь лектор находится в положении лидера. У участников выступающего есть возможность свободного общения. 5-й вариант: «Гостиная»

о„о

о Я о OV °

Годна для организации практических занятий малыми группа­ми, но не для публичного выступления, поскольку затрудняется общение аудитории с преподавателем (ему трудно выбрать отно­сительно правильное расположение среди аудитории) и студенты не видят друг друга, сидя спиной к спине.

3. Подготовка лектора к публичному выступлению предполага­ет выстраивание стратегии его поведения во время контакта с аудиторией. Здесь уместно вспомнить Д. Карнеги и его шесть пра­вил, соблюдение которых позволяет понравиться людям и устано­вить позитивный контакт с ними.

Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

Правило 2. Улыбайтесь!

Правило 3. Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке

Правило 4. Будьте хорошим слушателем! Поощряйте других го­ворить о себе!

Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значи­тельности и делайте это искренне!1

Эти правила помогут создать позитивную атмосферу контакта лектора и аудитории, в результате чего возникают доброжелатель­ные установки, взаимное доверие, непринужденность в общении.

Во время выступления лектора подстерегают разные неожидан­ ности:

1. Вы на полуслове забыли, о чем надо говорить. Повторите
последнюю фразу дословно, а затем другими словами, при этом
вспоминая или подглядывая в план. За это время вам удастся «пой­
мать» смысл забытого. Если же все абсолютно забыто, то сделай­
те паузу и переходите к следующему пункту плана словами «Те­
перь я расскажу о...».

2. Вы оговорились, аудитория смеется. Следует тоже посмеять­
ся, прибегнуть к юмору. Если реакции не последовало, надо про­
должать дальше, как ни в чем не бывало.

3. Вас не слушают. Не обижайтесь, не воспринимайте все на
свой счет; если разговор мешает вам вести лекцию, пользуйтесь
приемом «я—высказывания».

4. Слушатель в резкой, неприятной форме перебивает, требует
уточнить, не соглашается с вами, бросает обидные реплики. Пе­
реведите разговор в простое обсуждение содержания — этот при­
ем обезоружит вашего обидчика.

5. Вам задают дополнительные вопросы, на которые вы не зна­
ете ответа (вам так кажется). Подумайте, к чему относится этот
вопрос. Прежде чем ответить, сформулируйте в уме. Если не зна­
ете ответа, скажите об этом. Отвечая на вопрос, надо его повто­
рить. Не показывайте, что вы чувствуете себя задетым. Если во­
прос застал вас врасплох, можно любезно парировать его. Помните
об одной из аксиом педагогической этики, которая в данном слу­
чае перефразирована и будет работать на вас: «Преподаватель, так
же как и студент, имеет право на незнание!»

6. Вы не закончили говорить, но вдруг вспомнили, что забы­
ли сказать о чем-то важном. Не говорите: «Да, я забыл сказать...»,
лучше дать такую формулировку: «Вернемся к...», «Необходимо до­
бавить к сказанному...», «Кроме того, надо сказать, что...». В этой
забывчивости есть некоторый резон, так как в восприятии дейст­
вует закон первого и последнего слова, или «эффект края», поэто­
му то, на чем вы акцентируете внимание в конце выступления, и
запомнится лучше.

В заключение следует отметить, что публичное выступление — это своеобразное мастерство преподавателя, от которого во мно

гом зависят и мотивационная направленность студентов, и их по­знавательная активность.

 

 

 

 

Барьеры, возникающих при восприятии речи:

смысловые барьеры как отражение бессистемности знаний говорящего;

• речевое проявление стереотипов — косности мышле­ния и поведения;

• излишняя фрагментарность изложения, не связан­ная с неполной исходной информацией;

• демонстративное злоупотребление недостоверной, да­же на первый взгляд, информацией как индикатор неуважения к партнерам;

• недостаточное владение профессиональным лексико­ном;                                                                                                                                                                                                          

• убежденность в собственной непогрешимости, высо­комерие, апломб, самолюбование;

• игра на публику;

• недостаточно отрегулированные межличностные вза­имодействия (например, неприкрытая неприязнь к со­беседнику, зависть, карьеристское соперничество и т. п.);

• перепалка вместо обмена мнениями.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!