Глава 3. Разработка сценического костюма Баба – Яга



 

Композиционно-художественное решение образа

 

Почти на все наши детские вопросы пришлось отвечать, работая над темой сценический костюм Бабы-Яги «Кто такая, Баба-Яга?» Кто же эта Баба-Яга и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет маленького ребенка  по тропинкам сказки. С раннего детства, слушая их, мы привыкли, что Баба-Яга необходимый персонаж русских сказок. Что притягивает и забавляет в этом достаточно мрачном герое, ведь Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой.

Оказалось, как любая дама, наша Баба-Яга требует к себе пристального внимания. Она - едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок.

Какая она страшная, ужасная, кровожадная - эта героиня русских народных сказок. Внешность ее пугает: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, груди болтаются до пояса, нос крючком, одна нога костяная . Глаза горят красными сполохами. Вот-вот сейчас налетит она из чащи в своей ступе каменной, схватит непослушного мальчонку и унесет за синие леса, за высокие горы в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. Да не просто так, а зажарит в русской печке.

Баба-Яга в сказках никого не съела, у нее подобные намерения есть, да ничего, не выходит. Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывает, и саму ее отправляет в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного малыша. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать маленьких детей.

Баба-Яга нередко помогает герою повествования. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную  красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Баба- Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит, как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у ней выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.

    Сценический костюм Бабы-Яги - предназначен для проведения детских

новогодних мероприятий. Костюм выражает авторскую трактовку, полученную от изучения образа Бабы – Яги в литературных источниках, иллюстрациях  фильмах, и изучении женского традиционного южнорусского костюма.

    При разработке костюма была поставлена задача, передать образ Бабы – Яги в костюме как отрицательного персонажа, хозяйки леса, сгорбленной старой женщины с лохмами нечесаных волос, нос крючком,  костяной ногой .

 Создать свой образ, опираясь на литературные источники, изучение женского традиционного южнорусского костюма, используя приемы декорирования в отделке и фактуре . Сценический костюм состоит из рубахи, поневы – юбки из нескольких полотен, украшенных декоративной тесьмой, жилета с отделкой мехом, головного убора – платок.  В профильном силуэте формы костюма, горб в области спины подчеркивает образ старухи. Членение и соотношение элементов костюма, близкое к подобию, что выражает статичное состояние костюма.

    Костюм предельно насыщен цветовыми, фактурными характеристиками и декоративным убранством: декоративно решены все визуально просматриваемые участки композиции с учетом наслоения форм (элементов костюма) – рукава рубахи, понева, жилет головной убор.

    В композиции присутствует разнообразие затемненных красных и коричневых цветов с вкраплениями красных, охры и зеленых. Оригинально орнаментально-ритмическое построение композиции костюма, при этом прослеживается взаимосвязь и взаимная согласованность всех составляющих элементов. Композиция костюма построена в основном на ритме полос с включением вставок клетчатой ткани. Усиливает декоративное звучание костюма игра и сочетание разнообразных фактур и материалов.

     При внешне кажущейся на первый взгляд цветовой и фактурной пестроте костюм воспринимается целостно и гармонично. Пластическое состояние, сочетание различных форм , цветовое, орнаментально-ритмическое решение, способ ношения выражают сценический образ Бабы-Яги.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!