Что хорошего можно сказать про Бабу – Ягу



 

Баба-Яга - едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Почему бы в этом не разобраться?

"Помолюся я поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час" (старинное любовное заклятие).

Ах, какая она страшная, ужасная, кровожадная – эта героиня русских народных сказок. Внешность ее пугает: сгорбленная старая женщина с лохмами нечесаных волос, груди болтаются до пояса, нос крючком, одна нога костяная (протез, что ли?). Глаза горят красными сполохами. Вот-вот сейчас налетит она из чащи в своей ступе каменной, схватит непослушного мальчонку и унесет за синие леса, за высокие горы в свое логово-избушку на курьих ножках, а там, поди, и съест его. Да не просто так, а зажарит в русской печке. И откуда только взялась эта мрачная лесная волшебница-Баба-Яга?

Первое, на что стоит обратить внимание - нет фактов, подтверждающих, что Яга кого-то съела, несмотря на все обвинения ее в кровожадности. Никто не спорит, были у нее подобные намерения, да ничего, собственно, не вышло. Сообразительные молодцы, Жихарка или Иванушка, лесную волшебницу всегда обманывают и саму ее отправляют в печное пламя. Баба-Яга или ее слуги, гуси-лебеди, не могут догнать даже похищенного ранее малыша.

Вот и получается, с точки зрения правосудия, что преступления не произошло, а намерение совершить зло-это еще не сам проступок. Осуждать Ягу можно лишь за эпизодические антигуманные действия, но не по статье, по которой настоящие "убивцы" проходят. Скорей всего, в сказках злая Баба-Яга существует, чтобы пугать малолетних. В отличии от ведьм Баба-Яга  ни в одной сказке ни в кого не превращается и не пытается соблазнить героя сексуальными утехами. На шабаш наша Баба-Яга не летает. И вообще она путешествует не верхом на метле голая, как истинная ведьма, а едет в ступе, хоть в лохмотьях, но одетая. С вурдалаками всякими в любовные отношения Яга не вступает, с колдунами не знается, за исключением Кащея Бессмертного и Змея трехглавого[5, С.218].

В отличие от ведьм, Баба-Яга нередко помогает герою повествования. Именно к ней приходит Иван или иной богатырь. Забота у него немалая, надо вернуть похищенную волшебником красавицу. А как это сделать, может подсказать только Баба-Яга. Обратим внимание, Яга это делает бескорыстно, ничего взамен от героя не требует. Хозяйку лесной избушки отличает хлебосольство. Она встречает незваного гостя, будто родственника. В баньке выпарит, накормит как следует. Даст совет, а то и волшебного коня и оружие. Баба-Яга-хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у ней выучилась великолепно ткать и шить.

Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень - не переносит, накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее - все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.

(Приложение А, рисунки А.1-21).


 

Глава 2. Южнорусский комплекс женской одежды.

 

Южнорусская женская одежда

 

Русская народная одежда представляет собой явление материальной культуры русского народа. В соответствии с этнографическим делением имеется два ярко выраженных комплекса национальной русской женской одежды: северорусский и южнорусский.

Наиболее древним считается южнорусский костюм Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской губерний. Это так называемый понёвный ансамбль. В комплект костюма входили: рубаха холщевая с косыми поликами, поверх которой замужняя женщина надевала поясную распашную понёву, передник-завеску, запон (наплечный, нагрудный или поясной), головной убор -- рога, кичка, сорока; пояс и широкий «насов» или «навершник»; иногда молодая шла к венцу в шубе и опояске, чтобы показать свой достаток. (Приложение Б, рисунок Б.1)

    Южнорусский костюм включал в себя рубаху, поневу, передник.

Рубахи с косыми поликами носили в Рязанской и Туульской губерниях. Косой полик (чаще всего из кумача) вставляли между двумя полотнищами рубахи или в разрезы полот­нища. Рубаха делалась из льняного холста, чаще всего домотканого, покрой туни-кообразный или с прямыми поликами — плечевыми вставками и кумачовыми ластовицами.

Рубаху могли носить как самостоятельную одежду, выполняющую функ­цию современного летнего платья, тогда она опоясывалась. Форма рукавов могла быть различной. Они делались прямыми или сужались к кисти; пышными у плеча или у запястья, с ластовицами или без них; собранны­ми под узкую обшивку или на широкие украшенные кружевом манжеты.

Рубаха вышивалась по подолу, рукавам, плечевым вставкам. Ворот и перед­ний разрез длиной 20 — 25 см обрабатывались красной бейкой. Вырез оформ­лялся пуговицей с петлей. В Рязанской губернии были распространены рубахи с длинными (до 3 м) и узкими у запястья рукавами. Рукава имели небольшие отверстия («окошечки») для руки. При работе руки продевали в «окошечки», а нижние концы связыва­ли сзади узлом.

Понева — род шерстяной юбки, обычно клетчатой, длиной до щиколоток. Ее носили в южных регионах исключительно замужние женщины, надевая поверх рубахи.

Поневы чаще всего бывали распашными, т. е. несшитыми спереди или сбо­ку, иногда были «глухими», т.е. без разреза, с «прошвой» -  дополнительным полотнищем, которое вшивалось в поневу, образуя юбку. Оно отличалось по цвету и характеру ткани от основной части изделия . Понева всегда делалась из прямых кусков ткани, на талии в подгиб вставлялся гашник (по­ясок), который завязывался и держал поневу на талии. Гашник плели из ко­нопляной или шерстяной пряжи. В некоторых губерниях носили поневу из по­лотнищ различной длины («разнополка»). Способ ношения таких понев — «с подтыканием», т.е. с подоткнутыми полами.

Преобладающим цветом понев был синий, встречались также красные и черные поневы. Клетка была в основном квадратной.

Передник (нагрудник, фартук) в повседневном костюме защищал одежду от загрязнения. Носили его и как дополнение к праздничному костюму. В южнорусских губерниях был распространен передник туникообразного покроя — запон. Он надевался через голову, имел рукава или узкие проймы. В одежде девушек он был единственным дополнением к рубахе. Заднее полот­нище его могло быть укороченным или расположенным только по бокам.

Были также передники с завязками и передник с лифом — нагрудником. Изготовлялись передники из домотканой пестряди или фабричного ситца.

Праздничные передники обильно декорировали ткаными узорами, вышив­кой, лентами, иногда бахромой. Передник был обязательным элементом празд­ничного южнорусского костюма.

Нагрудная одежда (нагрудники) являлась плечевой и надевалась в осенне-весенний период поверх рубахи, поневы и передника. Нагрудники напомина­ли рубаху, но были короче. Они различались по материалу, вырезу ворота, наличию или отсутствию рукавов и клиньев, по длине, но были единообразны по покрою. Их называли по-разному: шушун, шушпан, навершник.

Навершники могли быть накладные и распашные.  Делали их из шерстяной и полушерстяной ткани, легкой и тонкой естественного цвета ове­чьей шерсти. Обычно белые навершники иногда бывали серого или черного цвета. В Рязанской губернии носили желтые и красные навершники. (Приложение Б, рисунок Б.2)


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!