Проповедь Имама Али о столпах, на которых зиждется неверие и лицемерие



Столпы неверия

Аль-Кулейни передал в «Аль-Кафи» от Али ибн Ибрахима, от его отца, от Хаммада ибн Исы, от Ибрахима ибн Умара аль-Йамани, от Умара ибн Узейны, от Абана ибн Абу Айяша, от Сулейма ибн Кайса аль-Хиляли, от Повелителя верующих, мир ему, который сказал: «Неверие зиждется на четырёх столпах: нечестии, преувеличении, сомнении и подозрении.

Ветви нечестия

У нечестия есть четыре ветви: чёрствость, слепота [душевная], небрежность и заносчивость.

Чёрствый человек презирает истину, ненавидит учёных и упорствует в совершении грехов великих. Тот, кто слеп [духовно], забудет поминание [Аллаха], последует за догадками, восстанет против своего Создателя, и шайтан будет усердно сбивать его с пути. Он будет просить прощения без покаяния и смирения. Тот, кто небрежен, совершает преступление против самого себя, обращается вспять, принимает заблуждение своё за путь верный. Обманется он устремлениями своими, и настигнут его скорбь и раскаяние, когда свершится дело, и будет сорвано с него покрывало, и будет явлено ему то, чего он не мог представить. Того же, кто к велениям Аллаха относится заносчиво, одолеют сомнения, а того, кто засомневается [в Господе Своём], Всевышний Аллах подвергнет позору Господством Своим и принизит его Величием Своим за то, что был он слеп по отношению к Господу своему Щедрому и к велениям Его относился небрежно.

Ветви преувеличения

И у преувеличения есть четыре ветви: следование мнению, спор о нём, отклонение и раздор.

Тот, кто последует за мнением, истины не постигнет, и не прибавит ему это ничего, кроме погружения в пучину [заблуждений]; не отступит от него смута, кроме как, когда погрузится он в новую, что повредит это его религии, и придёт он к состоянию растерянному. Тот, кто станет спорить о [различных] мнениях и препираться о них, прославится своими ошибками, упорствуя [в спорах своих]. Для того, кто [от истины] отклонится, благие деяния покажутся отвратительными, а отвратительные деяния — благими. Пути того, кто сеет раздор, будут запутаны, и в решении дела своего встретит он препятствия, и сложно будет ему найти выход [из положения сложного], если не последует он путём верующих.

Ветви сомнения

И у сомнения есть четыре ветви: неуверенность, прихоть, колебание и уступка, и об этом слова Всевышнего Аллаха: „И в каких же милостях Господа твоего сомневаешься ты?[193]“

Страшащийся того, что возникает перед ним, пятится назад, [в страхе отступая]. Неуверенный в религии [своей], постоянно будет колебаться, и опередят его первые из верующих, и настигнут последние из них, и затопчут его копыта шайтана. Тот, кто сдаётся перед трудностями мира этого и грядущего — меж ними и сгинет, а спасётся от этого лишь тот, кто, [не сомневаясь], пребывает в убеждённости, и не создал Аллах какого-либо творения, что было бы меньше, чем убеждённость.

Ветви подозрения

И у подозрения есть четыре ветви: восхищение украшениями [мира ближнего], самообман, неверное толкование и облачение истины ложью.

Это потому, что украшения отвращают от довода ясного, станет обманываться душа страстями [порочными], заполнят человека неверные [мысли] всецело, а облачение — есть лишь тьма, один её уровень за другим. Таково неверие, его столпы и ветви!»

 

Столпы лицемерия

Затем он продолжил: «Лицемерие зиждется на четырёх столпах: страстях, небрежности, злобе и жадности.

Ветви страсти

У страсти есть четыре ветви: преступление [дозволенных границ], враждебность, похоть и произвол.

Тот, кто преступает [границы дозволенного], встретит трудности многочисленные, и останется он в одиночестве, и обойдёт его стороною помощь. Тот, кто испытывает вражду, не будет [чувствовать себя] в безопасности даже от [союзников] благонадёжных, и не будет защищено сердце его, и не в силах будет он обуздать похоть [свою]. А тот, кто не оградит себя от похоти [искушающей], предастся деяниям презренным. Вершащий же произвол намеренно введёт себя в заблуждение, не обладая доводом.

Ветви небрежности

И у небрежности есть четыре ветви: халатность, надежда, авторитет и промедление.

Авторитет отторгает истину, и промедление приводит к отстранению от совершения дел благих до срока отмеренного. И если бы не надежда, то пришло бы к человеку осознание положения [истинного], в коем пребывает он, а если б ведал он [о положении] своём [истинном], то умер бы от страха и ужаса. Халатность же заставляет человека пренебрегать делами своими, [предписанными ему].

 

Ветви злобы

У злобы есть четыре ветви: высокомерие, гордость, вспыльчивость и предубеждение.

Отойдёт от истины высокомерный, и станет нечестивым горделивый, вспыльчивый будет усердствовать в совершении грехов, и станет несправедливым предубеждениями обладающий. Презренно же это дело — [злоба], что граничит с отступлением, нечестием, усердии [в совершении грехов] и несправедливостью!

Ветви жадности

У жадности есть четыре ветви: [чрезмерная] радость и ликование, упорство и излишество.

Не одобряет Аллах радость [чрезмерную], и ликование [излишнее] приходит от самодовольства. Упорство —  есть бедствие, что взваливает бремя прегрешений, а излишество ведёт к занятиям ненадобным, время [почём зря] отнимающим. Таково лицемерие, основы его и ветви!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!