ВизантийскаяИмперия - наследница Рима. 10 страница



209. Отговарья (Адхварья)* - жрец может забрать повозку, и волхв для разжигания огней* (Огнеданник) (Агньядхана) — лошадь, Хотарь (Хотри)* - жрец также может взять лошадь, и Угатарь (Удгатри)* — тележку, когда (вино Сна, Сома) куплен. 210. Четыре главных жреца среди всех* (шестнадцати), которые назначены на одну половину, должны получить половину, следующие — половину этого, тем, кто назначен на третью часть, — одну треть, и тем, кто на четвертую часть — четверть*. 211. Так принято у тех, кто совершает дело совместно. 212. Если ради благочестия* даны деньги одним мужем другому, который их просит, дар признается недействительным *, если впоследствии они используются недостойным образом. 213. Но если из-за гордости или жадности тот упрямится, то должен быть приговорен царем уплатить одну суварну, как искупление за свое воровство. 214. Так как законодательная сущность дара была объяснена полностью, то следующим я представлю неуплаты заработка. 215. Наемник, не являясь больным, из гордыни отказывающийся выполнять свою работу согласно договора, должен быть наказан на восемь кришналас и заработанное им не выплачивается. 216. Но при болезни, выполнив по возвращении, согласно первоначального договора, он может получить свой заработок даже после длительного срока. 217. Но если он, больной или здоровый, не потрудится выполнить свою работу соответственно договору, заработок не причитается ему, даже если осталось лишь чуть-чуть. 218. Итак, закон о невыплате заработка был полностью изложен; следующим я объясню закон, касающийся мужа, прерывающего соглашение. 219. Если муж, входящий в товарищество, расположенное в селении или округе, после принятия соглашения прервет его по жадности, следует изгнать его из царства, 220. И, взяв под стражу такого нарушителя соглашения, нужно назначить ему заплатить шесть нишкас, четыре суварнас и одну сатамана*. 221. Праведный царь пусть применяет этот закон пеней в селениях и сословиях к тем, кто нарушает соглашения. 222. Если кто-либо, тут же, после покупки или продажи чего-нибудь, раскается, он может возвратить или заполучить это имущество в течение десяти дней. 223. Но после десяти дней он не может ни отдавать, ни требовать возвращения; как того, кто берет это, так и того, кто отдает, царю следует наказать на шесть сотен (панас). 224. И сам царь пусть наложит пеню девяноста шесть панас на того, кто выдает девушку с изъяном, не предупреждая. 225. Но тот, кто из злобы говорит о девушке :"Она не девушка", — пусть будет наказан на сотню (панас) , если он не сможет доказать ее изъяна. 226. Брачные обрядовые писания применяются только к ДЕВУШКАМ, и нигде среди людей —к девушкам, утерявшим свою ЧЕСТЬ, так как такие должны быть исключены из священных обрядов. 227. Брачные писания являются определенным доказательством женитьбы; но ученому следует знать, что обряд совершается семью шагами (невесты вокруг священного огня)*. 228. Если кто-нибудь тут же раскаивается в каком-либо совершенном деянии, следует удержать его на правильном пути, в согласии с правилами, данными выше. 229. Теперь полностью объясню, согласно справедливым законам, споры из-за нарушений среди скотоводов и пастухов. 230. В течение дня ответственность за сохранность — на пастухе, в течение ночи — на владельце -в своем дому; если нет *, то на пастухе. 231. Нанятый пастух, оплачиваемый молоком, может выдоить с согласия владельца лучшую из десяти; таков должен быть его заработок, если нет платы. 232. Сам пастух обязан возместить заблудившуюся, заеденную насекомыми , убитую собаками или провалившуюся, если он не действовал должным образом. 233. Но за украденное ворами, несмотря на поднятие тревоги, пастух не должен платить, если только укажет своему хозяину точные обстоятельства. 234. Если скот падет, пусть принесет хозяину уши от них, шкуру, хвосты, потроха, сухожилия и желтый твердый желчный пузырь, и пусть укажет на особые приметы. 235. Но если козы или овцы окружены волками, а пастух не спешит, ему придется ответить за ту, на какую волк нападет и убьет. 236. Но если они беспорядочно пасутся стадом в лесу *, а волк, вдруг прыгнув на одну из них, убьет ее, в этом случае пастух не должен нести ответственности. 237. Вокруг селения пространство в одну сотню дханус* (длина лука, =4 хастас, или 6 футов), или три самья ("бросок") (самья – чурбан для жертвоприношений) следует оставлять под пастбище и три таких вокруг города. 238. Если скот совершает потраву незащищенного урожая на этом месте, в этом случае царю не следует наказывать пастуха. 239. Следует делать изгородь, поверх которой не заглянет верблюд, и заделывать каждую щель, через которую собака или свинья может просунуть голову. 240. Но на огороженном поле, вдоль дороги или около селения, пастуха нужно наказать на одну сотню (панас); если пастух не привязывал — выгнать вон. 241. На других полях — следует одна (пана) и четверть со скота, и полностью потравленный урожай нужно возвратить владельцу: это установленное правило. 242. Но Пра - Муж объявил, что не следует платить пеню за корову в течение десяти дней после отела, быков и скот, посвященный Богам *, привязаны они, или нет. 243. Если вина скотовладельца — пеня должна быть в десять раз превышающей долю (царя)*, и только половина этого, если слуг, а хозяин об этом не знал. 244. Этих правил царю нужно держаться всегда при нарушениях хозяевами, скотом, пастухами. 245. Если спор затеян между двумя селениями касательно границ, царю следует устанавливать границы в месяц Гьяиштха*, когда межевые знаки видны наиболее отчетливо. 246. Пусть помечает границы деревьями, Ньягродхас, Ащватхашкимсукас, хлопковыми кустами*, Салас, Пальмира пальмами и деревьями с млечным соком. 247. Гроздевыми кустарниками, бамбуком разных видов, Самис, ползучими, возвышениями, насыпями; камышами, кущами Чубджьака: так граница не сотрется. 248. Пруды, источники, водоемы и криницы следует строить на пересечении межей, точно так же, как и капища. 249. И как только он убедится в постоянстве нарушений на этом свете из-за людского незнания границ, пусть прикажет сделать другие, тайные знаки меж. 250. Камни, кости, коровий волос, солому, золу, черепки, сухой навоз, кирпичи, жженный уголь, гальку и песок, 251. И какие-либо другие предметы подобного рода, которые в земле не изменяются даже в течение долгого времени; это он должен приказать захоронить на стыке меж. 252. Этими знаками, долгим временем владения и постоянно текущими потоками воды пусть царь отметит границы двух спорящих сторон. 253. Если возникнут сомнения даже при осмотре знаков, решение спора относительно границ должно опираться на свидетелей. 254. Свидетели, по поводу границ, должны быть опрошены относительно межевых знаков в присутствии толпы поселян, а также двух тяждущихся *. 255. Как они, будучи спрошены, единодушно решат, так он может записать границу вместе с именами *. 256. Пусть они, положив землю на свою голову, украсившись венками и праздничными одеждами, поклявшись каждый своими благими делами, установят все по правде. 257. Если они определят как положено, они — искренние, правдивые свидетели; но если они определят ее неправильно, то должны быть приговорены к уплате пени в две сотни (панас), 258. При отсутствии свидетелей, мужи из четырех соседних селений, очистившись, пусть вынесут решение касательно границы в присутствии царя. 259. При отсутствии соседей — коренных обитателей — свидетелями границ можно даже выслушивать следующих обитателей леса: 260. Охотников, птицеловов, пастухов, рыболовов, копателей кореньев, змееловов, собирателей колосьев и других лесовиков. 261. Какие они, будучи спрошены, объявят знаки при стыке границ, точно такие царь справедливо должен приказать положить между двумя селениями. 262. Решение относительно межевых знаков полей, источников, прудов, садов и домов зависит от соседей*. 263. Если случится, что соседи дадут ложное свидетельство, когда люди спорят о межевых знаках, царь каждого из них пусть накажет уплатой средней пени. 264. Тот, кто угрозами самолично завладеет домом, прудом, садом или полем, должен быть наказан на пять сотен (панас). 265. Если граница не может быть определена, пусть справедливый царь, им во благо, сам обозначит земли; таково установленное правило. 266. Итак, закон для определения меж был полностью объяснен, и следующим я представлю решение дел об оскорблениях. 267. Князь, оскорбив волхва, пусть будет наказан на сотню (панас); барин — на полторы или две сотни; служивый должен понести телесное наказание. 268. Волхва следует наказать на пятьдесят (панас) за оскорбление князя; барина — двадцать пять; служивого — двенадцать. 269. За оскорбление дваждырожденными мужами таковых же, равного сословия – двенадцать (панас); за недостойные речи оно удваивается. 270. Обычнорожденного мужа*, который разгневает дваждырожденного непристойной руганью, нужно подвергнуть отрезанию языка, так как он из низкого рода. 271. Если он упомянет имена и сословия с оскорбительным вызовом, железный гвоздь, десять пальцев длиной, раскаленный докрасна, нужно загнать ему в глотку. 272. Если он в гордыне учит волхвов их обязанностям, царь должен приказать влить ему в рот и уши кипящее масло *. 273. Того, кто в гордыне клевещет на ученых своей страны *, происхождение или обряды, которыми его тело было освящено, следует приговорить к пене в две сотни (панас)*. 274. Тот, кто, даже если это правда, обзывает другого мужа: кривой, хромой или подобным образом, пусть будет наказан, по крайней мере, на одну каршапана. 275. Того, кто оскорбит свою мать, отца, жену, брата, сына или учителя, и кто не уступит дороги своему наставнику, нужно приговорить к уплате сотни (панас). 276. За перебранку волхва и князя пеня должна быть наложена решением: на волхва — наименьшую пеню, но на князя — среднюю *. 277. Барин и служивый должны быть наказаны точно таким же образом, согласно их сословиям, но язык у служивого не урезается*, таково решение. 278. Так были объяснены точные правила для наказания за оскорбление; следующим я представлю решения о нападении. 279. Какой частью низкородный муж* ударит высшего, эту самую часть следует отрезать; таково учение Пра - Мужа. 280. У того, кто поднимает руку или палку — должна быть отрезана рука; у того, кто в гневе пнет ногой — должна быть отрезана нога. 281. Мужу, который пытается уместиться на одном сиденьи с мужем высшего сословия, должно быть выжжено на бедре клеймо, и пусть будет изгнан, или следует приказать отрезать ему ягодицу. 282. Если в гордыне он плюнет, царю следует приказать отрезать ему губы; если помочится на него — отрезать уд, если пускает ветры — то жопу. 283. Если тот схватит за волосы — без колебаний пусть отрежут его руки, также и за ногу, бороду, шею, мошонку. 284. Того, кто повредит кожу или пустит кровь, следует наказать на одну сотню (панас), тому, кто отрежет кусок мяса — шесть нишкас, тому, кто сломает кость — изгнание. 285. Согласно ценности различных деревьев, пеня должна быть наложена за их повреждение; это установленное правило. 286. Если удар нанесен человеку или животному с тем, чтобы наказать, следует наложить пеню в пропорции к наказанию. 287. Если повреждена часть тела, рана, или кровь пущена, следует подвергнуть пене. 288. Тот, кто портит добро другого, будь то намеренно или ненамеренно, обязан возместить и уплатить пеню, равную порче. 289. В случае повреждения кожи, или изделий из кожи, дерева или глины, пеня — впятеро от их стоимости; подобным образом в случае цветов, кореньев, фруктов. 290. Насчитывают в отношении повозок, их возничих и владельцев, десять случаев, при которых не может быть наложено наказание: в других случаях предписывается пеня. 291. Когда украдена уздечка, сломано ярмо, повозка опрокинется набок или назад, когда сломается ось, обод, 292. Когда упряжь, шлея вокруг шеи или повод порвется, и если громко кричит: "Дорогу!", Пра - Муж не дает наказания. 293. Но если повозка опрокинулась по неумению возницы, владелец должен быть наказан, при ущербе — на две сотни (панас). 294. Если возничий искусен — он один должен быть наказан; если возничий неумел, сидящие в повозке должны быть наказаны, каждый на одну сотню. 295. Но если он остановлен в пути скотом или повозкой, что повлечет за собой смерть живого существа, пеня, без сомнения налагается. 296. Если убит человек, его вина будет точно такая, как вора* крупных животных: коров, слонов, верблюдов или лошадей — половина того. 297. За повреждение малому скоту — пеня две сотни (панас); пеня за красивое (редкое) дикое четвероногое и птицу должен доходить до пятидесяти. 298. За ослов, овец, коз пеня должна быть пять машас; но наказание за убийство собаки или свиньи — одна маша. 299. Жена, сын, раб, ученик и единокровный брат, который совершили провинности, могут пороться веревкой или стволом бамбука. 300. Но по задним частям тела – и никогда по достойным местам *; тот, кто бьет их по-другому, навлекает на себя вину — как при воровстве. 301. Итак, закон о нападениях полностью разъяснен; теперь я разъясню правила для решения о кражах. 302. Пусть царь будет предельно усерден в наказании воров; так как если он наказывает воров, его слава растет и его царство процветает. 303. Тот царь действительно достоин уважения, который обеспечивает безопасность; так как тогда дань непрерывна; безопасность — это жертвенный дар. 304. Царь, который защищает, получает от каждого и всех шестую часть их духовной заслуги; если он не охраняет их — шестую часть их грехов. 305. Что только есть от чтения Вед, жертвоприношений, щедрых даров, почитания — царь получает шестую часть этого, вследствие своей верной защиты. 306. Царь, который защищает живые существа в согласии со священным законом и карает тех, кто достоин телесного наказания, ежедневно приносит жертвоприношение, на котором как бы дарятся сотни тысяч. 307. Царь, который не осуществляет должной охраны и берет свою долю от приплода *, налогов *, пошлин* и повинностей *, ежедневных приношений и пеней, скоро канет в ад. 308. Считается, что царь, который не старается о защите и получает шестую часть производимого, взваливает на себя всю низость своего народа. 309. Знай, что царь, который не радеет о правилах, неверующий и хищник, который не защищает, а пожирает всех, скоро канет в бездну. 310. Пусть тщательно сдерживает злонамеренных* тремя способами — заключением, наложением на них цепей и разными телесными наказаниями. 311. Так как наказанием злобных и милостью к честным царь постоянно освящается, как другие мужи* жертвоприношениями. 312. Царь, который хочет своего собственного благополучия, всегда должен быть снисходителен к тяждущимся, детям, престарелым и больным мужам, которые ругают его. 313. Тот, кто, будучи оскорблен страдающим, прощает, будет в награду за это восхищен на небо; но тот, кто из-за царского положения не простит им, тот погрузится в ад. 314. Вор* должен, вбежав, приблизиться к царю с горящими волосами, раскаиваясь в этой краже: "Я сделал это, накажи меня!»

315. Неся на плече палку или дубину из кхадира-дерева, или острый меч в обеих руках, или железный посох. 316. Будет ли он наказан или прощен — вор свободен от кражи; но царь, если он не накажет, берет на себя самого вину вора. 317. Убийца ученого волхва сваливает свою вину на того, кто ест его пищу, неверная жена на своего мужа, ученик или жертвователь — на учителя, вор — на царя. 318. Но люди, которые совершили преступления и были наказаны царем, идут в небеса, очистясь, как те, кто исполняет добродетельные дела. 319. Тот, кто украдет платье или кувшин у источника, или повредит дом, где распределяется вода, должен уплатить одну маша , как пеню, и восстановить до прежнего. 320. На того, кто украдет больше, чем десять кумбхас* зерна — телесное наказание; в других случаях его следует наказать на сумму , в одиннадцать раз большую взятого, и должен оплатить собственность. 321. Также должно налагаться телесное наказание* за кражу более, чем сотни (палас), предметов, продающихся на вес, золота, серебра и так далее, и красивого одеяния. 322. За кражу более пятидесяти (палас) подходяще, чтобы напрочь отрезать руки; но в других случаях пусть наложит пеню одиннадцатикратную стоимости. 323. За похищение людей из знатных родов, особенно женщин и самых драгоценных камней — телесное наказание *. 324. За кражу больших животных, оружия или лекарств пусть царь назначит наказание, после рассмотрения обстоятельств. 325. За коров, принадлежащих волхвам, за протыкание ноздрей яловой коровы* и за кражу скота — он должен немедленно лишиться одной из своих ног. 326. За пряжу, хлопок, дубильные вещества, навоз, черную патоку, простоквашу, сливки, сметану, воду и траву, 327. Сосуды, сделанные из бамбука или другого тростника, соли разного сорта, глиняную (посуды) , землю и золу, 328. Рыбу, птицу, масло, сливочное масло, мясо, мед и другие продукты, которые производятся животными, 329. Или другие продукты подобного рода, хмельное, вареный рис и каждое блюдо приготовленной пищи — пеня вдвое от стоимости. 330. За цветы, молочное зерно, кустарники, ползучие растения, деревья и обмолоченное зерно — пеня пять кришналас. 331. За необмолоченное зерно , овощи, коренья и фрукты — пеня одна сотня (панас), если не родичи; пятьдесят — если такая связь существует. 332. Преступление, совершающееся в присутствии владельца и с насилием, является грабежом ; если в его отсутствие — кражей; подобным образом, если что - либо не возвращается после взятия. 333. На того мужа, который украдет вышеупомянутое, положенное на виду, пусть царь наложит первую (или низшую) ступень пени; подобным образом на того, кто украдет огонь из комнаты. 334. Каким только членом вор преступает против людей, этого самого члена следует его лишить с тем, чтобы предотвратить дальнейшее. 335. Ни учитель, ни отец, ни друг, ни мать. Ни жена, ни сын, ни домашний жрец не должны быть оставлены царем без наказания, если те не придерживаются своих обязанностей. 336. Где другой обычный обыватель был бы наказан на одну каршапана, царь должен быть наказан на одну тысячу; это утвержденное правило *; 337. В воровстве вина служивого считается восьмисоставной *, барина — шестнадцатисоставной, та же для князя — тридцатидвух составной. 338. Таковая для волхва: шестьдесятичетырехсоставная, или равна стосоставной, или дважды шестидесятичетырехсоставной, знающего природу преступления. 339. Взять кореньев, плодов с дерева, дров для огня и травы для коров — Пра - Муж объявил, что это не будет кражей. 340. Волхв, стремящийся получить собственность от человека, который взял то, что не было ему отдано, либо священнодействующий для него, или учащий его — соучаствует в краже. 341. Дваждырожденный муж, который путешествует , и чьи припасы подошли к концу, не должен наказываться, если возьмет два стебля сахарного тростника, или два корнеплода с поля другого. 342. Тот, кто привязывает непривязанное, или освобождает привязанное, тот, кто берет раба, лошадь или повозку, навлекает на себя вину вора. 343. Царь, который наказывает воров согласно этим правилам, достигнет славы в этом мире и непревосходимого блаженства после. 344. Царь, желающий получить трон Е(н)дрилы (Ярилы, Ндры, (Перуна), (Индры)) и непреходящую вечную славу, не должен даже на мгновение упускать мужа, который совершает насилие *. 345. Тот, кто совершает насилие, должен считаться худшим преступником, чем оскорбитель, вор и драчун. 346. Но царь, прощающий совершение насилия, быстро гибнет и взращивает ненависть. 347. Ни ради дружбы, ни ради величайшего наслаждения не должен царь отпускать совершившего насилие, внушающего ужас всем существам. 348. Дваждырожденные мужи могут браться за оружие, когда препятствуют их обязанностям, когда уничтожаются сословия во времена опасностей *, 349. При самозащите, в битве за дары служащих жрецов, и с тем, чтобы защитить женщин и волхвов; тот, кто убивает по праву, не совершает греха. 350. Можно без колебания убить нападающего убийцу, даже учителя, ребенка, пожилого или волхва, глубоко сведущего в Ведах. 351. Убийством убийцы убивающий не навлекает на себя вины, тайно или явно, в этом случае ярость рождается от ярости. 352. Мужей, которые совершают прелюбодеяния с женами других, царь должен приказать отметить наказаниями, которые вызывают ужас, и после этого изгнать *. 353. Так как прелюбодеянием вызывается смешение сословий среди людей, поэтому это грех, который подрезает даже корни и вызывает крушение всего. 354. Муж, обвинявшийся в прошлом в таких преступлениях, как тайная беседа с женой другого (сговор), должен уплатить первую степень пени. 355. Но муж, не обвинявшийся до этого, сговаривающийся по какому-либо поводу, не навлекает на себя вины, если в этом ничего преступного нет. 356. Тот, кто обращается к жене другого возле источника, вне селения, в лесу или при слиянии рек, должен ответить за прелюбодейные действия (самграхна). 357. Преподнесение подарков, тисканье, касание украшений и одежды, сидение с ней на одной кровати — все это рассматривается как прелюбодейные действия. 358. Если кто неприлично* коснется, или позволит такое по взаимному согласию — это прелюбодейные действия. 359. Муж, не волхв, должен подлежать смерти за прелюбодеяние (самграхана), так как жен всех четырех сословий одинаково следует всегда тщательно охранять. 360. Нищие, певцы, мужи, совершившие обряд посвящения в ведическое жертвоприношение, и ремесленники не подлежат запрету* на разговор с женщинами. 361. Пусть никто из мужчин не беседует с женами других, после того, как ему это было запрещено; но того, кто беседует, презирая запрет, следует наказать на одну суварна. 362. Это правило не применяется к женам актеров и певцов, ни к тем, кто живет у своих собственных жен*, так как такие мужчины посылают своих жен к другим, или, спрятавшись, разрешают им совершать преступное совокупление. 363. Еще тот, кто тайно беседует с такими женщинами, или с рабынями одного хозяина *, и с отшельницами* должен быть приговорен к уплате малой пени. 364. Тот, кто изнасилует не желающую этого девушку, должен немедленно подвергнуться телесному наказанию, если равен сословно. 365. От девушки, добивающейся мужчины высшего сословия, не следует брать какой - либо пени*, но ту, которая соблазняет низшего, пусть принудит жить в заключении, в своем доме *. 366. Низший, который соединится с девушкой высшего сословия, должен понести телесное наказание; тот, кто обращается к девушке равного сословия пусть уплатит свадебную цену, если ее отец желает этого. 367. Но если мужчина, по наглости, насильно прикоснется к девушке, два из его пальцев должны быть немедленно отрезаны, и он должен уплатить пеню шесть сотен (панас). 368. Мужчину, равного сословия , который осквернит девушку по ее желанию, не следует подвергать отрезанию пальцев, но пусть уплатит пеню в две сотни (панас), с тем, чтобы впоследствии не повторилось этого. 369. Девушка, которая развратит девушку, должна быть наказана на две сотни, уплатить двойной ее свадебный выкуп и получить десять батогов. 370. Но женщина, которая развратит девушку, должна немедленно быть обрита, или отрезаны два пальца, и ее следует провезти верхом на осле *. 371. Если жена, гордясь величием своих родичей или превосходством, нарушает долг, в котором она поклялась своему господину, царь должен приказать бросить ее в общедоступном месте на растерзание псам. 372. Пусть прикажет мужчину - преступника сжечь на раскаленной докрасна кровати; подкладывать под него поленья, пока грешник не сгорит. 373. На мужа, уже обвинявшегося, который обвиняется опять в течение года — двойная пеня; точно так же за совокупление с Бродяжкой (Вратья)* и Исчадьем (Чандали)*. 374. Для служивого, вступившего в связь с женщиной дваждырожденного сословия, охраняемой* или неохраняемой: если она была без охраны — он потеряет уд и все имущество; если ее охраняли — все. 375. А барин должен лишиться * всего имущества после годичного заключения; князь должен быть наказан на одну тысячу (панас) и облитием мочой осла.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!