Из уст младенцев сотворил еси хвалу» (21:14-17).



 

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их. 15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «Осанна Сыну Давидову!» – вознегодовали 16 и сказали Ему: «Слышишь ли, что они говорят?» Иисус же говорит им: «Да! разве вы никогда не читали:

«Из уст младенцев и грудных детей

Ты устроил хвалу»?
17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

 

Иисус не только являет Свой гнев, изгоняя из Храма торговцев, но являет также Свою любовь, совершая в Храме чудеса исцелений. Об этом сообщает только евангелист Матфей. «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их».

Нам надо при этом помнить, что калеки либо вообще не пускались на храмовые территории, но оставались сидеть у ворот (Деян 3:2), либо им не позволялось быть в некоторых храмовых дворах. Немилосердное и даже жестокое отношение к калекам опиралось на некоторые тексты Писания. Например, в книге Левит говорится: «Никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука…» (Лев 21:18-19). Царь Давид требовал: «Всякий … пусть поражает копьем и хромых и слепых… Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень]» (2 Цар 5:8). Евангелист Матфей сознательно противопоставляет древнему царю Давиду Сына Давидова – Иисуса Христа, милосердного и исцеляющего. Слепые и хромые, узнав, что Иисус находится во дворе язычников, пришли к Нему и получили исцеление. Так исполнилось пророчество Осии, в котором Господь Бог говорит: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6:6).

Однако поведение Иисуса не только не радует, но вызывает раздражение храмовых служителей и учителей Закона. Раздражают их и крики детей, которые прославляли Сына Давидова. « Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: “Осанна Сыну Давидову!” – вознегодовали». Они требовали от Иисуса, чтобы Он прекратил всё это безобразие: «Ты слышишь, что они говорят?!» «Да, слышу», – сказал Иисус и ответил Своим противникам цитатой из хорошо им известного псалма:

«Из уст младенцев и грудных детей

     Ты устроил хвалу» (Пс 8:3).

Так Иисус еще и еще раз подтвердил, что вот сейчас и здесь исполняются слова Писания. Книжники должны были знать, что в Псалме отразилось народное предание о том, что во время чудесного перехода через Красное море дети и грудные младенцы воспевали хвалу Богу. Евангелие от Матфея постоянно указывает на параллели между Моисеем как «первым Спасителем» и Иисусом как «Вторым Спасителем».

Оставив первосвященников и книжников негодовать, Иисус «вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь». Скорее всего, в этом поселке Он проводил все ночи, днём посещая Иерусалим и Храм.

 

Проклятие смоковницы (21:18-22).

 

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла. 20 Увидев это, ученики удивились и говорили: «Как это тотчас засохла смоковница?» 21 Иисус же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и ввергнись в море», – будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

 

Рассказанная здесь история относится к самым трудным и самым спорным во всем Евангелии, и не только в Евангелии от Матфея, но также у Марка. Здесь сообщается о поведении Иисуса Христа, которое не было для Него характерно. Проклятие как-то не вяжется с привычным образом Иисуса. Да и какой смысл было злиться на смоковницу в то время года, когда на ней и не может быть съедобных плодов? На это и обращает внимание евангелист Марк: « Ибо еще не время было собирания смокв» (Мк 11:13). Кроме того, трудность рассказа в том, что это, кажется, единственное чудо Иисуса, которое привело не к спасению и созиданию, а к гибели и разрушению: « смоковница тотчас засохла». – Вся история кажется просто какой-то невероятной, если ее считать реальной историей. Предпринималось бесчисленное множество попыток как-то объяснить странное чудо. Но ни одна из этих попыток не выдерживает критики.

Остается лишь предположить, что евангелист Матфей вложил в данный рассказ, а вместе с тем и в действия Иисуса пророчески-символический смысл. Возможно, «бесплодная смоковница символизирует собою Храм и его богослужение, пышное, прекрасное, как дерево с обильной листвой, но такое же бесплодное. … Если это так, то дерево действительно было проклято, но не с досады, а потому что оно символически представляло собой Храм и Израиль. Это было символическое действие, инсценированная притча, провозглашавшая обвинительный приговор, который постигнет народ Божий в случае дальнейшего упорства. … Есть также предположение, что Иисус произнес не проклятие: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек!», а горькое пророчество о судьбе Иерусалима: «Уже никто не будет есть твоих плодов вовеки!» (ср. Мк 11:14). Как бы мы ни понимали этот рассказ, совершенно ясно, что бесплодная смоковница олицетворяет народ, отказавшийся принести плод (ср. Мф 21:43)»[254].

Израиль действительно часто сравнивался со смоковницей или с ее плодами. Так, например, пророк Михей жалуется, что он в народе не находит « ни одной ягоды для еды, ни спелого плода смоковницы, которого желает душа моя» (Мих 7:1-2). Или пророк Иеремия: «Хочу собрать у них урожай, говорит Господь, – нет ни одной виноградины на лозе, – ни смоквы на смоковнице» (Иер 8,13).

Увидев чудо, «ученики удивились и говорили: “Как это тотчас засохла смоковница?”» – На этот вопрос учеников Иисус отвечает поучением о силе веры и о действенности молитвы. «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: “поднимись и ввергнись в море”, – будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». – Здесь Иисус говорит две вещи: молитва может сдвинуть горы, и мы получим то, что просим, если просим в молитве с верою. Совершенно очевидно, что эти слова не надо понимать в буквальном смысле. Ни Сам Иисус, ни кто-либо другой никогда молитвой не поднимал настоящую гору и не бросал ее в море. Да и какой в этом смысл? Его речь снова и снова становится яркой и образной. Он говорит о том, что чудо, произведшее на учеников такое впечатление, своим источником имеет веру Иисуса в силу Божию. Его вера должна стать для учеников образцом для подражания: «если будете иметь веру и не усомнитесь…». Выражение «передвигать горы» означало «совершать невозможное, преодолевая все препятствия» (ср. Мф 17:20). Но здесь Иисус указывает на конкретную гору: «Если и горе сей скажете: “поднимись и ввергнись в море”, – будет». Разумеется, это гора Сион и стоящий на ней Храм! В эсхатологическом пророчестве Михея было сказано:

«И будет в последние дни:

Гора дома Господня


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!