И вино в ней крепкое, пряное.



Он нальет его всем нечестивцам земли:

они до дна, до осадка выпьют чашу!» (Пс 74,9)[245].

Так и пророк Исаия, размышляя о бедах и несчастьях, постигших Израиль, пишет, что Иерусалим «выпил чашу ярости Господа» (Ис 51,17).

Говоря о «чаше», Иисус, разумеется, имел в виду «чашу страданий». «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?». И братья, не давая себе труда задуматься, легкомысленно отвечают: «Можем». Иисус продолжает: «Чашу Мою будете пить, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим». (Заметим попутно: Если бы только братья знали, что справа и слева от Иисуса будут распяты два разбойника! Но ведь они в страхе бежали от Креста – кто куда!) Итак, «чашу они выпьют». Иисус предсказывает мученическую кончину братьев Зеведеевых. Действительно, Иаков был первым апостолом-мучеником, казненным по приказу Ирода Агриппы I – внука Ирода Великого (Деян 12:2). Иоанн, по всей видимости, дожил до старости. Но и он подвергался преследованию со стороны римских властей в эпоху гонений при императоре Домициане. Иоанн был сослан на остров Патмос.

Далее Иисус утверждает, что не в Его власти определять иерархию в Царствии. Это – дело Бога, Который не отдает предпочтения «первым», «властным» и «сильным». У Бога другие меры значимости. Окончательное решение во всем принадлежит Богу, и решать посмертную судьбу каждого будет Бог.

Понятно, что просьба Иакова и Иоанна, пусть даже высказанная их матерью, вызвала глубокое возмущение других учеников. «Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев». Снова начал разгораться старый спор о преимуществах, о том, кто должен быть бóльшим. Но Иисус прекратил эти споры. Он, «подозвав их, сказал: “Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом”». Именно так определяется иерархия в Церкви. У последователей Иисуса Христа должны быть приоритеты и ценности иные, нежели в царстве земных князей и вельмож. – Основание для такого, по земным понятиям абсурдного (!), переворачивания привычных отношений между учениками лежит в пришествии Самого Иисуса. В Книге пророка Даниила было сказано, что Сыну Человеческому будет «дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан 7:14). Но Иисус всё переворачивает, говоря: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». При этом следует заметить, что и эти слова Иисуса вряд ли могли быть понятными для Его учеников. Уж слишком они расходились с общепринятыми нормами и представлениями. Ученик должен был прислуживать своему учителю. Так всегда было, так есть, так всегда и будет: это норма социального поведения. Но Иисус всё это нарушает Своими словами. Добавим, – и поступками. Так, Евангелие от Иоанна рассказывает, что Иисус вымыл ноги Своим ученикам (Ин 13:3-17). Это немыслимо в Иудее того времени, и не только в Иудее.

Но вообще-то, если задуматься, мир всегда инстинктивно принимал те нормы поведения, о которых говорил Иисус. Разумеется, мир будет уважать властного человека, восхищаться им, превозносить и бояться его, но любить он будет любящего, беззаветно служащего и помогающего человека.

Впервые появляются слова о смысле, о цели Крестной смерти Иисуса. Этот смысл заключается в том, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих». Здесь слово «душа» понимается в библейском смысле – как «жизнь». Соответственно, «отдать душу» – то же, что «отдать жизнь». А слово «искупление» буквально означает «выкуп». За мыслью о жизни, отданной как выкуп за спасение многих, стоит пророчество о страдающем Рабе Божием из книги Исаии.

«Он взял на Себя наши немощи

     и понес наши болезни…

Он изъязвлен был за грехи наши

И мучим за беззакония наши;

наказание мира нашего было на Нем,

     и ранами Его мы исцелились…

…Он, Праведник, Раб Мой,

Оправдает многих

     и грехи их на Себе понесет» (Ис 53:4-5.11).

Итак, появляется образ искупления, выкупа. Этот библейский образ в своей основе имеет, конечно, всем известный буквальный смысл платы за освобождение пленника, раба, заложника. Однако, уже в глубокой древности слово «выкуп», «искупление» приобрело религиозное значение и сало синонимом освобождения, избавления, спасения, утратив при этом буквальный смысл выкупа. Так, например, Бог называется Искупителем Израиля. Он «искупил» Свой народ из египетского рабства, хотя, как известно, никакого выкупа Бог фараону не платил. И тем не менее Он – Искупитель.

«Так говорит Господь, Царь Израиля,


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!