Третье предсказание Страстей и Воскресения (20:17-19).



 

17 И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: 18 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; 19 и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.

 

В третий раз евангелист Матфей сообщает нам о том, что Иисус возвещает Свои Страсти. При этом снова упоминается Иерусалим. Он знал, что в Иерусалиме Он «предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть». Иерусалим уже не раз упоминался в Евангелии – как город, из которого исходила вражда к Иисусу. В краткой речи перечисляются шесть актов Божественной драмы Страстей Христовых: арест по приказу первосвященников, то есть Синедриона; приговор; передача язычникам, то есть римским властям; поругание; распятие и Воскресение.

Три раза предсказывал Иисус предстоящую Ему участь. Совершенно очевидно, что до этого момента ученики еще не знали, чтò произойдет дальше. Они были уверены в том, что Иисус – Мессия, они слышали также от Него, что Он собирается умереть. Но в их представлении эти два момента казались несовместимыми. – Они ведь мечтали о победоносном царе, они надеялись, что в Иерусалиме Он обретет от Бога чрезвычайную власть и силу, сотрет с лица земли всех Своих врагов и установит Свое Царство. Отчасти апостолы поймут слова Иисуса только после Воскресения, когда Воскресший, явившись ученикам, разъяснит им сказанное в Писании. Окончательно же поймут они всю новизну Христовой Вести только просвещенные Духом Святым в День Святой Пятидесятницы. Но пока… Иисус прямо говорит им о Его Страстях и смерти на Кресте, а они как будто не слышат! И это понятно: Человеческий ум имеет тенденцию слышать только то, что ему хочется. Люди инстинктивно хотят думать, что неприятная истина не сбудется, и нежелательное не осуществится. Уши как бы закрываются.

Об этом непонимании, о замкнутом слухе повествует следующий рассказ о просьбе матери сыновей Зеведеевых – Иакова и Иоанна.

 

Просьба сыновей Зеведеевых (20:20-28).

 

20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: «Чего ты хочешь?» Она говорит Ему: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем». 22 Иисус сказал в ответ: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» Они говорят Ему: «Можем». 23 И говорит им: «Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим». 24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. 25 Иисус же, подозвав их, сказал: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

 

В Евангелии от Марка, из которого заимствован данный рассказ, просят Иисуса сесть по правую и левую сторону от Него в грядущем Царстве сами сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн. Матфей влагает эту просьбу в уста их матери Саломии, которая просит за своих любимых сыновей[243]. Дело в том, что Евангелист Марк пишет попроще, не сглаживая углов. Матфей в своей редакции стремился избежать неблагоприятного впечатления от поведения почитаемых в его церкви апостолов. Тяжесть перенесена на мать. Однако Иаков и Иоанн присутствуют при этом разговоре, так что вина честолюбия и тщеславия с них все равно не снимается. Они желают быть «первыми». И это несмотря на то, что им только что было сказано, что «будут последние первыми, и первые последними» (Мф 20:16). Но они все еще плохо понимали сущность того Царствия, которое «приблизилось» с приходом Иисуса.

Братья последовали за Иисусом. Предполагается, что они пойдут за Ним до конца и должны быть готовы разделить Его участь, какой бы она ни была. Он только что третий раз сказал им об ожидающей Его смерти на Кресте. Но они не слышат. Они услышали только прозвучавший из уст Иисуса титул «Сын Человеческий», который им напомнил о пророке Данииле, о том, что славному владычеству Сына Человеческого не будет конца, «оно не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7,14).Они желают принять самые высокие посты в этом царстве и сидеть справа и слева от Царя за пиршественным столом.

«Иисус сказал в ответ: “Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?”»[244]. Выражение «пить чашу» в Древнем мире могло означать как благую, так и злую участь. По иудейскому обычаю царь подавал на пирах чаши своим гостям. И чаша стала в Ветхом Завете метафорой для жизни, которую Бог ниспосылает людям. «Чаша моя преисполнена», – сказал псалмопевец (Пс 22,5), когда он говорил о счастливой жизни и о счастливых переживаниях, ниспосланных ему Богом. Но чаще в Библии чаша означает несчастье и погибель, Суд Бога над беззаконниками. Так в Псалме 74-м:

«Чаша в руке у Господа,


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!