Поставлена будет во главу гор



И возвысится над холмами,

и потекут к ней народы» (Мих 4:1).

Иисус же пророчит горе Сион и дому Господню на ней иную эсхатологическую участь – подняться и броситься в морскую бездну как символ погибели. Так иносказательно Он еще раз говорит о печальном конце Храма с его богослужением. Имеющий уши слышать да слышит. Ту же участь на Суде Божием Иисус некогда пророчил неверующему возгордившемуся Капернауму: « И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк 10:15).

И последние слова о молитве: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». То есть главное условие действенности молитвы – вера, или иначе доверие к Богу как любящему и заботливому Отцу. Понятно, что эти слова тоже нельзя понимать буквально. Мало ли кто и о чем просит Бога? Да и всегда ли молящийся получает просимое? Разумеется, нет. Тогда какой же смысл в этих словах: «Всё, о чем ни попросите в молитве, получите, если будете верить»[255]? Во-первых, здесь как-то само собой разумеется, что просьба будет о разумном и благом, а не о чем-то злом или бессмысленном. Во-вторых, молитва не должна быть перенесением наших проблем на Бога. Молиться – не значит просить Бога сделать что-то за нас, но значит просить Его дать нам способность сделать это самим с Его помощью. В-третьих, мы далеко не всегда знаем, о чем следует просить. Молитва далеко не всегда должна избавить человека от чего-то, она должна дать ему способность принять возложенное на него и даже преобразовать его.

Вот два примера из Нового Завета. Апостол Павел молил Бога избавить его от болезни. Он не получил того, о чем просил, но обрел способность принять свой крест, и не только принять свою немощь, но и увидеть сокрытую за ней силу благодати Христовой: «когда я немощен, тогда силён» (2 Кор 12:10). Другой пример – Сам Иисус. В Гефсиманском саду Он молил Отца Своего, чтобы чаша страданий и смерти миновала Его. Эта мольба не была исполнена, но в молитве Иисус обрел способность принять Свою ситуацию. Приняв ее, Он обрел силу идти на крестную смерть, которая привела Его к славе Воскресения.

Если мы смотрим на молитву как на возможность избежать чего-то, мы чаще всего будем разочарованы; но если в молитве мы видим путь преодоления трудности, тогда мы обретем силы принять или преобразовать нашу ситуацию – как будет угодно любящему нас Богу Отцу, Который знает нужды Своих детей.

 

Беседа № 67.

 

Первый день, который Иисус провел в Иерусалиме, был ознаменован очищением Храма. После ночи, проведенной в Вифании, Иисус снова направился в Иерусалим, совершив по пути пророчески-символическое действие проклятия бесплодной смоковницы. Как мы говорили в прошлой беседе, это была «притча в действии», наглядное обвинение Храма, Иерусалима и Израиля – народа Божия, который упорно отказывается принести плод истинной, а не показной праведности. – Действия Иисуса не могли не вызвать ответной реакции со стороны предводителей иудейского народа. Начало второго дня, проведенного Иисусом в Храме, показывает нам постепенно формирующуюся оппозицию Иисусу со стороны храмового священства и народных учителей. Об этом – следующий рассказ.

 

II. Отвержение иудейских вождей (21:23-45).

 

Вопрос о власти Иисуса Христа (21:23-27).

 

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: «Какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» 24 Иисус сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю. 25 Крещение Иоанново откуда было: с Небес, или от человеков?» Они же рассуждали между собою: «Если скажем: “с Небес”, то Он скажет нам: “Почему же вы не поверили ему?”, 26 а если сказать: “от человеков”, – боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка». 27 И сказали в ответ Иисусу: «Не знаем». Сказал им и Он: «И Я вам не скажу, какою властью это делаю».

 

Итак, во второй день Своего пребывания в Иерусалиме Иисус снова пришел в Храм и учил народ. Это Он делал во дворе язычников, там же, где накануне Он очистил Храм от торговцев и менял. Именно во внешнем дворе язычников авторитетные иудейские учителя наставляли народ, который собирался вокруг них. К Иисусу подошли «первосвященники и старейшины народа». Это были те, кто считался руководителями религиозной жизни Израиля. Почему говорится во множественном числе – «первосвященники»? Мы ведь знаем, что был только один Первосвященник. Но в Евангелиях под «первосвященниками» понимается группа людей, состоявшая из бывших Первосвященников и их родственников, из которых и выбирался Первосвященник. Это была храмовая аристократия, входившая в состав Синедриона[256] – высшего органа власти иудеев.

Поскольку поведение Иисуса Христа в Храме было сознательно вызывающим, религиозные руководители были не просто возмущены, но и решили призвать Его к ответу. Имея в виду очищение Храма и абсолютно не понимая смысла действий Иисуса, они задали Ему вопрос, есть ли у Него право так поступать, и от кого Он получил право учить народ и распоряжаться в Храме? Ведь Он не был даже рукоположенным раввином. А ни один раввин никогда не учил, не сославшись на чей-нибудь авторитет. Обычно всякое учительное заявление начиналось словами: «Ибо сказано, что...то-то и то-то». А вспомним, как учил Иисус: «Вы слышали, что сказано древним: … А Я говорю вам …». Так кто же дал Ему право так учить? В этом вопросе была скрыта ловушка.

 

Они надеялись поставить Иисуса перед дилеммой: если Он скажет, что поступает Своею властью, они смогут арестовать Его как одержимого манией величия, чтобы Он не причинил еще какого-нибудь вреда. Они могли арестовать Его и в том случае, если бы Он сказал, что делает это властью Божией, обвинив Его в богохульстве и сославшись на то, что Бог никогда не дал бы кому-либо власти нарушать покой и учинять беспорядок в дворах Его дома. Иисус хорошо видел, куда они клонят, и Его ответ поставил их перед еще худшей дилеммой.

Иисус на вопрос отвечает встречным вопросом: «И Я вам задам один вопрос. Если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, по какому праву так поступаю. Крещение Иоанна откуда было: с Небес, или от людей?»[257]. Иоанн совершал очистительное крещение иудеев в Иордане перед приходом Мессии. Так за кого принимают его законники и книжники? За посланника от Бога? или за самозванца? Стремясь избегать слово «Бог» Иисус по благочестивому обычаю заменил его словом «Небеса»: «С Небес, или от людей?»

Искушавшие Иисуса первосвященники и старейшины были поставлены в трудное положение. Если они ответят, что Иоанн получил власть от Бога, то спрашивается, почему тогда они отвергли его, почему не поверили ему. – О том, что они не поверили Иоанну, говорится далее и в Евангелии от Матфея (Мф 21:32), и в Евангелии от Луки: «Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от Иоанна» (Лк 7:29-30). – Признаться в этом было страшно, так как народ почитал Иоанна за пророка Божия. «И сказали в ответ Иисусу: “Не знаем”». – Неудовлетворительный ответ! Ведь в обязанности членов Синедриона входило различать истинных пророков от лжепророков, а тут они говорили, что неспособны различить их. Своим отрицательным ответом они признались в своей недееспособности.

То есть своим встречным вопросом Иисус постыдил Своих противников, изобличил их в неискренности и тем самым заградил им уста. Они не ответили Иисусу. Тогда «сказал им и Он: “И Я вам не скажу, какою властью это делаю”». Как уполномоченный и посланный Богом Учитель, Он вовсе не должен испрашивать разрешения и оправдываться перед трусливыми иудейскими руководителями. Да они в своей закоснелой узости просто и не были в состоянии понять Его. Разговор с ними был лишен смысла.

В действительности Иисус им все-таки ответил, но в завуалированной форме, и они этого не могли не почувствовать. Они боятся всенародно признать, что крещение Иоанна было предопределено Богом. Но Иоанн готовил иудеев к приходу Мессии. Более того, Иисус мог бы напомнить, что Иоанн указывал людям как на Мессию на Него, на Иисуса. Если бы члены Синедриона признали божественность деятельности Иоанна, они должны были бы признать, что Иисус – Мессия. Если же первосвященники и старейшины отрицают Божественное посланничество Иоанна, то они ни за что не признáют и Его, Иисуса – как Мессию, действующего властью с Небес, от Бога. Нет никакого смысла отвечать на их искушающий вопрос. – Ни признать, ни отрицать Божественность проповеди и действий Иоанна они не в состоянии. Они молчат. Безвыходная ситуация. Искушение не удалось.

Первосвященников возмутило очищение Храма, произведенное Иисусом. Если бы они потрудились проникнуть в суть проповеди Иоанна Крестителя, то они поняли бы, что тот возвестил новое время, ибо старое время храмового культа миновало. Шумно и торжественно празднуемое богослужение Израиля не в состоянии было спасти человека, не отвечало духу нового времени, не отвечало воле Божией. Но заскорузлые умы и сердца продолжают цепляться за ветхое и привычное. Таким консерваторам и реакционерам действительно не о чем было говорить с Иисусом, ибо они не были способны ощутить знамений времени.

Оборвав бессмысленный разговор с первосвященниками и старейшинами, Иисус тем не менее задает им новый вопрос в форме учительной притчи. В этой притче тоже затрагивается тема о новом времени, о возвещенной Иоанном Крестителем воле Божией, о новой, лучшей праведности, чем праведность фарисеев и книжников.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!