Диалог с живописным произведением как способ развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста



Общение с произведениями искусства человеку необходимо на протяжении всей жизни. Особенно это необходимо растущему человеку в процессе познания мира и самого себя. А пространство диалога произведения искусства и молодого зрителя действительно является полноценным образовательным пространством, содержащим систему объектных эталонов, схемы действия с ними и область их возможной экстраполяции; это образовательное пространство всегда уникально и развивается по принципу все большего уточнения и сужения вариативности диалога. На каждом уровне общения, диалога-игры произведения искусства и зрителя формируется новое образовательное пространство, зависящее от специфики данного этапа диалога и имеющее свою образовательную задачу [4].

Благодаря диалогу с произведением искусства молодой человек вовлекается в процесс формирования самого себя и знания об окружающем мире. Включившись в этот диалог, он обретает возможность реализовать те перспективы, которые этот процесс сулит развивающейся личности.

Зрелый акт художественного восприятия представляет собой свернутый процесс, что означает практически одновременное нахождение сознания на разных позициях. «Моменты вживания и завершения не следуют друг за другом, они тесно переплетены друг с другом, сливаются друг с другом», - пишет М.М. Бахтин [2]. Становящийся процесс восприятия, напротив, - всегда развернутый процесс, что значит – деавтоматизированный, то есть раскрывающий, делающий наглядной для себя художественную рефлексию, логику постижения замысла произведения. Это логика – логика внутреннего диалога, движения от непосредственных переживаний материала и формы произведения (момента «внутринаходимости») к осмыслению этих переживаний (моменту «вненаходимости»).

Многочисленные исследования психологов показали, что дети, а также и взрослые, не имеющие отношения к искусству, не всегда способны оценить свое переживание произведения и принимают внешнюю сторону картины за ее истинное содержание. Сознательный диалог с автором оказывается тем более недоступным. Картины воспринимаются не авторской моделью мира, но зеркальной копией реальности .

Способность художественного восприятия не является генетической способностью человека. Задача педагога – развить эти способности.

Запустить процесс художественного восприятия обучающего можно через включение его в совместную деятельность. В этой деятельности часть функций выполняет ученик, а часть берет на себя взрослый. Постепенно учитель передает ему все функции по мере его освоения всех этапах художественного восприятия. Для этого нужно сделать процесс художественного восприятия раскрытым, то есть диалог, совершаемый мысленно, внутри, вынести наружу [7].

На уроке изобразительного искусства, кроме объяснений и бесед учителя, эффективны такие формы работы учащихся, как подготовленные ими сообщения и доклады, анализ художественного произведения в письменной или устной форме. Особое внимание уделяется использованию технических средств, которые позволяют провести интегрированный урок (сочетать произведения изобразительного, музыкального и литературного искусства). Беседы об искусстве призваны формировать устойчивый интерес к урокам изобразительного искусства, к познанию, приобщать учащихся к мировому художественному наследию человечества, учить понимать содержание картин и, как следствие, формировать художественную культуру у учащихся.

Посещение музеев, выставок, мастерских художников. В условиях общеобразовательной школы знакомство с произведениями искусства, как правило, происходит через репродукции, слайды, просмотры фильмов. Безусловно, у такого ознакомления с искусством есть ряд преимуществ: доступность материалов для учителя, удобство их применения. Однако «...репродукции и слайды нельзя считать исчерпывающим материалом для изучения живописи. Сила воздействия их на зрителя, конечно, неравнозначна той, которую он испытывает при непосредственном соприкосновении с картиной» [10, с. 121]. На экскурсии в музее учащиеся получают знания о творчестве того или иного художника, о содержании картины и об условиях ее создания. «Важным элементом художественной культуры является потребление, восприятие художественных ценностей. Это особый вид творческой деятельности, состоящий в восприятии произведения искусства как художественной ценности, сопровождающийся эстетическим переживанием»[11].

Экскурсии в музеи, посещение выставок и мастерских художников не оставляют учащихся равнодушными. Отдельного внимания заслуживают местные музеи, места боевой славы, важно, чтобы школьники имели представление о наследии своей малой родины, ценили и берегли ее традиции. «В каждом крае, области, городе, селе, - пишет С. П. Ломов, - есть немало исторических мест; живут участники и очевидцы славных дел» [10,с. 202]. На таких экскурсиях, при непосредственном восприятии произведений искусства или личном общении с художниками, у школьников развивается эмоциональный отклик, без которого невозможно формирование у них художественной культуры.

Роль искусства в образовательном процессе трудно переоценить. Учителям изобразительного искусства важно уже с младшего школьного возраста учащихся использовать весь потенциал своего предмета для их эстетического, духовно-нравственного воспитания, приобщения к мировым и отечественным художественным произведениям.


Заключение

 

На основе вышеизложенного материала можно сделать выводы, что для исследования особенностей построения диалога с живописным произведением средствами артпедагогики в старшей школе с целью развития художественного восприятия подростков, нужно учитывать психолого-педагогические особенности развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста. Так же необходимо учитывать чувства и эмоции, вызывающиеся у школьников данного возраста, при рассмотрении и анализе произведений искусства известных художников. У подростков развитие эмоций и чувств тесно связано с особенностями полового созревания, что обусловливает повышенную эмоциональную возбужденность, эмоциональную неустойчивость, аффективность чувств и поведения. В этом возрасте наблюдается стремление школьников к острым переживаниям, совершению героических поступков. Этим объясняется их тяга к подражанию успешно сложившимся личностям, а на уроках изобразительного искусства – известным художникам.

Обостренная чувствительность у подростков вызывает повышенную требовательность к своим поступкам, волевым качествам и это может способствовать успешному обучению на уроках изобразительного искусства.

Артпедагогика помогает учащемуся научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир.

Правильная организация процесса художественного восприятия на занятиях изобразительным искусством с подростками в гармонической взаимосвязи с их практической деятельностью помогает учащимся глубже понимать и чувствовать искусство, ориентироваться в различных направлениях и стилях, различать высокохудожественные и посредственные произведения.

Мы считаем, что в этом возрасте можно наиболее успешно повлиять на развитие художественного восприятия.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!