Содержание понятий «художественное восприятие» и «артпедагогика»



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

 

 

Факультет начальных классов

Кафедра музыкально-художественного образования

Направление подготовки 44.03.01

Направленность (профиль)образовательной программы

Изобразительное искусство

 

КОНТРОЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Артпедагогика»

 

Особенности построения диалога с живописным произведением

средствами артпедагогики в старшей школе

с целью развития художественного восприятия подростков

Выполнил:

Шевчук Кристина Сергеевна

Форма обучения– очная

Дата                                                     

 

Руководитель:

д.пс.н., профессор кафедры

музыкально-художественного

образования С.Н. Орлова

 

Дата                                                     

 

 

Красноярск, 2018

Содержание

Введение 3

§1 Содержание понятий «художественное восприятие» и «артпедагогика» 5

§2 Особенности развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста 9

§3 Особенности построения диалога с живописным произведением средствами артпедагогики 13

§4 Диалог с живописным произведением как способ развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста 16

Заключение 19

Список использованных источников 20

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития восприятия произведений искусства является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающего поколения. Художественное восприятие обладает уникальной спецификой, отличающей его от восприятия каких-либо явлений окружающего мира. Оно выражает и формирует отношение человека к окружающему миру, ко всем явлениям бытия, к самому себе, ненавязчиво вводит школьника в мир культурных ценностей и человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала в самом широком смысле. Поэтому в настоящее время не случаен интерес к такому новому направлению в системе развития и воспитания школьников через искусство и художественно-творческую деятельность как артпедагогика. Актуальность изучения и исследования артпедагогики определяется тем, что она тесно связана с активно развивающейся в нашей стране психотерапией. В последнее время активно осваиваются её новые методы, формы, технологии и модели.

В наши дни остро ощущается потребность в конкретных разработках, посвященных формированию художественного восприятия средствами артпедагогики [15].

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью анализа имеющихся в науке знаний для исследования проблемы развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста, в процессе диалога с живописным произведением в рамках артпедагогики.

Особую актуальность развитие творческих качеств познавательных процессов приобретает у учащихся среднего и старшего школьного возраста. Это связано с тем, что у обучающихся в переходный период подросткового возраста на качественно новом уровне закладываются начала эстетического освоения окружающей среды, познания мира, восприятия искусства. От того, как осуществится этот переход, во многом зависит характер всей последующей деятельности человека в сфере изобразительного искусства. Можно сказать, что именно в это время определяются дальнейшие способности человека к общению с сложным и богатым миром образного, много контекстного языка изобразительного искусства.

Рассмотрение трудов, посвященных артпедагогике, возрастной и педагогической психологии, позволило нам прийти к выводу, что организация работы с учащимися данного возраста должна состоять в особом построении методики обучения, основанной на знании эстетических потребностей и психологических особенностей зрительного восприятия и познавательных процессов у учащихся старшего школьного возраста.

В данной работе рассматриваются особенности построения диалога с живописным произведением средствами артпедагогики в старшей школе.

Цель исследования: изучить особенности построения диалога с живописным произведением средствами артпедагогики в старшей школе с целью развития художественного восприятия подростков.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования.

1. Изучить содержание понятия «художественное восприятие».

2. Исследовать собенности развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста.

3. Изучить особенности построения диалог с живописным произведением средствами артпедагогики.

4. Рассмотреть диалог с живописным произведением как способ развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста.

Методологической основой исследования явилось изучение искусствоведческой, культурологической, артпедагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

Теоретической основой исследования по проблеме развития художественного восприятия учащихся старшего школьного возраста являются труды: А.В. Бакушинского, Т.П. Юсова, Л.С. Выготского, В.В. Рубинштейна,И.П.Волкова, Д.И.Фельдштейна, А.Н. Леонтьева, Е.П. Крупника и др.


Содержание понятий «художественное восприятие» и «артпедагогика»

Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира. Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э.Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения» [15, с.22].

Специальное место в структуре познавательных процессов занимает художественное восприятие. П.М.Якобсон в книге «Психология художественного творчества» отмечает, что художественное восприятие - это целенаправленное психическое действие с чувственным познанием, связанным как со сложными процессами ощущения, мышления, анализа, так и со сложными процессами синтезирования различных впечатлений, которые мы получаем от реальной действительности. На наш взгляд, художественное восприятие произведений изобразительного искусства очень важный фактор учебно-познавательного процесса на уроках изобразительного искусства. В силу своей субъективности восприятие может быть правильным или неправильным, полным или неполным. Одни и те же явления могут быть восприняты и трактованы верно, убедительно или искаженно.

На разных возрастных этапах художественное восприятие формируется при участии в образовательном процессе разных видов искусства и взаимодействии учебных дисциплин всех школьных образовательных циклов.

Обладающий художественным восприятием человек, воспринимает окружающий его мир во всем многообразии слагающих его проявлений, целостно и точно, устанавливает основные сущностные взаимосвязи, лежащие в основе требующих разрешения проблем.

Художественное восприятие отличается качественно от простого созерцания мира вещей и содержит в себе организованный процесс познания и преобразования в сознании объективной реальности. В психологическом акте восприятие является одним из факторов, объединяющим различные механизмы отражения в целесообразную функционально-динамическую систему. Именно эта ее сторона и определяет педагогическую значимость художественного восприятия в познавательной деятельности школьника [13, с.9].

Философы определяют художественное восприятие как первичные ступени индивидуального познания. Восприятие протекает в едином процессе познания с ощущениями и зависит от связей и отношений различных свойств, качеств, сторон, частей предметов и явлений. В процесс восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Если бы восприятие не опиралось на прошлый опыт, то был бы невозможен сам процесс познания, так как без соотнесения человеком воспринимаемых предметов, явлений, их частей с ранее виденными предметами, явлениями, без использования конкретных знаний, полученных в прошлом опыте, нельзя определить, осмыслить сущность воспринимаемого.

Для понимания произведения изобразительного искусства нужно опираться на законы восприятия, теорию понимания (позицию герменевтики), философскую мысль, эстетику, достижения в области искусствознания. В герменевтике понимание смысла произведений искусства рассматривается как поступательный процесс, на каждом этапе которого достигается очередной уровень обретения смысла, от ограниченного до глубокого.

Степень постижения произведения зависит от уровня восприятия.  Е.П.Крупник выделяет три основных уровня восприятия искусства: нецелостное художественное восприятие (восприятия смысла вне «формы»); «эстетский» тип восприятия (ориентация на форму вне смысла); высокий тип художественного восприятия (единство формы и содержания). Такое восприятие базируется на гармонии чувств и разума, что очень важно для развития культуры восприятия у подростков.

Итак, рассматривая различные научные исследования, можно сделать вывод, что художественное восприятие - это сложный процесс приема и переработки информации, в ходе которого происходит целостное отражение предметов, явлений, событий и их чувственной оценки. Не случайно усилия исследователей художественного творчества и восприятия произведений искусства, сосредоточены на проблеме развития художественного восприятия.

Именно практика изобразительной деятельности выступает важным фактором, способным позитивно влиять на формирование навыков подростков к художественному восприятию произведений изобразительного искусства. От занятия к занятию школьники замечают все больше отличительных особенностей натуры. Повышается у учеников способность к восприятию индивидуальных черт изображаемого: нюансов строения, формы, тона и цвета. Задача педагога отмечать и формировать эти способности. Необходимо также учитывать психологическую особенность, что восприятие есть целостный акт.

Рассмотрение трудов посвященных возрастной и педагогической психологии позволило нам прийти к выводу, что организация работы с учащимися данного возраста должна состоять в особом построении методики обучения, основанной на знании эстетических потребностей и психологических особенностей зрительного восприятия и познавательных процессов у учащихся старшего школьного возраста.

Артпедагогика - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.

Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации. Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность.

Артпедагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности [14].

Артпедагогические методики можно включать в процесс обучения на уроках изобразительного искусства или на уроках музыки. На уроках изобразительного искусства каждый урок, начиная с первого класса и до последнего, может включать в себя те или иные артпедагогические методы. Так, например, в самом начале урока в любом классе можно использовать релаксирующие упражнения, которые помогут детям расслабиться, снять напряжение, усталость и раздражение, получить необходимый настрой на восприятие материала, на выполнение той или иной учебной и творческой деятельности.

Можно отметить, что артпедагогика – интересное, перспективное направление, требующее всестороннего изучения и исследования. Применению артпедагогических методов нет никаких препятствий, кроме желания учителей изобразительного и музыкального искусства. Думается, что и на других уроках в школе применение артпедагогики не будет лишним, стоит только подумать как и где целесообразнее будет их применить. Не стоит относить занятия артпедагогикой только к системе внеклассной работы и в дополнительное образование. Она очень органично вписывается в структуру учебно-воспитательной работы любого образовательного учреждения.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 274; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!