Творчество Джона Милтона и жанр эпической поэмы



Второй этап развития английской литры – приходится на годы революции и гражданской войны.

Мильтон – центральная фигура политической и литературной жизни страны, начал писать в 20-е, поздние сочинения в 70-е. Потерянный рай – пример плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма. Сейчас нет прямолинейного толкования пафоса поэмы как антитиранического, трактовки Сатаны как положительного героя. Но образ Сатаны здесь все-таки не лишен привлекательности, яркости и мощи – сюжет поэмы сложно соотносится с библейской сюжетностью и образностью и с современным политическим контекстом. Тяготение автора к рационалистической упорядоченности и к экспрессивной динамике структуры и другие антиномичные – классицистические и барочные тенденции Потерянного рая.

Самсон-борец: отражение в жанре произведения традиции античной трагедии, воплощение в образе Самсона классицистической цельности характера.

Испанский плутовской роман и его варианты в других национальных литературах

Плутовской роман 17в. играл значительную роль в Испании и странах Европы. Плутовской роман – оригинальное испанское явление, воздействовал на формирование низового комического барочного романа по Франции, английского воровского романа и т.п. Ранний этап развития европейского романа.

Немецкий роман – хорошо исследован роман низового демократического барокко, особено Гриммельсгаузена. Симплициссимус – центральное явление немецкой литры 17 столетия. Автор вобрал разные жанровые традиции, писатель организует сюжет вокруг крайне изменчивого персонажа, лишенного жизненной устойчивости в жестоком мире бед. – есть определенные моменты схождения с композицией испанского плутовского романа. В конечном счете, роман – обобщенно-типическая картина исторической судьбы страны.

 

Психологический роман XVII века

 

Особенности европейского Просвещения

 

18 век – век Просвещения. Это явление – доминирующее, центральное. Как отмечает Фуко, Просвещение – не только коллективное действие, но мужественный поступок индивида, решившегося жить самостоятельно и ответственно. Общечеловеческий характер идей просвещения, идеи: вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, защита научного и технического познания, религиозная и этическая терпимость, защита естественных неотъемлемых прав человека и гражданина, отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся фактической проверке, критика суеверий, защита деизма (допущение Бога как первоначала при его невозможности в дальнейшем вмешаться в развитие природы), борьба против сословных привилегий и тирании. Такая новая ориентация мысли была обязана росту науки, богатства, изменению отношений между людьми. Цель: и политическая, и социальная трансформация, идеи, связанные с возможностью изменять человека к лучшему, рационально изменяя политические и социальные установления. Философы: Локк, Лейбниц, Спиноза, Юм…

Разум ограничен рамками опыта и контролируется опытом (эмпирический характер – отличает его от картезианского рационализма). См, Ньютон: Гипотез не измышляю

NB! Главным объектом просветительской критики была не религия, а церковь.

Просветительский классицизм и преимущественно в романе сентиментализм и предромантизм (иногда отождествляются) – полемика друг с другом: мысли и чувства. Просветительские произведения всегда открыто тенденциозны, часто прямо подчиняют фабулу доказательству или опровержению того или иного философского тезиса, не боятся превратить персонажа в рупор авторских идей, стремятся как к морализации (рассуждениям на моральные темы), так и к дидактизму (моральным поучениям, наставлениям). Поэтика просветительской литературы включает в себя и художественные приемы классицизма, рококо, сентиментализма.

 

 

Роман в литературе XVIII века, его жанровые и стилистические разновидности

 

 

Литература рококо

 

Этимология рококо – искусственное образование по аналогии с «барокко» - от фр. Rocaille – раковина. Изящна, причудливой формы, перламутровая раковина – эмблема искусства рококо: тяготение к миниатюрности, причудливости, блеску.

Сейчас в науке сферой формирования рококо считают слои дворянства, склонные к компромиссу с буржуазией, и собственно буржуазную среду общества. Рококо впитывает опыт барокко и классицизма 17в., «снимая» их антиномичное противостояние друг другу.

Зарождение литературных тенденций рококо – в споре о «древних» и «Новых» авторах, который развернулся в 90-е во Франции и Англии, ранние образцы появляются в переходный период рубежа 17-18 вв. в творчестве сторонников «новых», в исканиях английских драматургов Реставрации, в немецком «галантном» и «комедийном» романе конца 17 столетия. Гедонизм рококо полагает тягу к наслаждению лежащей в природе человека естественной потребностью счастья, смягчает суровость старой морали, ставя на ее место гуманную снисходительность к слабостям человека, протестует против религиозного ханжества, выдвигает в качестве нравственного критерия не Божественный закон, а здравый смысл. (Опора на естественные потребности человеческой природы и критика религиозной морали – связь идеологов рококо с идеологами просвещения).

Основа художественного мышления рококо – осмысление новых общественно-политических и нравственно-исторических процессов в Западной Европе в начале 18 столетия. Это измельчание политических конфликтов: вместо потрясений политической и военной жизни 17в – множество мелких стычек, локальный воин, политических компромиссов, что углубляло кризис «героического», ветшание феодальной системы, финансовые трудности при тяге общества к роскоши, сложная эволюция нравов и психологии общества, которое вырабатывает двойственные, двусмысленные критерии морали внутри себя.

Рококо – создание светского, цивилизованного общества. Оно стремится говорить о серьезном легко, изящно, непринужденно, остроумно, вырабатывает галантный стиль жизни, сочетающий утонченную культуру мысли чувства, поведения. Литра рококо – игра, приносящая радость и наслаждение. Но в ней поднимаются и проблемы: частного, интимного существования человека (+свойственно сведение всего существенного в человеческой жизни к интимному и частному). Характерные черты – игривость, мягкость, легкость, остроумие, скептицизм, изящество, интимность, искусство намека.

Основной интерес рококо: постижение интимной психологии частного человека, история естественно-скандальных заблуждений сердца и ума. Система жанров: легкая поэзия, включающая и малые лирические формы, и галантно-эротические, часто с оттенком сатиры, поэмы, прозаические и стихотворные волшебные сказки, фантастические повести, комедии масок, социально-психологические романы.

В Англии рококо появилось достаточно рано, но самостоятельным литературным направлением не стало. Но постоянно проникает в творчество отедльных пистаелей, взаимодействуя с другими худ. тенденциями: у Дефо с просветительскими, у Стерна с сентиментализмом. В Германии рококо дискретно: на рубеже 17-18вв формируется ранняя литра рококо, а зрелое рококо можно обнаружить уже во второй половине столетия – см. в лирике молодого Гёте. Наиболее активно и постоянно развивается во Франции:

1) 1690-1720е: раннее, часто сливается с тенденциями других лит направлений. Например, Прево – с барокко.

2) 1730-1740е: зрелое рококо, социально-психологические романы Мариво, Прево и др. Некоторые произведения Вольтера, роман «Нескромные сокровища» Дидро

3) 1770-1790е: позднее рококо, разделяется на сатирический (Парни и др.) и апологетический варианты

Сюда же Мариво: Жизнь Марианны и Прево: История кавалера де Гриё и Манон Леско

Английский роман XVIII века

Англия дальше других стран продвинулась по пути становления буржуазной действительности. Способствовало раннему появлению просветительских устремлений, серьезному влиянию английской мысли на общеевропейскую. Ведущее место в литературе первой трети 18в – Дефо и Свифт.

Дефо – у самого многогранная деятельность, участник политической борьбы, создатель жанрово разнообразной прозы. Полезно сравнить Робинзона Крузо с испанским плутовским романом, чтобы увидеть новаторство, отражение традиций литературы путешествий, мемуаристики.

Роман традиционно причисляют к произведениям «просветительского реализма». Писатель, в соответствии с просветительской тенденциозностью, трансформирует реальный факт (историю Селькирка), экспериментальная фабула романа, развертывающаяся в соответствии с заданным тезисом. Стиль, язык, композиция – естественность и ясность, стройность, продуманность (классицистические начала). Притчевый смысл романного сюжета,[H1] очевидная перекличка история Робинзона с мотивом блудного сына.

Пребывание героя на необитаемом острове вынужденное, он не жаждет уединения, тоскует по людям и цивилизации – двойственность воплощения в образе Робинзона «естественного человека». +история Робинзона: история развития человечества от варварства к цивилизации. Робинзон изолирован не от цивилизации, а от сложившихся общественных отношений -> строит их заново, сам, на принципах веротерпимости. Образ Пятницы – другой вариант естественного человека – свящь с темой воспитания и обучения, одной из центральных в литературе просвещения.

Джонатан Свифт. Яростно защищает просветительские ценности: религиозную терпимость, свободу, здравый смысл, но резкая критическая настроенность против некоторых оптимистических упований раннего англ Просвещения. Философско-фантастические «Путешествия Гулливера» - своеобразная пародия на жанр мнимо-подлинных книг «о путешествиях» (см: Робинзон Крузо). Положительность Гуливера относительна, её степень существенно меняется в зависимости от страны пребывания персонажа, ГГ – некий средний обыкновенный человек, лишенный ярко выраженных черт. По сравнению с Рабле, точность цифровых расчетов «масштабов» персонажей и предметов у лилипутов и великанов. Памфлетно-критические и социально-утопические намерения писателя в 4 частях. Но важно понимать элемент авторской иронии, повествовательной игры. Не последнее место в художественных тенденциях романа занимает рококо.

Романистика Филдинга, важность оригинального использования писателем опыта испанского плутовского романа Сервантеса «Дон Кихота». Творческая переработка теоретических воззрений барочных и прециозных романистов 17в, проблематика мотивы приемы социально-психологического романа рококо. Обращение к популярной в романистике рококо теме «Найденыша», трансформация фабулы барочного романа героического путешествия в роман большой дороги – для воссоздания широкого социального и исторического фона действительности под углом интереса к частной жизни и её нравственно-психологическим коллизиям.

«Теоретические» главы романа – развитие поэтологических принципов «комического эпоса». Универсально-концептуальное значение разнообразных форм комического: авторская ирония по отношению к действительности, персонажам, самому себе. В какой мере благополучная развязка результат собственных усилий героя, а в какой счастливая случайность с долей иронического скепсиса? (Специфика сюжетного развития истории выводит её за пределы рационалистической схемы просветительского романа)

Стерн. Сознательное разрушение рассказчиком хронологической последовательности событий, виртуозно представленная картина причудливого, ассоциативно-хаотического развитя авторской мысли – привычная фабуьная схема истории путешествия персонажа пародийно-полемически переосмысляется.

Равновесие между поэтикой рококо и сентиментализмом: соединение чувствительности и иронии, меланхолии и игры, слезливости и скептико-юмористической тональности. Полемический пафос Стерна направлен на просветительскеи штампы, предрассудки Просвещения

Французский роман XVIII века

Пьер Карле́ де Шамбле́н де Мариво́ – писатель рококо, соединяющий с его пожтикой и тенденции просветительского классицизма, и некая чувствительность, предвещающая сентиментализм), Жанровый эксперимент, тонкий психологизм. Роман «Жизнь Марианны» опирается на жанровый опыт «высокого» и «низкого» романов барокко, снимает их антиномию, на роман Лафайет, использует приемы мемуаров и романов-псевдомемуаров. -> Тонкое и психологически достоверное изложение жизни от лица самой героини в обращении к подруге. Манера повествования воспроизводит стиль светской устной болтовни («мариводаж»), замедляет движение фабульных событий, останавливает внимание на разнообразных оттенках психологии персонажа. ->переосмысливаются романтические клише, входящие в исповедь марианны: фабульные – нападение разбойников, ребенок-найденыш, психологические – верный любовник и коварный соблазнитель и т.п.

Антуан Франсуа Прево История кавалера де Гриё и Манон Леско. Шедевр французской психологической прозы. Первоначально роман представлял собой «приставную» историю к последнему тому «Записок знатного человека, удалившегося от света». Но уже в 18 столетии роман обрел самостоятельную литературную жизнь. Рассказ ведется от имени Де Гриё, его нравственно-психологический конфликт составляет основу развертывания сюжета. Объективное непостижимое очарование Манон, нет ничего общего с обаянием порока. Проблема любви к недостойной, воссоздание силы и причудливости чувства, неподвластного разумной воле. Но параллельно – полемика с традиционной моралью, с противоестественным сочетанием в ней искреннего ригоризма (чрезмерная строгость, прямота в соблюдении нравственных принципов) с ханжеством и тайным попустительством пороку. Как писателя рококо Прево интересует не борьба добра со злом, а их слияние.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 590; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!