Трагедия на сцене французского театра XVII века



Период дальнейшего укрепления абсолютизма, деятельности кардинала Ришелье, создание в 1643 Французской Академии, которая упорядочивала нормы литературного языка, теоретически разрабатывала нормативную классицистическую эстетику, критически обсуждала современную литературу. Классицизм набирает силу, становится центральным явлением литературной жизни во Франции.

Роль в этом процессе драматургии Корнеля, эволюция его поэтики, рсрьененость первой и второй манеры. Сид – актуальность проблематики пьесы, концепция героического, специфика развития и разрешения основного конфликта. Эстетический спор вокруг произведения занимал важное место в становлении литературно-критической мысли во Франции. «Гораций» - решение проблемы «человек-государство», гражданский пафос. Римский характер персонажей Корнеля – возвышенно-героический.

Вторая манера – следы воздействия барочной поэтики, большая насыщенность внешними событиями сочетается с мотивом трагического заблуждения, незнания героев. Политическая сфера в Родогуне – столкновение честолюбий, но отрицательное величие героев и в этих произведений.

Апогей абсолютизма в 1660-1680 во Франции, рассвет классицистической поэтики в разных жанрах, обогащенной традицией и опытом литературы барокко. В это время обобщение и систематизация принципов классицизма, окончательное, «классическое» оформление его теории. См: Буало «Поэтическое искусства» (трактат принес ему славу «Законодателя Парнаса»)

Лафонтен: соединение в баснях сатирико-моралистического и поэтического, трансформация сюжетов античных басен.

Очевидное пристрастие классицизма к обобщенности, афористической четкости, лаконизму выражения выдвигает на первый план моралистическую афористическую прозу.

Вообще классицистическая теория негативно относилась к роману, оценивала его как низкий, даже вненормативный жанр. Но в эти годы развивается концепция «маленького романа» (небольшого объема, новеллистического), и его параметры пересекаются с эстетикой классицизма: ясность сюжета и композиции, логика их развития, лаконичный и сдержанный стиль повествования, сосредоточенность его вокруг небольшого числа персонажей, углубленная разработка нравственно-психологической тематики. По крайней мере один пример классицистического романа во Франции – роман Мари Мадлен де Лафайет «Принцесса Клевская» (основополагающее аналитической психологической традиции в европейской литературе).

Драматурги-классицисты: Расин, Мольер. Эволюция творчества Расина соотносится с общей эволюцией классицизма, укреплением в нем роли категории трагического. Общая классицистическая основа и при этом существенное отличие расиновских героев от мира корнелевских трагедий (видно уже по Андромахе).

Проблема выбора Расина, концепция страсти в трагедии, своеобразное освещение конфликта долга и чувства (традиционно основной в драматургии классицизма). Расин, как и Корнель, обращается преимущественно к античным сюжетам, уже в «Андромахе» предпочитает греческую античность (за счет нее выразительно запечатлевается внутренняя напряженность и драматизм эпохи). Драма Расина любовно-психологическая, герои Андромахи обуреваемы страстями, с которыми они не в силах справиться, хотя их разум способен анализировать свои чувства и поступки. «Федру» называют одним из наиболее совершенных созданий Расина. (нужно сопоставить с античными трагедиями того времени написанными на тот же сюжет). ГГ интерпретируется неоднозначно: то как «язычница» по нравственному миру, то как выразительница особого религиозного ощущения – янсенизма, с которым был связан сам Расина. «Гофолия» - своеобразие воплощения библейских сюжетов, притчевое начало и религиозно-политические аспекты проблематики.

Комедия на сцене французского театра XVII века

Мольер – своеобразие жанра классицистической комедии. При всей злободневности тематики комедий драматурга, его влекут вечные, общетипологические характеры и ситуации, характер основного и второстепенных героев строится на выделении главенствующей черты: лицемерие Тартюфа, скупость Гарпагона, мизантропия Альцеста. Комические традиции (итальянской комедии «масок», испанской комедии «плаща и шпаги», античной комедии, народной фарсовой традиции).

В становлении Мольера-комедиографа сыграл большую роль его собственный жизненный и актерский опыт, работа в бродячей актерской труппе, осмысление современных социальных событий, прежде всего Фронды.

Тартюф – трудности постановки, критическая острота и значимость проблематики пьесы. Разоблачение как конкртеного социально-психологического типа человека, вида религиозного ханжества, так и лицемерия как общечеловеческого устойчивого порока. Интересное построение композиции: писатель выводит Тартюфа на сцену не сразу, сталкивает противоположные мнения о нем других персонажей. Один из способов сочетать в пьесе комическое и драматически-серьезное. Это же сочетание в основе развития конфликта, неразрешимого без вмешательства извне. Финал комедии – бог из машины, усиливает ощущение случайности счастливого конца.

Дон Жуан – воплощение социального типа франузского либертина, воплощение неоднозначности его нравственно-психологического облика.

«Мизантроп» - анализ? Разные взгляды на Альцеста: не то положительный программный герой, не то автору ближе мудрая компромиссная позиция Флинта.

Скупость Гарпагона показана как разрушительный в социальном и психологическом смысле порок, а тщеславие Журдена смешно и трогательно одновременно.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!