Барокко в европейской литературе XVII века



Основные литературные направления 17в – барокко и классицизм (между поэтикой направлений были сходства и расхождения, взаимовлияние и полемика). Поговорим о барокко.

Сам термин барокко стали применять к опр кругу худ явлений 17в лишь в следующем 18 столетии с негативным оттенком. Барокко – фр. Странный, причудливый, безвкусный. Трудно найти один языковой источник: слово было в ходу и в итальянском, португальском, испанском языках.

è Чисто из определения черты поэтики барокко: причудливость, необычность, многозначность.

Барокко (А.Михайлов) – находится в пределах культуры «готового слова», автор понимает действительность только через слово, и распоряжается словом постольку поскольку оно дает собой распоряжаться. Но само представление о мире, пропущенное через готовое слово, дает возможность ощутить кризис ренессансного мироощущения, глубокий общественно-исторический сдвиг.

Философская основа барочного мироощущения: представление об антиномичной структуре мира и человека: оппозиции телесного и духовного, высокого и низкого, трагического и комического и пр. (ср со средневековым дуалистическим восприятием, но здесь сама система иная). Барочные дихотомии: из жажды художественно освоить противоречивую динамику реальности, передать в слове хаос и дисгармонию человеческого существования.

Наследуемые представления средневековья о Вселенной как о книге, но для человека барокко эта книга – громадная энциклопедия бытия в его полноте и разложимости на отдельные элементы. Чувство непостоянства, изменчивости, иллюзионности жизни. Вообще тема иллюзии, кажимости одна их самых популярных в литературе барокко (см: Жизнь есть сон).

Искусство барокко призвано прежде всего волновать и удивлять, отказ от линейности композиции, развитие художественного конфликта (см: барочные лабиринты), сложная система образов, метафоричность языка (но и дидактизм тоже присущ).

Характерные жанры барокко того времени: пасторальная поэзия, драматические пасторали, пасторальный роман, философско-дидактическая лирика, сатирическая, бурлескная поэзия, комический роман, трагикомедия. NB! Жанр эмблемы: аллегоризм и энциклопедизм, сочетание зрительного и словесного.

«Высокая» и «низкая» барочная литра, «аристократическое» и «демократическое» барокко. Все это – эстетический выбор писателя, направляемый часто жанровой традицией или ей противопоставленный.

Движение от наследуемой у Ренессанса «материальности» стиля, красочности подробностей к усилению философской обобщенности, символическо-аллегорической образности, интеллектуальности и утонченного психологизма. Ср: плутовские романы начала 17в. в Испании и философский испанский роман середины столетия, ранний Донн и поэзия Мильтона).

 

Особенности барочной лирики, ее национальные варианты

Различие национальных вариантов барокко: особая смятенность, драматическая напряженность в Испании, интеллектуальный аналитизм, сближающий его с классицизмом, во Франции и т.д.

Испанское барокко

Замедленная и затрудненная централизация страны, процессы рефеодализации и Контрреформации усугубляют политическую, социально-экономическую деградацию испанского общества, особенно трудно вступающего в Новое время. Испания ориентируется на изоляцию страны от влияния извне, в обществе усиливается роль церкви, иезуиты (орден римско-католической церкви) устанавливают контроль над идеологической и культурной жизнью испанцев. Торможение научной революции, финансовые затруднения.

«Золотой век испанской литературы» -?

Переход испанской культуры от Возрождения к 18 в – очевидно постепенный. Но в то же время особенный контраст между ренессансным мироощущением и мировоззрением следующей эпохи. Неразвитость классицизма как целостного направления, но присутствует как органичная художественная тенденция, например, в поэтике некоторых драм Кальдерона.

Барокко – ведущее литературное направление в Испании. Преобладают мотивы трагического разочарования, смятения, мрачно-пессимистического ощущения мира и человека, тяготение к изощренно-метафорической зашифровке действительности. Постигая зависимость человека от обстоятельств, слабость и противоречивость его природы, испанские писатели защищали трагическое достоинство человеческого разума, тяготели либо к философскому осмыслению действительности либо к трезво-сатирической критики.

Дифференциация идейно-стилевых течений барочной литературы в Испании (А КАКИЕ ИМЕННО?) -> напряженная эстетическая борьба внутри барокко, острые идейные столкновения (см: Гонгора и Кеведо)

Луис де Гонгора – «испанский Гомер» по прозвищу современников (превосходная степень мастерства). Сгущенный метафоризм, словесно-образная многозначность, живописность и интеллектуализм. Родоначальник поэтической школы «культизма» (культеранизма) – гонгоризм.

Культизм противопоставлял неприемлемой для него реальности прекрасный и совершенный мир искусства, постижение красоты которого доступно лишь немногим «избранным». Он создал «темный стиль»: искусственно усложненный синтаксис, множество неологизмов (в основном латинского происхождения), сложные метафоры, мифологические образы, перифразы, затемняющие смысл.

Консептизм: задача через слово и мысль раскрывать глубинные и неожиданные связи различных объектов. Идея внутренней сложности самой формулируемой мысли (концепта). Язык не менее сложен, но сложность возникает из стремления сочетать максимальную выразительность с предельным лаконизмом и большей смысловой насыщенностью каждого слова и фразы. Характерные приемы: игра на многозначности слова, его буквальном и фигуральном значении, пародийное воспроизведение и разрушение словесных штампов, привычных словосочетаний. Наиболее ярко эти черты представлены у Франсиско де Кеведо.

Барокко: от темного, мутного, стихийного и иррационального к рациональности иного вида, цель – объяснить мир, заново увидеть связи, открыть их.  Луиз де Гонгора (исп. Поэт). Современник Лопэ де Веги, Франциско Кеведо <–> соревновались. Чувственность образов, логики. Сонет – принцип контраста. 2 катрена о красоте возлюбленной, призыв к любви через потрясение чувств, нервную систему. Авторы: новое (классицизм, барокко) и старое.

Французское барокко

Жак Расин, трагик. (автор - - 2 персоны ??? что??) – новая проблема в трагедии.

Парадокс –> безысходность –> молитва (переложение ответственности на Бога) -> четкое изложение тезисов (рациональная апелляция).

Для барокко важно остроумие, остромыслие. Мастер: прозорливость и анализ свойств вещей мира, многосторонность

Пьер Корнель, французский трагик. Стансы к маркизе. Доказывает маркизе, что она должна ответить на его любовь, независимо от его старости: остроумие – именно он может оставить память о ней во времени

Немецкое барокко

Немецкая литература 17в: в течение всего периода жизнь страны была драматичной особенно в первой половине столетия. Катастрофическое развитие событий Тридцатилетней войны особенно сильно воздействовало на Германию – конкретные военные действия велись на территории немецких княжеств. Раздробленность Германии, конфессиональные противоречия между протестантскими и католическими землями, отсталость социально-экономического развития. На фоне всех экономических и политических препятствий – стремление формирующейся нации к культурному единству. Соревнования немецких государств в области культуры и образования. Философские идеи Германии большей частью в русле религиозных исканий, осмысление роли мистических учений, пиетизм (придание особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком»).

Основные периоды развития немецкой литературы 17в: литература до и после заключения Вестфальского мира, военная и послевоенная.


Барочная немецкая литература 17в – явление более многочисленное и яркое, чем немецкий классицизм. Но не следует недооценивать и классицизм определенного круга немецких писателей, особенно М.Опица: ориентация на античные образцы, французские, итальянские, каноны классицизма понималась как лучший способ преодолеть культурное отставание Германии. Лирик Флеминг, своеобразно трансформирующий традиции европейского петраркизма.

Поэзия А.Гифиуса – яркий образец барочной поэзии периода Тридцатилетней войны. Эстетика барокко с её идеями бренности человеческой жизни, трагического смятения перед катастрофичностью бытия. Пристрастие к резким образным и интонационным контрастам, неожиданным сравнениям, эффектным метафора, эмоциональность и экспрессия. (посмотри «Слезы отечества»). Зачинатель немецкой трагедии. Этико-философские раздумья, стремление потрясти читателя и вызвать у читателя сильную эмоциональную реакцию.

Немецкий роман – хорошо исследован роман низового демократического барокко, особено Гриммельсгаузена. Симплициссимус – центральное явление немецкой литры 17 столетия. Автор вобрал разные жанровые традиции, писатель организует сюжет вокруг крайне изменчивого персонажа, лишенного жизненной устойчивости в жестоком мире бед. – есть определенные моменты схождения с композицией испанского плутовского романа. В конечном счете, роман – обобщенно-типическая картина исторической судьбы страны. Автор раздвинул рамки барокко, использовал и трансформировал художественные средства.

Английское барокко

В течение 17 в в Англии происходили радикальные социально-исторические перемены, велась анпряженная социально-политическая борьба, связанная с борьбой религиозных течений, в середине столетия вылилась в буржуазную революцию. Английский пуританизм сыграл значительную роль в идейно-эстетическом контексте эпохи, его распространение объяснялось не столько разногласиями с господствующей англиканской церковью, сколько с тем, что церковь превратилась в инструмент королевского самовластия. Отсюда этико-политический характер пуританизма и его широкое распространение среди англичан. Глубокий кризис абсолютизма. Воздействие философии Бэкона: экспериментально-дедуктивного способа познания. Гоббс: соединение сенсуализма, эмпиризма, некоторые элементы картезианского (декартовского) рационализма.

Начало новой историко-литературной эпохи: 20-е 17 в. Подобно Испании, в Англии художественные явления позднего возрождения и барокко и классицизм 17в. накладываются друг на друга. В переходный период от Возрождения к 17 столетию возникает сложное переплетение маньеристических, барочных, классицистических тенденций, и оно сохраняется на протяжении всей эпохи. Ведущие новаторские процессы в это время происходят и в театре, и в поэзии. См: Джон Донн. Эволюция его поэзии от ренессансно-маньеристических ранних стихотворений к барочной лирике с ее новой трактовкой человека и мира, обостренно-драматическим восприятием жизни.

Джон Донн – крупнейший представитель литературы английского барокко («метафизическая школа»). Родился в 1572 г.

В 17, 18 веке поэзия не была средством интимного общения. Биография читателя не интересовала. Поэт рассматривался только как тот, кто умел складывать стихи.

Биография Донна была написана первой сразу после смерти. У Донна голос очень близок романтическому, он выделялся на фоне многих талантливых поэтов. Родился в кпереходное время в Лондоне в богатой католической семье, был завсегдатаем собраний золотой молодёжи Лондона.

Реформация: 1-я половина 16 в. Инициатор: Генрих 8, повод – развестись с женой Рогонской и жениться на Анне Болейн. Приближенные показывали Генриху примеры соседних госв, порывающих с Римом и его юридической властью. 1534 – акт о верховенстве королевской власти над английской церковью (Англиканская церковь). Формально: протестантизм, но сохранила больше всех черты католической церкви, сохранился институт епископов. Были пуритане – ратующие за очищение от этого католического влияния. Кто сохранял верность католицизму, ущемлялся, за эту веру нужно было даже платить. Учился в оксфорде и кэмбридже но не дали за это диплом

Он потомок Томаса Мора, павшего жертвой реформ Генриха 8, был казнен.

Очень религиозен, стремление к Абсолюту до экстаза. Вся его поэзия пронизана противоречием между чувственным земным и метафизическим.

Выбор: отказаться ли от религии отцов? Нач 17в – переход в протестантскую веру (ритуально). Внутренний отрыв произошел раньше, ощутимая для него рана.

Занял пост секретаря влиятельного вельможи Томаса Элджея. Работал с влиятельным Лордом Эссексом, влюбился в его племянницу, отношения развивались в тайне, закончились тайным браком. Были с позором изгнан -> жизнь, полная скитаний.
Жена умерла в 1617г. – духовные кризисы и болезни. После смерти королевы Елизаветы был представлен королю. Джон Донн был остроумен, король принял его к себе, убедил принять духовный сан.

1620 – настоятель собора святого Павла, духовник короля, становится видным вельможей.

1617-1620 – последние стихи. 1631 – смерть.

Поэзия передает неопределенность, разрыв между земным и небесным.

Донн: сатиры, эпиграммы, послания, на случай, элегии – ищущий человек в поэзии, изобретатель новых форм.

Многие поэты того времени не стремились издавать свои стихи. Спенсер, напр, считал, что упадет в своих и в чужих глазах, если начнет продавать свои стихи.

Донн так же раздавал друщьям стихи на листах.

1633 – первый сборник Донна, издатель – его сын. Songs and sonets – ни одного сонета в техническом смысле этого слова, одно из значений в то время – стих на лирическую тему. Использовал сонет для лирики, посвященной Богу.

Десятки разрозненных стихотворений. Сам ЛГ в каждом стихотворении разный. Будто автор пробует разные модусы поэтического высказывания, пробует себя в разных ролях. Скорее всего, многообразие форм не из личного опыта, стихи того времени – игра без биографии.

Подражает древним, Овидию, отсюда циничный тон, римских элегикам, тем, кто следом за Петраркой.

Джон Донн не стремится снять противоречие, а усиливает его (Ср: Шекспир жалуется на разрозненность чувств: друг – возлюбленная изменяют ему друг с другом. Нет сил отказаться -> вынужденная формула: ты мой друг, значит, ты и я почти одно, а значит, измены не было, то есть попытка снять противоречие)

Джон Донн – современник расцвета театра, как и Шекспир. Открыл форму лирического монолога (ср: любой сонет Шекспира – послание в вечность, поэзия Донна – здесь и сейчас, нет дистанции, ожидание мгновенной реакции от возлюбленной, будто сценка).

Стих Дона – говорной, интонационный, нужно читать, отыгрывая каждую строчку. Мысль поэта сложна, за ней нужно следить.

Блоха часто обыгрывается в поэзии 16в, нередко – эротический образ. (Блохи были рядом всегда – могут беспрепятственно касаться тела возлюбленной).

Нестандартно обыгрывается: одна и та же блоха ведает их обоих. Смешанная кровь в блохе, очень интимно. (концепция раннехристианских представлений о браке: муж и жена – одна плоть). Через плотское соитие слияние двух тел -> душ в нечто одно.

См: в блохе слита наша кровь, мы уже телесно одно и то же, но ты же едва заметила, и я -> зачем отказываться. Кровь – носитель жизни: в блохе 3 жизни. 3 жизни в одном – Троица. Мы в блохе больше, чем муж и жена. «стены цвета янтаря – в оригинале монастырские».

Стих в духе Овидия, шуточное, влюбленному не следует относиться всерьез к предмету своей любви и к своему чувству.

Способность говорить на двух языках: шуточном и метафизическом.

Донн стремится в обычном увидеть необычное, в одном плане другой – связь между блохой и Богом выставляет напоказ. Принцип барочного остроумия: умение увидеть в явном скрытое, сделать его ощутимым.

Поэт рационально доказывает связь блохи и Бога.

Тайна устройства мира: для члка 17 в традиционные доква не работают, он ищет новых. Поэт утверждает высшую мудрость Божественного. Мир человеку поколения Донна кажется хаосом -> поэт берет на себя объяснение разумности бытия, связи между явлениями.

Джон Донн – крупнейший представитель литературы английского барокко («метафизическая школа»)

Испанский театр XVII века

Творчество Кальдерона – центральное и вершинное явление испанской драматургии того времени. Комедии интриги («плаща и шпаги»), драмы чести, религиозно-философские драмы, ауто (различие и близость: для многих комедий характерна скрытая связь с трагической проблематикой драм чести, Стойкий принц – драма чести близкая по проблемно-нравственным характеристикам религиозно-философским драмам…).

Дама-Привидение – комедия. На её примере видны «ходы Кальдерона», роль «механических приспособлений» в сюжете – материализация неуправляемого человеком случая, концепция любви

Стойкий принц – драма чести. Выразительно проступает понятие чести как надличного чувства.

Жизнь есть сон – ключевая драма для Кальдерона и всего искусства барокко. Наиболее ярко проявляется драматическое барочное искусство. Преломление в развитии конфликта, при наслоении друг на друга, религиозных, мифологических, политических и морально-философских пластов.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1592; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!