Учение о гос-ве и праве в Др. Индии.



Предмет и периодизация ИППУ.

Предмет ИППУ-история возникновения и развития теоретических воззрений о гос-ве,праве,политике и законодат-ве, их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Предмет ИППУ-исторический процесс накопления и углубления знаний о наиболее существенных аспектах политики и права,как специфических явлений общественно-политической и гос-й жизни.

Место ИППУ в системе других наук:1)политология

2)философия

3)ТГП

4)Истрия гос-ва и права

5)социология права

6)философия

Структура политико-правовой доктрины:

1)логико-теоретическая основа(философская)-связь с др-и формами общественного сознания.

2)содержание-понятийно-категориальный аппарат,система взглядов на происхождение гос-ва и права.

3)программные положения-оценка существующие гос0ва и права.

Переодизация курса ИППУ:

1 этап-древний мир(2-1 тыс донэ-8в нэ -рабовладельческие гос-ва Др. Востока,Греции,Рима).

-Господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии.

-Политическая мысль не имела четко выраженного хар-ра. Политическая мысль бесспорно прошла путь от мифа к теории(Др Греция)

-Главное внимание уделялось устройству гос-ва,классификации форм гос-ва,стремление определить наилучшею,идеальную форму правления. В Др Риме зарадилась юриспруденция.

2 этап- Средние века(5-14вв-средневековые гос-ва Европы).

Эпоха развития идеологии на основе христианства. Осмысление политич-х явлений-монополии церкви. Основным предметом теоретико-политических дискуссий был ? о соотношении гос-ва и церкви.

3 этап-Эпоха возраждения и реформации – 14-16 вв –гос-ва Европы.

Время идеологической борьбы с церковью.

4 этап-этап буржуазной революции – 17-18вв.

Нидерланды, США, Англия, Франция, Германия, Россия, Италия-реформы.

Время «просвещения» и революции. В центре внимания идеологов буржуазии стояли проблемы формы полетического режима, законности,= гр-н перед законом, гарантии и свобод личности и др.

5 этап-свободная конкуренция – 19 вв-гос-ва Европы и США.

Политико-правовая мысль этого времени хар-ся расширением понятий свободы, =, появл новые учения:либерализм,научный социальзм (К. Маркс и Ф. Энгельс) и др.

На 1-й план был поставлен ? о соц-х гарантиях прав и свобод чел-ка и гр-на.

6 этап- эпоха империализма,социалистических революций, кризиса реального социализма, новейшее время- с конца 19вв – нач 21 вв- гос-ва Европы, США.

Современные политико-правовые учения.

Концепции глабольного или международного парядка, теория правового гос-ва и гражданского общ-ва.

Политико- идеологическая направленность учений имеет след. спектр:либеральные,консервативные.социал-реформистские,марксистские,анархистские.

Позитивизм,норвативизм,социалогическая юриспруденция,психологическая школа права и тд

 

Методологические проблемы ИППУ

1)общенаучные , философские и специальные методы- раскрывают теоретический аспект дисциплины:

А)философский-диалектический-наука о развитии

Б)формально-догматичсекий-юридический

В)конкретно-социологический(право др-х соц чвления обществ отношения)

Г)политический-политика+право

Д)психологический

2)конкретно-научные методы раскрывающие исторический аспект дисциплины:

А)метод историзма

Б)конкретно-исторческий

В)историко-сравнительный

Функциональное назначение методологии ИППУ:

А)способ построения политико-правовых теорий

Б)способ оценки и интерпритации предыдущих учений

В)способ выражений соотношения между теорией и действительностью.

3. Политико-правовые воззрения в Древнем Египте.

Одним из истоков мировой политической мысли считаются политические воззрения древних египтян. Ранние древнеегипетские взгляды на политику и мироустройство выражались преимущественно в мифологических представлениях: о божественном происхождении властных отношений; о космосе, который в отличие от хаоса, упорядочен богами; о земных порядках, которые должны отвечать воле богов; о правде, справедливости и месте человека в мире, предопределенных богами. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат.

Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти (фараонов, номархов, жрецов и чиновников) и официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений), означал, что все они должны соответствовать требованиям Маат. Со временем слово “маат” приобретает общее название и воплощает понятие природно-божественной установки справедливости, которой должны соответствовать все действия судей-жрецов и любые положения тогдашнего права – обычаев, законов, административных решений, иных официально одобренных правил поведения.

Творцом мира, всего живого на земле, верховным царем и отцом других богов считался бог солнца Ра, который со временем стал отождествляться с Амоном. Ра властвовал над богами и людьми тысячелетия, а затем передал царствование своим наследникам-богам: Осирису, Изиде, Сету, Гору и др., от которых по преданию произошли земные фараоны, правившие по Геродоту одиннадцать тысячелетий.

Вначале в Древнем Египте существовало несколько десятков разрозненных государств, которые к середине IV тыс. объединились в два царства – Верхний и Нижний Египет, а через 5-6 столетий – в единую централизованную восточную деспотию во главе с самодержцем-фараоном в центре и его помощниками-номархами в регионах. Соответственно усиливается культ бога Ра и фараонов, которые с середины III тыс. до н.э. провозглашают себя его сынами – единодержавными земными богами мудрости, которые “освещают землю больше солнечного диска, дают жизнь, дыхание, пищу всем подданным”.

Авторы “поучений” и других памятников древней египетской мысли усиленно обосновывали божественность государственной власти, восхваляли египетскую деспотию, исходили из необходимости общественного неравенства людей, оправдывали насильственные действия по установлению божественного порядка Они представляли общество в виде пирамиды, вершиной которой являются боги и фараоны, а подножие – ремесленники, крестьяне, общинники и рабы. Между ними размещались жрецы, знать и чиновники. Египетские мыслители высказывали пожелания не злоупотреблять властью, преодолевать в себе корыстные устремления и побуждения, уважать старших, не грабить бедных, не обижать слабых.

В “Поучении Птахотепа” – одном из древнейших египетских политико-религиозных документов – раскрываются политические воззрении верхушки египетских правителей. Птахотеп – один из виднейших представителей египетской знати, занимавший пост министра (джати), делится своими мыслями о принципах управления обществом и страной. Он обосновывает культ фараона, как прямого потомка небесных богов. Никто не должен стремиться внушать страх, кроме бога и фараона, – поучает Птахотеп. Он убежден в необходимости общественного неравенства. Для него человек, низший по своему положению в обществе – плохой, высший – ценный, благородный. “Низшие” должны относиться к “высшим” с покорностью и смирением. По мнению Птахотепа, повиновение рабов должно быть безусловным, а наказание - жестким и быстрым. Что же касается “низших”, но свободных людей, то по отношению к ним Птахотеп призывает “высших” не быть заносчивыми, не унижать их и не вредить им. В “Поучении Птахотепа” подчеркивается естественное равенство всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “ка” -своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.

В “Поучении Гераклеопольского царя своему сыну”, наряду с многочисленными восхвалениями богов и божественной власти фараона, содержится призыв не делать ничего несправедливого и противозаконного, ибо только таким поведением можно добиться милости богов в загробной жизни. Правитель характеризуется как человек, “творящий правду” и стремящийся к справедливости. Обращаясь к своему сыну- наследнику, автор “Поучения” (царь Ахтой) советует ему: “Возвышай твоих вельмож, и да делают они твои законы”.

Приведенные положения о справедливости и законах отражают воззрения (во многом идеализированные) господствующих кругов древнеегипетского общества, заинтересованных в изображении существовавших порядков как божественных и справедливых, вечных и неизменных.Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую .

Идеалы общественной жизни Древнего Египта, требования, предъявляемые обществом к свободному египтянину, запечатленные четыре с половиной тысяч лет назад на пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней до наших дней, представляют интерес и сегодня. Среди них: “Если ты стал велик, после того, как был мал, если ты стал богат, после того, как был беден, не скупись, ибо все богатства достигли тебя как дар Божий”. “Твои мысли не должны быть ни высокомерны, ни унижены. Если ты возбужден – успокойся: человек приветливый преодолевает все препятствия”. “Не сей страха среди людей, ибо господь воздаст тебе в той же мере”.

 

4.Политико правовые воззрения в Древнем Шумере ,Вавилоне, Иране(Персии).

1) В древнейших городах Шумера долго сохранялись элементы племенной демократии: народное собрание или собрание воинов и совет старейшин. Только по мере дальнейшего развития рабовладельческих отношений и падения роли свободных общинников практически отбрасываются и многие из этих отживших форм, власть оказывается безраздельно в руках рабовладельцев, а бывший племенной вождь постепенно превращается в царя. О политической мысли шумерцев историки узнали из поэм. В поэмах подчеркивается важность общественных устремлений личности, осуждается деспотизм правителя.

2). Одним из интереснейших памятников религиозной и политической мысли является свод законов Хаммурапи, в котором обосновано божественное происхождение власти, существующего порядка вещей. Законы издаются Богом, но через царя. Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей — воинов и так называемых мушкену. Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Занимался царь и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги, в основном, зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако, далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров (заимодавцев) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого- нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Немудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

3) Мифические представления древних персов нашли свое выражение в зороастризме, легендарный основатель которого Заратустра жил предположительно в VIIIв. до н.э. Основным положением зороастризма является борьба в мире двух противоположных начал - добра (Ормузд) и зла (Ариман). Положительный смысл и цель человеческого бытия - активная деятельность, борьба против зла и тьмы. И победа останется за добром и светом, так говорил Заратустра! А государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда, монарх должен быть служителем Ормузда, бороться против зла, насаждать добро. При этом древние персы склонялись к целесообразности деспотизма (наверное, чтобы сподручнее было бороться с Ариманом).


Сословное деление общества, по зороастризму, основывается на свободном выборе (!) каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Заратустра призывал служителей Ормузда к взаимной любви, прощению и миру.

 

Учение о гос-ве и праве в Др. Индии.

Политико-правовая жизнь Др. Индии развив. Религиозных и мифологических представлений.

С 1 тыс до нэ-6 в н э-

4 направления:

1направление-брахманы:религия основанная на сложном ретуале совершаемая брахманами, т.ж. над строгой обрядовой регламентации жизни и аспектических подвигов.

Свещенные источноки:

- Веды- собрание или сборники религиозных или ритуальных текстов «Самхиты»-были собраны в 4-е собрания все они им корень веда:

А)ригведа-собрание гимнов – положило начало ДР. Индии-литерат-ы

Б)самаведа-песнопение

В)яджурведа-жертвенных формул

Г)атхарваведа-религаозных заговоров,заклинаний и тд

Основные полотико-правовые категории :

-рита(рта)-закон,порядок и его исполнение

-дхарма-религия,кодекс поведения,право

-карма-санкция за соблюдение или не соблюдение долга.

Закон карма-лучшее перевоплащение души и конечное освобождение от цели перерождений.

Данда-искусство наказания-искусство управления палкой

Растра-упарядоченная общественная жизнь или гос-ва или царства

Шатра-суверенность или светская власть правителей

Брахма- власть духовная

4 варны:

Брахманы, шатрии-воины,правители, вайши-скотовод,земледел, шудры-слуги.

Религия брахманизм-1 тыс до нэ.

2 направление- арташастра-основ. направление Каутилия – 4-3 в до нэ-советник царя кот-й много делал полезного дня страны. Явное предпочтение отдается практической пользе-артхе.

В этом течении большое внимание уделяется позитивному праву или распоряжением царей.

Полезность явл основной и ведущим принципом политич-х дей-й,кот-й соотв задачи сильной каральной власти.

Сохранияет деление общ-ва на варны.

Уделяет большее внимание рациональному праву установленному властью.

Формируется светская доктрика полике и законодат-ве.

3 направление- буддизм-в 6-5вв до нэ. Основоположником явл – Сиддхарта Гаутама-становится просветленным. Он отвергает Бога и заявляет, что все дела чел-ка зависят от собственных цусилий людей. Будда призывает к духовному = всех людей. Дхарма представлена –управляющая миром природная закономерность.

4 направление- школа локаяты или чарвака-отстаивали идеи о естественном хар=ре закон-м,управляющим как мирозданием в целом, так и обществ. Отнош.

Представители развивали атеистические позиции и следоват критиковали брахманизм.

 

6. Политико-правовая мысль Др. Китая .

1)Политико-правовая мысль Древнего Китая также уходит корнями в мифологическое мышление. В первой половине I тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II вв. до н. э.) появились классические книги китайской образованности. Кун Фу-цзы (551—479 до н. э.) — Конфуций. Он утверждал, что простолюдины не знают велений неба и не боятся их, поэтому они становятся безнравственными, непочтительными. Этические воззрения Конфуция изложены в книге "Лунь юй" (Беседы и рассуждения), составленной его учениками. В области политико-правовой мысли Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Рассматривая государство как большую семью, он, ссылаясь на понятие "почитание родителей", доказывал необходимость почитать "сына Неба" — государя.

Конфуций связывал этику с религией, политикой и правом, призывал к объединению государства, мирной жизни народов, нравственному воспитанию личности.

2)Наряду с конфуцианством одним из важнейших направлений развития политико-правовой мысли в Древнем Китае был даосизм. Основатель даосизма Ли Эр (IV-III вв. до н. э.) — Лао-цзы, считается старшим современником Конфуция. Ему приписывается авторство книги "Дао дэ цзин", которая стала основой дальнейшего развития даосизма. Книга состоит из двух частей (в первой говорится о пути Дао, во второй — о силе Дэ) и представляет собой исходные принципы даосской онтологии. Этика первоначального даосизма была направлена против конфуцианства. Даосы призывали отказаться от конфуцианской "мудрости", от ее этических принципов.

Основная идея Лао-цзы заключается в том, что жизнь природы и людей не управляется "волей Неба", а происходит по определенному естественному пути — Дао. Дао — это естественный закон вещей, который вместе с субстанцией "ци" (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменяется, в результате чего все вещи неизбежно переходят в свою противоположность. Он верил, что в соответствии с этим законом справедливость в конечном итоге восторжествует, ибо самые слабые со временем станут сильными и одолеют тех, кто в настоящее время обладает силой.

3) Мо-цзы родился через пару лет после смерти Конфуция Живя в период Чжаньго , отмеченный распадом векового социального порядка династии Чжоу , Мо-цзы пытался выработать новый общественно-политический порядок, основанный на идеалах любви и взаимного уважения.

Принято считать, что Мо-цзы изучал конфуцианство, пока не пришёл к выводу о том, что размеренные ритуалы и тягостные церемониалы отнюдь не способствуют душевному развитию. В отличие от вельможного Конфуция Мо-цзы искал возврата к непосредственности в человеческих отношениях, отличающей жизнь простых людей.

Будучи пацифистом и специалистом по военным укреплениям, Мо-цзы путешествовал из одного враждующего государства в другое, дабы убедить правителей в губительности завоевательных войн. Как и другие интеллектуалы того времени, он надеялся найти правителя, который сделает его своим советником, и рекомендовал своих учеников на ответственные посты. Предполагается, однако, что его происхождение было более низким чем у его образованных современников: его стиль высказывания отличается некоторой грубостью; сам автор был известен как мастер плотницкого дела и механики. Не исключено что нападки Мо-цзы на ритуализм и расточительство, свойственные знати, стали отражением его жизненного уклада, чуждого роскоши.

Политические, нравственные и религиозные идеи Мо-цзы нашли отражение в одноимённом труде, составленном его учениками (принадлежащим самому Мо-цзы считается только его «ядро», гл. 8-39. Предполагается, что деление трактата на три раздела отразило три течения, на которые раскололась школа Мо-цзы после смерти основателя). Основные темы его следующие: всеобщая любовь друг к другу, необходимость отказа от завоевательных войн, восхваление добродетели, экономия в тратах, сдержанность при похоронах, соблюдение воли небес, бессмысленность занятий музыкой и критика фатализма.

Причиной всех бед и беспорядков своего времени Мо-цзы считал эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу о себе заменить заботой обо всех. За несколько веков до христианства он сформулировал « золотое правило »: «Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город». Тот же принцип он применял к частной и семейной жизни: «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете».

Мо-цзы полагал, что прежде чем признать что бы то ни было благом, следует установить, какую пользу оно принесёт народу. Безусловными благами для страны он признавал рост народонаселения, увеличение его благосостояния, устранение грозящих изнутри и извне опасностей и упорядочивание хаоса.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!