В предыдущих посланиях разъясняются причины, по которым человек должен поклоняться Всевышнему Аллаху.



 

Предыдущие послания не ограничились призывом к поклонению одному лишь Аллаху — они ещё и разъяснили, что именно делает этот призыв истиной, которую мы обязаны принять и которой обязаны следовать. В них упоминаются качества, присущие одному только Всевышнему Аллаху и составляющие собой Его Божественность, а также проявления милости Всевышнего к нам и те блага, которые Он даровал нам.

 

Кроме того, они обращают наше внимание и наш взор на царство небес и земли. Так, Нух сказал своему народу: «Почему вы не чтите величия Аллаха? Он ведь создавал вас по этапам. Неужели вы не видели, как Аллах создал семь небес одно над другим, сделал луну светлой, а солнце сделал светильником? Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернёт вас туда и вновь выведет оттуда. Аллах сделал для вас землю ковром, чтобы вы ходили по ней широкими дорогами». Сура 71 «Нух», аяты 13-20.

 

Об этом же говорится и в свитках Ибрахима и Мусы. В Коране упоминается о том, что в них говорится следующее: «К твоему Господу предстоит конечный исход. Он заставляет смеяться и плакать. Он умерщвляет и оживляет. Он сотворил пару — мужчину и женщину (Или самца и самку.) — из капли, которая извергается. На Нём лежит сотворение в другой раз. Он избавляет от нужды и наделяет собственностью. Он — Господь Сириуса. Он погубил первых 'адитов, ничего не оставил от самудян, а ещё раньше погубил народ Нуха. Воистину, они были ещё более несправедливы и непокорны». Сура 53 «Звезда», аяты 42-52.

 

 

Вечные принципы (вопросы'акиды).

 

Призыв к поклонению одному лишь Аллаху — далеко не единственное, что объединяет все Послания Всевышнего. Есть и другие общие принципы и положения.

 

Это касается, прежде всего, убеждений и основ ('акида),которые у всех посланников и их последователей были одинаковыми. Так, первый из посланников Нух напоминал своему народу о Судном дне и грядущем Воскрешении.

 

Вот что он сказал: «Аллах вырастил вас из земли, словно растения. Потом Он вернёт вас туда и вновь выведет оттуда». Сура 71 «Нух», аяты 17-18.

 

Кроме того, он рассказал им о существовании ангелов и джиннов, после чего неверующие из его народа сказали: «Он такой же человек, как и вы. Он лишь хочет возвыситься над вами. Если бы Аллах пожелал, то Он ниспослал бы ангелов. Мы не слышали о подобном среди наших отцов. Он — не кто иной как бесноватый, так что обождите с ним до поры до времени». (Сура 23 «Верующие», аяты 24-25).

 

А в призыве Ибрахима (мир ему), обращенном к его народу, мы видим упоминание о Судном дне: «"Господи! Сделай этот город безопасным и надели плодами его жителей, которые уверовали в Аллаха и в Последний день". Он сказал: "А неверующим Я позволю пользоваться благами недолгое время, а затем заставлю их страдать в Огне. Как же скверно это место прибытия!"». (Сура 2 «Корова», аят 126).

 

В призыве Мусы это упоминание ещё яснее. Поэтому колдуны сказали фараону после того, как пали ниц: ««Воистину, мы уверовали в нашего Господа для того, чтобы Он простил нам наши грехи и колдовство, к которому ты нас принудил. Аллах лучше и долговечнее». Тому, кто явится к своему Господу, будучи грешником, уготована Геенна, в которой он не умрёт и не будет жить. А тем, кто придёт к Нему, будучи верующим, совершив праведные деяния, уготованы высшие ступени – сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Таково воздаяние тем, кто очистился». Сура 20 «Та, ха», аяты 73-76.

 

А в свитках Ибрахима и Мусы говорится: «Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь — лучше и долговечнее». Сура 87 «Всевышний», аяты 16-17.

 

Кроме того, все пророки и посланники предостерегали свои народы от Даджжаля. 'АбдаЛлах ибн "Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Каждый пророк, которого Аллах посылал к людям, непременно предостерегал свою общину от Даджжаля. Так поступал Нух и пророки после него».

[Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 5, с. 133; Фатх аль-Бари, т. 6, с. 370].

 

Общие правила.

 

Небесные Писания разъяснили общие правила, которые должны знать люди во все времена, например правило вознаграждения и наказания:

 

Всевышний вознаграждает человека за его дела и наказывает за его грехи, и Он не наказывает его за чужие проступки и не вознаграждает за чужие усилия и добрые дела — играют роль именно его дела и его грехи: «Разве ему не поведали о том, что было в свитках Мусы и Ибрахима, который выполнил повеления Аллаха полностью? Ни одна душа не понесёт чужого бремени. Человек получит только то, к чему он стремился. Его устремления будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна». Сура 53 «Звезда», аяты 36-41.

 

И настоящее преуспеяние достигается через очищение души посредством следования программе Всевышнего и поклонения и покорности Ему, а также предпочтения жизни вечной этому бренному миру: «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал молитву. Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь — лучше и дольше. Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима и Мусы».

Сура 87 «Всевышний», аяты 14-19.

 

Ещё одно правило: только благочестивые достойны того, чтобы унаследовать землю: Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании [Хранимой Скрижали], что землю унаследуют Мои праведные рабы. Сура 21 «Пророки», аят 105.

 

Однажды Абу Зарр (Да будет доволен им Аллах) спросил Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) о содержании свитков Ибрахима и Мусы. Абу Зарр (Да будет доволен им Аллах)передаёт: «Я спросил: "О Посланник Аллаха, что собой представляли свитки Ибрахима?" Он ответил: "Там были только притчи: о могущественный правитель, испытуемый и обольщённый, поистине, Я послал тебя не для того, чтобы ты собрал у себя весь мир этот, но послал Я тебя для того, чтобы ты восстанавливал справедливость и делал всё для того, чтобы не было притеснённых, которые обращались бы ко Мне с мольбой, ибо Я не оставляю без ответа мольбу притеснённого и того, с кем поступили несправедливо, даже если это неверующий... Разумный человек, если только ничто не затмит разум его, должен выделять время для следующих дел: время для тайной беседы с Господом своим, время для того, чтобы спрашивать отчёта с души своей, время для того, чтобы размышлять о творениях Всевышнего Аллаха, и время, в которое он ест и пьёт. Разумный должен отправлятьсяв путь только ради трёх вещей: чтобы запастись для мира вечного, добыть кусок хлеба или ради дозволенного наслаждения. Разумный должен знать и понимать то, что происходит в его время, заниматься своим делом, оберегать язык свой, и говорить так же, как и делает: говорить мало, кроме тех случаев, когда это действительно касается его и заботит..."Я спросил: "О Посланник Аллаха, а что собой представляли свитки Мусы?" Он ответил: "Там были только наставления и назидания: <Я удивляюсь тому, кто точно знает, что смерть придёт, и при этом радуется. И Я удивляюсь тому, кто знает об Огне и при этом улыбается и смеётся. И Я удивляюсь тому, кто знает о Предопределении и при этом утомляется. И Я удивляюсь тому, кто видит, что мир этот делает со своими обитателями и при этом успокоенно доверяется ему. И Я удивляюсь тому, кто знает, что завтра его ожидает расчёт, и при этом ничего не делает>"».[Ибн Хиббан; аль-Хаким].

 

В Коране говорится о том, что все посланники и пророки несли с собой «весы» — критерии справедливости: «Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости».

Сура 57 «Железо», аят 25.

 

И всем им было велено добывать себе пропитание дозволенными способами: «О посланники! Вкушайте благое и поступайте праведно». Сура 23 «Верующие», аят 51.

 

И многие виды поклонения, совершаемые нами сегодня, были известны предыдущим посланникам и их последователям: «Мы внушили им, чтобы они вершили добрые дела, совершали молитву и выплачивали закят». Сура 21 «Пророки», аят 73.

 

Всевышний Аллах также сказал: [Исма'иль] велел своей семье совершать молитву и выплачивать закят. Сура 19 «Марьям», аят 55.

 

Аллах сказал Мусе: «Поклоняйся же Мне и совершай молитву, чтобы помнить обо Мне». Сура 20 «Та, ха», аят 14.

 

Вспомним также слова 'Исы (мир ему): «...и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив» (Сура 19 «Марьям», аят 31).

 

И тем, кто жил до нас, был предписан пост — так же, как и нам: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь». Сура 2 «Корова», аят 183.

 

А хадж вменил в обязанность людям Ибрахим (мир ему): после того как строительство Каабы было завершено, Аллах повелел ему объявить об обязательности хаджа, и Ибрахим сделал это: «Возвести людям о хадже, и они будут прибывать к тебе пешком» (Сура 22 «Паломничество», аят 27).

 

*После этого пророки совершали хадж к Древнему Дому. Муса и Юнус совершали хадж. Ибн Аббас передаёт: «Мы шли с Посланником Аллаха по местности между Меккой и Мединой, и, когда мы проходили по одной долине, он спросил: "Что это за долина?" Люди сказали: "Вади Аль-Азрак". Тогда он сказал: "Я словно смотрю сейчас на Мусу" — и он упомянул о цвете его кожи, о его волосах и так далее, после чего добавил: "Он, вложив пальцы в уши, проходит по этой долине, произнося тальбию и взывая к Аллаху". Затем мы дошли до дороги между двух гор. Он спросил: "Что это за дорога?" Люди сказали: "Харша или Лифт". Тогда он сказал: "Я словно смотрю сейчас на Юнуса, который проезжает по этой долине на красной верблюдице, поводья которой свиты из пальмовых волокон, а сам он одет в шерстяную джуббу и произносит тальбию"» [Муслим; Мишкат аль-масабих].

У каждой общины были свои обряды поклонения: «Для каждой общины Мы установили места жертвоприношений*, чтобы они поминали Имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» (Сура 22 «Паломничество», аят 34).

 

*Или религиозные обряды.

 

Всевышний также сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды, которые они отправляют» (Сура 22 «Паломничество», аят 67).

 

Все небесные Послания объединяет ещё одно: они разъяснили, что является мерзким, отвратительным и ложным, и призвали к борьбе со всем этим и устранению его, будь то идолопоклонство, высокомерие и возвышение на земле без права, или извращение, противоречащее естественной природе человека, вроде содомского греха, или проявление враждебности и несправедливость по отношению к людям посредством разбоя, обвешивания.

 

 

Различие законов.

 

Если религия, с которой приходили к людям посланники, была единой, и имя ей — ислам, то законы (шариаты) были разными. Например, некоторые нормы шариата 'Исы отличались от норм шариата Мусы, и некоторые нормы шариата Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) отличаются от норм шариатов Мусы и 'Исы.

 

Всевышний сказал: «Каждому из вас Мы установили закон и путь». Сура 5 «Трапеза», аят 48.

 

Это, однако, не означает, что все шариаты абсолютно разные и вообще не похожи друг на друга. Если мы рассмотрим их, мы обнаружим, что в основных вопросах и положениях они сходятся. Мы уже приводили аяты, в которых рассказывается об обязанностях, возложенных Всевышним на тех, кто жил до нас: они так же молились, постились и совершали хадж, и им так же, как и нам, было предписано питаться только дозволенным... Отличаются же в шариатах только некоторые подробности.

 

Например, количество рак'атов в молитве, размер закята и правила совершения хаджа и некоторых других обрядов поклонения отличались от шариата к шариату. И бывало так, что Аллах разрешал нечто в одном шариате по Своей мудрости и запрещал это в другом шариате, поскольку в нём оно уже не могло принести той же пользы.

 

Приведём три примера.

 

1 Пост: согласно прежним шариатам, постящийся совершал разговение после захода солнца, и после этого ему было дозволено есть, пить и вступать в супружескую связь до рассвета, если только он всё это время не спал. Если же он лёг спать до рассвета, то после этого он не имел права ни есть, ни пить, ни вступать в супружескую связь до захода солнца следующего дня. Однако нашей общине Аллах облегчил пост и разрешил нам делать всё это с захода солнца до рассвета, независимо от того, спали мы или нет.

 

Всевышний сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими жёнами в ночь поста. Ваши жёны — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаёте самих себя*, и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи». (Сура 2 «Корова», аят 187).

 

*Ослушиваетесь Аллаха и вступаете в половую близость с жёнами по ночам во время поста в рамадане.

 

2 Сокрытие 'аурата во время омовения не было обязательным для сынов Израилевых. Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором говорится: «Израильтяне совершали омовение нагими, и при этом они смотрели друг на друга, а Муса всегда купался в одиночестве...».

[Сахих аль-джами' ас-сагир].

 

3 Запреты: «Аллах разрешил Адаму женить его сыновей на его же дочерях, однако позже это было запрещено. А в шариате Ибрахима (мир ему) разрешено было женатому человеку иметь наложницу: сам Ибрахим (мир ему) взял себе Хаджар в качестве наложницы, притом, что в это время он был женат на Саре.

 

А в Торе Аллах запретил сынам Израилевым делать подобное. А во времена Я'куба было разрешено жениться одновременно на двух родных сестрах, и так поступил сам Я'куб: две его жены были родными сестрами. Затем Аллах запретил это в Торе. И Я'куб сделал запретным для себя употребление в пищу верблюжьего мяса и молока». [Ибн Касир. Тафсир].

 

А причина этого заключалась в следующем, как разъясняется в хадисе: «Однажды Исраиль [Я'куб] тяжело заболел. Болел он очень долго и в конце концов дал Аллаху обет: если Аллах исцелит его, он откажется от своей самой любимой пищи и самого любимого питья, а самой любимой его пищей было верблюжье мясо, а самым любимым питьем верблюжье молоко» [Ахмад; Ибн Касир. Тафсир].

 

А то, что сделал запретным для себя Я'куб, Аллах сделал запретным для израильтян, и запрет этот есть в Торе: «Любая пища была дозволена сынам Исраиля, кроме той, которую Исраиль запретил самому себе до ниспослания Торы». (Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 93).

 

Всевышний упомянул о том, что ещё запретил Он иудеям, в суре «Аль-Ан'ам = Скот»: «Иудеям Мы запретили всех животных с нераздвоенными копытами. Мы запретили им жир коров и овец, кроме того, что находится на хребте и внутренностях или смешалось с костями. Так Мы наказали их за их бесчинства. Воистину, Мы правдивы». Сура 6 «Скот», аят 146.

 

Аллах запретил им употреблять в пищу мясо всех животных с нераздвоенными копытами, например верблюдов, а также птиц вроде гусей и уток, и запретил им употреблять в пищу жир коров и овец, кроме того, который находится возле их хребтов, а также того, который находится во внутренностях или смешан с костями.

 

Причиной этого запрета было вовсе не то, что запрещённое было отвратительным и мерзким, а то, что их отец Я'куб сделал запретным для себя некоторые вещи, и они стали запретными и для его потомков.

 

А причиной некоторых запретов стало поведение сынов Израилевых и их несправедливость: За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. Сура 4 «Женщины», аят 160.

 

Потом пришёл 'Иса (мир ему) и сделал дозволенным для сынов Израилевых часть того, что им было запрещено: ...и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено.

Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 50.

 

А потом пришёл последний закон — Шариат, — чтобы установить правило, согласно которому дозволенным является благое, а запретным — скверное.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!