Понятие об интонации в психофизиологии и акустике



Все компоненты интонации, о которых уже говори лось в разделе 2.1.1. («Компоненты интонации»), в пси, хофизиологии рассматриваются с точки зрения физио логического механизма, обеспечивающего воспроизведе ние того или иного элемента.

Основной компонент интонации — мелодика — оп­
ределяется повышением и понижением тона голоса. П_;
определению О.С. Орловой, «голос — это совокупности
звуков, производимых голосовым аппаратом человека,*
которые могут быть разнообразными. <...> Голос явля­
ется структурным компонентом устной экспрессивной
речи, обеспечивает ее разборчивость, выразительность ц
эмоциональную окраску» (Орлова, 2008).                  .

Любой звук представляет собой распространение ко-: лебаний, или волн, в упругой среде — в воздухе, воде,; твердых телах и т.п. Колебание (волна) — это последо­вательное чередование сгущений и разряжений частицу той среды, которая проводит звук. Звук голоса — это ко-, лебание частиц воздуха, вызванное вибрацией органов, голосообразования. Вот как описывает О.С. Орлова про­цесс голосообразования: «Во время речи звуковые коле­бания проходят не только по воздушным путям в наруж- • ное пространство, но и по внутренним тканям организма, вызывая вибрации в головном и грудном резонаторах. Источником голоса служат голосовые складки человека, которые при сближении напряжены и начинают колебать­ся. Это и является причиной возникновения периоди-

38


« пч сгущений и разряжений воздушной струи, про­мни них вследствие повышенного подскладочного

■очншя. Звуковые волны, возникнув в гортани, рас-"г-и i роняются по тканям, окружающим гортань, вниз и »>- пч по воздухоносным путям. Таким образом, они

■мин. частично выходят в наружное пространство через г-понос отверстие, и только часть звуковой энергии, " мцикшей в гортани, достигает в конце концов уха слу-»> шчш. Следовательно, говоря о человеческом голосе, »• мичодимо учитывать распространение звука не только ■■««мри организма, но и в наружном пространстве» {Ор--нц, 2008).

{'ила голоса — это уровень давления звука на бара-

"tiinyio перепонку. Субъективное восприятие человеком

«им звука — это громкость данного звука, в том числе

>< ntnoca. Сила голоса — это физическая характеристика

|«»ип измеряется в децибелах — дБ), а громкость голоса —

■  Hi пудитивная характеристика. Сила голоса определяет-
1 амплитудой (то есть размахом) колебания голосовых
i »ШДОк. Они сближаются во время выдоха и создают

ирг граду на пути выдыхаемого воздуха. Воздух, проходя i < мо »ь голосовые складки, заставляет их колебаться с миределенной амплитудой. Она возрастает по мере уве-(ичения подскладочного давления в гортани. Чем боль­ше это давление, тем больше напор воздуха, который прорывается через голосовую щель (то есть простран-1 ню между голосовыми складками). Соответственно унеличивается энергия, с которой движутся частицы мн (духа, сгущаясь и разряжаясь, создавая тем самым ко-■м'онние. Увеличивается амплитуда колебания частиц ми (духа, увеличивается и их давление на барабанную пе­репонку. Возрастает сила звука и ее психофизиологичес-i ,1Я характеристика — громкость.

Голос является тоновым звуком. Тоновые звуки (то­нн) —- это звуки, вызванные периодическими колебаниями » определенной частотой. Шумы, в отличие от тонов, — это (пуки, вызванные непериодическими колебаниями. Восприя-inc высоты звука связано с периодичностью колебания туковых волн, то есть ощущение высоты возникает тог­да, когда человек слышит периодичный звук — тон. Не­периодичные звуки — шумы — не вызывают ощущения определенной высоты. Высота — это аудитивная харак-


39


теристика звука; она зависит от частоты звуковых кол баний. Чем быстрее колеблется источник звука, тем ч ще совершаются колебания воздуха (то есть тем боль частота основного тона) и тем выше становится звук.

Высоту человеческого голоса определяет источни голосообразования — голосовые складки, их длина, та щина и напряженность. «Высота тона, — отмеча О.С. Орлова, — зависит от того, сколько смыканий размыканий осуществляют складки в процессе своих ко лебаний и сколько, соответственно, порций сгущенног подскладочного воздуха они пропустят. <...> Тонкая струна у гитары или скрипки издает высокий звук, а струна крупных размеров — низкий звук. Этим объясня­ется различие высоты детского и взрослого голоса. У ре­бенка голосовые складки короткие и тонкие, чем и объ­ясняется высокий голос. Во время пубертатного периода длина голосовых складок увеличивается, в результате че­го снижается тональность звучания. Понижение голоса в период болезни связано с отечностью голосовых скла­док и увеличением их объема» (Орлова, 2008).

Многие тоновые звуки, в том числе, и голос, пред-, ставляют собой сложные тоны, которые состоят из не-; скольких колебаний разной частоты. Среди этих тонов выделяется основной тон — «самая низкая составляю­щая, соответствующая частоте смыкания — размыкания голосовых складок» (Галунов, 1990). Основной тон со­здает ощущение высоты голоса. Он формируется в про-,' цессе прохождения воздуха через голосовые складки,^ глотку, гортань, ротовую и носовую полости. В этом процессе воздух встречает некоторые препятствия, ме­няет направление, попадает в полости различной формы с разными акустическими свойствами. В результате об- -разуются добавочные частичные тоны — обертоны, ко­торые придают голосу дополнительную окраску — тембр. Таким образом, тембр с точки зрения акустики склады- ■; вается из суммы звучания обертонов. Вот что говорит об этом О.С. Орлова: «Тональность [курсив О.С. Орловой — Авт.] голоса определяется основным тоном, тембр — со­вокупностью силы и высоты голоса, тонов и шумов, воз­никающих в процессе фонации. Окончательное оформ­ление тембра голоса происходит в резонаторах» (Орлова, 2008).

40


/'.' юцаторами служат полости, которые обладают

«lit шами резонанса: они могут либо усиливать некото-

м!> частотные составляющие голоса (например, при

i"«и «несении гласных), либо подавлять эти частоты

i ■< «пример, при произнесении носовых и назализован-

'"«■.. шуков). С точки зрения акустики артикуляторный

"ширит человека представляет собой систему резонато-

t -is (Галунов, 1990). Роль резонаторов в речеобразова-

■■ и.ном аппарате играют: трахеи, бронхи, полости гор-

■ <ни и верхние надгортанные органы — глотка, полость

tit и полость носа с придаточными пазухами носа (Ор-

<мм,|, 2008; Лохов, Фесенко, 2000). Все резонаторы ус-

■Miiiio объединяются в две группы: грудной, или нижний

/ > тнатор (от него зависит сила голоса) и головной, или

■чршш резонатор (он обеспечивает чистоту и полёт-

Ч'*ппь голоса — его возможность быть слышимым на

(<и)|(лиих расстояниях при минимальных затратах усилий

»«торящего, — а также разборчивость речи).

Основной тон голоса может быть общим у многих милей, а вот тембр голоса у каждого человека свой. Не ' пучайно в Италии в прошлые века было принято наря-■«V с внешними приметами указывать в паспорте и тембр пшюса. Эта индивидуальность тембра зависит от стро­ении и работы речевых резонаторов.

В целом мелодика в психофизиологии и акустике рассматривается как просодическая структура, «которая проявляется в виде изменения частоты основного тона ни премени, изменения длительности и интенсивности niментов» (Галунов, 1990).

Временные компоненты интонации — темп и ритм — физиологически обусловлены организацией речевого ды- %шшя. Сам по себе процесс дыхания достаточно ритми­чен, он состоит из чередования периодических вдохов и иыдохов. Это чередование и способствует ритмичности произнесения речевых отрезков, задает определенную i корость их произнесения, вызывает необходимость де-иать остановки между речевыми отрезками — паузы. Но речевое дыхание отличается от физиологического — оно м пишется управляемым процессом. В норме речевой вдох — короткий и легкий, а речевой выдох — длительный и плавный; соотношение вдоха и выдоха — от 1:10 до 1:15 (Поварова, 1999). Речевой вдох совершается через рот

41


ГЛАВА 3


Продолжение табл.


 


РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

На каком этапе речевого развития появляется инто­нация? Как изменяются по мере взросления ее функ- '> ции, ее оформление, механизмы ее воспроизводства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмот­реть этапы становления речи начиная с первых дней жизни ребенка. Возраст ребенка определяется в соответ­ствии с принятой системой периодизации детского раз­вития:

1) период новорожденное™ (0—10 дней) и младенче­ства (10 дней — 1 год);

2) период преддошкольного детства (1 год — 3 года);

3) период дошкольного детства (3 года — 6—7 лет);

4) период младшего школьного возраста (6—7 лет — 10-11 лет);

5) период пубертата (11 — 12 лет — 14—16 лет) (Винар-ская, Богомазов, 2005; Орлова, 2008).

Психофизиолог Е.Н. Винарская, ведущий специа­лист в области возрастной фонетики, составила таблицу «Эмоционально выразительные предпосылки фонети­ческих средств русского языка», которая приводится в ее книге «Дизартрия» (Винарская, 2005). Приведем ее здесь.

Таблица 1 Эмоционально выразительные предпосылки фонетических средств русского языка

 

Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоциональной выразительности Фонетические формы языковых знаков
Младенческие крики меняю­щейся громкости и производ­ные от них голосовые реак­ции умеренной разговорной интенсивности Динамические единицы ло­гического выделения единиц текста (тема-рематического членения)

44


 

нмкденные и приобретенные |.| их основе национально-специфические знаки шпопалыюй выразительности Фонетические формы языковых знаков
ции гуления и производ­ит них знаки эмоциональ-ныразительности — вока-щии Ударные и безударные глас­ные
*ции лепета и производ-от них знаки эмоциональ-ныразителъности — сег-1 ы восходящей звучности Слоги открытого типа СГ, различающиеся по сумме признаков слогового конт­раста
сгные псевдослова Слоговые ритмические струк­туры фонетических слов
пиши мелодический лепет Мелодические конструкции коммуникативных типов син­тагм: повествовательных, во­просительных, восклицатель­ных и незавершенных

Как считает Н.И. Жинкин (Жинкин, «Механизмы И'чи», 1958), просодические (интонационные) средства пыка появились раньше, чем вербальные (словесные). Подтверждением этому служат многочисленные наблю-ниия психофизиологов, неврологов, психологов, лого­педов, лингвистов за звуковыми средствами коммуника­ции у младенцев и детей преддошкольного возраста.

Началом доречевого развития является первый реф­ лекторный крик новорожденного. В нем присутствуют инк голосовая составляющая, так и шумы. Частота ос­новного тона первого крика составляет 425—440 Гц, что примерно равняется тону «ля» первой октавы (Лохов, Фесенко, 2000). Этот крик — недифференцированный, и нем нельзя выделить какие-либо членораздельные зву­ки или речевые элементы. В то же время крик каждого младенца индивидуален. Более того, вскоре начинают определяться различные типы крика: крики, связанные е физическим дискомфортом (хочется есть — «крик го-

45


лода»; мокро, что-то болит — «крик боли») и крик связанные с психологическим дискомфортом (ребен не нравится, когда у него отнимают пустышку и т.п. «крик лишения»; хочется, чтобы его взяли на руки, при? ласкали, не хочется оставаться одному — «крик одино; чества»). «Крик боли», «крик голода» и «крик лишения; появляются сразу же, в первые три недели жизни мла; денца, а '«крик одиночества» — на третьей неделе жизн (Орлова, 2008). Мать ребенка быстро научается разли чать эти разные крики. Средством различения как раз служат компоненты интонации — изменения мелодики громкость, модуляции звука. Интонация младенческог крика сохраняется и затем воспроизводится в плаче у де­тей более старшего возраста и даже у взрослых.

К двум-трем месяцам появляется гуканье (звуки напо­добие «гы», «кхы»), а с третьего месяца — гуление (вос­произведение звукосочетаний «агу», «бу», «амм», «мам»).-Эти звуковые комплексы, а также крики становятся хо­рошо модулированными и интонированными и начина­ют служить не только сигналом о неблагополучии, но и выражением удовольствия. В три-четыре месяца младе­нец реагирует на интонацию взрослого, старается повто-; рить ее, активно усваивает типы интонации. Его обще­ние со взрослым становится все более выразительным благодаря интонации и мимике.

В шесть месяцев появляется лепет — повторяющиеся открытые слоги типа «ма-ма», «ба-ба», «да-да-да», «тя-тя-тя», «ня-ня-ня» и т.п. С лепетом младенец осваива-* ёт ритмическую структуру речи. Как отмечает Р.В. Тон­кова-Ямпольская, фонетическая деятельность ребенка активизирует слухоречевые и речедвигательные зоны ко­ры головного мозга. Ребенок слушает не только речь ок­ружающих, но и свои звуки, и пытается подражать тому, что произносит взрослый. Так происходит усвоение ре­чи. При этом Тонкова-Ямпольская подчеркивает, что интонационное поле речеслухового анализатора, кото­рое отвечает за восприятие интонации, начинает форми­роваться уже на стадии гуления и полностью формиру­ется уже к концу периода лепета (Тонкова-Ямпольская, 1968, 1970).

К шестому месяцу жизни у младенца появляется не только интонация удовольствия, но и интонация радос-


•< фцдостное восклицание). На седьмом месяце появля-

< i уже и интонация просьбы.

Ни седьмом-восьмом месяцах жизни у младенца идет «i'Miiocc активного накопления звуков, артикуляция ста-чмнигся все более четкой, звуки — более дифференци-i оншпыми. В возрасте от семи-восьми месяцев до года ччткуляторный запас уже практически не расширяется

" формируется понимание речи. Вот как описывает этот •фмцесс Е.Ф. Архипова: «Семантическую нагрузку в этот «■» риод получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем

нщий контур слова. Общение осуществляется с помощью

< «щиональной интонации. Примерно к 11 месяцам по­
йти ются активные лепетные цепи слогов. При этом ка-
* ий-либо слог выделяется длительностью, громкостью,
ищ'отой звука. Вероятнее всего, это начальная стадия
фирмирования ударения» (Архипова, 2006).

В этот период младенец, воспринимая речь, ориен-шрустся на интонацию, ритм и тембр голоса. Он уже ишичает по этим признакам голос матери или голоса «ругих близких людей от голосов «чужих». Например, |п1)онок в восемь месяцев может уже выработать реак­цию на часто повторяющийся вопрос «Где мама?». Ус-ш.нмав этот вопрос от матери, он поворачивает голову в *ч> сторону, улыбается, тянется к ней. Но если этот же ноирос задает другой человек или даже мать, но с другой интонацией, привычной реакции не будет (Винарская, Ьогомазов, 2005). А вот если мать с той же интонацией произнесет другую фразу той же ритмической структуры (например, «Вот ляля?») или просто набор слогов с тем <кс ритмом (например, «Да-да-да?»), реакция ребенка Ьудет такой же, как при произнесении привычного воп­роса «Где мама?».

Эти примеры показывают, что из всех речевых средств ребенок в онтогенезе прежде всего воспринима­ет и усваивает интонацию, а затем уже — вербальные «оставляющие речи (фонетику, лексику, грамматику). Ребенок в возрасте до одного года ориентируется на ритмико-мелодические, а не смысловые компоненты ныеказывания. Подобным же образом воспринимают че­ловеческую речь животные. Это доказывает, что и в фи­логенезе речь изначально возникла на основе интона­ции.


 


46


47


Дальнейшее развитие интонации в онтогенезе проис ходит следующим образом. На втором году жизни реб~' нок усваивает вопросительную интонацию. В это вре у него уже появляются первые слова. По данны А.Н. Гвоздева, первоначально вопрос в детской речи вь ражается только с помощью интонации, имитирующе интонацию окружающих. Примерно с одного года одив надцати месяцев, когда в речи ребенка появляются вад; сказывания из двух и более слов, он усваивает фразовс ударение. Примерно к двум годам появляется интонаци перечисления, тогда как союзы перечисления возникаю в детской речи только к двум годам трем месяцам (Гвоз дев, 1961). И здесь интонация опережает вербальны средства (лексику и синтаксис). Как отмечают Лохов Фесенко, усвоение слов, их точное воспроизводство осу' ществляются «на базе усвоенной в течение первого год жизни ритмики слов и интонаций, на базе слоговых тре нировок лепетной речи. Нарушения механизмов освое ния ритмики и слога на первом году жизни приводят существенным и иногда трудно устранимым дефектап дальнейшего речевого развития на всех последующих его этапах» (Лохов, Фесенко, 2000).

Вопросы и задания

1) Кто занимался изучением онтогенеза интонации?

2) Как развивается речь ребенка в онтогенезе? Этапы речевого развития. На каком этапе появляется инто­нация? Какие средства общения у ребенка появляют­ся раньше — интонационные или вербальные?


I ПАНА 4

< и ОБЕННОСТИ Г 0 Л 0 С 00 БРА 30 ВАНИЯ У РЕБЕНКА

I Го мере роста и развития ребенка растет и изменя-н'Я и его речевой аппарат, прежде всего — органы го-пиеообразования. При этом разные органы, входящие в - остав голосового аппарата, растут неравномерно, по­тому голос ребенка с возрастом изменяется по следую­щим показателям: по силе, высоте, тембру, диапазону, (нчиетрам.

Диапазоном голоса называется разница между мини­мальным и максимальным значением таких акустиче-i них характеристик голоса, как сила и высота голоса. I'tvucmp голоса, по определению Орловой, — «это ряд последовательно идущих по шкале звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания (тембру)» (Орлова, 2008). Различают три регистра: грудной, голов­ной и смешанный.

При грудном регистре активно работают грудные ре­зонаторы (грудная клетка). Ее вибрацию можно ощу­тить, если положить руку на область грудины. Голосо-иые складки при сближении плотно смыкаются, колеб-пются всей своей массой. В голосе присутствует большое количество обертонов, он звучит мощно и громко, тембр у него богатый, сочный.

При головном регистре работают в основном голов­ные (верхние) резонаторы. Голосовые складки при сбли­жении смыкаются не полностью, колебания проходят не но всей складке, а только в области ее свободного края (голосовая складка состоит из тела голосовой мышцы и края мышечной складки, которую еще называют «собст­венно голосовой связкой»). Обертонов в голосе меньше, громкость его также меньше, но зато голос звучит звон-

49


ко, обладает большой полётностью. При головном реги­стре голос выше, чем при грудном.

При смешанном регистре звучание грудного и голов­ного резонаторов сочетаются. Если больше работают грудные резонаторы, голос будет ближе к грудному. Ес­ли больше работают головные резонаторы, голос будет приближаться к фальцету. Голосовые складки колеблют­ся по свободному краю и прилегающему участку голо­совой мышцы. Голос при смешанном регистре по высо­те и диапазону занимает среднее место между" грудным и головным. Он выше и слабее грудного, но ниже и сильнее головного. Количество обертонов в нем также среднее.

Фальцетом называется неестественно высокий муж­ской голос. При фальцете голосовые складки очень на­тянуты, смыкаются не полностью, между ними остается щель веретенообразной формы. Колеблются только тон­кие края складок, колебания совершаются не в попереч­ном направлении (как у других голосов), а в продоль­ном. Голос слабый и очень высокий. Фальцетный голом преобладает у детей до периода мутации («ломки голо­са»). У взрослых преобладает голос смешанного регистра (Орлова, 2008).

Голос в онтогенезе проходит различные стадии раз­вития:

1) 'Голос новорожденных и грудных детей (младенческий голос). Высота голоса у всех детей примерно одна и та же — один-два тона а пределах «ля» первой октавы. По тембру голоса отличаются друг от друга; новорожденных на третий-четвертый день жизни можно различать по го­лосам.

2) Голос преддошкольников (детей младшего дошколь­ ного возраста). Диапазон несколько расширяется по вы­соте: два-три тона в пределах «фа» — «ля» первой окта­вы. Сила голоса невелика.

3) Голос детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста.
Отмечается заметное расширение
диапазона по силе и высоте (четыре-пять тонов).


4) Голос в период мутации. Мутация проходит в воз-ристе от 11 до 19 лет. В этот период голос становится нестабильным, он часто меняется по высоте, срывается. Диапазон голоса во время мутации: 250—680 Гц. В норме но окончании периода мутации фальцет уже исчезает, тлос приобретает взрослый (мужской или женский) юмбр (Орлова, 2008).

Вопросы и задания

1) Что такое регистр голоса? Какие бывают регистры?

2) Назовите стадии развития голоса в онтогенезе.


50


ГЛАВА 5______________________

НАРУШЕНИЯ ИНТОНАЦИИ

Расстройства просодической (интонационной) сто­роны речи могут проявляться в нарушениях; темпа, рит^ ма, мелодики, акцентуации (восприятия и постановки ударений), паузации.

В главе 2.3 («Понятие об интонации в психофизи­ологии и акустике») уже говорилось о речевых расстрой­ствах, связанных с нарушением темпа — тахилалии и брадилалии. Е.Н. Винарская и Г.М. Богомазов (Винар-ская, Богомазов, 2005) приводят данные о том, что эти "нарушения возникают на этапе развития паралингвисти-' ческих средств речи. В их основе лежит недостаточность подкорковых экстрапирамидных отделов мозга, и они обычно сочетаются с двигательными расстройствами. При тахилалии не только темп речи ускорен, но и вооб­ще двигательная, психическая и речевая активность больных повышены. Больные много и суетливо двига­ются, ведут себя беспокойно; внимание у них неустой­чиво, мысли сбивчивы; речь торопливая, нечеткая, с многочисленными повторами, пропусками и переста­новкой слогов. При брадилалии больные не очень под- ; вижны; все движения у них замедлены, отмечаются на­рушения координации в движениях рук и в артикуля­ции; речь в целом замедлена, много ненужных пауз; мышление также замедлено. По мнению Винарской, эти нарушения связаны с состоянием вегетативной нервной системы и с особенностями эмоционально-волевой сфе­ры больных. При коррекции этих нарушений полезно привлекать внимание больных к их речи, учить их контролировать себя. Необходимо осознание речевого дефекта и повышение эмоционального напряжения с целью преодоления дефекта.

При заикании страдают практически все компоненты интонации: и темп, и ритм, и мелодика, и паузация, и


шьиматическое членение, и постановка логического и l г и шного ударения. Страдают также тембр, высота и . i >'ч кость голоса. Такое обилие нарушений вызвано тем,

• >■■< шикание — сложное речевое расстройство, при ко-
■ -мим затронуты многие слагаемые произносительной

«•(юны речи: и речевое дыхание, и голосообразование,

•      • фшкуляция, что внешне проявляется в судорогах то-
нп'нч'кого, клонического или смешанного типа. Нару-
»<п Hiii также организация и координация движений,
к («иная и психическая активность больных. По мнению
ппиирекой, здесь имеют место стволово-подкорковые
..мцйжения, стойкое нарушение процесса саморегуля-
"»ш С возрастом, по мере осознания дефекта возникает
чифотизация, хронические стрессовые состояния. При
> «фрекции заикания эмоциональное напряжение и осо-
uiiiune дефекта приводят к усилению судорог. Коррек­
ции осуществляется путем нормализации ритма и темпа
1«чи, выработки правильных интонационных моделей.
»«'(повременно проводится психологическая коррекция.

Интонационные расстройства отмечаются и при не-| мюрых типах дизартрии. Так, при мозжечковой дизарт­ рии главным симптомом служит нарушение ритма речи, f оторое проявляется в скандированности (то есть в нару­шении плавности речи, когда больной говорит как бы ми слогам). У таких больных также страдает мелодика речи, происходит повышение тона на ударном гласном, присутствуют лишние паузы. Это приводит к трудностям нос приятия смысловой стороны речи (вопросительные фразы у больных звучат как восклицательные, а повест­ки нательные — как вопросительные). Речь звучит напря­женно, недостаточно внятно. При экстрапирамидной ди- шптрии темп речи замедлен, мелодика вырождается, речь становится монотонной; нарушается структура син-ыгм; страдают паузация и акцентуация. В основе данно-ю расстройства лежит распад подкоркового фона рече-ных движений. При постцентральной апраксической ди- шртрии речь замедляется, становится неплавной и напряженной; просодические нарушения напоминают нарушения при заикании. В основе этого типа дизарт­рии лежит расстройство праксиса. Все эти виды подроб­но описаны Е.Н. Винарской в ее работе «Дизартрия» (Винарская, 2005).


 


52


53


Нарушения просодики нередко возникают при стер:/ той дизартрии у детей. Нарушаются: темп речи, ритм мелодика, акцентуация. Исследования Е.М. Мастюко вой, Л.И. Беляковой, И..З. Романчук и других показали что в этом случае страдает в первую очередь восприяти интонационных структур, а также способность владет ! своим голосом (больным не удаются модуляции голос по силе и высоте, голос звучит слишком тихо или слиш­ком громко). Темп речи обычно ускорен, нарушаете, тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается инто национная структура высказывания. Большую трудность представляют воспроизведение ритма и логического уда­рения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компо­нентов (Архипова, 2006). При коррекции различных ти­пов дизартрии следует учитывать первичную причину дефекта. С этой целью необходимо проводить обследо-; вание интонационной стороны речи.

Вопросы и задания

1) При каких нарушениях речи возникают расстройства,-интонационной стороны речи? В чем они выража­ются?

2) Различные способы коррекции интонационных рас-' стройств при различных нарушениях речи. Для чего \ нужно проводить обследование интонационной сто-, роны речи?


• ПАНА б __________________________________________

(( ПОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ '

Схема обследования интонационной стороны речи у детей

1. Обследование восприятия ритма.

2. Обследование воспроизведения ритма.

3. Обследование восприятия интонации.

4. Обследование воспроизведения интонации.

5. Обследование восприятия логического ударения.

6. Обследование воспроизведения логического уда­рения.

7. Обследование модуляций голоса по высоте.

8. Обследование модуляций голоса по силе.

9. Выявление назального тембра голоса.

 

10. Обследование восприятия тембра.

11. Обследбвание воспроизведения тембра.

12. Обследование речевого дыхания.

13. Обследование темпо-ритмической организации речи.

14. Обследование состояния слухового самоконт­роля.

1. Обследование восприятия ритма Обследование чувства ритма необходимо, так как именно восприятие и воспроизведение ритма подготав­ливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для ус­воения логического ударения, правильного членения фразы.

Цель: выяснить, умеет ли ребенок определять коли­чество: а) изолированных ударов; б) серии простых уда-

'Программа обследования приводится по схемам, разработан­ным Е.Э. Артемовой (Артемова, 2005) и Е,Ф. Архиповой (Архипо-»ii, 2006).

55


ров; в) акцентированных ударов путем показа карточки'
с записанными на ней соответствующими ритмически­
ми структурами.                                                               '
Материал для исследования: карточки с графическим
изображением ритмических структур:                           '

//, ///, ////, // //, IIIIIII/, III III, III/ III/, и/,

/U/U/ и т.д., где / — громкий удар, U — тихий удар.

1. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов.
Покажи карточку, на которой изображено нужное коли­
чество ударов».

— изолированные удары:

а)//          ' б)///        в) ЦП          г)////

2. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, по­
кажи нужную карточку».

— серии простых ударов:

а) // // // // б) /// /// в) //// //// г) /// /// ///

3. Инструкция: «Послушай, сколько и какие были
удары, покажи нужную карточку».

— серии акцентированных ударов:

a)UU/        б)//         b)//UU//  г)/U//

Критерии оценки (единые для всех заданий):

4 балла — задание выполняется правильно и само­стоятельно;

3 балла — задание выполняется правильно, но в за­медленном темпе;

2 балла — задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;

1 балл — для выполнения задания требуется актив­ная помощь взрослого;

О баллов — задание не выполняется, повторные ин­струкции неэффективны.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!