ИНТОНАЦИЯ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ



Понятие об интонации в лингвистике

Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фоне­тической целостности высказывания и выявления его смысла (Л.В. Бондарко, 1977; И.Г. Торсуева, 1990). Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio» (это слово образовано от глагола «intono, intonare» — «громко произносить»). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических ком­понентов речи, включающих: мелодику, темп, ритм, уда­рение, паузы, тембр произнесения.

Интонация относится к сверхсегментным (их еще на­зывают супрасегментными или надсегментными) сред­ствам языка, объединяющим сегменты (слоги, слова, словосочетания, синтагмы, высказывания) в единое це­лое. В высказывании она выполняет следующие функции: 1) уже упоминавшееся объединение частей в единое це­лое, оформление высказывания; 2) расчленение выска­зывания на ритмические группы и синтагмы; 3) выраже­ние различных эмоций; 4) характеристика говорящего и ситуации общения в целом; 5) выявление подтекста вы­сказывания, не выраженного явным образом (в словах). Эти пять функций относятся к речи. К системе языка относятся такие функции: 6) различение коммуникатив­ных типов высказывания (повествовательное, восклица­тельное, вопросительное, побудительное, подразумеваю­щее); 7) выделение наиболее важной в смысловом от­ношении части высказывания (новой информации, которую сообщает говорящий о предмете, уже известном слушающему).

В тексте интонация также играет большую роль, вы­полняя следующие функции: 1) разделяет текст на смыс­ловые части; 2) осуществляет межфразовую связь, объ­единяет высказывания внутри каждой смысловой части 12


irHi.i; 3) различает стили и жанры повествования; 4) осу-'№1 пишет эмоционально-эстетическое воздействие; 5) слу-ми изобразительным средством, позволяя говорящему ><пн»'нить положительные и отрицательные персонажи Him действия), передавать эмоциональное состояние игр! онажей, характер их движения (действий), физиче-■ ( w свойства предметов и явлений — размер объектов и расстояние до них, отдаленность описываемых собы-ний но времени, скорость изменения событий и т.п. (На­пример, для изображения большого предмета говорящий понижает голос и произносит слово в замедленном тем­пе, ;\ для изображения маленького предмета — повышает

Юное .)

Интонация тесно взаимосвязана с лексико-семанти-•нткими и синтаксическими средствами организации ш.н'казывания. Она может действовать одновременно с ними, усиливая их эффект. Например, в высказывании Приехал папа!» тот факт, что приехал именно папа, а иг кто-то другой, передается следующими средствами: » ново «папа» выделяется и синтаксически — с помощью ипнерсии (подлежащее идет после сказуемого), и инто­национно — логическим ударением, протяженностью, мелодикой (повышением тона на ударном слоге слова «папа»), замедлением темпа. Указательные слова (место­имения «тот», «этот», наречия «вот», «здесь», «там» и i.ii.) и усилительные частицы («же», «уж», «ведь» и т.п.) как правило, имеют особое интонационное оформление (мелодические изменения, ударение, изменение темпа), которое выделяет эти слова во фразе, подчеркивает их семантическую роль.

Кроме того, интонация может замещать отсутствую­щие члены предложения при эллипсисе — пропуске лег­ковосстановимых элементов высказывания. Например, в высказывании «Он свою комнату — зелеными обоями» пропущено слово «оклеил». Это пропущенное слово за­мещается интонационными средствами: паузой (на письме ее передает тире), мелодикой (понижением тона перед паузой), изменением темпа речи после паузы. Благодаря этим интонационным средствам слушающий получает сигнал: «Внимание, в этом месте эллипсис», понимает, какой лексико-семантический элемент вы­сказывания опущен, и может без труда восстановить его.

13


Не будь здесь интонационного выделения, все высказы­вание воспринималось бы как неправильное, незакон- ; ченное. Таким образом, интонация увеличивает объем сообщения, так как говорящий сообщает не только то, что содержится в тексте, но и то, что содержится в под­тексте высказывания (Н.И. Жинкин, 1958).

Компоненты интонации

Интонация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся; мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр. Рассмотрим их по порядку.

Мелодика

Основным компонентом интонации является мело­ дика. Мелодика речи — это «изменение частоты основно­го тона, развертывающееся во времени» (Торсуева, 1990). Мелодика играет главную роль в осуществлении таких' функций интонации, как: 1) разделение высказывания на ритмические группы и синтагмы; 2) связывание час­тей высказывания в единое целое; 3) различение комму­никативных типов высказывания; 4) выделение наиболее важной части высказывания; 5) выражение различных эмоций, подтекста, модальных оттенков; 6) выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит (иро­ническое, подчеркнуто серьезное и т.п.).

Важнейшие акустико-лингвистические характерис­тики мелодики речи:

1. мелодические диапазоны — разница между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона;

2. музыкальные интервалы — соотношение между высшей и низшей точками изменения частоты основно­го тона (например, октава, кварта, квинта);

3. мелодические пики;

4. степень крутизны повышения и понижения тона;

5. направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное движение);

6. уровень частоты основного тона (Торсуева, 1990).
Психолингвистические (аудитивные) характеристики

14

мелодики, предложенные М.В, Давыдовым, включают: 1) направление движения тона — ровное, восходящее, нисходящее; 2) характер движения тона — постепенный, плавный, резкий; 3) диапазон движения тона — обыч-


ими, расширенный, суженный. Сюда относится также и mi.iii аудитивная характеристика, как уровень высоты «««па (она соответствует акустической характеристике -уровень частоты основного тона»). Различают четыре |ншия высоты: сверхвысокий, высокий, средний, низ-М1 й, Изменение уровня высоты тона образует контур мелодии.

Мелодика высказывания основана на сочетании не­скольких мелодических мотивов. Мелодический мотив — мо минимальная единица мелодики, связанная с ритми­ческим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов, либо повторы одного и «ого же мотива.

К.С. Станиславский называл мелодику «голосовой фигурой» или «фонетической фигурой». Он считал ее неновой интонации. В уже упомянутой книге «Работа itiifcpa над собой...» (1938) он образно описывает раз­личные типы мелодики, которые отображаются на пись­мо с помощью разных знаков препинания.

«Знаки препинания требуют для себя обязательных тлосовых. интонаций. Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им при­сущие голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполняют своего на-шачения. В самом деле, отнимите от точки ее финаль­ное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймет, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для не­го особое звуковое «квакание», и слушающий не поймет, что ему задают вопрос, на который ждут ответа. В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетиче­ская фигура — к ответу, восклицательная — к сочувст­вию и одобрению или к протесту, две точки — к внима­тельному восприятию дальнейшей речи и т.д. Во всех )тих интонациях — большая выразительность.

У слова и у речи есть своя природа, которая требует для каждого знака препинания соответствующей инто­нации. Вспомните, что вам инстинктивно хочется сде­лать при всякой запятой? Прежде всего, конечно, оста­новку. Но перед ней на последнем слоге последнего сло­ва вам захочется загнуть звук кверху. После этого

15


оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воз­духе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую. Эти подымающиеся кверху фонетические линии получают самые разнообразные изгибы и высоты: на терцию, на квинту, на октаву, с коротким резким повышением, с широким плавным и невысоким размахом и пр. <...> Интонация по настроению может быть минорной или ма­жорной. Мы по своей национальной особенности склон­ны всегда говорить в миноре, в противоположность ро­манским народам, которые любят мажор» (Станислав­ский, 1938).

Мелодика речи значительно отличается от музыкаль­ной. Так, речевая мелодика редко и недолго сохраняет ровный тон — она постоянно меняет свое направление, скользит, то повышаясь, то понижаясь. Интервалы ее также часто меняются, тоны не имеют определенной длительности (в отличие от длительности музыкальных нот — целая нота, одна вторая, одна восьмая и т.д.). Она не укладывается в схему какой-либо музыкальной гам­мы. И, наконец, мелодика разговорной речи не имеет четкого повторяющегося ритма (такой ритм присутству­ет в поэтической и иногда в ораторской речи).

Ритм

Ритм — важный компонент интонации, необходи­мый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последователь­ное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Как отмечает И.Г. Торсуева (1990), ритм также «служит основой эстетической организации художест­венного текста — стихотворного и прозаического». Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной про­зе, а меньше всего — в разговорных диалогах. Об этом различии говорит К.С. Станиславский: «...проза не сти­хи, совершенно так же, как обычные действия не танец. В них ритмические совпадения не могут быть строго ре­гулярны, тогда как в стихах и в танце они старательно и заблаговременно подготовляются и подстраиваются. У ритмичных людей больше случайных ударных совпаде-

*

16


мш(„ v менее ритмичных их меньше» (Станиславский,

Основная единица ритма — это ритмическая группа. ч^нн-тая ритмическая группа состоит из одного ударного ' it на и примыкающих к нему одного или нескольких *<>'«ударных слогов. Сложная ритмическая группа вклю-■i.itM несколько (два или более) ударных слогов, при чн»м разные ударные слоги несут ударение разной сте­пени (например, главное и второстепенное). Слоги в нпмичсской группе объединяются средствами мелоди-И1, и все ударные слова внутри одной сложной ритми-•((ской группы образуют тесное смысловое единство. В иро ншческой речи единицей ритма обычно является » пн сигма (она может совпадать с ритмической группой ими включать несколько ритмических групп). В стихо-i мирной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, анемическая группа, строка, строфа (Торсуева, 1990).

О значимости ритма в устной речи Станиславский и «корил следующее: «Аритмия в речи, при которой сло­ми или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает ...пьяного, а ско­роговорка — пляску святого Витта». И далее разъяснял: <<Торопливость, нервность, болтание слов, выплевыва­ние целых фраз не затушевывает, а совершенно уничто­жает их. Нервность говорящего только раздражает слу­шающих, неясное произношение злит, так как заставля­ет их напрягаться и догадываться о том, чего они не поняли. Все это привлекает внимание слушающих, под­черкивает в тексте как раз то, что вы хотите стушевать. <...> Четкий ритм речи помогает четкому и ритмичному переживанию и, наоборот, ритм переживания — четкой речи» (Станиславский, 1938).

Сопоставляя ритм действий и ритм устной речи, он подчеркивал, что у них одна и та же основа — чередо­вание движения и остановок: «Наши действия и речь протекают во времени. В процессе действия надо запол­нять текущее время моментами самых разнообразных движений, чередующихся с остановками. В процессе же речи текущее время заполняется моментами произнесе­ния звуков самых разнообразных продолжителъностей, с перерывами между ними» (Станиславский, там же).

17


Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтак­сический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.

Темп

Темп — это скорость произнесения речевых элемен-|
тов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется 1
количеством элементов, произносимых в единицу вре-1
мени. Он может быть быстрым или медленным, уско- |
ряться или замедляться. Кроме того, темпом называют %
длительность произнесения речевых отрезков. В этом I
случае темп можно измерять средней длительностью ре- 1
чевых элементов — чаще всего средней длительностью I
слога. Темп может зависеть от длины речевой единицы. .)
Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длитель- j
ность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговор- 1
ной речи соответствует темп 5—6 слогов в секунду.               |

В высказывании темп выполняет следующие функ- t
ции. 1) Служит средством оформления интонационной 1
цельности высказывания. К концу высказывания темп |
речи замедляется. 2) Является средством противопостав- I
ления важного — неважного в высказывании. Речевые |
отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важ- Щ
ную в смысловом отношении информацию, произносят- Ц
ся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие |
второстепенную информацию (например, вводные слова 1
и предложения, некоторые уточняющие и пояснитель- 1
ные обороты), произносятся в ускоренном темпе (Све- 1
тозарова, 1990).                                                                  1

В целом темп речи характеризует: 1) индивидуальные j особенности говорящего, его манеры, привычки; 2) со- | циальный статус говорящего (например, ускоренный | темп речи иногда может служить признаком низкой об­разованности, недостаточной культуры, низкого соци­ального положения); 3) эмоциональное состояние гово­рящего, (темп убыстряется при сильном волнении, воз­буждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.). | 4) отношение говорящего к слушающему, намерение со­здать определенное впечатление (например, если гово­рящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп 18


in речи замедляется); 5) ситуацию общения (спешка, iu мНходимость тянуть время и т.п.); 6) диалектные осо-нг-шюсти речи говорящего; 7) степень владения языком, Nil котором человек говорит; 8) сложность предмета, о <«иором идет речь, для понимания говорящего.

Станиславский считал, что темп речи влияет на ор­иентацию текста:

«Темп — скорость или медленность. Темп укорачи-Miu'T или удлиняет действия, ускоряет или замедляет

{ч'ЧЬ,

Иыполнение действий, произнесение слов требуют иремени.

Ускорил темп — отвел меньше времени для дейст-мия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить иыетрее.

Замедлил темп — освободил больше времени для действия и речи и дал больше возможности еще лучше поделать и досказать важное» (Станиславский, 1938).

О темпе как выразительном средстве, передающем кмоции говорящего и усиливающем воздействие на слу­шающего, он говорил следующее: «Размеренная, звуч­ная, слиянная речь обладает многими свойствами и эле­ментами, родственными с пением и музыкой. Буквы, нюги и слова — это музыкальные ноты в речи, из кото­рых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром. mq. хорошую речь называют музыкальной. От такой звуч­ной, размеренной речи сила воздействия слова увеличи-мается» (Станиславский, 1938).

Сравнивая роль темпа в речи с его ролью в музыке, ом отмечал: «В речи, как и в музыке, далеко не все рав­но говорить по целым нотам, по четвертным, по вось­мым, по шестнадцатым или по квадриолям, триолям и проч. Большая разница сказать размеренно, плавно и спокойно по целым и полунотам:

"Я пришел сюда" (пауза), долго ждйл (пауза), не дождался (пауза) и ушел",

или сказать то же самое с другой длительностью и раз­меренностью: по восьмым, шестнадцатым, квадриолям и со всевозможными паузами разных длительностей:

"Я..... пришел сюда..... долго ждал..... не дождал­
ся.... и ушел..... "

19


В первом случае — спокойствие, во втором — нерв­ность, возбужденность» (Станиславский, там же).

Выбор темпа влияет на ритм речи. Сочетание вре­менных характеристик речи (то есть темпа) с ритмиче­скими называется темпо-ритмом речи.

Вот как объяснял понятие темпо-ритма Станислав­ский: «...речевые звуки прослаиваются паузами и люфт-паузами самых разнообразных длительностей. Все это речевой материал, речевые возможности, с помощью ко­торых создается бесконечно разнообразный темпо-ритм речи. <...>

У многих актеров, небрежных к языку и невнима­тельных к слову, благодаря бессмысленной торопливос­ти речи просыпание концов доходит до полного недого-варивания и обрывания слов и фраз. В правильной и красивой речи не должно быть всех этих явлений... Пе­рерывы в словах должны соответствовать скорости или медленности речи с сохранением в них того же темпо-ритма. При быстром разговоре или чтении остановки короче, при медленном — длиннее... Правильная разме­ренность слогов, слов в речи, движений в действии, чет­кий ритм их имеют большое значение для правильного переживания»' (Станиславский, там же).

Он указывал, что темпо-ритм имеет большое значе­ние не только для временнбй и ритмической организа­ции речи, но и для эмоционального воздействия, а так­же для лучшей, более полной передачи информации: «...правильная размеренность слогов, слов в речи, дви­жений в действии, четкий ритм их имеют большое зна­чение для правильного переживания. <...> Если тем-" по-ритм взят верно, то правильное чувство и пережива­ние создаются естественно, сами собой. Но зато если темпо-ритм неверен, то совершенно так же, на том же месте роли родятся неправильные для нас чувства и пе­реживания, которых не исправишь без изменения не­правильного темпо-ритма. <...>

Темпо-ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, со­здающими настроение, в связи с внутренней сущностью, которую темпо-ритм всегда таит в себе. Военный марш, походка во время прогулки, похоронное шествие могут производиться в одном и том же темпо-ритме, но какая


i* isiiy ними разница в смысле внутреннего содержания, *« о i роения и неуловимых характерных особенностей! « пином, темпо-ритм таит в себе не только внешние

мниства, которые непосредственно воздействуют на на­шу природу, но и внутреннее содержание, которое пи-i им чувство. В таком виде темпо-ритм хранится в нашей

«ММЯТИ...

...В музыке мелодия образуется из тактов, а такты — mt нот разной длительности и силы. Они-то и передают l*miM. Что касается темпа, то он невидимо, внутренне, мкучитывается самими музыкантами или отбивается ди­рижерской палочкой. Совершенно так же и у нас, артис-нhi сцены, действия создаются из составных больших и ми пых движений разных длительностей и размереннос-1Н, а речь складывается из коротких, долгих, ударных и неударных букв и слогов. Они-то и отмечают ритм. Дей-» шия выполняются, а текст роли произносится под мысленный просчет нашего собственного «метронома», |-,пк бы скрытого внутри нас. Пусть же выделяемые нами унарные слоги и движения сознательно или подсозна-н»!1Ьно создают непрерывную линию моментов совпаде­нии с внутренним просчетом» (Станиславский, там же).

Ударение

Очень важным компонентом интонации является ударение. Ударение — это выделение одного элемента ре­чи (слога, слова) в последовательности подобных элемен-10» за счет изменения некоторых акустических характе­ристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или по­нижения тона при его произнесении).

Различают следующие виды ударения:

1) Словесное — служит организации фонетической целостности слова. Выделяет ударный слог в слове.

2) Синтагматическое — служит показателем границы синтагмы. Обычно падает на последний ударный глас-ный.синтагмы.

3) Логическое — подчеркивает наиболее важное слово и синтагме. При этом выделенное слово произносится с (юлее сильным ударением, чем последнее слово в син­тагме, а если необходимо подчеркнуть именно послед­нее слово, на нем происходит изменение мелодики.


 


20


21


4) Фразовое — служит показателем завершения вы­сказывания.

А вот как говорил об ударении Станиславский:

«Ударение — это любовное или злобное, почтитель­ное или презрительное, открытое или хитрое, двусмыс­ленное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе.

Возьмите большой кусок проволоки, где-то изогните его, где-то чуть приподымите кверху, и у вас получится какая-то более или менее красивая, выразительная ли­ния, с какой-то вершиной, которая, словно громоотвод на куполе, принимает удар, а в остальной своей части создает какой-то рисунок. В такой линии есть форма, очертание, цельность, слиянность. Ведь это лучше, чем та же проволока, разорванная на мелкие огрызки, кото­рые разбросаны и валяются отдельно друг от друга. По­пробуйте изгибать звуковую линию слова... на разные лады. Любите, смакуйте, бережно подносите выделяемое слово и его ударный слог.

...Перспектива в речи создается в большей мере с по­мощью ударений разной силы, которые строго коорди­нируются между собой. В этой работе важна не только сама сила, но и качество ударения. Так, например, важ­но: падает ли оно сверху вниз, или, наоборот, направля­ется снизу вверх, ложится ли оно тяжело, грузно, или слетает легко и вонзается остро; твердый ли удар или мягкий, грубый или едва ощутимый, падает ли он сразу и тотчас снимается или сравнительно долго держится. (Станиславский, 1938).

Он также подчеркивал, что нельзя все слова во фразе произносить с одинаковым ударением, то есть фактиче­ски говорил о необходимости синтагматического, логи­ческого и фразового ударения: «Надо... научить снимать ударения там, где они не нужны. Я уже говорил, что это целое искусство и очень трудное! Оно, во-первых, осво­бождает речь от неправильных ударений, набитых в жиз­ни дурными привычками. На очищенной таким образом почве легче распределять одни правильные акцентуации. Во-вторых, искусство снимания ударения пригодится вам в будущем на практике и вот в каких случаях: при передаче сложных мыслей или запутанных фактов часто приходится напоминать для ясности отдельные эпизоды,


< . ||»пС)ИОСти того, о чем говоришь, но так, чтоб они не ниспали внимания слушающих от основной линии t-orkira. Эти комментарии надо излагать ясно, четко, им не слишком выпукло. При этом следует быть эко-нхмпым в пользовании как интонациями, так и ударе­ниями. В других случаях при длинных тяжелых фразах приходится выделять лишь некоторые отдельные слова, 1 метальные пропускать четко, но незаметно. <...> Сует-шжость тяжелит речь. Облегчает же ее спокойствие и мм-ц'ржка. Чтоб стушевать фразу, нужна нарочито нето-!»ш!1ивая, бескрасочная интонация, почти полное отсут-• шие ударений, не простая, а особая, исключительная ммцсржка и уверенность. Вот что внушает спокойствие ч уверенность слушающим. Ясно выделяйте главное слово » пропускайте легко, четко, неторопливо то, что нужно in(Iи. для общего смысла, но что не должно выделяться. ...Фраза с ударениями на всех словах ничего не обо­значает. Она бессмысленна» (Станиславский, там же).

Пауза

Необходимым компонентом интонации является па-у №. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может ныть действительной — в тех случаях, когда звучание ре­чи действительно прекращается и на какое-то время на­купает тишина. Но она может быть и психологической — » тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва и тучании, а в действительности этого перерыва нет ( но несовпадение выявляется при аппаратных исследо­ваниях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асе­мантические.

Семантические паузы связаны со смысловой сторо­ной высказывания и выполняют следующие функции: I) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части {син­тагматические паузы; Л.В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмо­циональное воздействие на слушающего (такие паузы на­зываются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться


 


22


23


как перед этим словом, так и после него (усилительные >, паузы). Асемантические паузы не связаны со смысловой! стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним! относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные' и физиологические паузы. Они появляются в следующих! случаях: 1) ритмические — отделяют друг от друга рит­мические стихотворные единицы; 2) артикуляционные^ паузы — возникают при произнесении некоторых звуко-: сочетаний; 3) ситуативные — способствуют замедлению \ речи в таких ситуациях, когда это необходимо говоря­щему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слуша­телям время записать произнесенный текст); 4) физиоло­гические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушения­ми деятельности центральной нервной системы.

Станиславский считал паузы очень важным сред­ством воздействия на слушателя — особенно синтагма­тические (которые он называл «логическими») и эмотив-ные (которые он называл «психологическими»). Вот как он говорит об их значении:

«Логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психо­логическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической па­узы речь безграмотна, то без психологической она без­жизненна. Логическая пауза служит уму, а психологичес­кая — чувству. Митрополит Филарет сказал: "Пусть речь твоя будет скупа, а молчание — красноречиво". Вот это "красноречивое молчание" и есть психологическая па­уза. Она является чрезвычайно важным орудием обще­ния. <...> Она заменяет их [слова — Авт.] взглядами, мимикой, лучеиспусканием, намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и под­сознательными средствами общения. Все они [психоло­гические паузы — Авт.] умеют досказать то, что недо­ступно слову, и нередко действуют в молчании намного интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержа­телен и убедителен не менее, чем словесный.


И паузе нередко передают ту часть подтекста, кото-i и идет не только от сознания, но и от самого подсоз­нании, которая не поддается конкретному словесному мп|1,!жению. Знаете ли вы, как высоко ценится психоло-«»<и*кая пауза? Она не подчиняется никаким законам, * f ti подчиняются все без исключения законы речи. Там, *'»\ казалось бы, логически и грамматически невозмож­ен сделать остановку, там ее смело вводит психологи-чп'каи пауза» (Станиславский, J938).

Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчер-> имам: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из цчшмх ее козырей» (Станиславский, там же).

Тембр

Гще один компонент интонации — тембр — в основ­ном способствует выражению эмоций. Тембр — это ин-шпидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для i идцого человека. Она образуется за счет обертонов, то iiiii добавочных тонов голоса, которые сопутствуют ос-нипному звуковому тону и зависят от особенностей t i роения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр i икоса может изменяться в зависимости от эмоциональ­ного состояния говорящего, в чем и проявляется его *iif ирессивная функция. Таким образом, говоря словами I ')растова (1903), тембр — «это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения !>!(утреннего содержания текста».

Разные исследователи выделяли различные виды ц'Мбра. Так, С.С. Суренский (1941) указывает на шесть нидов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр (цинического образа, образный тембр чтеца, подчерки-иапие гласных, фонетический тембр. Н.И. Жинкин (1958) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности мож­но свести к двум основным: интонационный (семанти­ческий) тембр и неинтонационный (асемантический) гембр.

Неинтонационный тембр — это индивидуальный гембр голоса, присущий каждому человеку и зависящий от анатомического строения его речевого аппарата (см. выше). Он настолько уникален, что, например, в Италии до появления фотографии указывался в паспорте как од-


 


24


25


на из внешних примет человека. В то же время индиви­
дуальный тембр сам по себе не является средством пе­
редачи информации о чувствах и состоянии говорящего, j
то есть не несет смысловой (семантической) нагрузки.;
Поэтому он и считается асемантическим и не относится j
к компонентам интонации.                                            |

Интонационный тембр — это изменение индивиду- |
ального тембра, передающее определенные элементы со- ]
держания высказывания. Что передает интонационный
тембр? 1) Информацию об эмоциональном или физичес- |
ком состоянии, в котором находится говорящий в мо- <
мент высказывания. 2) Информацию о чувствах говоря- '
щего, которые он хочет донести до слушающего. 3) В не-
которых случаях говорящий с помощью изменения тембра
старается передать свою волю — страстное желание, ;
приказ, просьбу, угрозу и т.п. Например, когда человек
отдает приказ, то у него в голосе «звенит металл»; когда
он произносит угрожающие слова, голос становится
хриплым, напряженным; во время просьбы голос звучит
мягко, вкрадчиво и т.д. Эти изменения тембра относятся
к модально-коммуникативному аспекту высказывания,
они усиливают эмоциональное воздействие на слушаю­
щего.                                                                                |

По мнению. Л. К. Цеплитиса (1974), интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Индивидуальный тембр определяется анатоми­ческим строением речевого аппарата говорящего, а ин­тонационный тембр зависит от изменения формы неко­торых резонаторов речевого аппарата. Эти изменения формы резонаторов универсальны для всех носителей языка, благодаря чему по речи можно распознавать эмо­циональное состояние разных людей.

С помощью интонационного тембра можно выра­жать следующие чувства, виды эмоционального и физи­ческого состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего): волнение, радость, ве­селье, ликование, торжественность, восторг, восхище­ние, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие;


f 1 (шпость, почтение, чувство собственного достоин-«И:1, благородство, великодушие, возвышенность, вели-м ценность; высокомерие, пренебрежение, презрение, >* иннисть, отвращение, омерзение; грусть, печаль, тоску, «««печь, скорбь; раздражение, досаду, возмущение, злость, >м»н, ярость; осторожность, боязливость, робость, страх, "Ининие; вялость, слабость, усталость, изнеможение, мишень; жизненную силу, резвость; резкость, грубость, нйпльство, наглость; своеволие, упрямство; сосредото-f» iшесть, серьезность, скрытность, угрюмость, хмурость; < любы, просьбу, мольбу; гордость, уверенность, храб-цинч'ь; лесть, заискивание; смех, иронию, насмешку, из-ппатсльство; угрозу, поучение, приказ, прощение (Цеп-ш гис, 1974).

Понятие о синтагме

Каким же образом «работает» интонация, как выпол­няет она свою основную функцию — оформление фоне-шчеекой целостности высказывания?

Интонация не может существовать сама по себе — ииа появляется там, где есть какая-то единица речи, не-t VIпая данную интонацию. Такой минимальной едини-пей чаще всего выступает синтагма.

О том, какую исключительно важную роль в разви-ши речи и мышления играет синтагма, говорил А.Р. Лу-|Н1и: «Решающий сдвиг произошел в тот период, когда к и»1к перешел от единичных слов к элементарным грам­матическим предложениям, когда на место единичного слова встала пара соединенных друг с другом слов [курсив Л, Р. Лурии — Авт.] и когда в числе языковых средств появилась первая "синтагма". Переворот, произведен­ный этой фазой в развитии языка, был поистине огро­мен. С возникновением синтагмы, сначала очень при-м итивной и не выходящей за рамки простого сближения слов, а затем дифференцированной и опирающейся на ряд вспомогательных средств языка, — звуковая речь стала способной не только обозначать предмет, но и вы­ражать мысль. В устной речи к средствам выражения мысли присоединились еще жест и интонация...» (Лу-рия, «О строении речевой деятельности», 1947). А что собой представляет синтагма — это важнейшее средство создания связной речи?


 


26


27


Синтагма

Синтагма (от греческого «оштау|хос» — «вместе по­строенное, соединенное») — это часть высказывания, идущие подряд несколько слов, которые объединены" синтаксически и связаны по смыслу. Л.В. Бондарко оп­ределяет синтагму как мелкий отрезок предложения или минимальный отрезок речевой цепи, обладающий «и са­мостоятельным фонетическим оформлением, и опреде­ленной законченностью значения» (Бондарко, 1977). Например, предложение «Мы с Наташей завтра пойдем по грибы» можно разделить на синтагмы следующим об­разом: «Мы с Наташей / завтра / пойдем по грибы» или: «Мы с Наташей / завтра пойдем по грибы». Как видно из этого примера, синтагма может состоять не только из группы слов, но и из одного слова. Иногда все предло­жение целиком является синтагмой, например: «Все за-, молчали», «Куда он пошел?» и т.п. Одно и то же пред­ложение можно по-разному разделить на синтагмы в за­висимости от разных оттенков смысла. Например, предложение «Олег играет на гитаре» можно разбить на синтагмы следующими способами. 1) Предложение мо­жет целиком составлять одну синтагму; в этом случае го­ворящий просто сообщает тот факт, что Олег умеет иг­рать на гитаре. Это высказывание можно было бы про­должить, например, таким высказыванием: «...а Игорь — на трубе». 2) Второй вариант синтагматического члене­ния: «Олег / играет на гитаре». Здесь сообщается, что игра на гитаре — занятие Олега, важное для него, и под­черкивается отношение говорящего к этому факту (воз­можно, неодобрительное). Это высказывание можно бы­ло бы продолжить, например, так: «Это его любимое за­нятие». 3) Третий вариант синтагматического членения: «Олег играет / на гитаре». При таком разбиении на син­тагмы говорящий подчеркивает ту разновидность игры, которой занимается Олег: игра именно на гитаре, а не на скрипке, не в шашки, не в футбол и т.п.

Таким образом, различное деление одного и того же предложения на разные синтагмы создает несколько различных высказываний, которые отличаются друг от друга некоторыми оттенками смысла и отношением го­ворящего к тому, что он сообщает (Светозарова, 1990).


i 1'нмс того, различное синтагматическое членение по-« '|,ич различать предложения, одинаковые внешне, но l иные по синтаксическому составу. Например, если milнножение «Андрей пришел к Тане с Леной» разбить ч ((чштагмы так: «Андрей пришел / к Тане с Леной», это ■чнячаст: «Андрей пришел к Тане и Лене». А если это • >■ предложение разбить на синтагмы так: «Андрей при­чин к Тане / с Леной», это означает: «Андрей пришел к Гаи* и привел с собой Лену». В первом случае словосо-м пшие «с Леной» входит в состав дополнения «к Тане Пеной», которое отвечает на вопрос «пришел к кому?». Ни втором случае оно является отдельным дополнением ц отвечает на вопрос «пришел с кем?». Нетрудно заме-»и гь, что первое и второе высказывания значительно от­нимаются друг от друга по смыслу, что вызвано разли­чием в их синтаксисе. Это различие в речи выражается MtiibKO синтагматическим членением. Итак, членение высказывания на синтагмы помогает правильно офор­мить высказывание в смысловом и синтаксическом от­ношениях, то есть служит выполнению одной из основ­ных функций интонации. Поэтому Л.В. Щерба назвал i интагму «фонетическим единством, выражающим еди­ное смысловое целое .в процессе речи — мысли» (Щер-tw, «Фонетика французского языка», 1953).

К.С. Станиславский определял синтагму как «рече­вой такт» и считал «деление на речевые такты» (то есть чпенение высказывания на синтагмы) необходимым ус­ловием для понимания связного текста: «Прежде чем го­ворить... следует водворить порядок слов в словах Мо­нолога и правильно соединить их в группы, в семьи или, как некоторые называют, в речевые такты. Только после по го можно разобрать, какое слово к какому относится, и понять, из каких частей складывается фраза или целая мысль. Для того чтобы делить речь на такты, нужны ос-шновки, или, иначе говоря, логические паузы [«логиче­скими паузами» Станиславский называет синтагматиче­ские паузы — Авт.]. <...> У них одновременно два на­значения: соединять слова в группы (или в речевые такты), а группы отъединять друг от друга. Знаете ли вы, что от той или иной расстановки логических пауз может зависеть судьба и сама жизнь человека? Например: "Простить нельзя сослать в Сибирь". Как понять такой

29


28


приказ, пока фраза не разделена логическими паузами Между двумя логическими паузами нужно произноси., текст по возможности нераздельно, слитно, почти к одно слово. Нельзя ломать текст. <...>

Берите почаще книгу, карандаш, читайте и разм чайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе * этом ухо, глаз и' руку. Чтение по речевым тактам скры вает в себе еще одну более важную практическую пол зу: оно помогает самому процессу переживания. Размет ка речевых тактов и чтение по ним необходимы еще по, тому, что они заставляют анализировать фразы : вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажет правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделае вашу речь не только стройной по форме, понятной п передаче, но и глубокой по содержанию, так как застав вит вас постоянно думать о сущности того, что вы гово рите. Работу по речи и слову надо начинать всегда с де ления на речевые такты...» (Станиславский, 1938).

Какими же фонетическими средствами осуществляв
ется членение потока речи на синтагмы? Основное сред­
ство синтаксического членения — это межсинтагменна"
пауза,
которая обычно сочетается с изменениями мелоди­
ки, интенсивности и темпа речи. Как отмечает Н.Д. Све--
тозарова, «целостность синтагмы достигается прежде
всего невозможностью пауз внутри синтагмы» (Светоза-
рова, 1974). Причем эта пауза во многих случаях явля­
ется психологической, то есть действительного перерыва
в звучании нет (это выявляется при аппаратных иссле­
дованиях), но за счет изменения интонационных харак-;
теристик у слушающего создается впечатление, что та-,;
кой перерыв в звучании есть.                                        \,

Важным средством объединения слов внутри одной синтагмы в фонетическое целое является синтагматичес­кое ударение. Все слова в синтагме несут обычное сло­весное ударение, которое может значительно ослаблять­ся, а в некоторых случаях вообще исчезает (например, на служебных частях речи), и только на одном слове ударение усиливается. Обычно оно усиливается на пос­леднем слове синтагмы, и это усиленное ударение и на­зывается синтагматическим ударением. Если высказыва­ние состоит из нескольких синтагм, то в нем несколько , синтагматических ударений (Бондарко, 1977).

30


I Din говорящий хочет особенно выделить какое-то

• ни' слово (не последнее), чтобы подчеркнуть его осо^

«я шачимость, он делает усиленное ударение на этом

»»"1и\ Такое ударение называется логическим. Например,

■< мгн'казывании «Валя пришла, / вот хорошо!» в первой

шпагме логическое ударение падает на слово «Валя».

i л им способом говорящий показывает: для него осо-

" lino важен тот факт, что пришла именно Валя, а не

• «и ю другой.

|;,ще одно средство объединения слов в синтагме — .«и особое интонационное оформление (мелодический инуиок, интенсивность и длительность произнесения imiob), характеризующее различные интонационные ти­ ки.! синтагм.

Интонационные типы синтагм

Существует несколько основных типов синтагм, ко-нфые отличаются друг от друга характерным интонаци-мниым оформлением. Разные исследователи по-разному ш.щеляют основные типы синтагм. Так, Л.В. Бондарко мет такое определение: «Основными, типичными инто­национными характеристиками являются такие, кото­рые передают значение завершенности, незавершеннос­ти вопроса и выделения» (Бондарко, 1977). В соответ-i мши с этой классификацией она выделяет четыре интонационных типа, каждый из которых характеризу­йся определенной мелодикой, длительность и интен-i инностью произнесения.

1. Интонация завершенности (законченности) харак-н'ризуется сильным понижением частоты основного тона (мелодики) на последнем ударном слоге данной синтаг­мы. Последний ударный гласный синтагмы произносит­ся очень низко по сравнению со средней частотой ос­новного тона, и на протяжении произнесения этого гласного частота основного тона резко меняется (на гра­фике изменения мелодики это выглядит как пик с рез­ким радением мелодической кривой). Если за послед­ним ударным слогом еще идут безударные слоги (они называются заударными), это мелодическое понижение продолжается и на них.

Длительность произнесения синтагмы с интонацией (авершенности соответствует среднему темпу произне-

31


сения, то есть интонация завершенности оказываете нейтральной по темпу. К концу синтагмы длительност ударного гласного увеличивается. Интенсивность прои: несения синтагмы всегда несколько ослабляется к конц;, синтагмы, но пр интонации завершенности это ослабла' ние интенсивности максимально по сравнению с другим интонационными типами.

Итак, у интонации завершенной синтагмы есть еле дующие отличительные особенности: 1) основной тон начале синтагмы довольно высок, а на последнем удар1 ном слоге резко понижается; 2) к концу синтагмы одн~ временно с понижением тона длительность ударног гласного увеличивается, а темп остается средним; 3) : концу синтагмы интенсивность произнесения ударног; гласного значительно уменьшается. Такой тип интонаЦ ции присущ утвердительным высказываниям повество', вательного (информативного) характера, поэтому таку:о-, интонацию называют повествовательной, или завершаю­щей. Пример односинтагменного высказывания с по-, вествовательной интонацией: «Снег идет». Пример син-* тагмы с повествовательной интонацией в составе более сложного высказывания: «Когда вошел отец, / все замол-\ чали» (вторая синтагма).

2. Вопросительная интонация характеризуется повы­шением частоты основного тона на ударном слоге послед­него слова синтагмы. При этом значительное изменение частоты основного тона происходит внутри ударного гласного, а сам ударный гласный звучит значительно выше среднего мелодического уровня синтагмы. Если за последним ударным слогом идут безударные (заудар­ные), на них происходит понижение тона, но не такое значительное, как при повествовательной интонации.

Длительность произнесения синтагмы уменьшается по сравнению с повествовательной интонацией, темп про­изнесения синтагмы ускоряется. Интенсивность произне­ сения к концу синтагмы ослабляется не так сильно, как при повествовательной интонации.

Таким образом, для вопросительной интонации ха­рактерны следующие особенности: 1) основной тон на последнем ударном слоге синтагмы значительно повы­шается; 2) длительность произнесения последнего удар-

32


■■т слога заметно уменьшается, темп ускоряется;

' шиспсивность произнесения снижается незначитель-

4) на заударных слогах тон понижается. Такой тип

-•«шшации присутствует в вопросительных высказыва-

"ч(( Примеры высказываний с вопросительной инто-

■ чши'й: «Ты приедешь?» (высказывание состоит из од-

> И синтагмы); «Сергей не говорил, / что он скоро при-

'■ м''» (вторая синтагма произносится с вопросительной

'■нишацией).

\. Интонация незавершенности по рисунку мелодики *п пса к вопросительной интонации. Однако незавершен­на! синтагма начинается с более низкого тона, чем во-ч)'мситсльная, а мелодический пик у нее расположен ниже ом меньшей частоте). При этом мелодический пик ><ч.|'ию приходится на последний ударный слог синтаг-(II, как и в вопросе, но затем основной тон понижается не i ак резко и не на такую значительную величину. Если и конце незавершенной синтагмы есть заударные слоги, mm произносятся достаточно высоким тоном (в отличие >.< щударных слогов в вопросительной синтагме).

Средняя длительность произнесения звуков в незавер­шенной синтагме, как и в вопросительной, меньше, чем и повествовательной синтагме. Темп произнесения неза­вершенной синтагмы ускорен по сравнению с интонаци­ей завершенности. Длительность гласного, несущего » интагматическое ударение, наименьшая среди всех ин-шпационных типов. При этом интенсивность произнесе­те звуков ослабляется к концу синтагмы незначительно. Ударный гласный произносится с наибольшей интен-

еипностью.

Итак, для интонации незавершенности характерны t недующие особенности: 1) основной тон в начале син-ки'мы довольно низок, к концу повышается, но не очень сильно, и на заударных слогах снижается постепенно и не очень значительно; 2) темп произнесения к концу синтагмы ускоряется, длительность ударного и заудар­ных слогов значительно уменьшается (наименьшая из нсех интонационных типов); 3) интенсивность произне­сения ослабляется незначительно, с наибольшей интен­сивностью произносится слог, несущий синтагматичес­кое ударение; 4) на заударных слогах основной тон ос-

33

} Эак.338


тается достаточно высоким. Примеры высказываний интонацией незавершенности: «И вот я увидел...» (вы оказывание состоит из одной синтагмы); «Вчера / мы о этом говорили, / и он решил: / ехать туда не стоит» (вс синтагмы, кроме последней, произносятся с интонацие незавершенности).

4. Интонация выделенное™ по своим параметра! близка к интонации завершенности (повествовательной). Но, в отличие от повествовательной интонации, у инто­нации выделен ности мелодический рисунок начинается с более высокого основного тона, и мелодический пик рас-' положен на более высокой частоте, поэтому понижение основного тона на слоге, несущем синтагматическое ударение, становится весьма заметным. После мелодиче­ского пика происходит значительное падение тона. Me-i лодический пик с последующим резким падением всегда приходится на выделенное слово.

У синтагм с интонацией выделенное™ отмечается наибольшая средняя длительность звука. У них значитель­ но увеличена длительность выделенного ударного слога (са­мый длительный ударный слог из всех типов синтагм). Интенсивность произнесения выделенного слова также вы­ сокая. Ощущение выделенности слова создается за счет увеличения .длительности и интенсивности его произне­сения, а также за счет резкого изменения частоты основ­ного тона. Если выделенное слово — не последнее в синтагме, то падающее на него ударение является логи­ческим.

Таки образом, для интонации выделенности харак­терны следующие особенности: 1) значительное повыше­ние основного тона на выделенном слове с последующим резким понижением (падением тона); 2) значительное увеличение длительности произнесения выделенного слова, особенно — ударного слога в нем; 3) высокая ин­тенсивность произнесения выделенного слога. Примеры высказываний с интонацией выделенности: «Это видел только ты!» (высказывание состоит из одной синтагмы, выделенное слово — «ты» — последнее в синтагме, оно несет синтагматическое ударение); «Это вы так считаете» (высказывание состоит из одной синтагмы, выделенное слово — «вы» — не последнее в синтагме, на него падает

34


»-ц пческое ударение); «Нет,/ не Зина, / а Лена / поедет f ( дачу!» (с интонацией выделенности произносятся

< (ираи и третья синтагмы, выделенные слова — «Зина»

'■ ileiia»).


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!