Четыре минуты и тридцать три секунды тишины



 

Творчество Джона Кейджа, знаменитого композитора, не чуждого дзена, воспринимается неоднозначно. В 1952 г. он написал произведение, которое назовут его самой значительной работой. Это «4´33˝», то есть четыре минуты и тридцать три секунды. Композицию часто называют «4´33˝ тишины», поскольку партитура во всех трех ее частях предписывает музыкантам не играть на своих инструментах. Кейдж обратил внимание, что звук всегда присутствует и в безэховой камере, даже если это звук текущей по сосудам крови. Отчасти он пошел по пути художников: Раушенберг только что написал свои знаменитые белые полотна, Кейдж хотел сделать то же самое в музыке.

Первая реакция многих людей на пьесу «4´33˝» – глупая шутка или даже оскорбление публики. Кейдж был творческим человеком и хорошо разбирался в музыке; он понимал, что на него обрушится шквал критики. Я не стану здесь пересказывать его философию и мотивацию; полагаю, что книгу Кейджа на эту тему я так до конца и не пойму, но она скорее заставляет вас думать, чем дает простые объяснения – в полном соответствии с учением дзен.

Пьеса «4´33˝» воплощает дух парадоксального, творческого мышления, который я пытаюсь выразить в этой книге. Чего вы не можете делать на презентации? Надеюсь, моя «партитура» достаточно ясно указывает, что вы можете делать все, что пожелаете и, если вы начнете делать прямо противоположное тому, что происходило на неудачных выступлениях, которые вы видели, это будет творческий подход. Например:

 

«Скажи им, что ты собираешься им сказать, и…»

 

Зачем? Они умрут от скуки. Удивить, затем постепенно объяснять.

 

«Напечатай текст выступления или имей под рукой заметки».

 

Зачем? Слушатель хочет слышать тебя, а не твои заметки.

 

«Берегись смерти от PowerPoint».

 

Как? Расскажи мне о жизни с визуальными материалами, а не о проблемах.

 

И т. д.

 

В 1993 г. Фрэнк Заппа сделал замечательный кавер «4´33˝» в память о Джоне Кейдже. Мне нравится эта версия.

Другой важный аспект пьесы – сама тишина. В нашей книге мы несколько раз обращались к этой теме: слишком сильный шум (или слишком много слов) поднимает уровень углекислого газа в помещении, а музыка и речь образуются звуками разных частот на фоне тишины. На практике это означает, что нужно использовать тишину и внимательно вслушиваться в нее, чтобы понять ее смысл.

 

Создать центр спокойствия

 

Если вам трудно понять идею тишины, более полезной идеей может стать спокойствие. Время медитации для учеников и учителей в начале и конце учебного дня – средство уменьшения ненужного стресса или «шума» в их окружении, а также борьбы с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Спокойный мозг более восприимчив и открыт: слишком занятый до такой степени поглощен своей внутренней «музыкой» мыслей, что не впускает ничего нового.

На что вы готовы пойти, если материала у вас слишком много, а времени мало? Может, попробуете еще сократить это время? Иногда я беру пример с Кейджа и предлагаю группе сидеть неподвижно четыре минуты и тридцать три секунды. Это может вызвать хихиканье и неловкость, но затем в помещении устанавливается атмосфера удивительного покоя. Не такого глубокого, как при настоящей медитации, но тем не менее разительно отличающегося от обычного возбуждения. После подобных пауз ко мне подходили люди и признавались, что им редко удается спокойно посидеть столько времени, а один или двое признались, что нашли решение беспокоившей их проблемы. Просто успокоившись.

Несомненно, вы видели, как толпа вдруг затихает в ожидании какого-то события. Например, во время матч-пойнта на Уимблдоне все застывают, затаив дыхание, а затем одновременно выдыхают, радуясь или огорчаясь победе или поражению.

Было бы здорово создать такое же внимание к своим словам? Думаю, это вам по силам – иногда. Стойте совершенно неподвижно, соберитесь, жестом призовите слушателей к вниманию, потом предупредите: «Послушайте, что я скажу». Сделайте паузу. Произнесите ключевое положение, фразу или цитату, к которой вы хотите привлечь внимание. Повторите еще раз, медленнее.

Вы заметите, что хаотичное мышление группы успокаивается и направляется к вашей идее. Возможно, это очень не похоже на матч-пойнт на центральном корте Уимблдона и не слишком эффективно в классе гиперактивных подростков, но обычно внимание аудитории повышается.

Я разработал собственную версию этого приема, наблюдая за блестящим оратором, который мастерски умел управлять вниманием. Он добивался этого не словом, а благодаря способности не бояться молчания и использовать его, что помогало завладеть вниманием слушателей.

Очень точно выразились по этому поводу участники дуэта, выступающего в жанре хаус-музыки, Daft Punk, в названии которого чувствуется дыхание дзен. Особенно если учесть, что они не чокнутые – их интервью демонстрируют глубокое понимание музыки, которую они создают, – и исполняют явно не панк. В их чрезвычайно популярном альбоме Random Access Memories есть удивительно философская песня Beyond. Строчка из нее применима как к ораторскому искусству, так и к музыке:

 

«Хорошая песня обрамлена молчанием».

 

На конверте пластинки

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!