Приобретайте опыт – учитесь у мастеров



 

Учитесь у мастеров.

Походите в подмастерьях.

Не жалейте времени (но тратьте его с умом!).

Мыслите шире.

 

За неделю стать великим оратором очень трудно. Великие музыканты тоже не выскакивают из головы Зевса.

Время, затраченное на обучение и подготовку, чтобы овладеть профессией, может в сотни раз превышать количество минут, которые вы проведете на сцене.

Все люди умеют говорить, и поэтому мы предполагаем, что ораторское искусство – это всего лишь небольшое расширение этой способности. Ничего подобного. Публичная речь – это навык, который требует тренировки, и примером для подражания для нас могут стать музыканты, оттачивавшие свое мастерство. Это называется «упорно трудиться». Чтобы получить право на успех, нужно учиться у мастеров: побыть в роли подмастерья, потратить время, практиковаться с умом.

Нашим спутником на этом пути будет легендарный гитарист Джими Хендрикс. Его краткая звездная карьера в конце 1960-х гг. преподносилась как что-то невиданное, непредсказуемая вспышка музыкального гения, который появился словно из ниоткуда, чтобы трагически погаснуть с его преждевременной смертью в 1970 г. Но Хендрикс потратил много времени и упорно трудился, чтобы стать звездой, о которой мы все будем помнить; анализируя его музыкальную карьеру, мы многому можем научиться, хотя я и не советую брать за образец его аморальное поведение.

 

Учитесь у мастеров

 

Основой виртуозной гитарной техники Хендрикса был блюз, и особенно такие великие наследники блюза, как рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Его учителем был великий гитарист Альберт Коллинз, и Хендрикс специально ездил к Мадди Уотерсу, известному исполнителю городского электрического блюза.

Послушайте Red House Джими Хендрикса: это традиционный двенадцатитактовый блюз, исполненный с помощью необыкновенно экспрессивных гитарных аккордов. При первых же аккордах аудитория затихает, и это бессознательная дань уважения более древней магии.

Еще поразительнее его Voodoo Chile, где он сумел за десять минут показать разные стили блюза в том порядке, в котором они возникали. Джими учился у мастеров.

Кто же является признанными мастерами в вашей области или кого вы считаете самыми блестящими ораторами и коммуникаторами? Кто ваш Мадди Уотерс? Сегодня мы получили доступ к огромной библиотеке речей, видеоклипов, а иногда и целых лекций – будь то выступление Стива Джобса перед студентами Стэнфордского университета в 2005 г. (вне всякого сомнения, современный образец мотивирующей речи), доклады TED, речи Мартина Лютера Кинга, Малалы Юсуфзай или Уинстона Черчилля. Ищите информацию и заряжайтесь вдохновением от великих.

 

Творческое копирование

 

Совет по наблюдению: следите, как оратор структурирует свой контент и что в нем выделяет, а не только за содержанием речи. Копирование может быть творческим. Джон Дайдо Лури в книге «Дзен творчества» (The Zen of Creativity) описывает, как аудиторию, состоящую из представителей разных культур, попросили как можно точнее скопировать образец каллиграфии. Представители западной культуры с установкой на необходимость отличия от оригинала выполнили собственные «интерпретации» надписи. Японцы сделали очень точные копии.

 

 

Пропало вдохновение? Сходите в цирк

Несколько лет назад я был в штаб-квартире Cirque du Soleil в Монреале. Здесь они придумывают номера, костюмы и музыкальное сопровождение. Здание построено на месте пустыря, купленного у муниципалитета за доллар.

Креативный директор Линн Хьард рассказала, какой совет она дает артистам, у которых пропало вдохновение. Она показывает им новые, рискованные, волнующие номера, чтобы напомнить, почему они выбрали эту необычную профессию. Как правило, помогает!

Точно так же ничто не может заменить просмотра выступлений старых мастеров и радикальных сторонников нового мышления в вашей профессии: их страсть способна взволновать вас, разжечь тлеющую искру вдохновения.

 

 

Вывод может показаться вам парадоксальным. У учеников, усердно повторяющих оригинал, развивается уверенность в себе и мастерство, а затем появляется и оригинальный стиль – без сознательных усилий с их стороны.

Творческая сторона натуры проявляется в результате усердного копирования – это относится и к музыке, и к ораторскому искусству. Суть наблюдения Лури состоит в том, что, даже если вы пытаетесь точно копировать стиль, язык тела и обороты речи великих ораторов, все это неизбежно преломляется через призму вашей личности. Результат будет другим – потому что вы другой, вы уникальны.

Не стесняйтесь наблюдать и копировать удачные приемы великих ораторов, а также проанализируйте все, что на первый взгляд кажется необычным или даже сомнительным. Можете сравнить это с песнями «протеста». У вас появятся любимчики, и это важный шаг к выработке стиля, который соответствует вашему материалу и подходит вам.

 

Оригинальность

 

Мы стремимся к «оригинальности», но само это понятие неоднозначно, поскольку под ним обычно понимают редкий дар, которым обладают немногие избранные. Но «оригинальный» означает «из источника» – и этот источник доступен всем.

Один из способов обратиться к источнику – посетить выступления оригинальных мыслителей и лучших ораторов в вашей области знаний. Не торопитесь стать оригинальным; наше теперешнее увлечение всем новым и непохожим только потому, что оно новое и непохожее, – это поверхностно. Полезно знать, в чем мы отличаемся от других, и лучше всего этому способствует обучение у мастера, когда вы не боитесь открыто копировать его.

Слушайте выступления блестящих ораторов онлайн, пытайтесь определить, что именно делает их речь такой интересной, необычной или убедительной. Еще лучше слушать их «вживую».

Этот совет кажется вам очевидным? Да, но именно очевидное часто не замечают, особенно потому, что мы ошибочно полагаем, что публичное выступление не слишком отличается от неформального разговора. Если вы хотите стать профессиональным лектором или просто улучшить свой ораторский навык, вы должны наблюдать, и – самое главное – пытаться повторить…

 

Походите в подмастерьях

 

Хендрикс играл с многими лидерами групп, такими как Айк Тернер, Куртис Найт и Литтл Ричард. Он вел жизнь странствующего гитариста, на автобусе добираясь до залов, где выступали чернокожие музыканты. Хендрикс не был самым прилежным подмастерьем в мире – он часто опаздывал на автобус. После первого же концерта от его услуг отказалась группа, выступавшая в синагоге Temple De Hirsch в Сиэтле, а затем с ним расстались Литтл Ричард и Айк Тернер.

Тем не менее он упорно учился аккомпанировать другим, расширять свой музыкальный арсенал и просто играть в группе. Ваше обучение также может включать копирование человека, которого вы считаете великим учителем или оратором. Мне повезло, и я мог подражать двум выдающимся специалистам в области бизнес-образования.

Я учился на опыте – наблюдал, пробовал, ошибался, снова пробовал, совершенствовался. Это дорога без конца, если вы серьезно относитесь к своему делу.

Тони Бьюзен, автор бестселлеров, изобретатель «карты ума», харизматичный оратор, без устали обучал меня, когда я только делал первые шаги. Он учил, что в презентации нужно использовать максимум чувств, а во время памятной поездки в Италию даже помогал мне совершенствоваться в плавании и улучшить физическую форму как необходимое условие энергичного выступления.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!