Структура социальных установок. Условия и технологии изменения социальных установок.



Понятие аттитюд и связанная с ним проблематика активно разрабатывалась в социальной психологии ХХ в. М. Смит определил социальную установку как «диспозицию индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта». В своем подходе Смит представлял социальную установку как:

1) когнитивный компонент (осознание),

2) аффективный ком понент (оценку)

3) конативный , или поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).

В настоящее время в связи с особым интересом к изучению аттитюдных систем структура социальной установки определяется более широко. Аттитюд выступает как «ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложив­шихся поведенческих намерения (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на буду­щее поведение». Таким образом, поведенческая составляющая социальной установки пред­ставляется уже не только непосредственным поведением(некоторыми реаль­ными, уже осуществленными действиями), но и интенциями (намере­ ниями). Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий - все, что только намеревается сделать человек.

Что касается когнитивной составляющей, то нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когнции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции пред­ставляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связан­ные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммар­ная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечис­ленные компоненты. Пример установочной системы представлен на рис. 1.

 

Рис.1. Установочная систем (Зимбардо, Ляйппе. М., 2000)

 

 

 


                   

Общественные изменения не могут не затронуть внутренние регу­ляторы поведения, «настраивая» их на произошедшие преобразова­ния социальной среды. Конечно, эта перестройка происходит не сра­зу.

Изучение изменения аттитюдов в социальной психологии связано с так называ­емыми теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом [см.: Андреева, Богомолова, Петровская, 2001]. Их основной идеей является стремление человека к психологической согласованности своих когниций (убеждений, мнений, представле­ний о собственном поведении). Если, например, убеждения человека вступают в противоречие, он начинает испытывать напряжение и дис­комфорт. Для снятия этого неприятного состояния человек пытается установить согласованные и ненапряженные отношения между когнициями, изменив некоторые из них. Таким образом, изменение установ­ки будет происходить именно тогда, когда когниции человека в ситуа­ции социального воздействия будут вступать в противоречие друг к другу. Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая в свою очередь будет способствовать формиро­ванию аттитюдов, согласующихся с ней.

Есть и еще, на наш взгляд, немаловажное обстоятельство, в котором также проявляется адаптивная направленность социальной установки. Так, ситуация социальных изменений несет в себе необходи­мость постоянно делать новые выборы, будь то, например, новое место работы, проведение досуга или даже марка товара. Как известно, любой выбор всегда сопровождается напряжением и даже стрессом, если он чрезвычайно значим для человека. В снятии возникающего напряжения немаловажную роль играют социальные установки. Этот факт также детально был изучен в рамках теорий соответствия, а именно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.    

Когнитивный диссонанс в данном случае происходит потому, что выбранная альтернатива редко бывает целиком положительной, а от­вергнутая — целиком отрицательной. Диссонантными когнициями выступают представления о негативных сторонах выбранной альтерна­тивы и позитивных сторонах отвергнутой. Более того, после осущест­вленного выбора наступает «фаза сожаления», во время которой обес­ценивается выбранная альтернатива, а отвергнутая кажется более привлекательной. Правда, эта; фаза длится, как правило, недолго. Затем следует уменьшающая диссонанс переоценка решения, т.е. при­знание правильным первоначального решения. Что в этом случае де­лает человек? Люди начинают всяческими способами подтверждать успешность своего выбора, например, ищут информацию, подчерки­вающую правильность их решения, игнорируя негативную информа­цию. Эти действия соответственно могут уменьшить привлекательность отвергнутого объекта и (или) увеличить привлекательность выбран­ного, т.е. изменить аттитюды [Фестингер, 1999].

 

2. Изменение социальной установки может происходить в ре­зультате убеждающей коммуникации посредством изменения когниций. Например, в ходе убеждающей коммуникации, (через средства массовой коммуникации) могут быть изменены установки человека на происходящие события или исторические факты, установки на известных политических деятелей и т.д.

Одним из самых известных направлений эмпирических исследо­ваний изменения аттитюда являются исследования убеждающей ком­муникации, проводившиеся в 50-х годах в Йельском университете (США) и связанные с именами К. Ховланда и его коллег И. Джаниса, Г. Келли, М. Шерифа и др. Планируя свои эксперименты в рамках широко известной концепции процесса коммуникации, эти исследо­ватели продемонстрировали влияния на установки многочисленных характеристик самого источника информации (коммуникатора), со­держания сообщения и характеристик аудитории [см.: Богомолова, 1991; Гулевич, 1999]. При этом убеждающее сообщение трактовали как стимул, а происходящее под его воздействием изменение социальной установки - как приобретенная реакция.

Было показано, что между коммуникативными стимулами и изменяемыми социальными установками располагаются «имплицитные конструкты», играющие в процессе убеждающей коммуникации роль медиаторов. К ним могут быть отнесены: во-первых, убеждения самих реципиентов, во-вто­рых, предрасположенность реципиентов к принятию убеждающего воздействия и, наконец, факторы, опосредующие психологические процессы (внимание, понимание, принятие).

Проблема изменения аттитюда рассматривается и в современных когнитивных моделях убеждающей коммуникации. Наиболее извест­ными из них являются Вероятностная модель обработки информации Р. Петти и Дж. Качоппо [Petty, Cacioppo, 1986] и Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен [Chaiken, 1987] .Отметим лишь, что в обеих моделях рассматриваются раз­личные способы переработки человеком поступающей информации, и от того, каким путем осуществлена обработка информации, будут зависеть устойчивость и «прочность» изменения его аттитюдов.

Итак, изменение социальной установки может происходить в ре­зультате убеждающей коммуникации посредством изменения когниций. Например, в ходе убеждающей коммуникации, (через средства массовой коммуникации) могут быть изменены установки человека на происходящие события или исторические факты,  установки на известных политических деятелей и т.д.

Изменение установок может происходить под влиянием мнения авторитетного, референтного лица. Восприятие поведения определенных значимых лиц может рассматриваться как пример, вызывающий желание подражать ему.

4. Кроме того, изменения установок может происходить вследствие серии незначительных уступок в поведении («Нога в дверях»), поначалу незаметных для субъекта, нов последующем приводящим к противоположной позиции, а так же другими способами (см.: Чальдини «Психология влияния»).


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 302; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!