Сравнительные показатели выполнения теста учащимися старших классов школы



Группы испытуемых

Уровень развития

общетехнических способностей

очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Юноши меньше 26 27-32 33-38 39-47 больше 48
Девушки меньше 17 18-22 23-27 28-34 больше 35

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982

2. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. Т. 1. – М., 1982

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999

4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. – М., 1996

5. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика. – 1995. - №4

6. Горбачёва Е.И. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. – 1985. - №5

7. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. – М., 1985

8. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М., 1991

9. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб., 1997

10. Основы психодиагностики /Ред. А.Г. Шмелёв. – Р-н-Д., 1996

11. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии /Ред. А.А. Крылов. – СПб., 1997

12. Практическая психология: методики и тесты /Ред.-Сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998

13. Психологическая диагностика: проблемы и исследования /Ред. К.М. Гуревич. – М., 1981

14. Психологическая диагностика /Ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. – М., 1997


ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

 

1) общая характеристика проективных способов изучения личностных особенностей;

2) основные разновидности методик, основанных на принципе проекции

 

Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы.

Действительно, в разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя - воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.

Применение проективных методик предусматривает:

1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;

2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;

3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;

4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.

В качестве примера рассмотрим одну из наиболее известных проективных методик. Это так называемый «тест чернильных пятен», разработанный в 20-е гг. швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884-1984).

Стимульным материалом здесь служат десять неопределенных по конфигурации изображений, симметричных относительно центральных осей. Каждое из них отпечатано на листе размерами 18х24 см. Пять изображений черно-белые, пять - цветные. Нечто вполне им подобное можно получить, если сделать кляксу внутри свернутой вдвое бумаги так, чтобы она отпечаталась, не прерываясь, на другой половине. «Пятна Роршаха» были отобраны из множества им сходных как наиболее диагностичные по отношению к скрытым установкам и свойствам характера.

Обследование обычно проводится в два этапа. На первом человеку предлагается рассмотреть каждый лист и описать, что же он видит в том или другом пятне, что оно напоминает, на что похоже. При этом ведется дословная запись высказываний, фиксируются  особенности поведения и время ответов. На втором этапе исследователь повторно предъявляет те же листы и пытается уточнить, какие именно характеристики изображения обусловили предыдущие ответы. Особое внимание во время опроса обращается на содержание ответов (видит ли испытуемый, к примеру, фигуры людей, мифологических или реальных животных, географические очертания, пейзажи, сексуальные объекты и т. д.), а также на локализацию значимых деталей по отношению ко всему изображению, на особенности пятна, выделяемые как существенные для ассоциаций (цвет, форму, кажущееся движение), на степень типичности или оригинальности ответов по сравнению с известным массивом данных.

 Ответы анализируются по специальным категориям, позволяющим выявить «тип переживания», аффективность и степень ее контролируемости, некоторые интеллектуальные особенности, специфику доминирующих защитных механизмов. Существуют различные схемы интерпретации (общая библиография по данной методике превышает семь тысяч работ).

Следует знать, что интерпретация результатов любой проективной методики во многом определяется опытом и квалификацией исследователя. Разумеется, существуют указания по основным принципам диагностики, описаны в литературе те или иные значения вариантов поведения испытуемых. Однако, этого, как правило, недостаточно для полноценной исследовательской деятельности. Необходимая профессиональная компетентность приобретается в ходе продолжительной практики под руководством специалистов. Поэтому в данном параграфе содержатся, по-преимуществу, только общие сведения о специфике такого рода методик.

Известно, что проективная диагностика обладает целым рядом уникальных преимуществ. Во-первых, она ориентирована на неосознаваемые или не вполне осознанные психические феномены, на те аспекты личности, которые обычно скрыты для наблюдения. Во-вторых, непрямой способ обращения к личностным особенностям испытуемых не приводит в действие психологические защитные механизмы, способные исказить картины внутреннего мира. В-третьих, неопределенность исследовательской ситуации допускает большое разнообразие возможных поведенческих реакций, почти не испытывающих на себе стороннего давления. При этом индивидуальные особенности личности получают вполне адекватное выражение.

В то же время проективные методики не имеют строго унифицированных процедур проведения. К примеру, совершенно различно ведет себя исследователь с общительными, активными, уверенными испытуемыми и с теми, кто робок, замкнут, встревожен. Тем самым уже нарушается сопоставимость индивидуальных выполнений одного и того же задания.

Еще более серьезную проблему представляет субъективность интерпретации. Не только опыт и квалификация исследователя, но и принадлежность его к определенной социокультурной среде, а также особенности личностного развития способны привести к значительной вариативности суждений. В качестве примера можно привести феномен, известный как вторичная проекция. Суть его в том, что, находясь под влиянием собственных внутренних проблем, исследователь подчас играет роль «кривого зеркала», то есть искажает интерпретацию, оказывается более восприимчивым к одним аспектам, не замечая других. Он как бы «отпечатывает» еще и собственную личность на анализируемый материал.

Специалистами выдвигается еще один критический аргумент: в настоящее время не получено достаточно убедительных доказательств валидности и надежности основных проективных методик.

Все это не позволяет говорить, как это иногда случается на практике, о «проективных тестах». Однако, следует заметить, что в руках знающего психолога данные методики становятся незаменимым средством изучения личности. Хотя, конечно, ни один из них не решится формулировать окончательные исследовательские выводы на основе отдельной проективной методики без проверки ее результатов другими способами.

Начало проективной диагностики было положено так называемым ассоциативным экспериментом, разработанным известным швейцарским психологом Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961).

Напомним, что от испытуемого при этом требуется максимально быстрый ответ на предъявляемое ему слово первым пришедшим на ум словом. Заторможенность ответной реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, немотивированный смех и т. д. рассматриваются как указания на наличие скрытых аффективных комплексов.

Основополагающими теоретическими источниками развития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ.

Положение о том, что актуализация одних психических элементов (восприятий, представлений) при некоторых условиях влечет за собой появление других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым первоначально понимался скрытый двигатель личности, совокупность нереализованных влечений, слепо действующих из глубин психики. Проективные методики при этом рассматривались как своеобразный «мостик» от сознания одного человека к бессознательному другого.

Следует заметить, что и сам термин, обозначающий данную группу методик, пришел из психоанализа. Где, как известно, проекция - один из защитных механизмов, действие которого заключается в неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на кого-либо из окружающих.

С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств занимает одно из ведущих мест в исследованиях личности. Рассмотрим основные разновидности этого направления.

Существует множество классификаций методик, основанных на принципе проекции. Остановимся на одной из наиболее распространенных.

Традиционно выделяют:

1. Методики структурирования, предполагающие придание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.

Помимо визуальных символов, подобных описанным выше «чернильным пятнам Роршаха», сюда можно, скажем, отнести таутофон (С. Розенцвейг, Д. Шаков, (1940)). Здесь испытуемому сообщают о том, что ему предстоит прослушать запись мужского голоса, предупреждают о необходимости быть внимательным, так как она весьма малоразборчива. Требуется разобрать, о чем именно идет речь. В действительности же запись представляет собой повторения определенных серий бессмысленных звукосочетаний. Таким образом собирается информация, характеризующая человека с точки зрения контактности, внушаемости, доминирующих отношений к себе и к другим, степени субъективизма суждений.

Заслуживает внимания еще одна методика из данной группы - трехмерной апперцепции тест (Д. Твитчел-Аллен, 1947). Ее стимульный материал состоит из 28 объемных предметов, не имеющих четкой формы (от близких к шару и цилиндру до похожих на человека или животных). Неопределенность форм становится становится условием разнообразия поведения испытуемых. От них требуется, во-первых, отобрав часть предметов, составить и рассказать некую историю, иллюстрируя свой рассказ действиями с предметами, а во-вторых, описать, что же представляет из себя каждый предмет, назвать его. Интересен тот вариант методики, когда люди работают с налаженными на глаза повязками, ориентируясь лишь на кинестетические и тактильные ощущения.

2. Методики конструирования, создания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов. Пожалуй, наиболее известная из них - «тест мира» (М. Ловенфельд, 1939). Для выполнения методики предлагается 232 маленьких ярких моделей (дома, деревья, самолеты, животные, люди и т. д.). Задача испытуемого - по своему усмотрению создать из них некий «малый мир». При анализе действий учитывается, какие предметы выбраны первыми, какое их количество использовано, определяется площадь занятого пространства, формы конструкций и др. Составители методики выявили и описали несколько типов подходов к конструированию мира, с которыми можно соотнести работу конкретных испытуемых.

Другим примером здесь может быть «тест мозаики» (М. Ловенфельд, 1929). В нем необходимо составить произвольный узор из 465 деревянных или пластиковых квадратов, ромбов и треугольников различных цветов. Неспособность испытуемого составить ясно распознаваемую, четкую по форме мозаику служит показателем наличия тех или иных отклонений личностного развития.

3. Методики интерпретации, предусматривающие истолкование событий, ситуаций, изображений.

Одна из старейших и наиболее распространенных методик этой группы - «тематической апперцепции тест» (ТАТ), разработанная в 1935 году создателем теории персонологии Генри Мерреем в соавторстве с Кристианой Морган.

В ходе исследования испытуемым предъявляются в определенной последовательности 20 картин, взятых из стандартного набора в зависимости от их пола и возраста. Все они отражают достаточно неопределенные ситуации, допускающие различное понимание. Вместе с тем, каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессивные реакции, сексуальные проблемы т. д.). Испытуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предшествующих событий, наиболее вероятное завершение истории. Все рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций, выразительных движений. Обычно при этом используют скрытый магнитофон или стенографирование. Картины ТАТ, как правило, предъявляются индивидуально. Процедура исследования занимает два дня.

В ходе анализа определяется, с каким «героем» идентифицирует себя испытуемый, выявляются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности и особенности влияния среды («прессы»). Сочетание этих двух переменных образует «тему» (отсюда название методики) или динамическую структуру взаимодействия личности и среды.                 

По Г. Меррею, содержание «тем» составляют реальные поступки испытуемого, то, к чему он стремится, что им не осознается, проявляясь в фантазиях, то, что он испытывает  в настоящий момент и, наконец, особенности представления будущего. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях и потребностях, конфликтах, характерных для данного человека, способах их разрешения,

Значительное распространение среди интерпретационных методик имеет и та, которая была создана в 1945 году Саулом Розенцвейгом на основе его теории фрустрации (от лат. «обман», «расстройство»).

Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления типа агрессии и ее направленности (на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для испытуемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем).

4. Методики дополнения, предполагающие завершение фразы или истории.

Прием завершения предложений, представляющий собой своеобразное развитие ассоциативного эксперимента, был впервые применен А. Пейном в 1928 году. В такого рода методиках испытуемому предъявляется серия предложений (типа «Я всегда хотел...», «Будущее кажется мне...», «Если бы я снова стал молодым...»). Обработка ответов позволяет выявить мотивы, потребности, чувства, систему отношений испытуемого и т. д.

Методики завершения предложений существуют во множестве вариантов и находят активное применение в современной психодиагностике. Несколько меньшее распространение имеют по сравнению с ними те, которые ориентированы на дополнение текстов. В качестве примера последних можно привести так называемый «инсайт тест» (Е. Саржент, 1944). В нем испытуемый знакомится с определенным набором ситуаций и, поставив себя на место активно действующего лица, отвечает на вопросы.

Это выглядит таким образом: «Молодой человек неожиданно для себя узнает о том, что девушка, с которой он обручен, в прошлом имела очень плохую репутацию. Как поступил молодой человек? Почему именно так? Что он чувствовал?»

Полученные ответы анализируются по трем аспектам: характеру и выраженности эмоциональной реакции, типу когнитивных проявлений, способу разрешения конфликта.

 5. Методики катарсиса, то есть самовыражения в условиях эмоционально напряженного творчества.

Наиболее ярким примером методик такого рода является психодрама (Джекоб Морено, 1946). Она осуществляется как импровизированное театрализованное представление, в котором испытуемый обычно играет роль самого себя при поддержке и сопереживании других участников. При этом, с одной стороны, проявляются его личностные и поведенческие особенности, а с другой стороны, за счет аффективной разрядки достигается и терапевтический эффект.

Существуют такие варианты катарсических методик, где испытуемые действуют опосредованно, проецируя свои черты и реакции на предметы-заместители. Имеется в виду, скажем, «тест кукол» (А. Вольтман, 1951). Здесь детей просят разыграть с набором кукол различные сцены (например, «ссора с братом») или поставить спектакль на заданную тему.

6. Методики импрессии, требующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.

В этой группе наибольшим распространением отличается «тест цветовых предпочтений», известный как «тест Люшера». Его стимульный материал представляет собой набор цветных карточек. В полном варианте представлено 73 карточки 25-ти различных оттенков. В кратком, наиболее часто применяемом варианте, - 8 карточек.

В последнем случае процедура исследования начинается с одновременного предъявления их испытуемому. При этом его просят выбрать карточку, наиболее приятную, понравившуюся. Затем ее откладывают в сторону. Испытуемого просят сделать еще один выбор из оставшихся и т. д.

Интерпретация выполнения основана на следующих принципах:

а) каждый цвет обладает определенным символическим значением (например, зеленый - уверенность, настойчивость, упорство; синий - спокойствие, удовлетворенность);

б) парные сочетания цветов имеют собственные значения, более полно отражающие индивидуальные особенности личности;

в) позиции цветов в общем ряду или порядок выборов характеризуются функциональными значениями (скажем, выбранный первым цвет отражает средства достижения цели (так, синий обозначает желание человека действовать спокойно, без напряжения...), выбранный вторым цвет характеризует цель стремлений и т. д.);

г) отвержение «основных» цветов (красного, синего, зеленого, желтого) равно как и выбор в числе первых цветов «дополнительных» (фиолетового, коричневого, черного, серого) - показатель внутреннего неблагополучия, подавленных потребностей, интенсивных тревог, стресса.

7. Графические методики, основанные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр.

 Среди них представляется весьма своеобразным «тест окрашивания пальцем» (Р. Шоу, 1932 и др.), где испытуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется в полном соответствии с названием методики. По завершении работы испытуемого просят рассказать о том, что получилось. Обычно при этом собирается серия изображений, сделанных одним лицом. Интерпретация основана как на формальных и символических характеристиках рисунков, так и на предпочтениях тех или иных красок, особенностях моторных реакций, высказываниях испытуемого. Считается, что предельно слабая структурированность ситуации создает благоприятные условия для самовыражения.

В современной психодиагностике значительное распространение получили методики «бумаги и карандаша». В том числе «рисунок семьи» (В. Вульф, 1947 и др.), «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, 1948), «тест дерева» (К. Кох, 1949), «нарисуй человека» (К. Маховер, 1948), «автопортрет» (Р. Бернс, 1972) и многие другие. При анализе их выполнения исходят из положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: проективные методики; проекция; виды методик: структурирования конструирования, интерпретации, дополнения, катарсиса, импрессии, графические.

 

Вопросы для обсуждения:

1. В чем состоят принципиальные отличия проективной диагностики от иных методов исследования личности?

2. Каковы особенности основных групп проективных методик?

 

Дополнительное задание:

Используя соответствующую литературу, подготовьте более полное информационное сообщение о специфических характеристиках определенной группы проективных методик.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

ЦЕЛЬ: Изучение особенностей интерпретации выполнения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного подростками и старшими школьниками (М.З. Друкаревич)).

 

Для работы испытуемому требуется белый лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Твердым карандашом, авторучкой и фломастером пользоваться не разрешается. Время, отведенное на рисование, жёстко не ограничивается. Обычно испытуемым требуется 5-15 минут.

Инструкция заключается в следующем: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».

До изложения основных особенностей интерпретации рисунков такого типа следует сделать несколько вводных замечаний.

Во-первых, данная методика имеет ориентировочный характер. Совершенно недопустимо делать какие-либо выводы о развитии личности испытуемого, исходя только лишь из рисунка. Необходимо комплексное изучение личности с помощью различных методов исследования.

Во-вторых, интерпретация тех или иных аспектов изображения вовсе не предусматривает категоризма суждений и абсолютизации оценок. Мнения должны быть сформулированы с предельной осторожностью. В этом плане представляется полезным, если студенты сами нарисуют несуществующее животное до ознакомления с основными принципами интерпретации этого рисунка.

В-третьих, нецелесообразно производить буквального истолкования элементов изображения как проявлений отдельных черт личности испытуемого. Принцип «так написано в инструкции» здесь неуместен. Речь, повторяем, об учете этих элементов в комплексном исследовательском контексте вместе с данными, полученными на основе применения иных методов.

В-четвертых, во многих случаях те или иные детали рисунков испытывают на себе влияние непосредственно предшествующих им восприятии обликов реальных животных, героев мультсериалов, персонажей фильмов «ужасов» и т. д. Беседа с испытуемым по завершении рисунка обычно позволяет внести необходимые коррективы в интерпретацию.

Перейдем к особенностям процедуры анализа изображений. Обычно во внимание принимается положение рисунка на листе, типовая принадлежность запечатленного животного, соотношение отдельных частей тела, наличие и выраженность определенных деталей, характер карандашных линий, специфика выбранных наименований. Последовательно рассмотрим эти аспекты.

Положение рисунка на листе. Данная характеристика обычно рассматривается как выражение самооценки. В норме рисунок расположен в средней части вертикально поставленного листа. Размещение его ближе к верхнему краю трактуется как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих (высокая самооценка). Изображение в нижней части листа (чем ниже, тем выраженнее) ассоциируется, напротив, с неуверенностью в себе, подавленностью, нерешительностью, незаинтересованностью в повышении своего положения в социуме, отсутствием претензий на признание (низкая самооценка).

Типовая принадлежность животного. Традиционно изображенные животные делятся на угрожающих (хищных), нейтральных и угрожаемых (защищающихся). Считается, что при  этом имеет место своеобразная идентификация, самоуподобление рисующего и продукта его труда. Тип животного интерпретируется как доминирующее у испытуемого отношение своему «Я», представление о занимаемом положении в мире, роли в нем.   Очеловечивание животного, выражающееся в придания ему положения прямохождения с опорой на две лапы, уподобление его конечностей человеческим, похожесть морды на лицо, одевание животного в тот или иной наряд - всё это обычно объясняется определённой инфантильностью, эмоциональной незрелостью.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует стремление к замкнутости, скрытности, закрытости внутреннего мира от посторонних или, как вариант, нежелание являться объектом тестирования, уклонение от данного испытания.

Соотношение отдельных частей тела. Увеличенный по сравнению с телом размер головы рассматривается как показатель высокой оценки испытуемым рационального начала, а возможно, и эрудиции в себе и в окружающих.

Степень основательности опорной части фигуры позволяет сделать предварительные выводы об обдуманности или поверхностности суждений, аналитичности, рациональности или, напротив, легкомыслия, импульсивности при принятии решений.

Детали изображения. Если судить в целом, то наличие большого числа деталей, разнообразные усложнения и дополнения рисунка могут быть интерпретированы как повышенная энергичность испытуемого. Аналогично расценивается и отход от инструкции, выражающийся в размещении на листе нескольких несуществующих животных. Отсутствие же необходимых элементов, обеднённость деталей, примитивность контуров становятся сигналами пониженной энергетики, астеничности организма, хронических соматических заболеваний.

Перейдём к ориентировке в возможных значениях деталей головы. Особую роль отводят глазам. Часто их считают символом присущего человеку страха или беспокойства. Это качество подчёркивается заметной прорисовкой радужной оболочки. Также следует обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Выраженность данного признака связана с возможностью проявлений истероидно-демонстративных черт. Более часто - это заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание большого значения прочей внешней атрибутике поведения.

Размеры ушных раковин ассоциируются со степенью заинтересованности в информации, значимостью от мнений других людей о себе.

Характеристики рта животного оценивают следующим образом:

- приоткрытый рот в сочетании с языком, но без прорисовки губ - склонность к чрезмерной речевой активности;

- то же самое вместе с прорисовкой губ, - скорее, как чувственность;

- открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, интерпретируется как легкость возникновения недоверия, опасений;

- рот с зубами - вербальная агрессия, обычно защитного порядка (грубит, огрызается в ответ на порицания).

Обильная грива, пышная прическа являются индикаторами чувственности, подчеркивают половую принадлежность, иногда выражают ориентировку на сексуальную роль. Перья связаны с тенденцией к самоприукрашиванию или демонстративности поведения.

Рога - символ защитных или агрессивных потребностей. Их функция уточняется по соответствию иным наступательно-оборонительным чертам.

Теперь обратимся к схеме анализа деталей тела животного. Придаётся существенное значение наличию или отсутствию разного рода выступов на теле (шипов, игл, щитов, панцирей). Это становится характеристикой защиты от окружающих, агрессивной - если преобладают острые углы, со страхом и тревогой - если имеет место затемнение или своеобразное размазывание контурной линии, с опасением, подозрительностью - когда выставлены заслоны, щиты, линия удвоена. Направленность такого рода защит соответствует их пространственному расположению. А именно: вверх - против вышестоящих лиц; вниз - по отношению к нижестоящим, подчинённым или младшим; в стороны - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите в различных ситуациях. Аналогичное последнему из перечисленных - размещение защитных элементов не по контуру тела, а внутри его.

Степень агрессивности, нередко выражается и прямыми символами - когтями, клыками, клювами, жалами и т. п.

Следует обратить внимание и на характер сексуальных признаков, то есть на акцентирование вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Иногда встречаются случаи «вмонтирования» в тело животного механических частей - постамента, тракторных гусениц, пропеллера, антенн, проводов, электроламп, рычагов, тумблеров и др. Такое чаще наблюдается у больных шизофренией или у глубоких шизоидов.

Характер соединения ног или лап с корпусом (точное, тщательное или небрежное, прерывистое) соотносят с качествами контроля за своими рассуждениями и решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног выражает конформность мнений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этой детали характеризует самобытность суждений, креативность личности.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или устрашающими. Размеры первых пропорциональны уверенности в себе, энергичности, увлечённости, любознательности, Вторые соотносятся с элементами манерности и демонстративности поведения.

Хвосты выражают отношение к собственным решениям и поступкам. Направление хвостов вверх - положительная окраска этого отношения. Направление вниз - отрицательная, связанная с чувствами недовольства собой, сомнения в собственной правоте, сожаления, раскаяния.

Характер карандашных линий. Слабая паутинообразная линия (без нажима) имеет несколько возможных истолкований: потребность в экономии энергии, ослабленность организма, наличие хронического соматического заболевания. Жирная же линия (с нажимом) не имеет полярного значения. Скорее, это выражение тревожности. Особенно показательны в этом плане резко продавленные линии, видимые в обратной стороны листа. Необходимо при этом обратить внимание на то, какая деталь изображена таким образом, к чему «привязана» тревожность.

Аналогично, частые стирания обусловлены повышенной тревожностью, нерешительностью или недовольством собой. Стирание с последующим ухудшением рисунка выражает нередко наличие сильной эмоциональной реакции, ассоциируемой со значением данной детали изображения. Стирание при усложнении, усовершенствовании перерисовки - углубленное самораскрытие через рисунок, увлечение данной деятельностью.

Специфика выбранных наименований. Традиционно выделяют такие варианты значений названий несуществующих животных:

- рациональное соединение смысловых частей реальных слов - конкретность установок при ориентировке и адаптации, рационализм мышления;

- словообразование с сугубо книжно-научным, часто латинизированным суффиксом - склонность к демонстративности разума и эрудиции;

-  поверхностный синтез звуков без всякого осмысления - легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов суждений над рациональными;

- иронически-юмористические названия - при соответственном отношении к окружающему, проявляющемся обычно со снисходительным оттенком;

- объединение повторяющихся элементов, напоминающее детский лепет – инфантилизма;

- удлинённые названия, затруднительные для произнесения - склонность к фантазированию, часто защитного порядка.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

ЦЕЛЬ: Ознакомление с процедурой использования методик завершения предложений (на материале методики Д. Сакса и Леви).

 

В проективных методиках данной группы предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности и аспектам поведения, Предлагаемый ниже вариант включает в себя 60 предложений, которые могут быть разделены на 15 областей, в той или иной степени характеризующих систему отношений человека к семье, представителям своего и противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчинённым. Часть предложений касается чувств осознания собственной вины, свидетельствует об отношениях к прошлому и будущему, затрагивает взаимоотношения с родителями и друзьями, способствует выражению собственных жизненных целей.

Процедура обследования предваряется установлением контакта, организуемым таким образом, чтобы можно было ожидать естественных и искренних ответов. Заполнение бланка занимает обычно от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

1. Думаю, что мой отец редко ______________________________________________

2. Если все против меня, то _________________________________________________

3. Я всегда хотел __________________________________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост _____________________________________

__________________________________________________________________________

5. Будущее кажется мне ____________________________________________________

6. Мое начальство _________________________________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь _______________________________________________

8. Думаю, что настоящий друг ______________________________________________

9. Когда я был ребенком ___________________________________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является __________________________

__________________________________________________________________________

11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной _________________________________

12. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________

__________________________________________________________________________

13. Лучше всего мне работается с ___________________________________________

14. Моя мать и я __________________________________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть ____________________________________________

16. Если бы мой отец только захотел ________________________________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ________________________________

__________________________________________________________________________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________________________

__________________________________________________________________________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством ________________________

__________________________________________________________________________

20. Надеюсь на ____________________________________________________________

21. В школе мои учителя ___________________________________________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь ______________________

23. Не люблю людей, которые ______________________________________________

24. До войны я ____________________________________________________________

25. Считаю, что большинство юношей и девушек _____________________________

__________________________________________________________________________

26. Супружеская жизнь кажется мне _________________________________________

27. Моя семья обращается со мной как с _____________________________________

28. Люди, с которыми я работаю ____________________________________________

29. Моя мать _____________________________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было _____________________________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец _____________________________________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том _____________________________

__________________________________________________________________________

33. Моим скрытным желанием в жизни ______________________________________

34. Мои подчинённые _____________________________________________________

35. Наступит тот день, когда _______________________________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник _______________________________

37. Хотелось бы мне перестать бояться ______________________________________

38. Больше всего люблю тех людей, которые _________________________________

39. Если бы я снова стал молодым __________________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) ______________________________

__________________________________________________________________________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь __________________________

__________________________________________________________________________

42. Большинство известных мне семей _______________________________________

43. Люблю работать с людьми, которые _____________________________________

44. Считаю, что большинство матерей _______________________________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если _________________

__________________________________________________________________________

46. Думаю, что мой отец ___________________________________________________

47. Когда мне начинает не везти, я __________________________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни ________________________________________

49. Когда я даю другим поручение __________________________________________

50. Когда буду старым _____________________________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _______________________

__________________________________________________________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня ____________________________________

__________________________________________________________________________

53. Когда меня нет, мои друзья _____________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является _____________________

__________________________________________________________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) ________________________

__________________________________________________________________________

56. Моя половая жизнь ____________________________________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья ________________________________________

__________________________________________________________________________

58. Люди, которые работают со мной _______________________________________

59. Я люблю свою мать, но _________________________________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это __________________________

__________________________________________________________________________

 

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

 

Большинство известных мне семей…

1. Несчастливы, недружные, распались -2

2. Нервные, не очень дружные               -1

3. Все одинаковы                                     0

4. Живут нормально, дружно                 +1

5. Счастливы                                            +2

 

Будущее кажется мне

1. Мрачным, плохим, неприглядным    -2

2. Туманным, странным                          -1 

3. Неясным, неизвестным                       0

 4. Скорее, хорошим                    +1

 5. Успешным, интересным, счастливым +2

 

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Ключ

№ п/п Группы предложений

№№ заданий

1 Отношение к отцу 1 16 31 46
2 Отношение к себе 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным 4 19 34 49
5 Отношение к будущему 5 20 35 50
6 Отношения к вышестоящим лицам 6 21 36 51
7 Страхи и опасения 7 22 37 52
8 Отношение к друзьям 8 23 38 53
9 Отношение к своему прошлому 9 24 39 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10 25 40 55
11 Сексуальные отношения 11 26 41 56
12 Отношение к семье 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам 13 28 43 58
14 Отношения к матери 14 29 44 59
15 Чувство вины 15 30 45 60

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

 

ЦЕЛЬ: Общее ознакомление с процедурами применения и анализа психогеометрической методики (Сьюзен Деллингер (1989), адаптирована А. А. Алексеевым, Л.А. Громовой (1991));

 

Психогеометрия представляет собой оригинальное направление в современной социально-психологической практике. Предложенная американским психологом С. Деллингер классификация типов личностей содержит описание комплексов характерологических качеств и специфики поведения тех или иных людей в повседневных ситуациях.

В рамках данного направления существует два вида диагностических процедур: проективная экспресс-диагностика, предусматривающая интерпретацию индивидуальных предпочтений геометрических фигур, и психологический анализ результатов наблюдений за деятельностью людей. Исчерпывающих сведений о надёжности и валидности указанных процедур в настоящее время нет.

Дальнейший материал изложен по работе А. А. Алексеева, Л. А. Громовой [1] с незначительными изменениями, основанными на собственном опыте применения данной методики.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!