ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-ПАРА-НОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ – см. 28 страница



Инстинктивные действия состоят из комплексов четко скоординированных


движений, поз, звуковых, терморегуляци-онных, секреторных, кожных и пр. реакций (напр., изменений окраски), выполняемых в определенной последовательности. Выделяются две фазы инстинктивного действия: более лабильная, подготовительная (или поисковая), и консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения (врожденные двигательные координации).

Биологические аспекты инстинктивного поведения животных, его развитие в филогенезе и роль фактора эволюции исследует этология. Сравнительная психология и зоопсихология изучают инстинктивные компоненты поведения как составные части психического отражения на уровне животного, а также в связи с проблемой зарождения и развития психической деятельности человека.

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellect ™ – понимание, познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и пр.). В начале XX в. И. рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформи-рованности познавательных функции, а также в степени усвоения умственных умений и знаний. В настоящее время в тесто-логии принята диспозиционная трактовка И. как психического свойства: предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка И., восходящая к А. Бине: И. – это «то, что измеряют тесты интеллекта».

Выделяется ряд направлений в исследовании И.: общепсихологическое, дифференциально-психологическое, психогенетическое, факторно-аналитическое и пр. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал И. как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял четыре типа форм взаимодействия субъекта и среды: 1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиояогической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые интуитивным мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться и различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» И. Когнитивист-ский подход основан на понимании И. как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения градационных тестов, чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов. Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход, основоположником которого является Ч. Спирмен. Он выдвинул концепцию «генерального фактора», рассматривая И. как общую «умственную энер-i ию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние фактор общего И. имеет 11ри выполнении тестов на поиск абстракт-ных отношений, наименьшее при выполнении сенсорных тестов. Ч. Спирмен выявил также «групповые» факторы И. (механический, лингвистический, математический), а также «специальные» факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов.

Позже Л. Терстоун разработал мульти-факторную модель И., согласно которой существует ряд относительно независимых умственных способностей. Однако исследования Г. Айзенка и др. показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим Л. Терстоуном, выделяется общий фактор. Известность получили также иерархические модели С. Барта, Д. Векслера и Ф. Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности.

К числу наиболее распространенных принадлежит также концепция Р. Кеттела о двух видах И. (соответствующих двум выделенным им факторам): «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (cris-tallized). Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на И. как на единую общую способность и представлениями о нем как о множественности умственных способностей. По Р. Кеттелу, «текучий» И. выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности; «кристаллизованный» И. выступает, по его мнению, при решении задач, требующих соответствующих навыков и использования прошлого опыта; он зависит по преимуществу от влияний среды. Помимо двух общих факторов Р. Кеттел выделил парциальные факторы, связанные с активностью отдельных анализаторов (в частности, фактор визуализации), а также факторы-операции, соответствующие по содержанию специальным факторам Спир-мена. Исследования И. в пожилом возрасте подтверждают модель Р. Кеттела: с возрастом (после 40 – 50 лет) снижаются показатели «текучего» И., а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.

Не меньшую популярность имеет модель Дж. Гилфорда, который выделил три «измерения И.»: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов («куб» Гилфорда) дает 120 интеллектуальных факторов, часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение «социального И.» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность оценки, прогнозирования и др. поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности (см.).

Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые «элементарные интеллектуальные способности», большинство исследователей сходятся на том, что общий И.существует как универсальная психическая способность. По мнению Г. Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов колеблется от 0.5 до 0.8 и выше. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального И., несколько меньшая у невербального. Невербальный И. («И. действия») более тренируем. Индивидуальный уровень развития И. определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т. д.

В российской психологии XX в. исследования И. развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей {Б. М. Теплое' В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О. К. Тихомиров), когнитивных стилей (М. А. Холодная) как «способности действовать в уме» (Я. А. Пономарев). В последние годы развиваются такие новые области исследований, как особенности «имплицитных» (или обыденных) теорий И. (Р. Стерн-берг), регуляторные структуры (А. Па-жес), связь И. и креативности (Е. Торренс) и др.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ – количественная характеристика ощущения. И. о. определяется не только интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор, но и в немалой степени его пространственно-временными параметрами. Определение конкретного вида функциональной зависимости И. о. от интенсивности раздражителя осуществляется в психофизике с помощью специальных 'процедур шкалирования. Наиболее известными видами такой зависимости являются логарифмическая зависимость Г. Фехнера (см. Закон Фехнера) и степенная зависимость С. Стивенса (см. Закон Сти-венса). И. о. зависит также от действия целого ряда других факторов, в частности от функционального состояния анализатора (см. Адаптация сенсорная).

ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio – внимание, стремление) – имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия «И.» восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональ-ное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие «И.» было вновь введено в философию австрийским философом Ф. Брентано, в системе которого И. (ин-тенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание. Понятие разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие «И.» играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа. Понятие «И.» было воспринято в начале XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство безобразного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми «детерминирующими тенденциями» и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Ф. Брентано и Э. Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. целостный подход в психологии (геш-тальтпсихология, целостная психология, персонализм и т. п.).

ИНТЕРЕС – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично – как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность.

ИНТЕРО(РЕ)ЦЕПТОРЫ (от лат. interior – внутренний и receptor – принимающий) – специализированные окончания центростремительных нервов во внутренних органах и тканях организма. И. классифицируют по анатомической локализации и функциональному принципу. По анатомической локализации выделяют И. сосудистые, тканевые, внутренних органов, скелетных мышц, сухожилий и свя-юк. И. скелетных мышц, сухожилий и свя-юк объединяют в особую группу т. н. про-ирио(ре)цепторов.

По функциональному принципу различают следующие И.: мехаяорецепторы (называемые также барорецепторами), реагирующие на растяжение, деформацию тканей; хеморецепторы (химиорецепторы), реагирующие на любые изменения химизма окружающей среды; терморецепторы, реагирующие на изменения температуры окружающей среды; осморсцепторы, реагирующие на изменения осмотического давления; ноцирецепторы, реагирующие на болевые раздражения внутренних органов.

И. играют важную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма (гомеостаза), рефлекторной регуляции деятельности внутренних органов и систем, а также скелетной мускулатуры.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter –взаимно, между собой и/ело – ударяю, поражаю) – взаимодействие двух или большего числа процессов, при котором возникает нарушение (подавление), по крайней мере, одного из них. Иногда И. называют любое взаимодействие, в т. ч. и не ведущее к нарушению участвующих в нем процессов. Наиболее интенсивно феномены И. исследуются в области психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Исследования показывают, что И. возникает с тем большей вероятностью, чем выше совокупные требования познавательных и исполнительных процессов к ограниченному объему внимания.

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ – негативный эффект переноса; состоит в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) другого. Исследования интерференции при обучении сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от нормального к инвертированному соотношению перцептивного и моторного полей когнитивные компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют перенос его исполнительных компонентов. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения перцептивного и моторного полей, тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к другому.

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. С этой точки зрения «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения: внешние реакции других индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии другого человека, необходимо самому пережить хоть раз подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием.Истоки И. п. прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К И. п. относят школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично гештальтпсихологию (особенно в ранний период ее развития, когда гештальтпсихологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В русской психологии горячими защитниками методов И. п. были К. Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, Г. И. Челпанов и др.

Представители И. п., критикуя Друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (В. Вундт). И. п. была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX – начала XX в. (см. Интроспекция) и как отдельное направление в настоящее время не существует.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. intro - specto – смотрю внутрь) – особый способ познания человеком своего сознания, который заключается в якобы «непосредственном» восприятии его феноменов и законов. Идеи И. как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта (который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) нДж. Локка (выдвинувшего концепцию двух типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, или ощущения, который дает нам знания о мире внешнем). В последней четверти XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, И. пытаются соединить с экспериментом (школа В. Вундта). Впоследствии возникает ряд вариантов метода И.

1.Аналитическая И. в школе ученика В. Вундта Э. Титченера, процедура которой требовала1 полного расчленения чувственного образа на «элементы», не впадая при этом в «ошибку стимула».

2.Метод «систематической И.» в Вюрцбургской школе, направленный на прослеживание основных стадий процесса мышления с использованием ретроспективного отчета.

3. Метод феноменологического само наблюдения в геиапалытсихологии, который требует от «наивного испытуемого» непредвзятого описания психических феноменов в их непосредственности и целостности. Последний метод имеет своим истоком метод «внутреннего восприятия» Ф. Брентано, который считал невозможным расчленение сознания на отдельные самостоятельные «элементы» и призывал к непосредственному «восприятию» (а не к наблюдению, которое всегда расчленяет) актов сознания. Варианты метода феноменологического самонаблюдения использовались в описательной психологии В. Диль-тея, гуманистической психологии и др.

Метод И. и интроспективная психология (см.) были подвергнуты критике в различных психологических направлениях. В бихевиоризме (при сохранении интроспективного понимания сознания) метод И. отрицался как принципиально ненаучный, в психоанализе он отвергался на основании игнорирования бессознательного, недоступного И. И. М. Сеченов, предложив новую концепцию предмета психологии, считал мифом обоснование существования особого «внутреннего зрения», отличного от объективного внешнего наблюдения. В школе Л. С. Выготского критиковались антиисторизм и антитенетизм интроспективной психологии, а также отождествление ею «явления» и «бытия» в сознании (т. е. «непосредственных» переживаний и не лежащих на «поверхности» законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании.

Метод И. необходимо отличать от самонаблюдения (см.), хотя часто слова «интроспекция» и «самонаблюдение» используются как синонимы.

ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri – пристально, внимательно смотреть) – эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для И. характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований.

И. проявляется в условиях субъективно или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлешло человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой деятельности, где человек открывает новые области знания, возможности преобразовании действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез И. составляет ценное качество интеллекта, называемое хорошей И.

Термином «И.» могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают различные признак!' интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и недостаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка); непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельность, в отличие от словесного рассуждения; известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др. Все эти признаки характеризуют не механизмы И., ее сущность, а лишь отдельные стороны проявления И. В основе И. лежат особые формы переработки информации человеком, которые могут быть как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять. И. логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!