ГАЛЛЮЦИНАТОРНО-ПАРА-НОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ – см. 26 страница



Номинальная шкала (или шкала наименований) отображает лишь отношение эквивалентности, посредством которого объекты группируются в отдельные непересекающиеся классы, причем номер класса фактически не имеет количественного содержания и может быть заменен названием, шифром и т. д. Примером шкалы такого рода может служить нумерация игроков спортивных команд.

Порядковая (или ранговая) шкала отображает кроме отношения эквивалентности еще и отношение порядка; допустимым для нее будет любое монотонное преобразование. Примеры: балльные оценки успеваемости в школе, шкала твердости минералов (шкала Мосса).

Интервальная шкала помимо отношений, указанных для шкал наименований и порядка, отображает отношение расстояний (разностей) между парами объектов. Для нее допустимым является положительное линейное преобразование. ШкалыЦельсия и Фаренгейта, с помощью которых измеряется физическая температура, представляют собой примеры интервальных шкал. В психологии к таким шкалам относят шкапы измерения различных субъективных феноменов, полученные методом парного сравнения.

Шкала отношений (пропорциональная шкала) допускает лишь умножение шкальных значений на константу (преобразование подобия). В физике этому типу шкалы удовлетворяют многие процедуры измерения, напр. массы в килограммах, длины в метрах, температуры в градусах Кельвина.

Из других типов отметим абсолютную шкалу, допускающую лишь тождественные преобразования и отображающую количество неделимых и однородных объектов, напр, количество жителей города N, число зубов, объем кратковременной памяти и т. д.

С вопросом о типе шкалы непосредственно связана проблема адекватности (корректности) методов математической обработки результатов измерения. В общем случае адекватными являются те статистики, которые инвариантны относительно допустимых преобразований используемой шкалы измерения.

Экспериментальная психология (см.) родилась благодаря не просто лабораторному эксперименту, а эксперименту, включающему измерения (интенсивности ощущений, времени реакций, объема памяти и т. д.). На первых порах психологи стремились к созданию процедур и шкал измерения, сопоставимых по типу с общепринятыми в естественных науках пропорциональными измерениями. Однако реальное расширение методов психологического измерения происходило в большей степени отнюдь не за счет методов высшей пробы, и это давало повод для беспокойства. Некоторое облегчение принесла нетрадиционная трактовка измерения «как приписывания чисел объектам или событиям согласно правилам» (С. Стивене). В действительности оказалось, что в психологии несравнимо легче найти методы приписывания чисел, чем определить правила этой деятельности. Измерительные процедуры для психических явлений не лучше известны, чем то, что ими измеряется. Как откровенно заметил У. Торгерсон (1958), большинство измерений в социальных и поведенческих науках основаны на соглашениях и интуиция* экспериментаторов. Из признания этого факта ни в коем случае не следует необходимость отказа от существующих методов измерения (равно как и методов обработки исходных данных), поскольку их ценность определяется не столько предполагаемой точностью и уровнем измерения (типом шкалы), сколько способностью предсказывать другие наблюдаемые факты, в т. ч. и сугубо практические. Тем не менее это признание необходимо для того, чтобы не допускать наивных ошибок.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ– вид специальных способностей, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество. Исторически И. с. развиваются в процессе труда и обусловливаются условиями жизни человека, практической потребностью общества в результатах изобразительной деятельности; в онтогенезе большое значение для проявления И. с. имеют наследст-ненность и обучение. И. с. могут обнаруживаться достаточно рано (у Рафаэля – в 8, ван Дейка и Джотто – в 10, Микеланд-жело – в 13, Дюрера – в 15 лет). Существенное значение для успешного формирования И. с. имеет своевременное их выявление и дальнейшее развитие.

Структуру И. с. составляют ведущие, опорные и вспомогательные свойства способностей. Основными, ведущими свойст-нами являются: а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции; б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу; в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению; i) наличие целенаправленности и волевых с войсгв личности у художника. К опорным свойствам И. с. относятся: а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечи-иающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения; б) сенсомоторные качества художника.

Важнейшими показателями И. с. являются умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом, быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков, наличие выразительной композиции, умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее характерное, умение образно мыслить, легкость изображения каких-либо сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения, большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

ИЗОЛЯЦИЯ – обособление человека или группы людей (групповая изоляция) от привычных условии жизни и общения с другими людьми в условиях космического полета, зимовок, отдаленных экспедиций и т. п. Специально И. рассматривается в клинике нервных и душевных болезней: в случаях поражения слуха, зрения, речевой деятельности – при нарушениях артикуляции, речеобразования и восприятия речи.

Систематические экспериментальные исследования влияния И. на личность и организм человека связаны с изучением вопросов подготовки человека к полету в космос. Исследования показали, что И. оказывает сложное воздействие на человека. В экспериментах со «строгой» И. («выключение» зрения, слуха, осязания с помощью спецтехнических приемов или путем погружения в иммерсионную среду) и И. в замкнутых кабинах малого объема выявлен ряд изменений в состоянии человека: склонность к дремоте, апатия, потеря представлений о времени, расстройства памяти, неспособность к продуктивному мышлению и даже к решению простых задач. В подобных ситуациях наблюдались Повышенная раздражительность, иллюзии и галлюцинации. В результате этих исследований было выдвинуто понятие сенсорного голода, означающего недостаточность в притоке внешних воздействий. И. стали обозначать также терминами «сенсорная депривация», «сенсорная И.». С проблемой И. тесно связана проблемагипокинезии (ограниченной подвижности) в кабинах малого объема.

Анализ экспериментальных данных, изучение опыта полетов человека в самолетах и космических кораблях позволили разработать ряд мероприятий по восполнению дефицита во внешних воздействиях и профилактике реактивных нервно-психических состояний (напр., клаустрофобии – боязни замкнутого пространства). Проблема И. нескольких людей – членов экипажа – изучается психологией групп.

ИЗОХРОМАТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ – специальные таблицы для проверки нормальности цветового зрения. На них среди пятен одного цвета размещены пятна другого цвета, подобранные с учетом требования равной яркости и насыщенности. Нормально различающие цвета воспринимают эти пятна как цифры, буквы, фигуры. Люди с нарушенным цветовым зрением не могут увидеть эти цифры, буквы и фигуры на таблицах. Существует несколько видов подобных таблиц, напр, таблицы Е. Б. Рабкина.

ИКОНОЛАГНИЯ – см. Пигмалио-нофилия.

ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ – иллюзия осязания: небольшой предмет (шарик, наперсток) помещают между скрещенными пальцами так, чтобы он касался одного пальца с внутренней стороны, другого – с наружной. При движениях пальцев кажется, особенно с закрытыми глазами, что в руке два предмета (см. также Иллюзии восприятия).

ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ (от лат. illudere – обманывать) – искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии (обманы зрения), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно выделить следующие их виды: 1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равнымиим темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. а).

2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры, изображенной на рис. б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. При равенстве длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается большим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.

3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера–Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (иллюзия Ястрова).

5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с другими линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других линий (иллюзия Цельнера; рис. е). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. ж): отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими одной прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Погтендорфа).

6. Известен ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величин острых углов. На рис. з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (ряс. и)

Причины, вызывающие иллюзии, мно-i ообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии дей-< i пизм периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), другие – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд ил-шозий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных свя-и'й, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если к акая-либо из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста могут быть объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре-Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллю-

зия тяжести А. Шарпантье: если поднимать два одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не один шарик, а два.

Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п,

ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНЫЕ – см.Иллюзии восприятия.

ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ – зрительная иллюзия, известная со времен античности. Видимый (кажущийся) размер небесного тела – Луны или Солнца – примерно в 1,5 раза больше, когда оно находится низко над горизонтом, чем тогда, когда оно находится высоко в небе. Объяснить кажущийся вид Луны пытались многие философы и ученые XVII и XVIII столетий. Среди них отметим Гассенди, Декарта, Гоббса, Молине, Уоллеса, Беркли, Канта. В экспериментальной психологии интерес к этой иллюзии пробудился' после исследований Э. Боринга в 40-х гг. XX в. В них, в частности, было установлено, что Луна на горизонте видится не только больше, но и ближе. Этот факт создает трудности для традиционного объяснения видимого размера Луны у горизонта посредством гипотезы об инвариантности отношения между размером и удаленностью в феноменальном пространстве. Делались попытки снять возникшие затруднения на основе различения «перцептивной» (неосознаваемой) и «интеллектуальной» оценок удаленности: первая влияет на видимый размер, который, в свою очередь, учитывается наблюдателем при интеллектуальной оценке удаленности Луны на горизонте. В другом варианте акцент переносится на оценку видимой удаленности Луны в зените, где перцептивная оценка является неопределенной из-за недостатка признаков удаленности, в силу чего и возникает необходимость в использовании видимого размера как признака удаленности.

ИМИТАТОР –см. Тренажер.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (от лат. impressio – впечатление) – термин, обозначающий одну из сторон речевой деятельности – восприятие и понимание речи. Устная И. р. выражается в слуховом восприятии устной речи, письменная И. р. – в зрительном восприятии текста (чтении). Нарушения устной и письменной И. р. характерны для различных форм афазии (см.) и обусловлены дефектами различных звеньев речевой функциональной системы в зависимости от локализации очага поражения в коре головного мозга (левого полушария у правшей).

Устная И. р. у глухих выражается в зри^ тельном восприятии произносимых слов посредством чтения с губ (см.). Письменная И. р. у слепых заключается в тактильном восприятии рельефного текста, напечатанного на бумаге или передаваемого читальной машиной, а также в слуховом восприятии фонических сигналов читальной машины. Дактильная И. р. (см. Дактилология) основана на зрительном (для глухих) или на осязаемом (для слепых) восприятии обозначений букв.

ИМПРИНТИНГ (запечатлейте) – термин, введенный известным этологом К. Лоренцом. По данным этологов, И. – это способность новорожденных в первые часы и дни жизни рецепторно фиксировать и запоминать подвижные предметы, находящиеся в непосредственной близости. Впоследствии эти предметы вызывают на себя устойчивую ориентировку животного. И. имеет огромное приспособительное биологическое значение благодаря установлению экстренной связи детенышей с < родителями. Физиологический механизм И. еще не выяснен.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. От И. следует отличать решительность, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных ретений. И. преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля за своим поведением. Совместные игры дошкольников, требующие сдерживания непосредственных побуждений, подчинения правилам игры, учета интересов других играющих, способствуют преодолению И. В дальнейшем еще большую роль в этом отношении играет учебная деятельность. У подростков И. часто является следствием повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для этого возраста. V старших школьников и взрослых людей И. наблюдается при большом утомлении, аффекте или некоторых заболеваниях нер-нной системы. Для выявления и измерения импульсивности разработан ряд тестов и опросников, в частности Matching familiar figure test Кагана и опросник импульсивности С. и Г. Айзенков.

ИНВЕРСИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ–

см. Гомосексуализм.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений глубинной психологии, основанное и разработанное А. Адлером после его разрыва с Фрейдизмом. Название «И. п.» происходит от латинского « individuum » (неделимый) и выражает идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Через все проявления любой личности красной нитью проходит се жизненная линия, направленная на реа-низацию жизненной цели (в более поздних работах – смысла жизни). Целью и смыслом жизни структурируется единый присущий личности жизненный стиль. Цель, смысл и стиль жизни личности складываются у ребенка в первые 3 – 5 лет и обусловлены г. о. условиями семейного воспитания.

В качестве движущих сил развития личности И. п. первоначально рассматривала желание компенсировать врожденное чувство неполноценности (см. Комплекс неполноценности), принимавшее форму стремления к власти, могуществу. Позднее стремление к преодолению внешних обстоятельств, к успеху перестало трактоваться как следствие первичной неполноценности. Второй движущей силой развития в И. п. выступает социальный интересили чувство общности – стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. Социальный интерес имеет врожденные задатки, но окончательно формируется лишь в ходе воспитания. Недоразвитие социального интереса становится причиной преступности, наркомании, неврозов, психозов и пр. социальных и психопатологических отклонений. И. п. внесла большой вклад в психологию семейных отношений, воспитания, а также в клиническую психологию. Последователи И. п. в Западной Европе и в США объединены в ассоциации И. п., существуют институты И. п. и журналы И. п. на немецком и английском языках.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!