Тема «культура и личность»: основные



направления исследования

 

За период 1960-х — 80-х гг. структура направле­ния существенно усложнилась. Она включает в себя несколько общетеоретических ориентации — психо­аналитическую, бихевиористскую, когнитивистскую — и совокупностей соответствующих исследовательских областей, различающихся по предмету и методу. В от­ношении предмета можно выделить акценты на инди­видуальные или общие характеристики связи личнос­ти со средой, эндогенные или экзогенные факторы формирования личности, врожденные или приобретен­ные свойства человека, детерминирующие его отноше­ние с окружением. При этом следует указать на рас­пространенное до сих пор представление о том, что можно изучить филогенез человека или же понять, что такое человек в его «естественном» состоянии, через антропологию детства или исследование «примитив­ных» сообществ. Считается, что в этих случаях, в отли­чие от взрослых людей или развитых сложных обществ, исследователь имеет дело не со столь резкими контра­стами между «природным» и «культурным», врожден­ным и заученным.

Такой подход базируется на ряде исходных допу­щений. Во-первых, начиная с Г. Спенсера через К. Леви-Стросса в культурной антропологии, в том числе в её психологической ветви, утвердилось противопостав­ление индивидуального организма обществу, природ­ных свойств человека культурным. Соответственно правомерной считается постановка вопроса о том, ка­кой же человек вне общества и культуры. Во-вторых, биологические характеристики человека полагаются стабильными настолько, что их можно рассматривать как инвариантные по сравнению с изменениями соци­альных структур и культурных образований. Это по­зволяет строить объяснения генезиса и существования социокультурных феноменов с помощью процедуры антропологической редукции. В-третьих, существует исходное допущение, которое, пользуясь словами К. Лоренца, можно выразить так: «Человек отнюдь не плох от рождения, но он не отвечает требованиям им же со­зданного общества»[77].

Из этого делается вывод, разумеется, сомнитель­ный, что изучение процессов социализации, инкультурации людей, освоения ими своей культурной среды позволит понять механизмы их перехода из «прими­тивного» в «цивилизованное» состояние, а также уви­деть природные, антропологические предпосылки, на которых базируется порождение общества и культуры. И хотя подобные гипотетические допущения вряд ли помогут понять генезис человеческой культуры, они акцентируют соотношение врожденных и приобретен­ных, биологических и культурных детерминант в фор­мировании личности.

Сама такая постановка вопроса подразумевает, что речь не идет об абсолютизации врожденных факторов. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что общие психобиологические человеческие свойства, антропологические универсалии, равно как и врожден­ные особенности людей оказывают существенное вли­яние на формирование личности. Однако они не опре­деляют не только жизненных стратегий, образа жизни личности, но даже её характерологической структуры. Эти факторы следует рассматривать как исходные предпосылки личностного становления, чрезвычайно пластичные с точки зрения порождаемых на их основе интрасубъективных (внутриличностных), интерсубъек­тивных (межличностных), разделяемых культурных форм. О такой пластичности свидетельствует многооб­разие индивидуальных личностных проявлений, на­блюдаемое в любой культуре.

В то же время возможности взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, социокультурных групп, незнакомых друг с другом индивидов, понимания культурных текстов прошлого указывают на то, что люди обращаются к более глу­бинным общим для них основаниям, обеспечивающим взаимность. Соответственно встает вопрос о природе таких оснований, о шкале перехода от общечеловечес­ких, антропологических свойств через типологические характеристики, присущие определенным группам людей, к индивидуальным личностным чертам. В этой связи определяется область исследования, где рассмат­ривается соотношение биологических и культурных, эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних), индивидуальных и антропологически универсальных факторов в формировании человека как «субъекта» культуры и личности, как культурно сформированного индивида.

Разработка названной темы ведется в двух основ­ных направлениях. С одной стороны, акцент помеща­ется на уникальных чертах личности и индивидуаль­ного поведения. Демонстрируется, что в одних и тех же ситуациях разные люди ведут себя неодинаково и отыскиваются причины и факторы, определяющие такое несходство. Соответственно динамика и много­образие культурных явлений интерпретируется через разнообразие личностных типов, черт, особенностей. С другой стороны, предметом интереса становятся ан­тропологические универсалии, то есть свойства, при­сущие человеку как виду. В этом случае разнообразие внешних культурных проявлений считается сводимым к универсалиям, к базирующемуся на них конечному, относительно немногочисленному набору прототипи-ческих структур или форм. Динамика и многообразие культурных феноменов интерпретируются как вариа­ции таких прототипов, возникающие в результате раз­личий жизненных условий людей.

В обоих случаях результаты исследований показы­вают, что в культуре существуют стандартные ситуа­ции, характеризующиеся тем, что они одинаково опре­деляются членами общества, что вне зависимости от индивидуальных предпочтений люди ведут себя в них одинаково. В то же время есть свидетельства и того, что люди разрушают, заменяют, забывают культурные образования нормативного, ценностного, то есть мас­сово разделяемого характера, которые они ранее считали непреложными, составляющими «природу» их культуры.

Сегодня направление «культура и личность» скон­центрировано на сравнительно-культурных исследова­ниях таких тем, как:

— соотношение социально-структурных, а также ценностных устойчивых элементов культуры и стереотипных, модальных образцов социализа­ции, особенно первичной (детский опыт);

— соотношение культурных стереотипов социали­зации с характеристиками модальной, базовой структуры личности, проявляемыми в поведе­нии, в социальном взаимодействии;

— связь базовых черт личности с реализацией со­циально необходимых функций, с содержани­ем социокультурных ролей, с прожективными аспектами культуры;

— соотношение базовых черт личности и культур­ных образцов с отклонениями поведения от со­циально приемлемых норм (в любой их трак­товке) и психическими нарушениями.

 

Формирование личности:

общие представления о социализации и инкультурации

 

Характерной темой для психологической антропо­логии является изучение процесса формирования лич­ности, становления её важнейших черт, базирующее­ся на психоантропологии детства. Некоторые её при­верженцы порой заходят столь далеко, что пытаются на этой основе делать далеко идущие выводы о станов­лении свойств и способностей человека как вида.

Роль детского опыта в формировании личности. С самого начала такого рода исследований кумулируется обширный сравнительно-культурный материал о телесной социализации ребенка — длительность и регулярность кормления, купания, способ пеленания, гигиенические навыки и т. п. Полученные результаты дают основания для установления функциональных зависимостей характерологических личностных свойств от физических стереотипных воздействий в раннем детстве. И уже стало общим местом представление о том, что более репрессивное физическое воспитание ведет к формированию менее самостоятельной лично­сти. Имеющийся эмпирический материал свидетель­ствует, что культурно стереотипные формы, осваивае­мые в жизни впервые, навязываемые ребенку при удовлетворении его потребностей без возможного вы­бора, оставляют след на всю жизнь и определяют не­которые личностные характеристики.

В классическом психоанализе детский опыт также рассматривался как фундаментальная основа форми­рования личности и индивидуального образа жизни на протяжении всего жизненного цикла. Более того, он считался прототипичным для филогенеза если не че­ловека в его видовой определенности, то человеческой культуры. Об этом свидетельствуют психоаналитичес­кая трактовка таких, например, мифологических ситу­аций, как судьба Эдипа или Электры, а также акцент на культуропорождающей силе отношений главы се­мейного клана с его мужскими отпрысками. Высокая степень зависимости культурных феноменов от типич­ных ситуаций детства до сих пор обусловливает значи­мость изучения формирования личности ребенка в контексте «первичных», семейных отношений (мать, отец, братья, сестры).

Изучение детского опыта закладывает основания для анализа освоения культуры личностью вообще. Поэтому ниже речь пойдет только об исследованиях этого рода. Сегодня можно выделить две базовые ори­ентации в изучении детского опыта. Во-первых, ана­лиз влияния характерных для культуры или субкульту­ры образцов социализации и инкультурации на ха­рактеристики личности и поведения, разделяемые большинством членов сообщества. Во-вторых, установ­ление связей между элементами раннего индивидуаль­ного опыта и спецификой черт личности и поведения взрослого индивида. Благодаря этому расширяется круг возможностей при интерпретации и объяснении устойчивости и изменчивости внутрикультурных и межкультурных различий в поведении индивидов.

Согласно точке зрения, господствующей в психологической антропологии, личность как культурная

форма индивида определяется следующими группами факторов: органические, биологические, врожденные поведенческие предпосылки; стереотипы активности и нормы групп, к которым принадлежит индивид; пра­вила поведения, характерные для ролей, исполняемых индивидом в различных социокультурных ситуациях. Следует подчеркнуть, что влияние этих факторов от­нюдь не абсолютизируется; считается, что вещи и тех­нологии, с которыми индивиду приходится иметь дело, оказывают не меньшее формирующее воздействие. Значимое влияние приписывается также случайным обстоятельствам.

Понятия «социализация» и «инкультурация». Про­цессы вхождения индивида в общество и культуру обо­значаются понятиями «социализация» и «инкульту­рация». Эти понятия перекрывают друг друга по со­держанию, поскольку оба означают освоение людьми элементов их социокультурного окружения: культур­ного пространства и времени, функциональных объек­тов, технологий деятельности, взаимодействия, комму­никации, символических структур, нормативных обра­зований.

Наличие таких близких по содержанию терминов обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что освоение биологически ненаследуемого опыта яв­ляется предметом анализа и в социологии, и в культур­ной антропологии. Как уже говорилось ранее, между дисциплинами существуют определенные различия в точке зрения на освоение культуры: внимание к мас­совым процессам в социологии, к первичным группам и индивидам в психологической антропологии. Этим можно объяснить желание исследователей терминоло­гически обозначить различие в подходах. Во-вторых, различием представлений о культуре в рамках самой культурной антропологии. Те, кто относит понятие «культура» ко всем животным и обозначают им биоло­гически ненаследуемые последствия существования популяций в жизненной среде, склонны употреблять термины практически как синонимы. Те же, кто отно­сит понятие «культура» к содержанию общественной жизни только человека, считают целесообразным проводить терминологическое различие. С этой точки зре­ния в процессе инкультурации индивид «осваивает традиционные способы мышления и действий, состав­ляющие культуру и отличающие его общество от дру­гих человеческих групп». Этот сложный процесс на­чинается в раннем детстве приобретением навыков овладения своим телом и элементами непосредствен­ной жизненной среды и продолжается всю жизнь. «Каждый человек проходит через процесс инкульту­рации..., поскольку без него не может существовать как член общества»[78]. Понятие же «социализация» связы­вается с освоением социальных норм.

В социализации и инкультурации принято выде­лять две основных стадии: первичную, или детскую (обычно включая подростковый возраст) и вторичную, или социализацию взрослых (включая процессы ресоциализации в психиатрических клиниках и пенитен­циарных учреждениях). На первом этапе дети впер­вые осваивают самые общераспространенные, жиз­ненно необходимые элементы своей культуры. Задача взрослых здесь — сформировать у нового поколения навыки, необходимые для нормальной социокультур­ной жизни. Задача детей — максимально полно овла­деть «азбукой» культуры. Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использо­вании детьми полученных знаний и навыков в их по­вседневной практике. Ярким и показательным приме­ром такого рода может служить феномен игры. Ранняя социализация характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механиз­мов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Эта ступень социализации рассматривается как один из ключевых механизмов, обеспечивающих стабильность культуры.

Основные черты второй стадии инкультурации обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он на­чинает комбинировать полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач: расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать во взаимодействиях, ре­зультатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индивидуального риска при выборе решений и действий.

Таким образом, первый уровень инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку трансляция старшим и воспроизведение новым поколением уже имеющихся культурных об­разцов контролируют беспрепятственное проникно­вение в совместную жизнь людей случайных и но­вых элементов. Второй уровень социализации обес­печивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Взаимодействие процессов инкультурации на этих двух уровнях и обеспечивает нормальное функционирование как личности, так и культурной среды.

Социализация, инкультурация ребенка, предпо­сылка трансформации его во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни лич­ность составляют одну из центральных проблемных областей психологической антропологии. Этим опре­деляется специфика теоретических оснований и пред­мета исследования по отношению к другим областям социальной и культурной антропологии. Речь идет об изучении процессов освоения ребенком знаний и на­выков, необходимых для существования его в ближай­шей среде, в социокультурной жизни, характерной для общества, к которому он принадлежит. Детский опыт формируется на первоначальной для каждого инди­вида стадии взаимодействия его врожденных предпо­сылок (свойств и потенций) с культурными образца­ми, нормами, правилами. Подобный опыт передается с помощью механизма традиции, то есть путем непосредственной межличностной трансляции (от стар­шего к младшему, от знающего и умеющего к невеже­ственному).

Детство понимается главным образом не как са­модостаточная стадия индивидуального существова­ния, но как период культурного приготовления чело­века к полноценной жизни. Взрослым индивид счи­тается в случае приобретения им определенной совокупности врожденных и приобретенных характе­ристик, как то:

 

— достижение необходимой степени зрелости организма, как правило, несколько превышаю­щей наступившую способность к воспроизве­дению потомства;

— овладение навыками собственного жизнеобес­печения на уровнях домашнего хозяйства и об­щественного разделения труда;

— овладение достаточными культурными знания­ми и социальным опытом через участие в раз­личных социокультурных группах и знакомство с различными культурными кодами (наука, ис­кусство, право, политика, религия);

— принадлежность к одной из социальных пози­ций, характерных для взрослых представите­лями системы стратификации.

 

Обычно достижение такого состояния отмечает­ся в любой культуре обрядом инициации или его ана­логами, с помощью которых специально выделенные институциональные структуры в лице исполнителей особых ролей как бы наделяют индивида сертифика­том «взрослости», то есть полноправием не только осваивать социокультурное окружение, не только пребывать в социокультурной жизни, но и менять их. Как правило, во всех культурах от взрослого инди­вида ожидаются проявления способностей, возмож­ностей и эффективной активности, направленных на воспроизведение социокультурной жизни в её клю­чевых измерениях (социокультурное взаимодействие, создание вещей, идей, образов, воспроизведение по­томства).

 

 

Первичная социализация (ранний этап)

 

В изучении детства можно выделить три основных акцента: ребенок как «объект» социализации и инкультурации; ребенок как «субъект» в отношениях с други­ми; культура с позиции детского опыта. Последний аспект исследования является достаточно новым и по­знавательно интересным, поскольку открывает допол­нительные возможности познания культуры на более общем уровне, в частности микроизменений культур­ных образцов при их освоении в детстве и дальней­шем использовании во взрослом возрасте, а также фор­мирования личностных предпосылок и предрасполо­женности к инновативным поискам.

С этих трех точек зрения речь идет о решении таких проблем, как определение механизмов приоб­ретения «раннего опыта»; способностей человека к на­учению; соотношения врожденного и заученного в он­тогенетическом процессе; структуры процессов соци­ализации и инкультурации от момента рождения до вхождения во взрослую жизнь. Этому соответствуют такие предметные области, как межличностная ком­муникация, процессы научения, детская культурная ак­тивность.

Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями). В 80-х гг. XX в. на передний план выдвигаются коммуникативные ас­пекты первичной социализации, в первую очередь проблемы отношений детей с родителями, начиная с раннего возраста и до момента овладения члено­раздельной речью. В качестве показательных рас­сматриваются такие коммуникативные ситуации, как «мать — ребенок», «родители — ребенок», «незнако­мые — ребенок». Выяснено, что недостаток внимания к ребенку в раннем возрасте может стать причиной ряда заболеваний, в том числе психических. Тогда как тесный контакт младенца с матерью обусловливает более высокие показатели интеллектуального коэффи­циента. Такие дети решают задачи лучше тех, на чью долю досталось меньше внимания. Выяснилось так­же, что кормления и гигиенического ухода недостаточно, чтобы сформировались важные предпосылки для дальнейшей инкультурации ребенка. Необходимо, чтобы родители разговаривали, играли с ним, созда­вали эмоционально насыщенные отношения. Особое значение имеет в этот период умение родителей транслировать ребенку желаемый образ поведения. По результатам исследований подобные культурные ожидания ребенок начинает воспринимать с трехме­сячного возраста.

Опыт глобальных сравнительно-культурных ис­следований, создание мирового этнографического атласа, начавшееся в 40-х гг. XX в. под руководством Г. Мердока, подтвердили научную и практическую значимость изучения процессов ранней социализа­ции. Сравнения позволили исследователям система­тическим образом осмыслить различия в проявлени­ях отношений между родителями и детьми, наблюда­емых в различных культурах и субкультурах. На базе данных атласа была построена теория социализации, связанная с родительским разрешением — запреще­нием. Вариации этих переменных по определенной формальной схеме позволяют интерпретировать, объяс­нять и предсказывать поведение, интеллектуальные, эмоциональные реакции ребенка и будущего взрос­лого в определенных социокультурных ситуациях. Схема строится на оценке одновременного влияния на тип поведения ребенка двух параметров: теснота и характер родительского отношения, с одной стороны, и частота применения определенного типа отноше­ния — с другой. По первому параметру выделяются четыре типа отношения родителей к ребенку: пони­мание, теплота, любовь; враждебность и агрессив­ность; индифферентность; контроль. По второму па­раметру устанавливается четырехбалльная шкала оценки соответствующих проявлений: редко (в исклю­чительных случаях); иногда; часто; всегда (по большей части). В свою очередь переменная родительского кон­троля имеет следующие значения: отсутствие контро­ля, слабый, твердый, следящий, ограничивающий ав­тономию контроль. Анализ данных в соответствии с такой схемой позволяет не только выявить распределение в обществе типов семейной первичной социали­зации и определить доминирующий здесь тип, но и про­интерпретировать или предсказать поведение взрос­лых индивидов в определенных устойчивых социокуль­турных ситуациях.

Основные предпосылки научения. Относитель­но процессов научения у исследователей до сих пор существуют серьезные расхождения в понимании со­отношения врожденных свойств и воздействий сре­ды при трактовке успешности этих процессов. Одни считают, что способности человека и базирующиеся на них навыки — особенно в раннем детстве — фор­мируются в соответствии с естественным созрева­нием генетически предопределенных механизмов. Другие утверждают, что ребенок обучается во взаи­модействии с окружением, и в этом процессе у него формируются не только навыки, но и способности. Проверка гипотез, базирующихся на каждой из на­званных позиций, осуществляется, на обширном и разнообразном сравнительно-культурном материале. Изучается развитие способностей к овладению интел­лектуальными, образными, абстрактными, предметно-наглядными, двигательно-стереотипными формами оперирования элементами окружения. Рассматрива­ются и интерпретируются различия в сенсомоторных реакциях, особенностях памяти, внимания, других психических функций у детей из различных культур. Выявляется и интерпретируется межкультурная спе­цифика восприятия цвета, звука, пространства. Ис­следуется влияние культурных особенностей на раз­витие эмоциональной сферы ребенка, в особенности таких чувств, как любовь, ненависть, страх, удивле­ние, радость, горе.

Результаты эмпирических исследований, прове­денных М. Мид и Ж. Пиаже, позволили им поставить под сомнение тезис Леви-Брюля об уподоблении мыш­ления ребенка и «дикаря». Согласно их независимым друг от друга выводам, мышление ребенка в «прими­тивных» культурах реалистичнее, чем у взрослых; дети не приписывают случайным событиям сверхъественного значения; им не свойственно анимистическое мышление и т. п. Все это, говоря словами М. Мид, «ока­зывается детерминированным культурой, потенцией человеческого ума», но не является ранней стадией индивидуального развития или существования чело­веческой культуры. Что касается овладения родным языком, то исследования показали, что дети не учат язык как таковой, но осваивают разные стереотипные схемы и стили речевого поведения, которые позволя­ют им функционировать в качестве компетентных коммуникаторов в контексте различных ситуаций. В процессе социализации они осваивают необходи­мый набор точек зрения на мир, «картин мира» и пред­ставлений, которые удостоверяют их чувство культур­ной идентичности и поддерживают их ролевые иден­тичности.

Научение невербальному поведению является предметом исследований этологического направления. Они тяготеют к одному из двух основных полюсов интереса. С одной стороны, делается акцент на выяв­ление биологических предпосылок, значимость наслед­ственных факторов в формировании этих навыков. С другой стороны, заметно тяготение к тщательному ана­лизу его социокультурных детерминант. Следует под­черкнуть, что обе ориентации не находятся в оппозиции или в конфликте друг с другом. Двойная детерминация невербального поведения сегодня общепризнана. Речь идет о доминанте исследовательского интереса.

Внимание исследователей к невербальным аспек­там человеческой коммуникации, к их генезису в ран­нем детстве, в период от рождения до овладения чле­нораздельной речью вполне объяснимо. Поскольку в этот период отношения ребенка с окружением отлива­ются в невербальные формы, механизмы формирова­ния и выражения эмоциональных переживаний и со­стояний через жесты, мимику, позы более очевидны, чем у взрослых. Сравнительно-культурные исследова­ния обеспечивают дополнительную информацию для понимания общих и специфичных структурных, фун­кциональных, символических особенностей невербаль­ной коммуникации в процессах ранней социализации    в различных культурах.

В качестве важных коммуникативных средств, являющихся проводниками для выражения отношения ребенка к отдельным элементам окружения, выделя­ются общая мимика, выражение глаз, улыбка; довербальное интонирование; жест. Сейчас постепенно скла­дывается своеобразный «словарь» такого невербаль­ного «языка». Так, например, выделено 136 терминов и их сочетаний, применяемых для описания различных эмоциональных состояний детей; только улыбок перечис­ляется 10 видов[79].

Особой темой в изучении детского опыта является формирование избирательности ребенка по отноше­нию к окружению. Её показателями на довербальном уровне являются комплексные реакции оживления и страха, проявляемые по отношению к различным лю­дям, предметам, ситуациям. Выяснено, что избиратель­ное поведение начинается у ребенка в двухмесячном возрасте. Причем способность узнавания, отделения знакомого от незнакомого проявляется намного рань­ше, чем страх перед незнакомым[80].

Вопрос о причинах страха перед посторонними и одновременного любопытства к ним остается пока не­решенным, а ответы на него носят гипотетический ха­рактер. Одни исследователи считают страх такого рода врожденным антропологическим свойством, аргумен­тируя это тем, что он проявляется у детей, не имевших негативного опыта общения с «чужими». Предполага­ется, что существуют какие-то исходящие от людей сиг­налы, одни из которых вызывают настороженность, а другие настраивают человека на дружеский лад. Лич­ное знакомство в значительной степени блокирует механизмы тревожности. Поскольку при постоянных контактах человек принимает уже знакомые сигналы, люди, живущие среди родственников и друзей, не испытывают напряжения[81]. Но это лишь предположе­ние, поскольку пока неизвестно, в соответствии с каки­ми признаками осуществляется дифференциальная из­бирательность людей по отношению друг к другу, тем более, что дети боятся не всех незнакомых, а выборочно.

Культурная активность ребенка. Среди культур­ных форм, оказывающих существенное влияние на социализацию ребенка, на выход его в область само­стоятельных решений и действий, важнейшее место принадлежит игре. Игра является такой культурной формой, внутри которой самостоятельность ребенка по­ощряется, однако её последствия не связаны для него с серьезным риском. В то же время определенные правила, свойственные даже ролевым играм, обеспе­чивают детям образцы для подражания в процессе ос­воения определенных культурных навыков. В зависи­мости от их характера игры могут быть разделены на следующие типы:

— физические игры, в которых тренируется и раз­вивается моторная активность;

— стратегические игры, тренирующие и развива­ющие способность прогнозировать возможные результаты и оценивать их личностную веро­ятность;

— стохастические игры, где решающая роль при­надлежит случаю, удаче, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтро­лируемыми обстоятельствами, к представле­нию о риске;

— ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок осваивал технологии перехода из одних стандартных социальных ситуаций в другие[82].

По другому социализующему основанию класси­фицировал игры Э.Г. Эриксон: «аутокосмическая игра, направленная на собственное тело, микросферическая игра, имеющая предметом игрушки, и макросферическая, направленная в мир играющего»[83]. В играх разви­ваются такие личностные свойства, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение. Эриксон придавал большое значение игре в процессе инкультурации, рассматривая её как процесс, в кото­ром ребенок учится проверять и воспроизводить ре­альность через модели ситуаций, копирующих непос­редственную повседневную жизнь[84].

Значимое место в период первичной социализации принадлежит освоению трудовых навыков и формиро­ванию ценностного отношения к труду. Культуры раз­личаются с точки зрения возраста, в котором ребенок вовлекается в полезную активность, и соответственно по конфигурации детского образа жизни (соотношения в нем игры, труда и праздности).

В современной ситуации этот аспект социализа­ции представляется исследователям особенно важ­ным. Современные технологии, переменчивость эко­номической конъюнктуры в развитых обществах обусловливают существенные изменения в содержа­нии трудовой социализации. Сегодня из системы об­щественного разделения труда исключаются целые классы традиционных профессий, а на их месте воз­никают совершенно новые. Меняется технологичес­кая среда повседневной жизни. И необходимы новые схемы ранней социализации, адаптирующие детей к этим условиям.

Многочисленные сравнительные исследования доказывают правомерность утверждения о влиянии детского опыта на формирование личности, стереотип­ных элементов социализации на воспроизведение культурных стереотипов. Тем не менее сегодня иссле­дователи не склонны, как, скажем, в 20-х — 40-х гг. XX в., преувеличивать значимость этого влияния. Изу­чение жизненного цикла индивида, психобиологичес­ких и культурных особенностей его различных стадий все более становится фокусом исследовательского ин­тереса. И уже сегодня есть данные, хотя и не особенно многочисленные, о том, что личность претерпевает существенные структурные изменения на протяжении всего жизненного цикла и что приобретенные в дет­стве черты могут быть полностью вытеснены или трансформированы в более зрелом возрасте.

Значительное внимание в этой связи уделяется такому нормативному аспекту культуры, как «эталон­ная» личность. Сравнительные исследования обнару­живают наличие подобного феномена во всех культу­рах. Соответственно предметом исследования стано­вятся место, роль и функции, которые принадлежат в процессах социализации и на ранних стадиях жизнен­ного цикла такого рода эталонам. Исследования пока­зывают, что в культурной общности может быть не­сколько типов идеальной личности, соответствующих различным социальным позициям, статусам, ролям, различным стандартным типам социально значимых ситуаций. Они в наглядной форме задают ценностный план действования в определенных условиях. В то же время исследуется, в каком возрасте и почему реаль­ные правила результативной активности в этих усло­виях расходятся с эталонными.

Из всего сказанного выше следует, что изучению детского опыта в рамках психоантропологического подхода к культуре уделяется очень большое внимание, поскольку с самого раннего детства ребенок попадает в структуры социального взаимодействия, и это его первый и, возможно, сильнее всего запечатлевающий­ся культурный опыт. Динамика становления личности, её жизненного пути, как свидетельствуют результаты исследований, сложным образом, и отнюдь не напря­мую, как считалось раньше, связана с опытом раннего детства. Тем не менее в этот период закладываются важные предпосылки дальнейшей специализации. Как отмечала Дж. Данн, «мы лишь тогда начали понимать развитие человека, когда стали изучать детей в их ре­альном социальном мире»[85].

 

Социализация после раннего детства

 

Освоение социально значимых элементов окруже­ния не ограничивается опытом раннего детства. Такое освоение с различной степенью интенсивности про­исходит несколько раз в течение жизненного цикла человека и тоже называется социализацией.

В самом общем виде под социализацией после раннего детства понимается совокупность культурно оформленных и социально установленных процессов приобретения людьми знаний и навыков, необходимых для адекватного, в частности, бесконфликтного совме­стного существования, то есть взаимодействия и ком­муникации в социально значимых ситуациях; выраже­ния личностно значимых переживаний и побуждений в культурно приемлемых формах; определения границ социально и культурно санкционированных действий и поведения и степени индивидуальной ответственно­сти за соблюдение или нарушение этих границ. Соци­ализация — это непреложная часть социокультурной жизни и универсальный фактор динамики личности как субъекта общества и культуры.

Уровни освоения окружения. Ранняя социализа­ция обеспечивает основные предпосылки для дальней­шего освоения сложной социокультурной среды, соци­альной структуры, представленных в культуре в виде стереотипов и образцов действий, поведения, взаимо­действий, нормативных предписаний и запретов, цен­ностных суждений, которые либо кодифицируются, либо специально демонстрируются в поведении как социально значимые. В процессе социализации проис­ходит структурирование фундаментальных видовых способностей и задатков человека.

Уровню практических действий соответствуют навыки поискового и стереотипного оперирования предметами и научение такому оперированию. Опера­циональными единицами здесь являются отдельные действия, или акты поведения, а суть процесса заклю­чается в построении цепей таких единиц, соответству­ющих достижению определенного практического ре­зультата. Социализация в этом случае основывается на природной способности человека к организации соб­ственной активности так, чтобы взаимодействовать с вещами, окружающими его.

Уровню образного освоения окружения соответ­ствуют навыки выделения сложных целостностей, на­чиная от самого общего «фона» («картина мира», «определение ситуаций») и кончая неустойчивыми продуктами восприятия на выделенном «фоне». За опе­рациональную единицу можно принять образ, который позволяет людям воспринимать свое окружение с раз­личной степенью обобщенности и устойчивости. Соци­ализация на этом уровне основывается на природной способности человека к формированию и распознава­нию образов.

Уровню мыслительных процессов соответствуют навыки доэмпирического оперирования знаками и символами, а также навыки обобщения количествен­ных и качественных характеристик элементов окруже­ния. Операциональными единицами такой деятельно­сти являются знаки и символы, а её суть заключается в распознавании или установлении связей, организу­ющих их в стабильные или нестабильные целостности, имеющие значение для практической деятельности, для адаптации человека в социокультурном окружении. Возможность социализации обеспечивается природной интеллектуальной способностью человека.

Эмоциональному уровню соответствуют навыки дифференциальной оценки своих переживаний, а так­же элементов и состояний социокультурного окруже­ния, собственных способов их освоения и использова­ния. В качестве операциональных единиц выделяются чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Первое из них побуждает человека поддерживать сло­жившиеся отношения с окружением и их эмоциональ­ные эквиваленты, а второе стимулирует к их измене­нию. Социализации подлежит природная способность человека строить свои отношения со средой выборочно.

На каждой стадии индивидуального жизненного цикла и в различных сферах культуры эти уровни организуются по-своему. Социализацию можно счи­тать адекватной, если они формируются в соответствии с состоянием социокультурного окружения, его струк­турой и динамикой.

Культурно-пространственное измерение социа­лизации. Рассматривая процессы социализации в оп­ределенном обществе в конкретный исторический период, необходимо принимать во внимание, что соци­ально значимые элементы культуры имеют здесь свою пространственно-временную и социально-структур­ную распределенность, границы которой важно знать, чтобы выявить локусы социализации (институты, груп­пы, информационные блоки) и их дифференциальную доступность для членов общества в разные возрастные периоды. Выделение в культуре её специализирован­ного и обыденного уровней позволяет отличать процес­сы и институты, связанные с приобретением профес­сиональных знаний и навыков, от тех, что характерны для общего образования и культурных форм повсе­дневной жизни.

Конкретизировать содержание социализации мож­но, обратившись к концепции образа жизни членов общества. В качестве его структурных составляющих выделяются модусы социокультурной жизнедеятельно­сти людей, то есть культурно установленные «поля» самореализации людей как представителей общества и культуры. Если рассматривать их с точки зрения содержания приобретаемых и используемых знаний и навыков, можно выделить следующие:

— жизнеобеспечение: профессиональная деятель­ность, домашний труд, приобретение и потреб­ление товаров и услуг;

— личностное развитие: приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

— социальная коммуникация: формальные и не­формальные отношения, путешествия, физичес­кие передвижения;

— восстановление энергетических затрат: потреб­ление пищи, соблюдение личной гигиены, пас­сивный отдых, сон.

Каждый из перечисленных модусов обладает куль­турно-пространственным измерением, то есть предполагает освоение связанных с ним способов действий, по­буждений, ценностных представлений, правильного по­ведения в соответствующих зонах институциональной и повседневной реальности. Рассмотрение социализации с этой точки зрения позволяет фиксировать те области социокультурной жизни, где осваиваются её стереотип­ные массовые формы и те, освоение которых становится отличительным признаком принадлежности к определен­ным субкультурам или социокультурным слоям.

 

Временное измерение социализации после ранне­го детства. Помимо культурно-пространственного из­мерения процесс социализации имеет и временное. В этом процессе можно выделить несколько периодов. Исключительное место, как уже отмечалось, принад­лежит раннему, когда младенец впервые попадает в мир искусственных объектов, технологий и символи­зированных отношений. Здесь формируются предпо­сылки для остальных стадий, периодизация которых может определяться тем, какие из модусов социокуль­турной жизни являются ведущими на каждой из них и, следовательно, какие знания и навыки предполагается осваивать и развивать.

Первый период можно назвать первичной социа­лизацией. Она связана с приобретением на базе ран­него детского опыта социально обязательных обще­культурных знаний и навыков, носящих неспецифич­ный (в профессиональном отношении) характер. Здесь их практическое освоение становится ведущим моду­сом в образе жизни личности. Соответствующими ин­ститутами являются детские дошкольные и школьные учреждения. Личность отдает пребыванию в них зна­чительную часть времени и усилий. Приобщение к профессиональным субкультурам осуществляется в специализированных начальных учебных заведениях, сочетающих общее образование с обучением профес­сии. Начальное представление о существовании опре­деленных субкультур приобретается через семью, об­щение с детьми из других социокультурных слоев, с воспитателями и преподавателями. В подростковом возрасте начинается осознанное приобщение к специ-    фично молодежной субкультуре.

Второй период — это профессиональная социа­лизация. Она состоит в овладении специализирован­ными трудовыми знаниями и навыками, в приобще­нии к соответствующей профессиональной культуре. В образе жизни людей на этом этапе такая подготов­ка становится ведущим модусом, нормативно предпо­лагающим значительные затраты индивидуальных усилий и времени. Институтами, обеспечивающими соответствующие знания и навыки, являются специ­альные учебные заведения — высшие и средние. Здесь культурная дифференциация молодых людей усиливается, поскольку они приобщаются к различ­ным областям разделения труда со специфичными взглядами на мир, ценностными представлениями, обусловленными их историей и традициями. Социа­лизация общекультурного характера в период профес­сиональной подготовки осуществляется, во-первых, как освоение молодым человеком нового, уже не дет­ского статуса в семье; во-вторых, как приобретение новых социокультурных знаний и навыков за счет значительного расширения круга социальных контак­тов; в-третьих, путем обсуждения и интерпретации своего нового статуса и нового опыта в рамках моло­дежной субкультуры. В это время также развивают­ся навыки пользования признаками социокультурной дифференциации и существования в неоднородной культурной среде.

Третий период характеризуется включением лич­ности в систему общественного разделения труда. Здесь социализация состоит в овладении профессио­нальными знаниями и навыками на рабочем месте, в попытках соединить с ними полученный ранее опыт, а также в адаптации в профессиональной субкультуре. Профессиональная деятельность теперь становится на долгие годы ведущим модусом в образе жизни индиви­да. Он приобретает статус полноправного члена обще­ства, и его профессиональная и гражданская адапта­ция происходит уже не на базе специальных институ­тов социализации, а в непосредственных контактах — формальных и неформальных — в широком круге со­циокультурных ситуаций.

В профессиональной социализации в этот период целесообразно проводить различие между первона­чальной адаптацией на рабочем месте и повышением квалификации. В первом случае социализация осуще­ствляется в непосредственной трудовой среде. Для второго случая существуют институциональные фор­мы, которые отличаются от первых двух этапов обуче­ния фокусированностью на узкой профессионализа­ции. Временные затраты, связанные с повышением квалификации, влияют на структуру образа жизни индивида до тех пор, пока это переобучение происхо­дит. В период полной включенности людей в трудовую и гражданскую жизнь закрепляется их социокультур­ная дифференциация по профессионально-квалифика­ционным, демографическим признакам, по степени социально-политической активности. При этом, чем меньше социально значимых контактов с другими ви­дами занятий предполагает профессия, чем ограничен­нее цели группы политической принадлежности инди­вида, тем беднее эти субкультуры, тем менее они спо­собствуют общей социализации личности.

Общая социализация человека в период полной включенности в систему общественного разделения труда и полноправную гражданскую жизнь происхо­дит как за счет субкультурных, так и за счет общесо­циальных механизмов. Адаптируясь в обеих областях, личность под влиянием позитивных и негативных сан­кций (поощрений и наказаний, одобрений и осужде­ний) со стороны окружающих осваивает принятые здесь образцы деятельности, взаимодействия, поведе­ния, коммуникации, ценностные и нормативные пред­ставления. Далее, жизнь взрослого человека подразу­мевает его включенность в целый ряд других субкуль­тур: семью, дружеские группы, группы по общим культурным интересам и т. п. Вхождение в каждую из них или перемена группы принадлежности обязатель­но предполагает дополнительную социализацию. Ведь в таких ситуациях возникает необходимость осваивать и применять иные по сравнению с имеющимся опы­том социокультурные образцы, ценности, нормы. Но наряду с этим члены общества используют и общекультурные средства: массовую информацию, учреждения культуры и т. п. Профессиональная деятельность и участие в группах принадлежности характеризуют структуру и содержание образа жизни людей. Здесь социокультурная дифференциация поддерживается за счет различий в образе и стиле жизни, характерных для различных социокультурных групп.

Четвертый этап социализации связан с пенсионным возрастом. В этот период человек выходит из системы общественного разделения труда. У него высвобожда­ется время, ранее занятое профессиональной деятель­ностью, и ему приходится заново структурировать свой образ жизни так, чтобы не потерять свое лицо как члена общества. В различных культурах этот период социа­лизации институционально обеспечен не одинаково. Однако его значимость как в индивидуальном образе жизни, так и на социальном уровне неоспорима. Если люди при резкой смене жизненных обстоятельств ос­таются за пределами активной социокультурной жиз­ни, и не существует специальных институциональных структур, позволяющих пожилым адаптироваться в ус­ловиях поиска новой социальной и культурной идентич­ности, начинается «сползание» личности к более при­митивному состоянию, её деградация.

Таковы основные периоды социализации и связан­ные с каждым из них навыки и знания, которые необхо­димо осваивать при переходе из одного социально-воз­растного статуса в другой. В дополнение к этому следует особое внимание обратить на различие между тремя типами социализации: первичная ранняя (младенчество), первичная (первый этап) и вторичная (второй, третий, четвертый этапы). О младенчестве, как уже отмечалось, можно сказать, что здесь формируются предпосылки для дальнейшего освоения личностью социокультурного ок­ружения. В период первичной социализации происходит обучение, то есть овладение исходными практическими навыками и знаниями, а также навыками научения — и это цель обучения. Вторичная социализация в отличие от этого характеризуется применением навыков научения как средства для получения личностно и социально значимых результатов, в том числе для более широкого освоения культуры. На этапах ранней и первичной со­циализации человек с необходимостью является объек­том воспитания, когда в него «вкладываются» социаль­но обязательные элементы культуры. Основу воспитания составляет подражание ребенка действиям и поведению взрослых, с одной стороны, и директивные предписа­ния взрослых — с другой. В период вторичной социали­зации изменения в поведении человека происходят за счет самостоятельного выбора новых знаний и навыков для освоения, а также за счет применения к нему отри­цательных санкций со стороны окружающих в различ­ных ситуациях взаимодействия.

Описание процессов социализации будет неполным, если не упомянуть о так называемой ресоциализации. Это понятие относится к таким институтам, как пени­тенциарные и психиатрические учреждения, и к таким категориям людей, как делинквенты (люди с отклоняю­щимся поведением), правонарушители, душевноболь­ные. В этом случае подростки и взрослые подвергаются специальным принудительным воздействиям, способ­ствующим разрушению прежних, социально неприем­лемых схем поведения и представлений, и формирова­нию других, не вступающих в конфликт с образцами и нормами, установленными в обществе и культуре.

 

Этологические основания идентичности

 

Проблема социализации на этологическом уровне основывается на идее границ, которые люди проводят между собой и своим социальным окружением. Она трактуется через дихотомии «я — другие» на индивиду­альном уровне и «мы — они» на групповом уровне, то есть через анализ факторов и механизмов, обусловли­вающих установление границ в совместном существо­вании людей в процессах социального взаимодействия, культурной коммуникации. Такого рода исследования направлены на то, чтобы объяснить, каким образом происходит установление и прерывание контактов меж­ду людьми, при каких условиях возникает необходимость укреплять личностные и групповые границы, а при каких они становятся более проницаемыми.

Регулирование отношений «я — другие» на инди­видуальном уровне составляет один из важнейших принципов в формировании межличностных отноше­ний. Соответственно культурные выражения и закреп­ления их форм и структур занимают важное место в процессе социализации. Антропологический механизм такого регулирования формируется на всех уровнях существования человека: на органическом — это спо­собность организма отличать внутренние для него сигналы от внешних; на телесном — это ощущение границ личного пространства; на социально-психоло­гическом — это чувство эмоциональной дистанции (близость — отчуждение); на культурном — это способ­ность выражать и понимать сигналы индивидуальной дистанции. Нарушение адекватного функционирования механизмов такой регуляции имеет негативные послед­ствия как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. В первом случае это ведет к потере идентич­ности — психическому состоянию или заболеванию, при котором человек теряет способность к различению внутреннего и внешнего мира, «я» и «не-я». Во вто­ром — нарушение межличностных дистанций порож­дает конфликтные и агрессивные реакции.

Регуляция приватности культурными средствами осуществляется с помощью вербальных сигналов, зна­ков экспрессивного и проксемического (пространствен­ного) поведения, характера одежды, средствами орга­низации предметно-пространственной среды. Это не­прерывный процесс, осуществляемый различными «я», составляющими общество, вступающими во взаимодей­ствие друг с другом и выходящими из него. Таким об­разом, соотношение совместности и приватности пред­ставляет собой механизм избирательного контроля над доступом людей друг к другу, основание индивидуаль­ного права выборочно открывать или закрывать себя для социального или физического воздействия со стороны других. Фундаментальность этого механизма для фор­мирования культурных элементов и конфигураций обус­ловливает важность для психологической антропологии ответа на вопрос, «как в культуре используется вариа­бельность уровней поведения для регуляции отношений «я — другие»[86]. Степень приватности в различных куль­турах, субкультурах, социокультурных ситуациях варь­ируется от максимальной открытости к максимальной закрытости. Тем не менее даже в предельных случаях, как показывают сравнительно-культурные исследова­ния, всегда сохраняется их определенное соотношение, всегда имеется культурная выделенность приватности в публичных ситуациях[87].

Развитие урбанизации и возникновение мегаполи­сов породили социокультурные проблемы высокой плотности и скученности расселения. Жителям таких городов приходится часто попадать в ситуации вынуж­денных контактов с незнакомыми людьми — на ули­цах, в учреждениях обслуживания, в городском транс­порте. Скученность обусловливает постоянную угрозу нарушения «персонального пространства». В связи с этим в культуре мегаполиса усиливаются в массовом масштабе тенденции к обособлению, приватности и формируются соответствующие образцы поведения и культурные конфигурации. Так, общество здесь явля­ется «анонимным»: люди не просто могут быть не зна­комыми друг с другом будучи жителями одного кварта­ла, но они не хотят этого и имеют на это право. Город­ские жители законом ограждаются от вмешательства в их приватную жизнь даже ближайших соседей. Закон в мегаполисах как механизм регулирования социаль­ного взаимодействия существенно преобладает над мо­ралью (локальными нравами и обычаями). Основной способ адаптации в этих условиях связан с развитием индивидуальных механизмов регуляции коммуникатив­ных и информационных процессов, навыков возведе­ния барьеров на пути обмена информацией, защитных реакций в сфере эмоционального обмена (маскировка, гашение эмоций). Именно культура крупнейших горо­дов породила феномен «ролевого, поведения», сводящего контакты между людьми в институционализованных ситуациях к максимально возможной рационали­зованной и функциональной форме. В современной модернизованной, урбанизованной культуре такие эмоциональные и поведенческие барьеры стали устой­чивыми стереотипами поведения.

Однако, как всегда в культуре, такая тенденция на первоначальных стадиях формирования оказывается далекой от оптимума в своем проявлении. Люди ищут благоприятных пространственных условий, огражда­ющих приватность. Массовое стремление горожан к этому состоянию обусловлено усталостью от множе­ственности, изменчивости и интенсивности воздей­ствий окружения. Обе тенденции находятся в резонан­се с культурной ценностью приватности. Привычка к поддержанию эмоциональной дистанции с «чужими» распространяется на ближайшее окружение личнос­ти — родственников, друзей, знакомых. Обособление приобретает патологические формы ощущения безвы­ходности, изоляции, одиночества, непреодолимости психологических барьеров в сфере межличностных контактов, неумения выразить себя адекватным (при­емлемым для себя и для других) образом. В результате в крупнейших городах возникают соответствующие формы как психических, так и поведенческих патоло­гий, нормализация которых является одной из важней­ших задач специалистов в области социализации (обра­зования, психиатрии, пенитенциарной системы, адап­тационного консультирования, социальной помощи)[88].

 

Норма и отклонение

 

Важной темой психологической антропологии в связи с концепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точка зрения на нее была задана статьей Р. Бенедикт «Антропология и па­тология»[89]. Развивая идеи З.Фрейда, она выдвинула гипотезу о том, что каждая культура содержит особые, характерные для нее черты, которые вызывают специ­фичные психопатологические реакции. Она поставила также проблемы нормы здоровья, высказав допущение о том, что нормальными считаются поведение и состо­яния, находящиеся в соответствии с установлениями данного общества, оправданные в нем. Таким образом, проблема культурной нормы приобрела релятивистс­кую окраску.

При обсуждении нормы следует принимать во внимание неоднозначность самого термина. С одной стороны, в науках о культуре нормой считается такое устойчивое регулятивное или референтное (обязатель­ное для соотнесения с ним) образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, то есть об­лечено в устную или письменную формулу, составля­ющую часть морального кодекса. С другой стороны, этим же термином обозначается норма в статистичес­ком смысле, то есть часто даже неотрефлексированные формы поведения, предпочтений, которые оказы­ваются общими для статистически значимого большин­ства членов группы и проявляются только на уровне социальной активности. Из этого следует, что далеко не все виды общераспространенного поведения могут оправдываться на уровне принятого в сообществе морального кодекса. В то же время моральное оправ­дание некоторых нормативных предписаний отнюдь не означает обязательного массового следования им.

Трактовка и объяснение отклонений от культурных норм, выявление порождающих их факторов, их по­следствий для личности и её культурного окружения, механизмов их социальной и культурной институционализации осуществляются на базе культурно-антро­пологической интерпретации данных психиатрии и анализа правонарушений. Изучение народной медицины и этнопсихиатрии позволило выявить не только раз­нообразные виды терапии по отношению к душевным заболеваниям. Стало очевидным, что значение и смысл таких заболеваний неодинаковы в различных культу­рах. Варьируются оценка социокультурного статуса больного, его самовосприятие, граница, отделяющая психическую болезнь от здоровья, и т. п. Соответствен­но расширились аналитические рамки для изучения устойчивости социокультурных структур по отношению к индивидуальным девиациям (отклонениям), а также последствий такой устойчивости для социальной иден­тификации личности.

В этнопсихиатрических исследованиях многообра­зие психических отклонений и порождающих их фак­торов рассматриваются в двух основных аспектах. С одной стороны, изучается специфика девиантного поведения, особенности психозов и их истоков в зави­симости от особенностей различных культур. С другой стороны, анализируются психические последствия перехода общества из традиционалистской в модерни­зованную форму: сравниваются особенности дисфун­кций психики в обоих типах обществ, место и роль в них наркотических культур (алкоголизм, наркомания, токсикомания).

Самостоятельную тему исследований этой ориен­тации составляет изучение психических отклонений, пограничных состояний личности как источников куль­турных инноваций (творчества). Интересный матери­ал для изучения закономерностей индивидуальной обусловленности формирования культурных знаков и символов, культурной семантики обеспечивается срав­нительно-культурным анализом сновидений.

Релятивизация концепции культурной нормы, проблематизация её неизменности позволили исследова­телям более тонко изучить темы нормы и отклонения, здоровья и заболевания. Нестандартное поведение пе­рестало однозначно трактоваться как патология орга­нического или психического происхождения. Общесо­циальные кодифицированные и статистические нор­мы больше не рассматриваются как безоговорочно и навсегда связанные с адаптацией людей к своему окружению и к сохранению личностного благополучия. В результате модель изучения «отклонений» может вы­глядеть сегодня следующим образом. В социокультур­ной реальности выделяются три уровня функциониро­вания нормативных образований: норма для индивиду­ального организма задается видовой обусловленностью, наследственностью, физическими и психическими ре­сурсами человека как вида и т. п.; норма для группы обусловлена её функциональной и структурной специ­фикой, особенностями свойственных ей нравов и обы­чаев по сравнению с другими группами; общесоциаль­ная норма отражает общие принципы социального вза­имодействия и регулирования конфликтов для всех членов общества.

Соответственно необычные проявления не следу­ет сразу диагностировать как аномалию, но подверг­нуть анализу с точки зрения адаптационных социокуль­турных процессов. Например, нарушение групповых или общесоциальных стереотипов может отнюдь не быть свидетельством психического заболевания или «отклоняющегося поведения». Может оказаться, что найденная человеком позиция в отношении к окруже­нию более отвечает критериям личностного или груп­пового благополучия, чем общепринятые. Хотя откло­нение может носить и разрушительный для индивида и группы характер. Но поскольку социальная значи­мость инновации часто становится заметной лишь с те­чением времени, члены группы склонны не принимать её сразу, продолжать придерживаться установивших­ся стереотипов и считать новое отклонением, наруше­нием, а иногда и патологией.

Подобным же образом не следует без проверки от­носить к преступным группам те, что отклоняются в своих действиях не только от социально санкционированного морального кодекса, но даже и от некоторых правовых норм. Может оказаться, что конкретные законы, имею­щиеся в определенной культуре, перестали соответство­вать изменившейся социальной ситуации, способствовать решению текущих социокультурных проблем. А на груп­повом уровне в определенном сообществе найдены адек­ватные формы существования в изменившихся условиях, причем такие, что могут быть социально приемле­мыми. В то же время стереотипы поведения и действий, найденные в рамках определенной группы и способ­ствующие приращению благополучия её членов, могут не только противоречить правовым установлениям, но и угрожать адекватному функционированию других групп, механизмов поддержания порядка, удовлетворя­ющего большинство членов общества. В этом случае об­щесоциальные нормы оказываются более действенны­ми не только по традиции, но и по существу.

Проявления отклонений на одном из названных уровней не обязательно ведет к нарушениям на дру­гих. Так, психическое заболевание или индивидуаль­ное преступление даже при условии их определенной статистической вероятности не разрушают социокуль­турных групп и общества. Институционализация тако­го рода событий позволяет локализовать их, «выгоро­дить» из более широкого культурного контекста с его рутинными установившимися процессами. Клиники для душевнобольных, пенитенциарные учреждения (места для содержания и ресоциализации правонару­шителей), монастыри и т. п. суть те институциональ­ные структуры, в которые помещаются несоциализованные или больные индивиды. Аналогичным образом противоречия и конфликты на уровне общественной идеологии могут никак не повлиять на образ жизни конкретных индивидов. Люди будут продолжать зара­батывать на жизнь, воспитывать детей, строить отно­шения друг с другом в соответствии с теми же стерео­типами, что были им свойственны раньше.

Эмпирические критерии индивидуальной, социаль­ной, культурной аномалии, патологии, по свидетельству многочисленных исторических и сравнительно-культур­ных исследований, меняются от эпохи к эпохе и от общества к обществу. Эти различия становятся важным показателем, характеризующим относительное своеоб­разие каждой отдельной культуры, каждого историчес­кого периода. Такая показательность определяется той социальной значимостью, которой люди наделяют их при поддержании порядков в социокультурных процес­сах при организации своего жизненного мира. Соответственно поддержание и изменение в обществе пред­ставлений о норме и патологии определяет «логику» и философию истории, зафиксированные в культуре[90].


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!