Невербальные аспекты социокультурной коммуникации



 

Термин «коммуникация» обозначает обмен сооб­щениями, передаваемыми не только в лингвистичес­кой, но и в других выразительных формах.

В процессах коммуникации существенное место отводится невербальным измерениям, которые рас­сматриваются как важные регуляторы взаимодей­ствия. Невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования того, что говорится. Вер-  бальные сообщения разворачиваются в контексте драматических или сдержанных движений, оживленных или контролируемых выражений лица, близкого или дистантного проксемического (пространственного) вза­имодействия.

Под регулированием контекста понимается конт­роль над невербальными аспектами окружения, про­странства, времени. Невербальная коммуникация оп­ределяется как симультанный (одновременно происхо­дящий) процесс многомодальной, многоуровневой передачи и интерпретации сообщений. Её культурный аспект в этом случае определяется через нормативные рамки, в которых ожидания относительно подходящих или компетентных невербальных проявлений поведе­ния конвенционально определены и проинтерпретиро­ваны в данном речевом сообществе.

Различия невербальных проявлений наблюдают­ся не только в различных культурах. Существует их значительная внутрикультурная вариабельность, за­висящая от неоднородности групповых и ситуативных норм. Они обусловливаются такими факторами, как пол, возраст, социокультурный статус, раса, а также ситуативными, контекстуальными факторами: рабочая обстановка, средовые ограничения. В свое время еще Курт Левин (1936) отмечал, что поведение определя­ется характеристиками как взаимодействующих ин­дивидов, так и окружения, в котором они находятся.

В то время как вербальная коммуникация связана с достаточно четкими сигналами, невербальная пред­ставляет собой многослойный, многомодальный, мно­гомерный, аналоговый процесс. Например, использо­вание пространства взаимодействия может сигнализи­ровать об индивидуальной приватности или дистанции в позициях, в то время как жесты и выражение лица указывают на открытость и доступность, направленные на минимизацию дистанции в отношениях или разли­чия в статусах.

Межличностная дистанция в процессе коммуни­кации. Межличностная дистанция выполняет в ситуа­циях социального взаимодействия важную организу­ющую функцию, указывая на степень официальности, формальности ситуаций. Дистанция определяется взаимосвязью измерений индивидуальности — коллектив­ности и доступности — недоступности. Она контроли­руется механизмами регулирования приватности, проксемики и аптики (тактильных контактов).

Регулирование приватности определяется как се­лективный контроль индивида или группы над своей доступностью для других. Оно достигается физически­ми средствами (например, закрытые двери, звуконе­проницаемые стены и окна, изгороди из кустарников и заборы и т. п.) и через поведение (жесты, выражение лица и т. п., указывающие на дистанцию).

Проксемика означает использование межличност­ного пространства или дистанции при регулировании индивидами степени близости, интимности отношений за счет контролирования проявлений эмоций. Она вы­ражает также утверждение личностной территории, зак­лючающееся в присвоении или маркировании места или объекта, и демонстрировании права собственности на них. Во всех культурах можно обнаружить стремление людей утвердить пространство для индивидуальной и групповой жизни. В то же время восприятия простора и скученности, отношение к нарушению или соблюдению границ персонального и группового пространства ва­рьируются от культуры к культуре. Ключевой перемен­ной здесь скорее всего является степень стремления к контактам и выражению чувств.

Аптика, или тактильные контакты (прикосновения), тесно связаны с контролированием измерения «интим­ность — формальность» физической и психологичес­кой дистанции между людьми в процессах коммуника­ции. Индивидуалистичные, низкоконтактные, слабо­эмоциональные культуры и ситуации, как показывают исследования, характеризуются стремлением людей удерживать значительную дистанцию по отношению друг к другу. Тогда как в коллективистских и эмоцио­нальных культурах и ситуациях поведение является менее дистантным.

В культурах, где тактильные контакты приняты, люди часто касаются друг друга, близко стоят друг к другу, располагаются так, чтобы находиться лицом к лицу, смотрят друг другу в глаза, амплитуда их эмоциональных проявлений велика. В не-тактильных, не-контактных культурах эти проявления сведены к миниму­му, например редкие прикосновения, значительные пространственные дистанции между участниками ком­муникации, подавляемые эмоции.

Стили невербального поведения. Как свидетель­ствуют результаты сравнительно-культурных исследо­ваний, характер коммуникации существенным образом определяется оппозицией индивидуальной и комму­нальной идентичности. Она проявляется в простран­ственной организации поведения и среды взаимодей­ствия во всех культурах, хотя по степени тяготения к одному из полюсов в обустройстве внешнего окруже­ния и проявлений поведения культуры отличаются друг от друга.

Тема индивидуализма пространственно воплоща­ется в отграничениях, выделении личностного про­странства, монохронности. Тогда как коммунальность проявляется в интеграции, коллективном пространстве и полихронном времяпрепровождении. Измерение индивидуальности — коммунальности отражает сте­пень уникальности и индивидуализованности челове­ка по отношению к социокультурной ситуации, в кото­рую он включен. Доступность — недоступность обозна­чает меру открытости человека по отношению к другим участникам ситуации. Континуум индивидуальности — коммунальности указывает на использование контек­ста (окружение, пространство, время) в целях утверж­дения индивидуальной или групповой идентичности. Континуум доступности — недоступности относится к открытому или скрытому использованию специфичных невербальных стереотипов поведения с целью регули­рования социальной дистанции: степень интенсивно­сти и демонстративности оценок происходящего, про­явлений личностного статуса, активности, реакции на коммуникативные события.

Соответственно можно построить следующие иде­альные модели стилей невербального поведения:

— уникальный открытый, где невербальное пове­дение используется для регулирования инди­видуальной приватности с использованием экспрессивных жестов с целью сигнализирова­ния оценок, статуса и готовности к реакциям;

— уникальный неявный, где невербальное поведе­ние используется для охраны индивидуальной приватности при одновременном использовании неявных жестов и движений, указывающих на отношение к партнерам и дистанцию позиций;

—- групповой открытый, где невербальное пове­дение используется для утверждения группо­вых норм и публичного лица с использованием экспрессивных жестов, выражающих оценки, статус, готовность к реакциям;

— групповой неявный, где невербальное поведе­ние используется для поддержания групповых норм и публичного лица с подспудным невер­бальным выражением отношения к процессу и дистанции позиций.

Объекты обмена в процессах коммуникации. На­конец, изучение универсальных измерений поведения в ситуациях социального взаимодействия связано с концепцией обмена. Здесь выделяется шкала из шести типов предметов обмена: любовь, услуги, блага, деньги, информация, статус. В каждой культурной ситуации они имеют свой ценностный порядок. Эти ресурсы варьи­руются по двум измерениям: шкала партикулятизма — значимость идентичности индивида (дающего и получа­ющего) в ситуациях обмена; шкала конкретности — степень, в какой каждый из ресурсов имеет истинную или символическую цену. Чем ближе ресурсы друг к другу на шкале ценностей, тем более они воспринима­ются как сходные и тем большее удовлетворение испытывается при обмене этими ресурсами.

Культурные различия показателей этих универса­лий определяются действием других культурных пе­ременных, таких как сложность — простота, официаль­ность — интимность, устойчивость — неустойчивость ситуации социального взаимодействия.

Из сказанного становится очевидным, что в терми­нах этих переменных коммуникационные процессы в типичных ситуациях социального взаимодействия описываются как системы. Иными словами, культурная стереотипизированность, конвенциональность комму­никации определяется стандартами социального взаи­модействия, а композиция этих переменных обуслов­ливает их культурную представленность, специальную обозначенность. Сопоставление аналогичных ситуаций в различных культурах и группах позволяет выявить не только специфичные для каждой из них соотноше­ния компонент коммуникации, но и объяснить или хотя бы теоретически проинтерпретировать истоки и харак­тер этих различий. В результате становится возмож­ным анализ того, как функциональное действие или представление в ходе изменений систем социального взаимодействия становятся фактами культуры.

Подчеркивая еще раз значимость коммуникатив­ного аспекта социального взаимодействия, хотелось бы также отметить его функцию в формировании культур­ных порядков, которые, как уже было показано, явля­ются интерсубъективными, искусственными и услов­ными. Здесь уместно привести высказывание Б. Уорфа, принимая во внимание то, что его можно отнести ко всем языкам культуры. «Мы расчленяем природу в направлении, подсказанном нашим родным языком. Мы выделяем в мире явлений те или иные категории и типы совсем не потому, что они (эти категории и типы) самоочевидны; напротив, мир предстает перед нами как калейдоскоп, поток впечатлений, который должен быть организован нашим сознанием, а это значит в основном — языковой системой, хранящейся в нашем сознании. Мы расчленяем мир, организуем его в понятия и распределяем значения так, а не ина­че, в основном потому, что мы — участники соглаше­ния, предписывающего подобную систематизацию. Это соглашение и закрепляется в системе моделей нашего языка. Это соглашение, разумеется, никак и никем не сформулировано и лишь подразумевается, и тем не менее мы — участники этого соглашения; мы вообще не сможем говорить, если только не подпишемся под систематизацией и классификацией материала, обус­ловленной указанным соглашением»[73].

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!