Полагающийся на волю Всевышнего



6070 – Имам Ас-Садик (А): однажды Посланник Аллаха (С) остановился под деревом после похода на берегу реки, и обрушился обвал, отделивший его от сподвижников, и увидел это человек из многобожников, а мусульмане стояли на берегу, ожидая, когда прекратится камнепад, и сказал многобожник своим людям: я убью Мухаммада (С), и, угрожая Посланнику Аллаха (С) ударом меча, спросил: кто теперь спасет тебя от меня, о, Мухаммад? Он (С) ответил: мой и твой Господь, и сбил того Джабраил (А) с его лошади, и упал он на спину, и встал Посланник Аллаха (С), и поднял его меч, и сел ему на грудь, спросил его: кто теперь спасет тебя от меня, о, Гурас? Тот ответил: твое великодушие и щедрость, о, Мухаммад, и встал Пророк (С) и отпустил его, и тот сказал: клянусь Аллахом, ты лучше меня и благороднее.

Аль-кафи, 8/127/97

 

Терпеливый

6071 – Посланник Аллаха (С): никому не причиняли столько бед, сколько мне ради Аллаха.

Канз-уль-уммаль, 5818

 

6072 – Он же (С): причиняли мне бедствия ради Аллаха как никому, и устрашали меня ради Аллаха как никого, и преследовали меня и Биляля тридцать дней и ночей, и не было у нас еды, кроме того, что было припрятано у Биляля подмышкой.

Там же, 16678

 

6073 – Исмаил бин Аййаш: был Посланник Аллаха (С) самым терпеливым перед лицом причиняемых людьми тягот.

Ат-табакат-уль-кубра, 1/378

 

6074 – Ибн Масуд: я как будто перед собой вижу Посланника Аллаха (С), разговаривающим как один из пророков, которого преследовал его народ, а он (С) отирает кровь с лица, говоря: Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!

Ат-таргиб ва-т-тархиб, 3/419/21

 

Аскетичный

6075 – Посланник Аллаха (С): когда ему (С) сказали: взял бы ты себе нормальную постель, а он лежал на циновке, которае впивалась ему (С) в бока: - что мне до этого мира? Что мой пример и пример этого мира как не кратковременная стоянка странника в жару, нашедшего себе тень под деревом на час, и затем отправившегося в путь дальше, оставив ее?

Макарим-уль-ахлак, 1/64/65

 

6076 – Имам Аль-Бакир (А): Посланник Аллаха (С) не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни сына, ни каравана, и когда Аллах призвал его (С) к Себе, его кольчуга была заложена одному еврею за двадцать кулей муки для его (С) семьи.

Курб-уль-иснад, 91/304

 

6077 – Умар: я вошел к Посланнику Аллаха (С),а он лежал на циновке, и я присел, а на нем не было ничего, кроме шаровар, и ложе его впивалось в его бока, а уменя было при себе немного муки, около саа, и я отнес его в дальний угол комнаты, где был сундук, и глаза мои увлажнились, и он (С) спросил: что заставляет тебя плакать, Ибн Аль-Хаттаб? – О, Посланник Аллаха, как же мне не плакать, когда эта циновка впивается в твои бока, и в этом сундуке нет ничего кроме того, что я вижу, а кесари и хосрои пребывают в благоденствии, а ты – Пророк Аллаха (С), Его избранник, и это – твои сбережения? Он (С) ответил: О, Ибн Аль-Хаттаб, неужели тебе не довольно того, что нам принадлежит загробный мир, а им – только этот?

Ат-таргиб ва-т-тархиб, 4/199/120

 

6078 – Макарим-уль-ахлак: пришел к нему (С) Ибн Хули с сосудом, в котором был мед и сливки, но отказался он (С) пить его, говоря: два напитка в одном, а два сосуда в одном? И отказался пить его, затем сказал: я не запрещаю этого, но мне неприятна гордыня и расчет завтрашний за предпочтение этого мира,и люблю я умеренность, ведь кто умерен перед Аллахом, того Аллах возвысит.

Макарим-уль-ахлак, 1/79/124

 

Влияние на людей его примера и примера его семейства (С)

6079 – Имам Аль-Бакир (А): Мухаммаду бин Муслиму: - О, Мухаммад, видел ли ты, как Посланник Аллаха (С) насыщался одним хлебом три дня, с момента его послания Аллахом до того, когда Он призвал его к Себе? Затем ответил самому себе: нет, клянусь Аллахом, он не насыщался одним хлебом три дня, с момента его послания Аллахом до того, когда Он призвал его к Себе. Но я не говорю: он не мог найти пропитания, одного человека он наделил сотней верблюдов, и если бы хотел поесть, то поел бы.

Аль-кафи, 8/130\100

 

Отсутствие гнева за личную обиду

6080 – Аль-манакиб Ибн Шахрашуба: Пророк (С) всегда гневался ради Аллаха, но никогда из-за себя.

Аль-манакиб Ибн Шахрашуба, 1/145 и 146

 

6081 – Аиша: никого Посланник Аллаха (С) не бил своей рукой, ни женщину, ни слугу, - только во время джихада на пути Аллаха, и не мстил ни за какую обиду, причиненную ему, но мстил только ради Аллаха тем, кто разрешил запрещенное Аллахом (СВТ).

Сахих Муслим 2328

 

Усердие в поклонении

«Та Ха. Не ниспослали Мы тебе этот Коран, чтобы ты страдал»

Коран, сура «Та Ха», 1,2

 

6082 – Имам Али (А): когда было ниспослано Пророку (С): «О, завернувшийся, выстаивай ночь, кроме немногого», он (С) встал, и стоял, пока ноги его не начали подкашиваться, и тогда он стал переступать с ноги на ногу, и снизошел к нему Джибриль (А), говоря: «Та ха», то есть: земля под твоими ногами, о, Мухаммад (С), «Не ниспослали Мы тебе этот Коран, чтобы ты страдал», и было ниспослано: «И читайте то, что для вас легко из Корана».

Тафсир Аль-Мизан, 14/126

 

6083 – Имам Аль-Бакир (А): проводил Посланник Аллаха (С) ночь у Аиши, и она сказала: О, Посланник Аллаха, зачем ты утруждаешь себя, в то время как Аллах простил тебе твои проступки – прошлые и будущие? Он (С) ответил: О, Аиша, ужели я не буду рабом благодарным?

Аль-Кафи, 2/95/6

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ТРЕТИЙ – ЗВЕЗДЫ

 

1707 – АСТРОНОМИЯ

 

6084 – Имам Али (А): О, люди, остерегайтесь изучения звезд, кроме как в том, что помогает вам проложить путь по суше или по морю, поскольку это ведет вас к жречеству, а астролог подобен жрецу, а жрец подобен магу, а маг - подобен неверному (кафиру)! А кафир - пребывает в огне!

Нахдж-уль-балага, хутба 79

 

6085 – Имам Ас-Садик (А): будучи спрошен о науке звезд: - она – из числа наук пророков.

Аль-бихар, 58/235/15

 

6086 – Он же (А): будучи спрошен о том, что среди людей стало широко известно о запрете на изучение звезд и его ущербности для религии: - нет, все не так, как они говорят, религии оно ущерба не наносит, затем сказал он (А): - когда вы смотрите на них, то множество их неисчислимо, а малое количество не приносит пользы.

Аль-кафи, 8/195/233

 

6087 – Он же (А): когда спросил его грешник о науке звезд: - это –наука, от которой мало пользы, но много вреда... а астролог противостоит Аллаху в своей науке тем, что полагает, будто может отвратить тем самым Его предопределение.

Аль-бихар, 58/223/3

 

6088 – Абдул-Малик бин Аййан: сказал а Абу Абдаллаху (А): вот, я увлекся этой наукой, и когда мне что-либо нужно, я смотрю нв восходящую звезду: если восходит недобро, то я остаюсь дома, а если сулит доброе предзнаменование, то отправляюсь – и он (А) сказал: ты гадаешь? Я ответил: да. – Тогда сожги все свои книги.

Аль-факих, 2/267/2402

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТЫЙ – ОБЕТ

 

1708 – ОБЕТ

 

«И когда сказала жена Имрана: Господи вот, я дала обет отдать Тебе в служение того, кто в моем чреве, так прими от меня, поистине, Ты – Слышащий, Знающий»

Коран, сура «Аали Имран», 35

«И не выделили вы ничего из расходов и не принесли обета так, чтобы Аллаху было неведомо об этом, и нет помощников у преступников»

Коран, сура «Аль-бакара», 270

«Соблюдают обеты и боятся дня, зло которого распространилось»

Коран, сура «Ад-дахр», 7

 

6089 – Имам Аль-Бакир (А): относительно речения Всевышнего: «Соблюдают обеты...»: - заболели Хасан и Хусейн (А), будучи маленькими мальчиками, и пришел навестить их Посланник Аллаха (С) вместе с двумя своими сподвижниками, и сказал один из них: О, Абу-ль-Хасан, если бы ты принес обет относительно твоих сыновей, то Аллах исцелит их, и ответил он (С): буду поститься три дня в знак благодарности Аллаху (СВТ), и так же сказала Фатима и их наложница Фидда, и даровал им Аллах (СВТ) исцеление, и стали они поститься.

Васаиль-уш-шиа, 16/190/5

 

1709 – НЕПРИЯТИЕ ОБЯЗЫВАНИЯ САМОГО СЕБЯ

 

6090 – Имам Ас-Садик (А): когда спросил его (А) Исхак бин Аммар, о двух ракатах молитвы, совершить которые он обязал себя в благодарность Аллаху, в путешествии и во время стоянки: читать ли их в путешествии в дневное время? Он (А) ответил: да, затем сказал: я не люблю, когда человек накладывает обязательства на самого себя. Я же ответил: я обязал себя читать их ради Аллаха, я обязал себя молиться ради Аллаха, а не ради самого себя – так могу ли я оставить чтение их, если пожелаю? Он (А) ответил: да.

Там же, 189/1

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ – НАСТАВЛЕНИЕ

 

1710 – НАСТАВЛЕНИЕ

 

«Сообщаю вам послания моего Господа, и я для вас – верный наставник»

Коран, сура «Аль-аараф», 68

 

6091 – Посланник Аллаха (С): сказал Аллах (СВТ): Я люблю то, чем раб обращается к поклонению Мне – наставление ради Меня.

Ат-таргиб ва-т-тархиб, 2/577/16

 

6092 – Он же (С): своим сподвижникам: - религия есть наставление. Мы спросили: для кого? – Для Аллаха, для Его Книги, Его Посланника, имамов верующих и всех остальных.

Сахих Муслим, 55

 

6093 – Он же (С): поистине, самые возвышенные своим положением перед Аллахом в День Воскресения – самые усердные в наставлении Его людям.

Аль-кафи, 2/208/5

 

6094 – Он же (С): пускай каждый дает наставление своему брату такое, как самому себе.

Там же, х.4

 

6095 – Имам Али (А): окажи брату наставление, будь оно приятное или неприятное.

Нахдж-уль-балага, письмо 31

 

6096 – Имам Ас-Садик (А): верующему в отношении другого верующего обязательно наставление – в присутствии его или отсутствии.

Аль-кафи, 2/208/2

 

6097 – Он же (А): заповедую вам наставлять людей ради Аллаха – не встретите вы Его с лучшими делами пред собой, нежели это.

Там же, х.6

 

1711 – ПРИЗНАКИ НАСТАВНИКА

 

6098 – Посланник Аллаха (С): что до признаков наставника, то таковых четыре: судить по истине, отдавать должное, желать людям того же, чего и себе, и не быть ни к кому враждебным.

Тухаф-уль-укуль, 20

 

6099 – Имам Али (А): расчет человека... по мере наставления в том, чего он желает и себе.

Кашф-уль-гамма, 3/137,138

 

6100 – Он же (А): поистине, самый успешный наставник себе – самый богобоязненный, а самый безуспешный – самый грешный.

Нахдж-уль-балага, хутба 86

 

6101 – Имам Зейн-уль-Абидин (А): множество наставлений навлекает подозрение.

Ад-дуррат-уль-бахира, 26

 

6102 – Имам Ас-Садик (А): вреден совет завистника.

Аль-бихар, 78/194/9

 

6103 – Он же (А): когда раб покорный наставляет себя ради Аллаха, и дает наставление другим и взыскует с них по истине, ему непременно будут дарованы два качества: блага от Аллаха (СВТ) по мере его довольства и уверенность в том, что Аллах (СВТ) спасет его.

Аль-хисаль, 46\47

 

1712 – ПРИЕМ НАСТАВЛЕНИЯ

 

6104 – Имам Али (А): блаженны повинующиеся ведущим их наставникам, и сторонящиеся ведущих их в заблуждение.

Гурар-уль-хикам, 5944

 

6105 – Он же (А): кто противится наставлениям, пропадет.

Там же, 7743

 

6106 – Имам Аль-Бакир (А): следуй за тем, кто заставляет тебя плакать, будучи тебе наставником, и не следуй за тем, кто веселит тебя, вводя тебя в заблуждение.

Аль-махасин, 2/440/2526

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ – СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

1713 – СПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

6107 – Имам Али (А): справедливость – лучший щит.

Гурар-уль-хикам, 971

 

6108 – Он же (А): справедливость сближает сердца.

Там же, 1130

6109 – Он же (А): справедливостью укрепляется дружба.

Там же, 4190

6110 – Он же (А): спарведливостью приумножаются друзья.

Нахдж-уль-балага, мудрость 224

6111 – Он же (А): закят с власти – справедливость.

Гурар-уль-хикам, 5448

6112 – Он же (А): относительно речения Всевышнего: «поистине, Аллах повелевает справедливость и добродетель»: - справедливость и милость.

Коран, «Ан-нахль», 90, Нахдж-уль-балага, мудрость 231

 

6113 – Имам Аль-Бакир (А): нет справедливости, подобной равенству.

Аль-бихар, 78/165\1

 

1714 – ПРИЗЫВ НЕСПРАВЕДЛИВЫМ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМИ

 

6114 – Имам Али (А): верующий справедлив и с несправедливым с ним.

Гурар-уль-хикам, 1410

 

6115 – Он же (А): самый справедливый из людей – тот, кто справедлив с притесняющим его.

Там же, 3186

 

6116 – Имам Ас-Садик (А): несправедливо требовать от братьев делиться по справедливости.

Амали Туси, 280/537

 

1715 – СПРАВЕДЛИВЫЙ РАСЧЕТ К СЕБЕ

 

6117 – Посланник Аллаха (С): кто делится с бедным и справедлив с людьми за счет себя, тот – истинно верующий.

Аль-хисаль, 47/48

 

6118 – Имам Али (А): самый справедливый из людей – кто справедлив за счет себя с тем, у кого над ним нету власти.

Гурар-уль-хикам, 3345

 

6119 – Он же (А): кто справедлив с людьми за счет себя, тому Аллах добавит величия.

Аль-кафи, 2/144\4

 

6120 – Он же (А): расчет человека... разума его – по справедливости к себе... и по справедливости принятия им истины, которая была ему явлена...

Кашф-уль-гамма, 3/137, 138

 

6121 – Он же (А): из письма к Аль-Аштару: ...будь справедливым перед Аллахом и людьми и самим собой, и со своими приближенными, и с теми, кто у тебя в подчинении, и тогда ты не будешь преступником.

Нахдж-уль-балага, письмо 53

 

6122 – Имам Аль-Бакир (А): поистине, у Аллаха есть райский сад, куда входят только трое: один из них – тот, кто справедливо судил себя по истине.

Аль-Кафи, 2/148/19

 

1716 – КТО НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ РАВЕНСТВА

 

6123 – Имам Али (А): трое не сравнятся в отношении с тремя: умный с глупым, праведный с грешным и благородный с низким.

Гурар-уль-хикам, 4674

 

6124 – Он же (А): не сравнится праведный с грешным, и знающий с невежественным.

Там же, 10732 – 10733

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ – ВЗГЛЯД

 

1717 – ОКО – ШПИОН ШАЙТАНА

 

6125 – Имам Али (А): око – шпион шайтана.

Гурар-уль-хикам, 368

 

6126 – Он же (А): око – шпион сердца и проводник разума.

Аль-бихар, 104/41/52

 

6127 – Он же (А): сердце – свиток записей взора.

Нахдж-уль-балага, мудрость 409

 

1718 – ОЧИ – СЕТИ ШАЙТАНА

 

6128 – Посланник Аллаха (С): остерегайтесь любопытства взора, ведь оно увлекает в суету и порождает небрежность.

Аль-бихар, 72/199/29

 

6129 – Имам Али (А): очи – сети шайтана.

Гурар-уль-хикам, 950

 

6130 – Он же (А): слепой взор лучше того, что много высматривает.

Тухаф-уль-укуль, 95

 

6131 – Он же (А): кто разглядывает человека, тот его утомляет, и по мере его утомления накапливается провинность смотрящего.

Аль-бихар, 104/38/33

 

6132 – Он же (А): всякая речь, в которой нет поминания Аллаха – пустословие, всякое молчание без размышления – небрежность, всякий взгляд, в котором нет наущения – суета.

Там же, 78/92/101

 

6133 – Имам Ас-Садик (А): сколько взоров навлекли долгие разочарования!

Аль-кафи, 5/559/12

 

1719 – НА КОГО ВЗИРАТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПОКЛОНЕНИЕМ

 

6134 – Посланник Аллаха (С): смотреть на мир – поклонение, смотреть на справедливого имама – поклонение, смотреть на родителей вежливо и с почтением – поклонение, смотреть на брата с любовью ради Аллаха (СВТ) – поклонение.

Аль-бихар, 74/73/59

 

6135 – Он же (С): смотреть на три вещи является поклонением: смотреть на лица родителей, на свиток Корана и на море.

Сахифат-Имами-р-Рида (А), 90/19

 

1720 – ПРИЗЫВ БЫТЬ СКРОМНЫМИ ВО ВЗОРЕ

 

«Скажи верующим: потупляйте взоры ваши, и храните интимные части ваши – это лучше для вас, поистине, Аллах знает, что они делают, и скажи верующим женщинам: потупляйте взоры ваши, и храните интимные части ваши и пускай не открывают свою красоту, кроме той, что должна быть явной»

Коран, сура «Ан-нур», 30,31

 

6136 – Посланник Аллаха (С): для всякого органа есть запрет на прелюбодеяние, и прелюбодеяние ока есть нескромный взор.

Джами-уль-ахбар, 408/1129

 

6137 – Он же (С): потупляйте взоры ваши – и увидите чудеса.

Аль-бихар, 104/41/52

 

6138 – Он же (С): кто наполнил взор свой запретным, тому Аллах наполнит взор его огнем в День воскресения, если только он не покается и не возвратится на прямой путь.

Там же, 76/334/1

 

6139 – Он же (С): силен гнев Аллаха (СВТ) на тех похотливых женщин, что наполняют взоры свои созерцанием чужих мужей или тех, кто не дозволен им.

Саваб-уль-аамаль, 338/1

 

6140 – Имам Али (А): кто потупляет взор, того сердце благоденствует.

Гурар-уль-хикам, 9122

 

6141 – Имам Ас-Садик (А): взор – одна из ядовитых стрел Иблиса, кто оставил его ради Аллаха (СВТ), а не кого-либо другого, тому Аллах дарует сладость веры.

Аль-факих, 4/18/4969

 

6142 – Имам Ар-Рида (А): в числе ответов, написанных Мухаммаду бин Синану: - запрещено мужьям разглядывать волосы женщин замужних и незамужних, потому что в этом для мужчин – беспокойство, посредством которого не приходит ничего, кроме беспорядка, и это не украшает их, а что касается изречения Всевышнего: «И сидящих (дома) женщин...», то нет ничего страшного, чтобы увидеть их волосы.

Уйун ахбари-р-Рида (А), 2/97

См. также: «Прелюбодеяние», раздел 854

 

1721 – ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД – ОШИБКА, ВТОРОЙ – ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ

 

6143 – Посланник Аллаха (С): к Али (А): О, Али, ты можешь посмотреть лишь единожды, следующий взгляд – на тебя, но не твой.

Аль-факих, 4/19/4971

 

6144 – Имам Ас-Садик (А): первый взгляд – твой, второй – на тебя, а не твой, а третий – гибель.

Там же, 3/474/4658

 

6145 – Он же (А): один взор за другим сеют в сердце страсть, и достаточно в этом греха для творящих.

Там же, 4/18/4970

 

1722 – КТО ВИДИТ ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ ЕМУ НРАВИТСЯ

 

6146 – Имам Али (А): если кто из вас увидит понравившуюся ему женщину, то пускай явится к ее семье, и так же ведет себя в присутствии ее семьи, не дозволяя шайтану найти дорогу к его сердцу, потупляя в присутствии ее свой взор, и если она не будет ему женой, то пускай отмолится два раката и много благодарит Аллаха и призовет благословение на Пророка и его род, и попросит Аллаха лучшую, нежели она, и Он не откажет ему за его скромность и сделает его довольным.

Аль-бихар, 10/115/1

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ – СПОР

 

1723 - СПОР

6147 – Имам Али (А): в своем завещании Кумейлю: - во всякой общине одни возвышаются над другими, и остерегайся спорить с подлыми людьми, и если они говорят тебе что-либо, то будь в числе таких, о ком сказал Всевышний: «И когда обращаются к ним невежественные, они отвечают: мир» (Коран, сура «Аль-фуркан», 63)

Бишарат-уль-Мустафа, 26

 

6148 – Имам Ас-Садик (А): когда спросил его (А) Таййар о споре с людьми: - что касается речей, подобных твоим, то нет в них предосудительного, и если он замышляет лучшее, нежели происходящее, и когда что происходит, то думает, как его улучшить – в этом нет предосудительного.

Аль-бихар, 2/136/39

 

6149 – Он же (А): К Абу Джафару Аль-Ахвалю: - Что стало с Ибн Ат-Таййаром? – Скончался. – да смилуется над ним Аллах, да дарует ему Аллах милость и благоденствие – он спорил с людьми за нас, Ахли-Бейт (А).

Там же, х.41

 

1724 – ОТВЕТ ИМАМА ПРИЗЫВАЮЩИМ ЕГО НА СПОР

 

6150 – Имам Аль-Хусейн (А): в ответ человеку, сказавшему ему: присядь, поспорим о религии: - я о религии сведущ, открыто мне знание ее путей, и если ты о ней не сведущ, то пойди и стремись к получению знаний, чего нам спорить? Поистине, шайтан наущает человека, подговаривая его: спорь с людьми о религии, чтобы они не думали, что ты невежественный и необразованный!

Там же, с.135/32

 

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА СЕМЬДЕСЯТ ДЕВЯТЫЙ – ЧИСТОТА

 

1725 – ЗАПОВЕДЬ О ЧИСТОТЕ

 

6151 – Посланник Аллаха (С): поистине, Аллах Благ и любит благость, Чист и любит чистоту.

Сунан Ат-Тирмизи, 2799

 

6152 – Он же (С): очищайте тела – и да очистит вас Аллах, и не ложится спать человек чистый, чтобы не поселился вместе с ним ангел, призывающий за него Аллаха по прошествии каждого часа в ночи: Господи, прости рабу Твоему, поистине, он ложится спать очищенным!

Канз-уль-уммаль, 26003

 

6153 – Он же (С): грязь – зло для раба Божиего.

Аль-кафи, 6/439/6

 

6154 – Он же (С): пропащие люди нечистоплотные.

Канз-уль-уммаль, 7422

 

6155 – Он же (С): когда увидел человека в дурном состоянии – со слипшимися волосами и в грязной одежде: часть религии – забота о себе и явление блага окружающим.

Аль-кафи, 6/439/5

 

6156 – Он же (С): не оставляйте мусор за дверями – ведь это – прибежище шайтана.

Васаиль-уш-шиа, 3/572/3

 

6157 – Он же (С): не ложитесь спать в грязном доме, очищайте его днем, ведь грязь – прибежище шайтана.

Аль-факих, 4/5/4968

 

6158 – Джабир бин Абдулла: пришел к нам Посланник Аллаха (С) и увидел человека со спутанными волосами, и сказал: неужели он не нашел для себя средства ухода за волосами? И увидел другого в грязной одежде, и сказал: неужели он не нашел воды, чтобы постирать свою одежду?

Сунан Абу Дауда, 4062

 

6159 – Имам Али (А): очищайтесь благовонной водой, возьмите себе это за правило – ведь Аллаху (СВТ) неприятны нечистоплотные рабы, чья грязь заметна окружающим.

Аль-хисаль, 620/10

 

6160 – Он же (А): очищайте ваши дома от паутины, ведь оставление ее в доме навлекает бедность.

Васаиль-уш-шиа, 3/575/2

 

6161 – Имам Аль-Бакир (А): чистота дома отстраняет от него бедность.

Там же, с.571\2

 

6162 – Имам Ас-Садик (А): мытье посуды и уборка двора – притяжение достатка.

Аль-хисаль, 54/73

 

1726 – ИСЛАМ И ЧИСТОТА

 

6163 – Посланник Аллаха (С): очищайтесь всем, чем сможете: поистине, Аллах Всевышний воздвиг Ислам на чистоте, и не войдет в рай никто нечистый.

Канз-уль-уммаль, 26002

 

6164 – Он же (С): поистине, Аллах любит чистого наставника.

Там же, 26000

 

6165 – Он же (С): кто приобретает одежду, тот пускай очистит ее.

Аль-кафи, 6/441/3

 

6166 – Имам Али (А): чистота одежды удаляет печаль и грусть, и она есть ритуалььная чистота для молитвы.

Там же, с. 444/14

 

6167 – Имам Ар-Рида (А): признак нрава пророков – стремление к чистоте.

Аль-бихар, 78/335/4

См. также раздел 255 – «Ритуальная чистота»

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЬМИДЕСЯТЫЙ – БЛАГО

 

1727 – БЛАГА ГОСПОДА НЕИСЧИСЛИМЫ

 

«И было явлено вам все, о чем вы просили, и если попытаетесь сосчитать блага Господни – то найдете их неисчислимыми, и, поитсине, человек – грешный, неверный»

Коран, сура «Ибрахим», 34

 

6168 – Посланник Аллаха (С): кто не видел для себя в Аллахе (СВТ) иного блага, кроме дарования еды, питья и одежды, того труды безуспешны, а наказание – мучительно.

Аль-кафи, 2/316\5

 

6169 – Имам Али (А): хвала Аллаху, должной хвалы Которому не в силах воздать изрекающие, и Чьи блага не в состоянии счесть считающие.

Нахдж-уль-балага, хутба 1

 

6170 – Он же (А): в завещании Кумейлю: - о, Кумейль, будь уверен в милости Аллаха (СВТ) к тебе всегда и в Его благосклонности, и не переставай славить Его, восхвалять, святить имя Его и благодарить во всяком деле.

Бишарат-уль-Мустафа, 28

 

1728 – ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ БЛАГАМИ

 

6171 – Посланник Аллаха (С): двумя благами испытываются многие люди: отдыхом и здоровьем.

Аль-хисаль, 35/7

 

6172 – Он же (С): два блага неблагостны: безопасность и благоденствие.

Аль-хисаль, 81/170\1

 

6173 – Имам Али (А): кто пребывает в благоденствии, не ведает степени испытания.

Там же, 78/12/70

 

6174 – Имам Аль-Хасан (А): что имеем – не ценим, понимаем, когда потеряем.

Там же, с. 115/12

 

1729 – ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ БЛАГАМИ

 

6175 – Имам Али (А): пользуйтесь благами добродетельно прежде, чем они прекратятся, ведь они уйдут и засвидетельствуют, как ими распоряжались.

Илаль-уш-шараи, 464/12

 

6176 – Он же (А): остерегайтесь сторониться благ – ведь всякому пренебрегающему будет отказано.

Нахдж-уль-балага, мудрость 246

 

6177 – Имам Аль-Хади (А): встречайте блага наилучшим образом, и стремитесь их приумножить и возблагодарить за них, и знайте, что душе дается то, что она принимает, и ей отказывают в том, что она отвергает.

Аалям-уд-дин, 312

 

1730 – ЧТО ДЕЛАЕТ БЛАГА НЕПРЕХОДЯЩИМИ

 

«И если бы жители городов веровали, и были богобоязненными, Мы раскрыли бы перед ними благословения небес и земли, но они оболгали и взыскали Мы с них за то, что они приобретали»

Коран, сура «Аль-аараф», 96

«И это – потому, что Аллах не заменяет милость, оказанную им народу, пока они сами ее не заменят, а Аллах – Слышащий, Знающий»

Коран, сура «Аль-анфаль», 53

 

6178 – Посланник Аллаха (С): у Аллаха есть рабы, которых Он отметил Своей милостью, утверждая для них то, что они оказывали людям, а если они станут отказывать – то отнимает у них ради других.

Аль-бихар, 75/353/62

 

6179 – Имам Али (А): кому оказаны многие милости от Аллаха, с того много спросится перед людьми – и кто исполнит, тому Аллах предпишет для милостей продолжение, а кто откажет, тому предпишет для милостей прекращение.

 

 

6180 – Он же (А): самое меньшее, к чему вас обязывает Аллах – чтобы вы не распоряжались Его милостями в целях совершения грехов перед Ним.

Там же, 330

 

6181 – Имам Ас-Садик (А): не будут милости непреходящими, кроме как посредством трех вещей: понимание свое долга перед Аллахом, благодарность за них и усердие в распоряжении ими.

Тухаф-уль-укуль, 318

 

6182 – Он же (А): кому оказаны великие милости от Аллаха, с того многое спросится перед людьми, так делайте милости непреходящими, отдавая должное людям, и не обращайте их в прах – ведь как мало тех, кто утратил милость и смог вернуть ее обратно.

Аль-кафи, 4/37\1

 

6183 – Имам Аль-Казим (А): кто был целеустремленным, с тем всегда пребудут милости Господни, а кто был расточительным, тот милость утратит.

Аль-бихар, 78/327/4

 

6184 – Имам Ар-Рида (А): жизнь по справедливости и добродетели привлекает непреходящую милость.

Уйун ахбари-р-Рида (А), 2/24/52

См. также: «Провинность», раздел 768

 

1731 – НИСПОСЛАНИЕ МИЛОСТЕЙ НЕПРЕКРАЩАЮЩИХСЯ

 

«И пусть не рассчитывают те, которые не веровали, что Мы наполним им души добром для их блага – нет, Мы наполним их тем, что увеличит им грех, и для них – унизительное наказание»

Коран, сура «Аали Имран», 178

 

6185 – Имам Али (А): о, сын человеческий, когда видишь, что милости Аллаха ниспосылаются на тебя одна за одной, в то время как ты не подчиняешься Ему, то будь осторожен.

Нахдж-уль-балага, мудрость 25

 

6186 – Он же (А): О, люди, пусть Аллах увидит вас в счастии трепетными, как трепещете вы в преддверии Его мщения! Поистине, кому многое в руку было дадено, а он не считал его средством своего разложения, тот обезопасил себя от того, что ему угрожало, кому же дадено было в руку его малое, а он не считал его средством испытания, тот утратил обетованное свое воздаяние.

Там же, мудрость 358

 

6187 – Он же (А): Возможно, облагодетельствованный благодеяниями испытуется, возможно, испытуемый испытаниями облагодетельствуется!

Там же, мудрость 273

 

6188 – Имам Аль-Хусейн (А): непрерывное ниспосылание милостей рабу Божиему – средство, чтобы тот стал благим и благодарным.

Аль-бихар, 78/117/7

 

1732 – ПОВЕСТВОВАНИЕ О МИЛОСТИ АЛЛАХА

 

«А что до милости Аллаха, то возвести»

Коран, сура «Ад-духа», 11

 

6189 – Посланник Аллаха (С): поистине, Аллах любит наблюдать влияние Его милости на раба Своего.

Сунан Ат-Тирмизи, 2819

 

6190 – Абу-ль-Ахвас от своего отца: вошел я к Посланнику Аллаха (С), и увидел он меня в дурном настроении, и сказал Пророк (С): есть ли у тебя что-либо? – Да, все то имущество, которым наделил меня Аллах. – Если так, то Аллах любит, чтобы оно было заметно.

Сунан Ан-Нисаи, 8/196

 

6191 – Имам Али (А): поистине, Аллах Красив и любит красоту, и любит видеть плоды милости Его на Своих рабах.

Аль-кафи, 6/438/1

 

6192 – Имам Ас-Садик (А): когда Аллах (СВТ) оказывает рабу Своему милость и она проявляется в его облике, его называют любимцем Аллаха, говорящим о милости Аллаха, а если в ответ на Его милость на его лице отображается недовольство, то говорят, что он – под гневом Аллаха, своим видом возводящий ложь на Аллаха.

Там же, х.2

 

6193 – Он же (А): поистине, мне неприятно, если человеку оказана милость от Аллаха, а он ее не показывает.

Там же, с.439/9

 

1733 – СОВЕРШЕНСТВО МИЛОСТИ

 

6194 – Посланник Аллаха (С): совершенной милости в этом мире удостоился тот, кто засыпая и вставая имеет три качества: кто засыпает и просыпается в здоровом теле, в безопасности и имея кусок хлеба на день, а если есть и четвертое качество, то он обладает совершенной милостью в этом и загробном мире, и это качество – вера.

Тухаф-уль-укуль, 36

 

6195 – Имам Али (А): скромностью совершенствуется милость.

Нахдж-уль-балага, мудрость 224

 

6196 – Он же (А): совершенствуйте милость Аллаха, оказанную вам, терпением в подчинении Ему и отстранением от неповиновения Ему.

Там же, хутба 188

 

6197 – Имам Ас-Садик (А): облагодетельствован тот в этом мире, кто находится в безопасности и здоровом теле, а совешенством милости в загробном мире обладает тот, кто войдет в рай, и кто не войдет в рай, тот не обладает совершенной милостью.

Маани-ль-ахбар, 408/87

 

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЕРВЫЙ – ДУША

 

1734 – ДУША ПОВЕЛЕВАЮЩАЯ

 

«И я не оправдываю себя, поистине, душа повелевает зло, кроме той, с которой Господь мой был милостив, а Господь – Прощающий, Милостивый»

Коран, сура «Йусуф», 53

 

6198 – Имам Али (А): душа – подговаривающая, лицемерная, замышляющая козни против репутации верного и правдивого, так что если тот подчинится, то она овладеет им и возьмет верх над ним враг его, и подчинит его себе заносчивость, и откроются ему врата порока.

Гурар-уль-хикам, 2106

 

6199 – Имам Зейн-уль-Абидин (А): в молитве: - Господи, Тебе жалуюсь на душу, ко злу подстрекающую, и на грех, к неподчинению соблазняющий... Многая самонадеянность, когда прикоснется к ней зло, то она треепещет, а когда прикоснется благо – то отвращается, стремится к играм и развлечениям, наполненная легкомыслием и пренебрежением, подталкивает меня к совершению проступка, и отвращает от покаяния.

Аль-бихар, 94/143

 

1735 – ДУША ПОРИЦАЮЩАЯ

 

«И не клянусь душой порицающей»

Коран, сура «Аль-Кияма», 2

 

6200 – Посланник Аллаха (С): в завещании Ибн Масуду: - О, Ибн Масуд, приумножай праведность и добродетели, ведь и добродетельный и преступник будут разочарованы, и скажет добродетельный: о, если бы я приумножал свои добродетели! И скажет злодей: мало я их совершал, и это – подтверждение слов Всевышнего: «И не клянусь душой порицающей»

Макарим-уль-ахлак, 2/353/2660

 

1736 – НАУЩЕНИЕ ДУШИ И ЕЕ НАСТАВЛЕНИЕ

 

«И душою, и тем, что придало ей форму, и вложило в нее грехи и богобоязненность, обрадованы будут те, кто воспитывал ее, и в отчаянии будут те, кто потакал ей»

Коран, сура «Аш-шамс», 7-10

 

6201 – Имам Али (А): о, люди, наставляйте души свои, и исправляйте от пристрастия к вредным привычкам.

Нахдж-уль-балага, мудрость 359

 

6202 – Он же (А): овладевайте вашими душами непрестанным джихадом.

Гурар-уль-хикам, 2489

 

6203 – Он же (А): поистине, богобоязненность – исцеление болезни ваших сердец... И очищение пороков ваших душ.

Нахдж-уль-балага, хутба 198

 

6204 – Он же (А): обратись к своей душе отвращением от нее.

Гурар-уль-хикам, 2434

 

6205 – Он же (А): кто унижает свою душу, тот ее исправляет, а кто ее хвалит, тот ее губит.

Там же, 9103-9104

 

6206 – Он же (А): кто не воспитывает свою душу, приобретает дурные привычки.

Там же, 9170

 

6207 – Он же (А): кто не заповедал воздержание своей душе, тот победил свои суетные помыслы, а кто был неусерден, то смерть лучше для него.

Амали Садука, 322/4

 

1737 – ПЛОДЫ ДУШЕВНОГО БЛАГОРОДСТВА

 

6208 – Имам Али (А): чья душа благородна, не унизит ее грехом.

Гурар-уль-хикам, 8730

 

6209 – Он же (А): чья буша благородна, тот не даст унизить ее страстям.

Там же, 8771

 

6210 – Он же (А): чья душа благородна, мал этот мир в его очах.

Там же, 9130

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВТОРОЙ – ЛИЦЕМЕРИЕ

 

1738 – ЛИЦЕМЕРИЕ

 

«И поселил в сердцах их лицемерие до дня, когда они встретятся с Ним, за то, что ослушались Аллаха в том, что Ему обещали, и за то, что были лжецами»

Коран, сура «Ат-тауба», 77

 

6211 – Посланник Аллаха (С): поистине, лицемерие порождает в сердце человека черную точку, и по мере роста лицемерия эта точка расширяется, и когда лицемерие становится абсолютным, то все сердце человека становится черным.

Канз-уль-уммаль, 1734

 

6212 – Имам Али (А): лицемерие – брат многобожия.

Гурар-уль-хикам, 483

 

6213 – Он же (А): что может быть хуже человека, внешне согласного, а внутри – лицемерного?

Там же, 9559

 

6214 – Он же (А): лицемерие человека – от низости, которую он обнаруживает в себе.

Там же, 9988

 

1739 – СВОЙСТВА ЛИЦЕМЕРА

 

«Поистине, лицемеры предают Аллаха, и Он их предаст, и когда становятся на молитву, становятся лениво, показывая это людям, но не поминая Аллаха кроме как немного. Мечутся между теми и этими – и кого Аллах сбивает, для того ты уже не найдешь пути»

Коран, сура «Ан-ниса», 142, 143

 

6215 – Посланник Аллаха (С): лицемер – это тот, кто обещает и не соблюдает, и если делает - то во вред, и если говорит, то – ложь, и если ему доверяют, то он обманывает доверие, и если ему дается достаток, то он безрассуден, а если ему отказывают, то – возмущается.

Аль-бихар, 72/207/8

 

6216 – Он же (С): лицемер – хозяин своим очам: те плачут, когда он пожелает.

Канз-уль-уммаль, 854

 

6217 – Он же (С): у лицемеров есть признаки, по которым они распознаются: приветствие их – проклятие, пища их – жадность, добыча их – алчность, не приближаются к мечетям иначе как по принуждению, и не встают на молитву иначе как в задние ряды, гордецы, не идущие навстречу людям и не подпускающие к себе, хушб (?) ночью и сухб (?) днем.

Канз-уль-уммаль, 862

 

6218 – Он же (С): у кого то, что внутри, расходится с тем, что снаружи, тот – лицемер как есть.

Аль-бихар, 72/207/8

 

6219 – Он же (С): то, что в смирении тела превышает смирение сердца, считается у нас лицемерием.

Аль-кафи, 2/396/6

 

6220 – Имам Али (А): лицемер когда смотрит – издевается, когда молчит – небрежен, когда говорит – насмехается, когда разбогатеет – не верует, когда постигнет его неудача – возмущается, и он близок к гневу Господнему и далек от Его довольства, гневит его пред Аллахом малое, и не удовлетворит его и многое, задумывает много зла, и часть его совершает, а что не удается совершить, о том сожалеет: как же я его не сделал?

Тухаф-уль-укуль, 212

 

6221 – Он же (А): если бы ударил я скромного верующего этим мечом, чтобы он разгневался на меня, то он не прогневается, и если бы я подарил все красоты мира лицемеру, чтобы он полюбил меня, он не полюбит, и это – для того, чтобы сбылось реченное устами неграмотного Пророка (С): о, Али, не прогневается на тебя верующий, и не полюбит тебя лицемер.

Нахдж-уль-балага, мудрость 45

 

6222 – Имам Зейн-уль-Абидин (А): лицемер запрещает другим, но не себе, и повелевает то, что сам не делает, если встает на молитву, то с неприязнью, и если совершает поклон, то без усердия, и совершая земной поклон клюет носом, а садясь после него – отдыхает, ложится спать на сытый желудок – и заботит его только еда, просыпается выспавшимся – и заботит его только сон, когда он говорит с тобой, то лжет, и когда обещает, то не выполняет, и если доверишься ему, то предаст, а если возразишь ему – распустит про тебя сплетни.

Амали Садука 399/12

 

6223 – Имам Ас-Садик (А): четыре признака лицемерия: жестокость сердца, жесткость взгляда, упорство в грехе и алчность к мирскому.

Аль-ихтисас, 228

 

1740 – САМЫЕ ЯВНЫЕ ЛИЦЕМЕРЫ ИЗ ЛЮДЕЙ

 

6224 – Имам Али (А): самые явные лицемеры – те, которые повелевают повиноваться Аллаху, но сами так не поступают, и запрещают грех, но сами от него не отступают.

Гурар-уль-хикам, 3214

 

6225 – Он же (А): самый явный лицемер – тот, кто повелел повиноваться Аллаху, но сам так не поступил, и запретил грех, но сам от него не отступил.

Там же, 3309

 

1741 – ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ КРАСНОРЕЧИВОГО ЛИЦЕМЕРА

 

6226 – Посланник Аллаха (С): поистине, я боюсь за свою общину не верующего и не многобожника, поскольку верующего Аллах поведет по его вере, а с многобожника Он взыщет за его многобожие, но я боюсь за вас всякого лицемера красноречивого, который говорит то, что вам повелено соблюдать, а делает то, что вам запрещено.

Нахдж-уль-балага, письмо 27

 

1742 – ОПИСАНИЕ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛИЦЕМЕРОВ И ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ДОЛИ

 

«Обещал Аллах лицемерным мужчинам и женщинам и неверным огонь адский, в котором они пребудут вечно, расчет их – проклятие Аллаха и мучительное наказание»

Коран, сура «Ат-тауба», 68

«Поистине, лицемеры – на самой низкой ступени огня, и не найдешь ты для них помощника»

Коран, сура «Ан-ниса», 145

 

6227 – Посланник Аллаха (С): явится двуличный в День воскресения с двумя языками спереди и сзади, лижущими огонь, пока пламя не станет лизать все его тело, - и затем будет ему сказано: это – то, каким ты был в земной жизни, двуличным и двуязычным, таким ты предстанешь в День воскресения.

Аль-хисаль, 38/16

 

6228 – Он же (С): двуличный в этом мире предстанет в День Воскресения с двумя лицами из огня.

Ат-таргиб ва-т-тархиб, 3/603/3

 

1743 – ЧТО УНИЧТОЖАЕТ ЛИЦЕМЕРИЕ

 

6229 – Посланник Аллаха (С): приветствия мне и людям моего дома уничтожают лицемерие

Аль-кафи, 2/492/8

 

6230 – Он же (С): возвышайте голос свой в приветствии мне, - поистине, он уничтожает лицемерие.

Там же, с.493/13

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРЕТИЙ – РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ

 

1744 – РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ

 

«О, вы, которые уверовали, расходуйте из того, чем Мы вас наделили, прежде, чем придет день, в который уже не будет торговли, и неверные будут признаны преступниками»

Коран, сура «Аль-бакара», 254

«Веруйте в Аллаха, и в Его Посланника, и расходуйте из того, что вам было оставлено, и те, которые уверовали из вас, и расходовали, им – великая награда»

Коран, сура «Аль-хадид», 7

«А что расходуете из добра, то – для самих себя»

Коран, сура «Аль-бакара», 272

 

6231 – Посланник Аллаха (С): земля Воскресения – огонь, не оставляющий тени для верующего, кроме той, что дает ему милостыня, израсходованная при жизни.

Аль-кафи, 4/3/6

 

6232 – Он же (С): кто израсходовал дирхем на пути Аллаха, тому Аллах запишет семьсот добродетелей.

Амали Туси, 183/306

 

6233 – Он же (С): своим сподвижникам: - кому из вас имущество наследника ближе его собственного? – О, Посланник Аллаха, нет среди нас такого, кому его собственное имущество не было бы ближе имущества его наследников. – Так знайте: ваше имущество – то, что вы израсходовали, а имущество наследников – то, что вы припрятали.

Ат-таргиб ва-т-тархиб, 2/50/8

 

6234 – Имам Али (А): блажен тот, кто расходует лучшее из имущества и приберегает лучшие из речей.

Аль-бихар, 96/117/9

 

6235 – Он же (А): когда вы расходуете, то ваша доля – завиднее доли того, кто от вас получает.

Гурар-уль-хикам, 3834

 

6236 – Он же (А): в завещании сыну своему Хасану (А): - поистине, тебе надлежит от этого мира только то, что тебе необходимо – так расходуй по истине и не будь собирающим богатство для другого.

Тухаф-уль-укуль, 83

 

6237 – Имам Аль-Бакир (А): не ищи от данного большего, чем ты дал.

Аль-бихар, 96/144\13

 

6238 – Имам Ас-Садик (А): проклят, проклят тот, кому Аллах дал имущество, а он ничего не расходовал на милостыню.

Там же, с. 133/67

 

1745 – ОБЕЩАНИЕ АЛЛАХА ВОЗМЕСТИТЬ ИЗРАСХОДОВАННОЕ

 

«Скажи: Господь мой посылает достаток, кому пожелает из Своих рабов, и соразмеряет его, и что вы израсходовали, то Он вам возместит, ведь Он – лучший из наделяющих»

Коран, сура «Саба», 39

 

6239 – Посланник Аллаха (С): милостыня нинасколько не убавит имущества, так что давайте и не будте жадными.

Аль-бихар, 96/131/62

 

6240 – Аиша: люди забили козу и сказал Пророк (С): что от нее осталось? И она ответила: не осталось от нее ничего, кроме лопатки, и сказал Пророк (С): осталось все, кроме лопатки.

Канз-уль-уммаль, 16150

 

6241 – Имам Али (А): кто уверен в возмещении, усерден в расходовании.

Нахдж-уль-балага, мудрость 138

 

6242 – Имам Ас-Садик (А): расходуй и будь уверен в возмещении.

Аль-бихар, 96/130/57

 

6243 – Он же (А): человеку, который говорил относительно слов Всевышнего: «И что вы расходуете...», что он расходует, но не находит возмещения: - Ужели ты видел, чтобы Аллах нарушал Свое обещание? Тот ответил: нет. – А почему? – Не знаю. – Если кто из вас приобрел имущество дозволенным путем и расходовал из него по истине, тот не израсходует и дирхема, чтобы Аллах не возместил ему его.

Макарим-уль-ахлак, 2/21/2053

 

6244 – Он же (А): поистине, милостыня есть соблюдение религии и возмещение благословением.

Аль-кафи, 4\9/1

См. также «Закят», раздел 843

 

1746 – РАСХОДОВАНИЕ ИЗ ДОРОГОГО

 

«Не обретете вы праведности, покуда не будете расходовать из того, что вам дорого, и что бы вы ни расходовали, Аллах обо всякой вещи – Знающ»

Коран, сура «Аали Имран», 92

 

6245 – Абу-т-Туфейль: купил Али (А) рубашку, и она понравилась ему, и он отдал ее как милостыню.

Маджма-уль-байан, 2/792

 

6246 – Имам Ас-Садик (А): когда ему сказали (а он раздавал милостыню сахаром): ужели ты раздаешь милостыню сахаром? – Да, я люблю его больше всего остального, и мне приятно раздавать милостыню из самого любимого мною.

Аль-кафи, 4/61/3

 

1747 – КТО НЕ РАСХОДУЕТ РАДИ АЛЛАХА, ТОТ РАСХОДУЕТ РАДИ ГРЕХА

 

6247 – Посланник Аллаха (С): кто добровольно не расходует свое имущество на лучших, того Аллах принудит расходовать его на худших.

Джами-уль-ахбар, 505/1395

 

6248 – Имам Ас-Садик (А): кто отказывает платить дирхем по истине, уплатит два понапрасну.

Аль-кафи, 3/504/7

 

6249 – Имам Аль-Казим (А): остерегайся отказывать пожертвовать ради Аллаха, ведь придется в грехе израсходовать вдвое больше.

Тухаф-уль-укуль, 408

 

1748 – ДОСТОИНСТВО МИЛОСТЫНИ ОТ СКУДОСТИ

 

6250 – Посланник Аллаха (С): три вещи подтверждают истиннось веры: расходование от скудости, справедливость к людям и стремление давать знания ищущим их.

Аль-бихар, 77/52\3

 

6251 – Имам Зейн-уль-Абидин (А): поистине, признаком нрава верующего является расходование до состояния бедности.

Тухаф-уль-укуль, 282

 

1749 – ЧЬЯ МИЛОСТЫНЯ НЕ ПРИНИМАЕТСЯ

 

«Скажи: расходуйте добровольно или невольно, все равно не будет принято от вас, ведь вы – народ грешный, и не отвратило их от того, чтобы было принято их пожертвование, ничто, кроме того, что они - народ, не верующий в Аллаха и Его Посланника, и не читающие молитву кроме как лениво, и не расходующие иначе как по принуждению»

Коран, сура «Ат-тауба», 53, 54

 

6252 – Имам Аль-Бакир (А): будучи спрошен о речении Всевышнего: «И не будет принято грязное, из которого вы расходуете» («Аль-бакара», 267): - когда люди принимали ислам, у них было имущество, приобретенное за счет процентов и друим нечистым путем, и один человек считал его своим законным имуществом и стал выплачивать из него милостыню, и запретил ему это Аллах, поскольку милостыня действительна только с дозволенного имущества.

Тафсир Аль-Аййаши: 1/149/492

 

6253 – Имам Ас-Садик (А): если бы люди зарабатывали разрешенное Аллахом и расходовали из него на запретное, это не было бы у них принято также, как не будет принято запрещенное имущество, из которого расходуется во благо, нет – только заработанное по истине и израсходованное по истине.

Аль-факих, 2/57/1694

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТЫЙ – КЛЕВЕТА

 

1750 – ДОНОС

 

6254 – Посланник Аллаха (С): кто донесет на своего брата правителю, все дела его Аллах сведет на нет, а если тому будет причинено беспокойство, то Всевышний Аллах отправит доносчика вместе с Хаманом на одну ступень в огонь.

Канз-уль-уммаль, 7545

 

6255 – Имам Али (А): худшая правда – донос.

Гурар-уль-хикам, 2939

 

6256 – Имам Ас-Садик (А): доносчик убивает троих: себя, того, на кого донес, и того, кому донес.

Аль-хисаль, 108/73

 

1751 – ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ДОНОСОВ

 

«И не повинуйся всякому низкому сплетнику, клеветнику, творящему доносы»

Коран, сура «Аль-калам», 10, 11

 

6257 – Посланник Аллаха (С): остерегайтесь доносить.

Канз-уль-уммаль, 8354

 

6258 – Он же (С): сообщить ли мне вам о худших из вас? – Да, о, Посланник Аллаха. – Занимающиеся доносами, разлучающие влюбленных, желающие праведным зла.

Аль-хисаль, 183/249

 

6259 – Имам Али (А): остерегайся доносов – они сеют ненависть и отдаляют от Аллаха и людей.

Гурар-уль-хикам, 2663

 

6260 – Имам Ас-Садик (А): худшая магия – доносы: разлучают влюбленных, навлекают вражду на дружащих, посредством их проливается кровь, и рушатся дома, и открывается позор, и доносчик – худший из  ступающих по земле.

Аль-бихар, 63/21/14

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ПЯТЫЙ – ДОБРОВОЛЬНОЕ ДЕЯНИЕ

 

1752 – ДОБРОВОЛЬНОЕ

 

«И ночью выстаивай, сколько пожелаешь, возможно, воскресит тебя Господь твой на почетном месте»

Коран, сура «Аль-исра», 79

 

6261 – Посланник Аллаха (С): поистине, у сердец есть стремление и отвращение, и если они стремятся – то творите добровольное, а если противятся – то обязательное.

Аль-кафи, 3/454/16

 

6262 – Аль-Фудайль: спросил я Абу Джафара (А) о речении Аллаха (СВТ): «те, которые молитвы свои соблюдают» («Аль-мааридж», 34), и он (А) сказал: это – обязательная молитва. Я сказал: а «те, которые в молитвах своих постоянны» («Аль-мааридж», 23)? – Это – добровольные молитвы.

Аль-кафи, 3\269/12

 

1753 – ПРИОРИТЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕРЕД ДОБРОВОЛЬНЫМ

 

6263 – Имам Али (А): не должно быть убытка в обязательном, как и излишнего усердия в добровольном.

Бишарат-уль-Мустафа, 28

 

6264 – Он же (А): если добровольные дела мешают обязательным, то оставьте их.

Нахдж-уль-балага, мудрость 279

 

6265 – Он же (А): не принимаются добровольные дела в ущерб обязательным.

Там же, мудрость 39

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ – СВЕТ

 

1754 – СВЕТ ВЗОРА

 

«Или кто был мертвым, и Мы оживили его, и дали ему свет, с которым он шествует среди людей, ужели он подобен примером находящемуся во тьме, не выходя из нее – так разукрашено для неверных то, что они творили»

Коран, сура «Аль-анаам», 122

«О, вы, которые уверовали, бойтесь Аллаха, и веруйте в Его Посланника, дарует Он вам двойную долю Своей милости, и даст вам свет, с которым вы будете следовать, и простит вам, и Аллах – Прощающий, Милостивый»

Коран, сура «Аль-хадид», 28

 

6266 – Имам Зейн-уль-Абидин (А): в молитве: - и даруй мне свет, с которым я буду следовать среди людей, и которым буду направляться во тьме, и которым рассею все сомнения и колебания.

Ас-сахифату-с-саджжадия, 95, дуа 22

 

6267 – Имам Ас-Садик (А): знание – не путем заучивания, оно есть свет, заложенный в сердце того, кого изберет Благословенный и Всевышний Аллах для того, чтобы вести его по прямому пути.

Аль-бихар, 1/225/17

 

1755 – СВЕТ СЕРДЦА И СВЕТ ЛИКА

 

6268 – Имам Али (А): побольше молчи – и будешь глубоко размышлять, и осветится сердце твое, и будешь ты даровать людям спокойствие.

Гурар-уль-хикам, 3725

 

6269 – Имам Зейн-уль-Абидин (А): будучи спрошен о том, почему прекраснейшим ликом обладают те, кто выстаивает ночи в молитве: - потому что они уединяются с Аллахом, и Он одевает их Своим светом.

Илаль-уш-шараи, 366/1

 

6270 – Имам Ас-Садик (А): желал я найти свет сердца, и нашел его в размышлениях и плаче, и желал встать на Путь, и нашел возможность этого в милостыне, и желал, чтобы лик мой был светлым, и нашел, что это возможно обрести выстаивая ночи в молитве.

Мустадрак-уль-васаиль, 12\173/13810

 

1756 – ВСЯКОЕ БЛАГОЕ ДЕЛО ПРИВЛЕКАЕТ СВЕТ

 

6271 – Посланник Аллаха (С): молитва – свет.

Ат-таргиб ва-т-тархиб, 1/156/22

 

6272 – Он же (С): кто выпустил хоть одну стрелу на пути Аллаха, тот будет осиян светом в День воскресения.

Там же, 2/281/18

 

6273 – Он же (С): читай Коран, в нем для тебя – свет на земле и сокровище на небесах.

Там же, с.349/10

 

6274 – Он же (С): кто приносит свидетельство истины, дабы оживить им истину в делах мусульман, тот в День воскресения предстанет со светом, освещающим его куда достанет взор, и будут узнавать его окружающие по имени и почетному званию.

Аль-бихар, 104/311/9

 

6275 – Имам Али (А): всякой правде соответствует истина, и всякому благому делу – свет.

Аль-кафи, 2/54/4

 

1707 – СВЕТ ВОСКРЕСЕНИЯ

 

«День, когда ты увидишь верующих мужчин и женщин осиянными светом, светящим впереди их, и сбоку, радостная весть для вас сегодня – райские сады, из-под которых текут реки, вы будете пребывать там вечно, и это – великая награда»

Коран, сура «Аль-хадид», 12

 

6276 – Посланник Аллаха (С): человеку, сказавшему: хотел бы я воскреснуть в День воскресения со светом: - не причиняй никому обиды – и воскреснешь в тот день со светом.

Канз-уль-уммаль, 44154

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ – ЛЮДИ

 

1758 – ЛЮДИ

 

6277 – Имам Али (А): люди – как дерево: ствол один, а плодов – множество

Гурар-уль-хикам, 2097

 

6278 – Имам Ас-Садик (А): люди стремятся к трем вещам: безопасности, справедливости и изобилию.

Тухаф-уль-укуль, 320

6279 – Он же (А): заповедую вам быть с общинах людей и держаться средних – у них вы найдете источники сокровищ.

Мустадрак-уль-васаиль, 12/310/14167

 

1759 – РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ В ПРАВАХ

 

6280 – Посланник Аллаха (С): люди одинаковы как зубы во рту.

Канз-уль-уммаль, 24822

 

6281 – Имам Али (А): люди в правах равны.

Нахдж-ус-саада, 2/97

 

6282 – Он же (А): все люди – из одного корня, от Адама.

Аль-бихар, 78/57/119

 

6283 – Он же (А): когда он (А) разделил между двумя женщинами деньги и еду поровну, одна из них – из арабов, а другая – иностранка, и сказала одна из них: я – из арабов, а она – иностранка: поистине, я не нахожу в потомстве Исмаила в этом деле преимущества перед потомством Исхака.

Комментарий к Нахдж-уль-балага Ибн Аби-ль-Хадида, 2/200, 201

См. также «Богобоязненность», раздел 1851

 

1760 – КОГО НЕ СЧИТАЮТ ЧЕЛОВЕКОМ

 

6284 – Имам Ас-Садик (А): человеку, сказавшему ему (А): считаешь ли ты всех этих людей людьми? – исключи из их числа оставляющего мисуак, и усаживающегося на узко месте, и вмешивающегося в то, что его не касается, и спорящего о том, о чем у него нет знания, и вносящего раздоры без причины, и гневающегося без нанесенной обиды, и не соблюдающего завет свой с товарищами, которые положились на него, и гордящегося знатностью своих предков, сам не имея частицы их праведности, похожий на лыко, с которого снимают одну шкурку за другой, пока не доберутся до сути, как сказал Всевышний: «Поистине, они – как звери, только еще больше сбились с пути» (Коран, сура «Аль-аараф», 179)

Аль-хисаль, 409/9

 

1761 – ПОЯСНЕНИЕ СМЫСЛА СЛОВА «ОБЩНОСТЬ»

 

6285 – Имам Аль-Казим (А): Фадлю бин Йунусу: - возвещай добро и говори добро, и не заявляй об общности. – А что такое общность? – Это – когда ты говоришь: я – из людей, я – как один из людей, вот, Посланник Аллаха (С) сказал: люди, пред вами есть два пути, один – добрый, а другой – дурной, так пускай же дурной путь не будет вам милее доброго.

Тухаф-уль-укуль, 413

См. также «Следование (таклид)», раздел 1547

 

 

РАЗДЕЛ ТРИСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ – СОН

 

1762 – СОН

 

«И сделали Мы сон для вас отдохновением»

Коран, сура «Ан-наба», 9

«Аллах упокаивает души в миг их смерти, а те, которые не умирают во сне, тех схватывает, и удерживает тех, которым предписал смерть, и отсылает обратно остальных до определенного срока, поистине, в этом – знамения для людей размышляющих»

Коран, сура «Аз-зумар», 42

 

6286 – Посланник Аллаха (С): сон – брат смерти, а обитатели рая не умирают.

Канз-уль-уммаль, 39321

 

6287 – Имам Ар-Рида (А): поистине, сон – повелитель разума, он – исправление тела и его сила.

Аль-бихар, 62/316

 

6288 – Имам Аль-Хади (А): бодрствование – лучше сна.

Аалям-уд-дин, 311

 

1763 – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОТИВ ДОЛГОГО СНА

 

6289 – Посланник Аллаха (С): остерегайтесь долго спать: поистине, долгий сон сделает спящего бедным в День воскресения.

Аль-ихтисас, 218

 

6290 – Имам Али (А): кто боится ночного нападения, спит мало.

Амали Садука, 322/4

 

6291 – Он же (А): Как же сон способен поломать решение, принимаемое в течение дня!

Нахдж-уль-балага, мудрость 440 и хутба 241

 

6292 – Имам Аль-Бакир (А): Сказал Муса (А): какие из рабов Твоих Тебе более всех неприятны? - Расслабленные ночью и храбрящиеся днем.

Кисас-уль-анбийа, 163/185

 

6293 – Имам Ас-Садик (А): долгий сон убивает религию и мирские блага.

Аль-Кафи, 5/84/1

 

6294 – Имам Аль-Казим (А): не отягощай свои очи множеством сна, поистине, они – самая неблагодарная часть тела.

Тафсир Аль-Аййаши, 2/115/149

 

6295 – Он же (А): поистине Аллах (СВТ) гневается на ленивого сонного раба.

Аль-кафи, 5/84/2

 

6296 – Имам Аль-Аскари (А): кто много спит, видит сновидения.

Ад-дуррат-уль-бахира, 43

 

1764 – ВОСХОЖДЕНИЕ ДУХА ВО СНЕ К НЕБЕСАМ

 

6297 – Имам Али (А): не спит мусульманин в ритуальной нечистоте, а спит, только будучи очищенным, а если не найдет воды, пускай очищается песком, ведь дух верующего восходит к Аллаху (СВТ), и Он встречая его благословляет его, и если срок его подошел, то помещает его в сокровенное место Своей милости, а если срок не подошел, то отсылает его обратно с приставленными ангелами-хранителями.

Аль-бихар, 81/153/8

См. также «Дух», раздел 838

 

1765 – ЭТИКА СНА

 

Чистота

6298 – Посланник Аллаха (С): пускай никто из вас не ложится с грязными руками, не то пристанет к нему шайтан, и винить он в том должен только самого себя.

Амали Садука, 345/1

 

Ритуальная чистота

6299 – Посланник Аллаха (С): кто засыпает в состоянии ритуального омовения, то если умрет во сне – предстанет перед Аллахом шахидом.

Аль-бихар, 76/183/7

 

6300 – Имам Ас-Садик (А): кто очистился, а потом отправился в постель, то постель его на время сна превращается в мечеть (место поклонения).

Саваб-уль-аамаль, 35/1

 

6301 – Он же (А): кто очистился, а потом отправился в постель, то постель его на время сна превращается в мечеть (место поклонения), а кто вспомнил, что у него нет ритуального омовения, тот пускай очистится песком, и совершив очищение он считался бы в состоянии молитвы и поминания Аллаха (СВТ).

Аль-бихар, 76/182/6

 

Ложиться на пустой желудок

6302 – Имам Али (А): своему сыну Хасану (А): - сынок, не научить ли мне тебя четырем качествам, с которыми тебе не понадобятся врачи? – Да, о, Повелитель Верующих. – Не садись за стол иначе, как будучи голодным, и не вставай из-за стола иначе, как до конца не насытившись, и хорошо пережевывай пищу, и ложись спать на пустой желудок, тогда тебе не понадобятся врачи.

Аль-хисаль, 229/67

 

Расчет

6303 – Имам Ас-Садик (А): отходя ко сну, подумай, что положил ты в желудок, и что приобрел за день, и вспомни, что предстоит тебе умереть и воскреснуть.

Аль-бихар, 76/190/21

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!