Сравнительная классификация культур кукутени (Румыния) и триполье (Россия)
ЧЧ0ft г. ^пн.ч. | ||
кукутени В 3 кукутени В 2 кукутени В 1 | триполье С I триполье С I триполье С I | |
^75ft Г ЛО н. ч | ||
кукутениAB 1&2 кукутени А 3 кукутени А 2 кукутени А 1 440П г. ДЛ н.!4. | триполье В 1с триполье В 1с триполье В Ib триполье В 1а | |
предкукутени предкукутени предкукутени 5000 до н.э. | III 1I 1 | триполье Ab триполье Аа |
Происхождение
При колонизации Молдавии нижнедунайскими носителями боян местная неолитическая традиция линейно-ленточной керамики претерпела существенные изменения. Результатом этого стало появление к северу от Карпатского хребта, в долинах рек Сирет, Прут, Верхнего и Среднего Днепра, впадающего в Черное море Южного Буга и Дуная кукутенской культуры (рис. 3-61). Ее древнейшие поселения располагались между реками Олт и Сирет. В дальнейшем ареал данной культуры расширился, охватив долины Прута, Днестра и Южного Буга, а примерно в 4000 г. до н. э. и Средний Днепр. Постепенно заселялись черноземные земли Молдавии и Западной Украины. Хронологически древнейшие кукутенские поселения совпадают, а стратиграфически находятся поверх поселений культуры линейно-ленточной керамики .
Хронология
Рассматриваемая нами культура делится на три основных периода: ранний, классический и поздний. Ранний период до сих пор именуется «предкукутени», поскольку был открыт уже после кукутени А. Классический период — кукутени А — имеее тти дополнии
|
|
♦
114
Гимбутас М Цивилизацяя Великой Бо,
Рис. 3-61
Черное море |
Рис. 3-61
Ареал распространения культуры кукутени (триполье). Прерывистой линией очерчен район формирования ранней кукутенской культуры, непрерывной — границы максимального распространения. Обозначены упомянутые в тексте поселения. V — начало IVтыс. до н.э.
ГтаШ. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточная Европа, ,500—3500гг. до н.э.
115
тельных подразделения; затем следует кукутени АВ, имеющий два подразделения. Поздний период, или кукутени В, опять-таки делится натри фазы. Что касается принятой в России классификации, то триполье А соответствует раннему периоду кукутени, триполье В -классическому, а триполье С -позднему. Ранний период кукутен-ской культуры относится к XLVIII— ХLVII вв. до н.э., ее классический период твердо датируется второй половиной Утыс. до н.э., а поздний - первой половиной Р/тыс. до н.э. (см. Табл. 12, где представлена хронологическая классификация, основанная на радиоуглеродной датировке, стратиграфии и типологии).
Рост поселений
Рис. 3-62
3 м |
инским археологам удалось установить границы позд-некукутенских поселений, располагавшихся в окрестностях Умани: вместе они образовывали от 10 до 12 концентрических эллипсов протяженностью более 2 км84. Самое крупное из них имело до 2 тыс. домов и занимало площадь в 300-400 га (рис. 3-63). Многие плотно заселенные позднекукутенские поселения на Западной Украине были обнаружены благодаря аэрофотосъемкам и сбору поверхностных материалов. Было замечено, что крупные поселения
|
;; — рвы □ |
Кукутенская культура просуществовала более тысячи лет, приблизительно с 4800 по 3500 г. до н.э. В рамках этого периода можно наблюдать стремительный и поражающий своими пропорциями рост поселений и плотности населения. Если раннее кукутенское поселение в среднем состояло из двадцати домов, то в классический период их могло быть около сотни (см. рис. 3-62, где представлено полностью раскопанное поселение Хэбэшешти и рис. 9-3 с изображением поселения Трушеш-ти). Так, раскопки поселения Тру-шешти показали, что оно состояло
из98ЖИЛИШ KOTODbIC КЗК в КУЛЬ-
Рис. 3-62 План и реконструкция поселения классического периода кукутенской культуры; расположено на широкой террасе, дома стоят группами. Хэбэшешти, Молдавия, Северо-Восточная Румыния, приблизительно 4300 г. до н.э.
|
туре винча были сгр^пированы по два-три дома (иногда более) по-видимому беспорядочно без заранее намеченного плана Поселения классического периода с открытой стороны были защищены мпонкообпячными канавами а на его заключитель-ной фазе переместились в низинные, более откры-
тые мргтя ---- как ппявило на тттирокие теппасы ок-
генные широким и глубоким рвом Скорее всего этот поиск естественно защищенных мест объясняется угрозой набегов степных обитателей83.
Рост плотности населения достиг своей высшей точки в поздний период кукутенской культуры, ко-щна Западной Украине появились крупные города. С помощью магнитометра и аэрофотосъемок укра-
116
Гимбутас М. Цивилизация Великой BoaJj
можно поделить на две категории: одни занимают 30-70 га, другие - 250-400 га и являются большими городами. Обе категории подробно изучены. В 1907 г. фон Штерн раскопал 8 домов из 498 построек расположенного между Прутом и Днестром крупного поселения Петрены. В 1970-х гг. аэрофотосъемки К.Шишкина показали, что его дома составляли 10 концентрических кругов. В основном размеры жилищ не превышали 8 на 5 м, однако по краям были обнаружены и более крупные постройки. В центре схождения кругов находилась овальная платформа, рядом с ней - два больших строения. Поселение не имело защитных сооружений типа рвов или насыпей (рис. 3-64). В 1981 г. В.Маркевич подсчитал, что число жителей Петрен должно было равняться примерно 4 тысячам85.
|
|
Из известных нам больших городов лишь три привлекли внимание археологов и были частично раскопаны. Это Майданецкое, Доброводы и Тальянки (рис. 3-65). Майданецкое расположено на возвышающемся над речной долиной широком плато и покрывает около 270 га. Считается, что в нем было примерно 1700 строений, составлявших от 10 до 12 концентрических кругов. Более крупный город Тальянки занимал 400 га, в плане имел овальный рисунок, примерно 3,5 на 1,5 км. В нем могло быть до 10 тыс. жи-телей86.
Составленная по данным аэрофотосъемок карта окрестностей западноукраинского города Умань (рис. 3-65) показывает соотношение крупнейших кукутен-ских городов и поселений среднего размера, занимавших от 30 до 70 га. Заметим, что не все отмеченные небольшими точками более мелкие поселения суще-
ствовали в одно и то же время, хотя большая чсс! крупных городов, скорей всего, принадлежит кон ному периоду. Интересно, что располагаются <щ примерно в 15 км друг от друга. Поражает плотное^ поселений: на площади в 900 кв. км их было зафш сировано 253.
Дома и святилища
Для кукутени наиболее характерны прямоу ные, двух- или трехкомнатные постройки длиной 8-20 м и шириной в 5-6 м, со стенами из прямост»! щих бревен, покрытых досками или глиняной обма1 кой. В центральной части устанавливался ряд кр ких подпор, которые изнутри поддерживали покаг кровлю (рис. 3-66). Самые крупные строения ы достигали 30 м и имели три—четыре комнаты.
По крайней мере в шести поселениях были она ружены двухэтажные постройки позднекукутенск периода (рис. 3-67); в этом же районе находили ш-няные модели подобных сооружений. Согласно ре| конструкции Маркевича, осуществившего раскоп двухэтажных домов в Варваровке (Молдавия), ихосновные характеристики таковы: толщина обмазан глиной с примесью соломы стен достигала 30 см, причем продольные стены делали из рассеченных надв кольев которые закрепляли крест-накрест округло! стороной вверх, а затем покрывали 5—12 см гли смешанной с нарезанной соломой. Поверх в качест.. облицовки накладывался еще один слой глины в I-2 см. После этого возводились меньшие по разма стены второго этажа87. В небольших поселениях (м нее 200 домов) обычно бывает по одной-две дууй
Рис. 3-63
Рис. 3-63 Позднекукутенский город в Майданецком,район г. Умань, Западная Украина. Дома длиной ок. 30 м образуют 12 концентрических колец: их удалось идентифицировать при помощи магнитометра и по остаткам обожженных глиняных полов. В глелом поселение покрывало более 300 га. Начало IVтыс. до н.э.
ы |
mill. Зенит европейский цивилизации: Центральная и иосточная Европаа,500—3500 ггг до н.э.
117
Рис. 3-64
Рис. 3-64 Город Петрены, расположенный между Верхним Прутом и Верхним Днестром; около 500 домов (и где-то 4000 тыс. жителей), составлявших 10 концентрических кругов. Дома 8 на 5 м, по краю города шел ряд более крупных построек. Рвы и защитные укрепления отсутствовали. Поздняя фаза классического периода кукутенской культуры, ок. 4000 г. до н. э.
тажных постройки, а вот в крупных городах, например в Петренах, их было найдено несколько. Археологи считают, что это - мастерские по из-овлению керамики: во всех трех комнатах пер-юго этажа были большие печи и значительное количество высококачественной керамики; предполагается, что второй этаж использовался для ее сушки. Я придерживаюсь несколько иных взглядов и решусь утверждать, что эти постройки были не просто мастерскими. Скорей всего, они служили храмовыми мастерскими, в которых изготавливались сосуды и другие предметы религиозного на-шачения. Здесь самые искусные умельцы создавали удивительные керамические произведения, меж тем как второй этаж, по-видимому, служил местом религиозного культа: на это указывают как куку-тенские, так и карановские модели святилищ.
Уже в 1907 г. фон Штерн, занимаясь раскопками Петрен, предположил, что эти просторные трехкомнатные мастерские по изготовлению керамики имели культовое назначение, поскольку в них он не нашел ни домашних очагов, ни съестных припасов, ни повседневных инструментов или утвари. Вместо это-
го он обнаружил, что эти строения были до такой степени заполнены керамикой, что в них буквально нельзя было шагу ступить88. Здесь хранили и берегли сосуды — случается, что до семи чаш могут быть составлены одна в другую, - по всей видимости, использовавшиеся для определенных обрядов.
Керамика
Своим качеством кукутенская керамика превосходит все современные ей изделия Древней Европы. В классическом варианте она двухцветная или трехцветная — в последнем случае превалируют белые, черные и красные краски минерального происхождения. Как правило, поверхности изящных сосудов на ножке или подставок для них расписаны свободно-обтекаемыми спиралями в форме буквы «Б» (рис. 3-68). Кроме того, в орнаменте встречаются меандры, шевроны, яйцевидные - целые и разделен-ные надвое - и четырехугольные фигуры (рис. 3-69). Характерной чертой кукутенской культуры являются полые сосуды, формой напоминающие бинокль, которые вряд ли могли иметь какое-либо назначение,
*
118
Гимбутас М. Цивилизацяя Великой к
помимо ритуального (рис. 3-70). Около 4000 г. до н.э. (кукутени АВ) роспись сосудов изменилась: мастера стали делить их поверхность на несколько горизонтальных плоскостей или фризов, каждая из которых имела собственный символический орнамент, в основном белый на темно-коричневом фоне. Для позд-некукутенского периода типичны фризы с изобразительным зооморфным или антропоморфным орнаментом. Красные сосуды расписывали монохромным черным цветом (рис. 3-71). Эти позднекукутенские фигурные росписи являются бесценным источником для реконструкции мифологических представлений (из которого я почерпнула немало информации для моих предшествующих работ о древнеевропейских верованиях).
Изучение технологии производства кукутенской керамики89 показало, что в ранний и раннеклассиче-ский период имело место и ее домашнее изготовление. Что касается позднеклассического и позднего периода, то есть основания предполагать, что тогда был изобретен и стал использоваться примитивный гончарный круг. (Подробней об этом изобретении и об использовании печи для обжига см. ниже раздел, посвященный ремеслам.)
Искусство кукутени, в особенности удиви двух- и трехцветные керамические сосуды (нш рые из них достигают 1 м в высоту), антропомош ные подставки для них, большие сосуды-«бинок алтарные ширмы, черпаки, зооморфные и анр морфные статуэтки, — все это уже на протяже! десятилетий вызывает восхищение исследовал (цветная вклейка 14-16). Ему посвящена мооогЛ фия «Искусство кукутенской культуры» Владимч| Думитреску, вышедшая в Бухаресте в 1979 г.
Скульптура
Скульптура кукутени крайне схематична. Уp| некукутенских фигурок, как правило, огромные» дицы, тонкое туловище, ноги соединены вмес прочерчен лобковый треугольник. Статуэтки шса* ческого периода еще тоньше; на их поверхности iJ боко выгравирован символический рисунок, ча[ всего — шевроны, сходящиеся посередине туловнш в ромбы (рис. 3-72). Скульптурные изображен^ позднего периода еще более схематичны: для нихя рактерны круглые дискообразные головы с рш отверстий по краям и клювообразные носы. Вмя
6o№Ui^ |
|
Рис. 3-65 Кукутенские поселения разных размеров в районе г. Умань, Западная Украина, по данным воздушной съемки. Крупные города расположены приблизительно на равном расстоянии друг от друга.
Рис. 3-65
Вьи*
Поселения с 250-400 жителями Поселения с 25-75 жителями Хорошо документированные поселения Плохо документированные поселения
1. Майданецкое
2. Доброводы
3. Тальянки
4. Небеливка
5. Глыбочок
6. Сушкови
7. Краснс 8.Чичирш
9. Пьянижкок
10. Костенив
Гша а ll. Зенит европейской цивилизации: Центральная и иосточная Европа, ,550-3500гг. ддо.э.
Рис. 3-66
119
О |
2м
I------------------------ 1
I
Рис. 3-66 Дома кукутенской (трипольской) культуры, реконструкция Т. Пассек 1949 г. по раскопкам поселения Коломий-щина I в окрестностях Киева, Украина. Позднекукутен-ская культура, начало IV тыс. до н. э.
Рис. 3-67 |
Рис. 3-67 Примерная реконструкция двухэтажной постройки. Поселение Раковец, Западная Украина, позд-некукутенская (трипольская) культура, начало IV тыс. до н.э. |
Рис. 3-68 Сосуды классического периода кукутенской культуры, 4400-4200 гг. до н.э. Полихромная окраска (белый, красный итан но-коричневый цвет) с текучим орнаментом из Б-образньи спиралей по всей внешней поверхности. Противопоставлю друг другу спирали или змеиные головы — основной мотив классического периода кукутенской культуры. Концы спирай окружены концентрическими дугами, что может быть символическим обозначением энергетического поля, возникаю при сближении двух концов спиралей. (1) Фрумушика; (2) Извоаре у г. Пьятра-Нямц; высота (1) 13,5 см, (2) ок. 40 см. |
120
Г.та1П.Зе1 Рис. 3-69 |
Глава Ш. Зенит европейской цивилизации: Центральная и Восточная Европа, 5500-3500гг. до и.:.
121
Рис. 3-70
Рис. 3-69
Антропоморфный церемониальный сосуд кукутенской культуры. В верхней части — полоса из знаков «V»» в сред-й-столбцы шевронов, в нижней - свернувшиеся змеи. Красная роспись на белом фоне. Фаза кукутени А, Драгушени, район г. Пьятра-Нямц, 4300-4100 ГГ. до н. э.
Рис. 3-70 Характерный для классического периода кукутенской культуры сосуд-«бинокль». Красная роспись на белом фоне. Фаза кукутени А, Драгушени, 4300-4100 гг. до н.э.
.гук-закругленные обрубки, напоминающие крылья (рис. 3-73), в которых зачастую проделаны дыры, возможно, для перьев или иных украшений. Представленные в скульптуре типы божеств мож-обособить лишь путем тщательного изучения резных и рисованных символов, разнообразных поз, форм масок или лиц, равно как и происхождения каждого экземпляра. Большая их часть - изображения Богини в образе птицы или змеи, а также Беременной Богини (см. главу VII). Столбообразные фигурки с круглыми масками на лицах чаще всего обнаруживаются в захоронениях, иногда сразу по три штуки. Мужские статуэтки в целом редки, однако можно с уверенностью различить несколько типов: человек, сидящий в скорбной позе, поддерживая голову руками, бородатый мужчина и стройный юноша. Последний, насколько можно судить по некоторым материалам, является спутником Беременной Богини и принимает участие в связанных с ней обрядах. Как и в других древне-европейских культурах значительное место в кукутен-ском искусстве занимают зооморфные сосуды и статуэтки (около 30% от общего числа, или даже более) медведей оленей псов свиней быков лягушек и птиц Однако большая часть зооморфных статуэток также
не СХСМЗ.ТИЧНа.
Днепро-донецкая культура на Украине
Наше знание этой культуры основано на находках примерно из 200 мест, в том числе могильников, в которых бывает более сотни захоронений. Ее поселения, как правило, располагались на низких речных террасах, а могильники — намного выше, на лессовых террасах90.
Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!