Формирование ценностных ориентации у подрастающего поколения



Ценностные ориентации младших школьников напрямую зависят от ценностных ориентаций учителей начальных классов. Именно он, как личность и профессионал, обеспечивает вхождение подрастающего поколения в мир культуры, социальных отношений, приобщает детей к духовному наследию прошлого и новейшим достижениям человеческой цивилизации.

Сегодня, когда современное общество вступило в эпоху высоких технологий, открывающих широкие возможности в разных областях науки и техники, в том числе и в образовании, создаются условия для возвращения российской школы к традициям духовно-нравственного воспитания детей. Это не случайно, поскольку при всех позитивных инновационных технологиях ученые констатируют резкое падение нравственных и ценностных установок. По словам О.Г. Холодковой современное общество стремительно теряет культурные традиции, являющиеся регуляторами действий человека в обществе и базирующиеся на морально-нравственном кодексе.

 

По словам  Д. А. Леонтьева, «ценностно-смысловые ориентации» - это «осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него». Роль ценностно-смысловая сфера личности в жизнедеятельности человека достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, Б. С. Братуся, A. B. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, Л. С. Выготского, Е. А. Климова, Д. А. Леонтьева, В. Г. Морогина, Г. Олпорта, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, A. B. Серого, Б. А. Сосновского, В. Франкла, М. С. Яницкого и др. Ценностно-смысловая сфера, по мнению ряда авторов, представляет собой базовое ядро личности и включает в себя различные компоненты. В качестве структурных компонентов ценностно-смысловой сферы выделяются различные феномены: ценностные ориентации, смысл жизни, личностные смыслы и установки, смысловые образования, ценностно-смысловые образования, ценности, ценностные отношения, ценностные переживания, ценностные представления, идеалы, мотивы.

В процессе социализации личность усваивает ту систему ценностей, которую транслирует ей общество, поэтому вопрос становления «ядра» личности – ценностно-смысловой сферы, напрямую зависит от состояния «здоровья» общества, в котором эта личность развивается. Особенно актуальной эта проблема представляется в мире из-за серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в позиционируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Ценностные ориентации младших школьников представляют собой определенную систему представлений о нравственных нормах и правилах социального взаимодействия и общения, ведь человек не рождается с готовыми ценностными представлениями, а вырабатывает их в процессе социального опыта. В неблагоприятных условиях система ценностных ориентаций личности может не развиться в должной мере, но, напротив, данные условия, по мнению С.Ф. Анисимова, приобщают ребенка к миру антиценностей. В настоящее время многие исследователи отмечают, что под влиянием информационного потока, включающего в себя и индустрию детских информационных средств, происходит искажение ценностных ориентаций подрастающего поколения.

На рубеже XIX – XX Л. С. Выготский считал, что оформление ценностей в «психологическую систему» происходит в период раннего юношеского возраста, однако сейчас известно, что  начальный этап своего становления данная система претерпевает уже в период дошкольного возраста. Если также принять во внимание идею А. Н. Леонтьева о том, что периодом «первоначального фактического склада личности» является дошкольный возраст, то очевидно, что данная возрастная ступень может быть рассмотрена как начальная и в построении личностью системы ценностей. Вместе с тем становится вполне закономерным присвоение именно младшему школьному возрасту статуса возраста оформления предпосылок и определения более четких тенденций в становлении основных компонентов ценностно-смысловой сферы. Как отмечает Непомнящая В. И., отношение к ценностям у младшего школьника весьма субъективно и эмоционально окрашено. Здесь нет ещё тех развитых форм, которые мы можем наблюдать к концу школьного возраста. Однако именно в младшем школьном возрасте уже могут быть обнаружены те зачатки ценностей, идеалов и стремлений, которые возникают и развиваются согласованно с возникновением и развитием личности на данной ступени развития. Особое внимание придается становлению в этом возрасте ценностных отношений к себе и окружающим людям, так как ценностное отношение к миру, а в первую очередь, к миру людей, - есть первый, ближайший результат процесса присвоению человеком ценностей. Именно сформированность отношений к родовой человеческой сущности, прежде всего к другому человеку, по теории Б. С. Братуся, считается определяющим собственно личностное в становлении человека.

Особое значение О.Г. Холодкова придает становлению ценностного отношения ребенка к себе, рассматривая его не только в традиционном подходе, но и пытаясь оценить его с точки зрения отношения ребенка к своему представлению о себе во временной перспективе. Такой подход к изучению самосознания и самоотношения, заложенный в трудах В. С. Мухиной, позволяет более полно оценить возможности становления ценностно-смысловой сферы личности в младшем школьном возрасте и выстроить пути ее возможного формирования.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. В целом, младшие школьники очень эмоциональны. Это сказывается на том, что на восприятие, наблюдение, воображение, умственную деятельность, поведение младших школьников обычно очень сильно влияют эмоции. Дети 7–8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности, учителям; ученики 3–4 классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны. Для учащихся первых классов приоритетными являются материальные ценности, которые удовлетворяют личные эгоистические потребности. Наряду с этим, для первоклассников не важна забота об окружающих людях, дети не стремятся к построению компромиссных взаимоотношений. У детей недостаточно развиты нравственные представления, суждения, понятия; нет осознанности общественно принятых норм поведения, своей ответственности; не сформированы нравственные установки ребёнка на другого человека как самостоятельную ценность. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. К 10-11-ти годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. Как я считаю, то если же этого не произойдет, можно ожидать серьезные последствия: от легкой формы дауншифтинга до самых тяжёлых случаев.

Благодаря исследованиям, проведенным швейцарским психологом Жаном Пиаже в 20-30-е годы, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее на две категории - хорошее и плохое - и не усматривающее никаких полутонов в нравственных оценках. Нравственный релятивизм основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть оправданное и осуждаемое.

Развитие гаммы разнообразных чувств, в первую очередь чувства сопереживания и способности оценивать, создает условия для становления эмоционально-оценочного отношения к миру. Младший школьник учится правильно проявлять чувства, эмоционально реагировать на ситуации, опираясь на собственную адекватную оценку поведения и действий других людей. Вследствие этого можно утверждать, что младший школьный возраст – наиболее комфортный период для воспитания, развития личности ребёнка. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основные общественные нормы, начинается процесс социализации личности ребёнка, в связи с этим можно говорить о развитии ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника, как одной из основных характеристик личности. Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович, мы полагаем, что сензитивность младшего школьного возраста к присвоению ценностей, в том числе и духовно-нравственных, обусловлена такими возрастными особенностями младших школьников, как произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний, рефлексия, интенсивное формирование моральных чувств, безграничное доверие взрослым, самооценка, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда, выделение труда (в том числе и учебного) в самостоятельную, ответственную деятельность.

Анализ психолого-педагогической литературы (В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щуркова и др.) позволил нам выделить внешние (социум, среда, культура) и внутренние (интересы, свойства личности) условия формирования ценностных ориентаций. Современные исследования в области психологии ценностей показывают уверенную тенденцию выбора главных ценностей детей и подростков в сторону обеспеченной жизни, развлечений, а такие нравственные позиции, как совершенствование духовных качеств, искусство, как правило, ставятся подрастающим поколением на последние места. Налицо негативное отношение и оторванность молодого поколения от ценностей и традиций предшествующих поколений. Таким образом, сегодня одной из главных задач школьного образования является сохранение и совершенствование индивидуально-личностных качеств подрастающего члена общества, а также формирование адекватного, разумного взгляда на жизнь и иерархию ценностей.

По результатам одного из анализов проведенных Сапожниковой О. В. были выявлены любимые герои большинства детей и тут подобное нельзя обойти стороной и не проанализировать. Опасным является то, что собственно характеристики этих героев, привлекательные для детей - далеко не всегда положительные. Явно прослеживается культ силы (грубой силы или сверхъестественной), культ денег (сила, власть, авторитет - в количестве денег), низкий уровень правового регулирования (возможность уйти безнаказанно). Перечисленное выше способно сформировать только псевдо ценности, но никак не настоящие общечеловеческие ценности. Если же далее настоящие ценности не будут сформированы, то ребёнок (а со временем и подросток) будет опираться на эти псевдо ценности и будущее его, тогда, будет не самым светлым. Но всё же, большая часть детей определила место для нижеописанных качеств такое:

1 место - доброта (90%);

2 место - честность (68%);

3 место - ум (54%);

4 место - трудолюбие (27%);

5 место - культурность (25%).

Кроме выше обозначенных встречались также ответы: порядочность, справедливость, верность, мягкость, чувство юмора, сила, тактичность. Названные качества свидетельствуют о том, что у большинства детей ценностно-нравственные представления о положительных личностных качествах достаточно развиты, а это является, в свою очередь, залогом благополучной линии развития детей как личностей в дальнейшем.

Идеалом в школе для большинства детей (65%) выступают дети старшего возраста, учащиеся среднего звена. Это, возможно, связано со стремлением младших школьников перейти в 5 класс и, таким образом, повзрослеть в глазах других, более старших, детей. Причем соответственно для девочек идеалом становятся девочки, девушки, для мальчиков - дети, подростки мужского пола. Однако, для некоторых девочек (19%) идеалом остается первая учительница. Среди мальчиков зафиксирован только 1 ответ: «моя учительница раньше была для меня идеалом красоты и доброты». Данные результаты подтверждают то, что у детей на выпуске из начальной школы происходит смена идеалов, идеал первой учительницы утрачивает свою силу и сходит на нет, что связано как рассеиванием иллюзий, так и с расширением социальных контактов детей, началом активного развития сферы межличностного общения и соотве

Мечты детей отличаются своеобразием, индивидуальностью. В отличие от идеалов, которые носят объектный характер (идеал кого-то конкретного человека, реального или вымышленного), мечты носят, так сказать, предметный характер. В основном дети мечтают о чем-то (62%), каком-то предмете, например, о подарке на день рождения (какая-нибудь игрушка, велосипед, ролики, компьютер и т.п.). Помимо этого, дети мечтают об определенных достижениях, например, «стать мэром», «хорошо учиться», «поехать в Питер учиться», «научиться кататься на роликах», о деятельности, времяпрепровождению («поехать летом в лагерь», «уехать отдыхать на море с мамой», «записаться в баскетбольный клуб») (20%). Есть мечты, связанные с семьёй (13%): «чтобы родители жили вместе», «чтобы у меня была сестренка», «чтобы мы жили хорошо», с друзьями: «иметь много друзей, чтобы было весело», «чтобы был настоящий друг». Встречались ответы детей, связанные с общемировыми проблемами: «чтобы не было войны, терроризма», «чтобы всем было хорошо» (6%).

Ценностно-нравственное развитие ребенка во многом зависит от отношений и психологической атмосферы в семье. Неблагополучные семейные отношения приводят к ценностной дезориентации личности ребенка и выбору в качестве идеалов мнимые, далеко не всегда позитивные, образы людей из сериалов, фильмов. Дети зачастую не имеют представления о том, что ценности, идеалы, которые провозглашают окружающие, более старшие люди, на самом деле являются только псевдоценностями, а иногда и антиценностями.

 

Выводы по главе I

Изучив возникновение самого понятия, мы поняли, что основная причина становления людей дауншифтерами – стремление к освобождению от стресса и психологической нагрузки, что нельзя назвать однозначным злом, но способы, которые предлагаются дауншифтингом могут нести скрытую или явную опасность для наших детей и общества в целом. Поняв суть проблемы, можно узнать, как работать над решением проблемы. Однако не стоит полагать, что это произойдет так просто и быстро, как нам хотелось бы.

Проанализировав мнения А. А. Вассермана, В. С. Баранского, С. А. Винского, Казакова А., Лисовы Е.В., Д. Энгина, С. Бен Бреатна., Шор Дж., Селенти Дж, Прихидько А. И. , мы поняли, что данная проблема очень важна в современном обществе. Некоторые считают, что феномен дауншифтинга пройдет и не заденет наше общество, другие считают, что дауншифтеры жили и живут среди нас уже достаточно большой промежуток времени. К сожалению, в данный момент нашей истории исследований по этой теме достаточно мало, поэтому всё, что у нас есть – это несколько точек зрения наших отечественных психологов, а также мнения их зарубежных коллег.

В этой главе мы получили основные знания о понятии «дауншифтинг», что получило своё название в 90-ые годы XX века благодаря американской журналистке Саре Бен Бреатна, которая впервые использовала этот термин, но, в то же время, что сам феномен дауншифтинга существует вот уже несколько столетий, а также что оно из себя представляет. Помимо этого мы узнали, чем дауншифтеры отличаются от обычных людей и по каким причинами они оставили свой типичный образ жизни, отказавшись от материальных благ и высокооплачиваемой работы. Несмотря на скудность материала, мы получили достаточное количество ценной информации для дальнейшей работы над исследованием. Наличие различных точек зрение на проблему дауншифтинга помогло нам сложить своё собственное мнение по этому вопросу.

В нашем реферативном исследовании мы выяснили, что проблема дауншифтинга охватывает все части света, что делает её глобальной. Помимо этого, возрастающая опасность становления нового поколения детей последователями дауншифтинга, делает эту проблему достаточно актуальной, достойной исследования и дальнейшего нашего рассмотрения и разбора.

Как связывающий компонент мы рассматривали формирование ценностно — смысловых ориентаций и их связь с дауншифтингом. Из-за того, что формирование ориентаций и ценностей у детей младшего школьного возраста полностью ложится на плечи учителя и родителя, эту тему мы разобрали подробнее. Наличие или отсутствие у ребёнка моральных ценностей, привитых обществом, напрямую повлияет на его возможное решение об избрании пути дауншифтинга, либо об однозначном отклонении мыслей о становлении дауншифтером.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что исследование проблемы было успешным. Цель исследования была достигнута, нами были рассмотрены точки зрения множества ученых, как западных представителей, так и отечественных деятелей. Этим исследованием не ограничивается изучение данной проблемы, она требует более глубокого анализа, и впоследствии, нахождения способов предотвращения этой проблемы, наряду с разработкой методов и их дальнейшего применения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества, а также изменение содержания ценностных категорий. Все это усложняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Отсутствие идеологических ориентиров и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации создают особые условия в осуществлении выбора.

Следует помнить, что чем раньше человек начнет прислушиваться к себе, к своему внутреннему голосу — тем меньше вероятность, что ему придется от чего-то отказываться. В классическом понимании дауншифтинг — это всегда выбор между доходами и стрессами, с одной стороны, и душевным комфортом за меньшее вознаграждение, с другой.

Из-за нечетких линий ценностных ориентиров такое явления как дауншифтинг начинает расти в сознании человека. Именно на учителе лежит ответственность за то, чтобы у ученика и у родителя сформировались четкие ценностные ориентиры и появились идеалы, которых можно достичь с помощью усердного труда.

Дауншифтинг слабо развитый феномен в нашей стране, но постепенно он набирает свои обороты, и именно за нами стоит выбор, чего же мы всё-таки желаем: успешного процветания нашего общества или собственного развития, успешного счастливого и неомрачённого ничем будущего или же проживания каждого дня в страхе неопределённости.

Дауншифтинг представляет довольно очевидную опасность для современных детей, ведь они могут отказаться от образования и учения как такового, ссылаясь на то, что это истощает их эмоциональные силы. Тем не менее, очевиден тот факт, что без образования невозможно воспитание достойной личности, которая может занять своё место в обществе и внести важный вклад в человеческую историю. Дауншифтинг, особенно в детском возрасте, оказывает негативное влияние на любого ребёнка, который берёт его за основу своей жизни, а потому задача учителя заключается в том, чтобы помочь ученику в осознании его собственной ценности и важности, как будущего гражданина и члена общества.

 

 

ГЛОССАРИЙ

^ Стратификация - одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе. (Авторы: Радаев В. В., Шкаратан О. И.)

^ Кришнаизм — термин, которым называют группу религиозных течений, основанных на поклонении Кришне. (Автор: Гурко А. В.)

^ Консьюмеризм - это организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей. (Автор: Долгин А. Б.)

^ Социальная идентификация — это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. (Автор: : Тощенко Ж. Т.)


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 536; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!