Рост проблемы дауншифтинга в мировом сообществе на основе научных исследований



Теоретические основы исследования феномена «дауншифтинг» заложены в трудах российских и зарубежных учёных-классиков. К их числу относятся, Бреатна С., Казаков А., Лисова Е.В., Селенти Дж., Фрумкина Р.М.,  Шор Дж.,  Энгин Д. и другие исследователи.

Следует отметить, что дауншифтинг – явление, в большей степени характерное для Европы, США и Австралии. В России такая страта общества – дауншифтеры – еще не сформировалась, несмотря на возрастающее количество обсуждений феномена в СМИ и появление в продаже бестселлера Дж. Дрейка под одноименным названием [Дрейк, 2007]. Более того, научных исследований этого феномена и за рубежом крайне мало, в основном они проводятся в рамках социологии и экономики. На наш взгляд, психологическая составляющая дауншифтинга велика и требует обсуждения с различных позиций, в первую очередь, формирования ценностно — смысловых ориентаций. Однако прежде чем обсудить возможные формирования и общую идею, остановимся на результатах уже проведенных исследований.

Как было отмечено уже выше, идеологически дауншифтинг связан с культурой нью эйдж и хиппи. Именно в 60-е годы прошлого столетия стала развиваться идея, что человек должен жить для познания себя, а не просто для материального поддержания своего тела. Начиная с 90-х годов это социальное и культурное явление стало активно распространяться во всём мире, особенно обнаружилось много дауншифтеров в Австралии, США, Великобритании.

 Результаты изучения дауншифтинга в Великобритании показали, что 87% британцев считают свое общество уж слишком материалистичным, «уделяющим большое внимание деньгам вместо тех вещей, которые действительно имеют значение» [Hamilton, 2003]. В то же время все большее число жителей Великобритании начинают отказываться от норм консьюмеризма в стремлении обрести контроль над собственными жизнями. Согласно результатам опроса, 25% британцев в возрасте от 30 до 59 лет осуществляли дауншифтинг в течение 10 лет. Выяснилось, что женщины чаще «снижают передачу», чем мужчины, а 30-летние чаще становятся дауншифтерами, чем люди, которым исполнилось 40 и 50 лет. Исследование показало, что дауншифтерами становятся не только богатые люди среднего возраста, имеющие возможность себя обеспечить: дауншифтерами могут стать представители различных социальных групп. Эти цифры позволяют нам говорить об обширности данного явления и заставляют обратить на это более пристальное внимание социологов, психологов и менеджеров.

Еще одно исследование феномена дауншифтинга было проведено в Австралии [Breakspear, Hamilton, 2004]. В отличие от предыдущего исследования, ни один из опрошенных австралийцев не сожалел о своем выборе. Единственное сожаление касалось того, что они не поменяли работу раньше. В Австралии доля дауншифтеров в 2008 составляла 26%, а к 2015 году по некоторым прогнозам она должна была достигнуть 50%, но, к сожалению, такими данными мы не располагаем. Авторы исследовательского сайта «The Australia Institute» Клайв Гамильтон и Элизабет Мэйл в своей статье «Downshifting in Australia» от 2003 года приводили следующую статистику — почти 30% людей в возрасте от 30 до 59 лет последние 10 лет занимались дауншифтингом (статистика в США и Великобритании является похожего характера).

Таковы основные результаты исследований дауншитифнга, проведенных в Великобритании и Австралии. Следует отметить, что в США дауншифтинг чаще называют «добровольной простотой», однако название не меняет сути явления. С точки зрения Прихидько А.И., дауншифтинг представляет собой один из феноменов, возникших в новейшей истории Западного общества. При этом сама идея дауншфитинга не нова, она берет начало в 60–70-х гг. 20 века, уже тогда американец Д. Элджин ввел термин «добровольная простота». Под ней подразумевался стабильный образ жизни, построенный на балансе духовных и жизненных потребностей человека. Однако потребовалось время для того, чтобы члены постиндустриального общества ощутили потребность в изменениях. В некотором смысле можно говорить о том, что дауншифтинг – один из механизмов перехода к обществу третьей волны в терминологии Э. Тоффлера, закономерный этап преодоления кризисного этапа развития цивилизации.

По словам Прихидько А. И., немаловажная составляющая возможных исследований может быть связана с изучением мотивации дауншифтеров с научной точки зрения. Дело в том, что для людей, осуществляющих отказ от карьеры, характерна внутренняя мотивация в большей степени, чем внешняя. Проведенное нами исследование, объектом которого стали российские ученые в период кризиса науки, показало, что наиболее благополучными чувствуют себя ученые с высокой внутренней мотивацией к научной деятельности. Обращаясь к явлению дауншифтинга, можно предположить, что внутренняя мотивация в принципе связана с психологическим благополучием, которое может стать еще одной личностной позицией при изучении дауншифтеров.

Представляется, что исследование дауншифтинга должно быть связано и с изучением эмоциональной сферы. В названиях книг и статей, посвященных дауншифтингу, часто можно увидеть такие слова, как: счастье, радость, отсутствие стресса, снижение тревожности. Дауншифтеры говорят о том, что чувствуют себя лучше в целом, становятся более спокойными, испытывают больше позитивных и меньше негативных эмоций, а также ощущают собственную независимость от социального давления. Таким образом, интерес представляет тот факт, какова эмоциональная составляющая процесса отказа от карьеры, действительно ли большинство дауншифтеров чувствуют себя более счастливыми, чем те люди, которые не делали подобного выбора, такие выводы делает Прихидько А. И. Следует отметить, что на сегодняшний день исследования счастья и подобных ему позитивных эмоций становятся все более популярными. В частности, изучается то, какова структура счастья, можно ли стать более счастливым человеком, какие личностные факторы влияют на счастье человека, как оно связано с самоуважением и многое другое (Luybomirsky, Sheldon, Schkade, 2005; Lucas, 2007; Otake, Shimai, Tanaka-Matsumi, Otsui, Fredrickson, 2006; Sheldon, Luybomirsky 2007).

Возвращаясь к ситуации с дауншифтингом в России, следует отметить важность социальной идентификации. В нашей стране, на сегодняшний день, дауншифтеров значительно меньше, чем в странах Запада.  Учёные это связывают, в первую очередь, с социально-экономическими причинами. В этой связи, можно предположить, что отечественные дауншифтеры принадлежат к категории людей, имеющих высокий уровень идентификации с жителями других стран. Прихидько А. И. считает, что виной этому, прежде всего, экономические факторы: россияне в отличие от жителей развитых стран сравнительно недавно стали жить более-менее достойно и ещё не успели насытиться плодами общества потребления. Кроме того, уровень жизни в России значительно ниже, чем в странах, лидирующих по количеству дауншифтеров, уверенность в завтрашнем дне отсутствует практически у всех социальных слоёв. Наряду с материальными преградами и отрицательным общественным мнением, в России есть территориальные проблемы с дауншифтингом — всё-таки русские деревни это совсем не цивилизованные европейские сёла. Но, несмотря на все перечисленные препятствия, дауншифтинг в России набирает обороты, причём среди мотивации к смене образа жизни важную роль играет желание больше времени уделять саморазвитию и воспитанию детей вдали от пороков цивилизации. Многие россияне выезжают в Индию и Таиланд, чтобы заниматься духовными практиками или просто жить в своё удовольствие. Очевидно, что понятие «дауншифтинг» потеряло в России свой первоначальный смысл. Если в США или Австралии – это совершенно сознательный отказ от карьеры, денег, престижа ради душевного спокойствия и простой жизни, то для россиян, порой, это способ ухода от нелегких условий жизни, путь не «к», а «от».

Вообще границы явления дауншифтинга установить достаточно трудно и во многом они зависят от специфики конкретной страны. Например, в Великобритании дауншифтинг тесно связан с экологическим движением (выращивание и потребление экологических продуктов), причём проявляется не только на индивидуальном, но и на корпоративном уровне — использование вторсырья, передача старой офисной мебели в замен её уничтожения и т.д. В США и Европе дауншифтинг проявляется в переезде из городов в деревню к размеренной и спокойной жизни в кругу семьи. Отказ женщин от карьеры в пользу ведения домашнего хозяйства — тоже распространённая форма дауншифтинга.

По данным ещё докризисного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина россиян (45 %) предпочла бы, чтобы их дети жили в крупном городе – в Москве (17 %), Санкт-Петербурге (10 %) или другом (18 %). Малая часть (33 %) выбрала бы небольшой город (25 %) или сельскую местность (8 %).

Только при формировании нормального среднего класса в России дауншифтинг примет классическую западную форму. Условно говоря, должен возникнуть протест против состояния, когда все есть, т.е. «сытости». Но для этого должна быть «сытость».

Тогда почему взрослые россияне всё чаще слышат от детей «я буду делать то, что захочу», что они будут делать только то, что приносит им удовольствие, а не то, что хотим от него мы - взрослые. Как можно защитить младшего школьника от проблемы современного общества, и существует ли защита?

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!