Возникновение феномена «дауншифтинг» в обществе



Слово «дауншифтинг» представляет собой буквальный перевод с английского языка, который звучит как: «добровольно отказаться от деятельности, связанной со стрессом, ответственностью». Также это термин XX-XXI века, западный феномен, очень часто встречающийся в зарубежных средствах массовой информации и литературе, обозначает философию жизни ради своего душевного спокойствия и психологического благополучия. Для дауншифтеров пишут книги, создают интернет-сайты [см., напр.: Дрейк, 2007; Дауншифтинг в России]. С определенной долей вероятности можно говорить о том, что дауншифтинг постепенно начинает представлять собой социальное движение, а дауншифтеры – большую группу, образующую новую социальную страту, элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным). [Лисова, 2008].

Степень выраженности феномена дауншифтинга в некотором смысле призывает широкие социальные массы к переосмыслению стороны ценности достижения, так как эта группа определяет успешную жизнь по-новому, пока еще находясь в меньшинстве.

Дауншифтинг как социально-психологический феномен представляет собой вариант профессиональной ресоциализации, приспособление человека к жизни в новом сообществе. Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь. Соответственно, изучение этого явления может вестись с позиций социальной психологии личности, и тогда на первое место выходят ценности и установки человека. Одна из причин дауншифтинга – расхождение между индивидуальными ценностями и теми, которые навязывает человеку социум, в частности, то место, где он осуществляет свою трудовую деятельность. В то же время, для осуществления столь сильных изменений необходимы определенные установки, которых зачастую либо не существует, либо они являются слабыми оправданиями о не действии. Интерес представляет тот факт, почему среди людей, обладающих сходными ценностными ориентациями и социальными установками, связанными с потенциальным «дауншифтерством», одни меняют образ жизни, а другие не делают этого.

Ключевой момент, касающийся дауншифтинга — это ценностный конфликт между целями, навязываемыми обществом, например карьера, богатство и статус, и внутренними ценностями как самопознание, хобби и общение с близкими.

Дауншифтинг является очень сложным и многогранным явлением, содержащим в себе множество оттенков, противоречий и особенностей. Неверно думать, что это глобальный шаг в безделие.

Очевидны некоторые идеологические параллели дауншифтинга с культурой хиппи. Движение хиппи (с англ. «понимающий, знающий») возникло в США в 90-е годы. Хиппи проповедовали уход из обеспеченного дома и общества для жизни среди единомышленников в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, отказываясь от большинства материальных и бытовых благ.

Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в своей статьи: «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е», опубликованной в газете «The Washington Post. По другому предположению автором термина является Джеральд Селенти, руководитель нью-йоркского Института по изучению трендов. В разных источниках можно найти оба варианта авторства термина.

Попробуем разобраться с проблемой неравенства. Если рассматривать неравенство как положение в котором люди не имеют равного доступа к социальным благам, то получается, что дауншифтеры равноположены  высше-среднему классу, к которому они принадлежали и ранее, по многим пунктам, кроме экономического.

Итак, в рамках анализа Александровой Е.В., Журавлевой Г.П. и Скрипниковой М.И  можно зафиксировать, что данная страта обладает достаточным социальным, культурным, человеческим и экономическим капиталами. Необходимо указать на относительность эффектов дауншифтинга. Многие представители этой страты как были, так и остаются в среднем классе, более того, дауншифтинг отчасти стимулирует развитие феномена, создавая основу для самостоятельных решений и самореализации.

У детей выражена тенденция уходить из ситуаций которые им не нравятся, у них проявляется эмоциональная сниженность («скучно»), небрежность в индивидуальной деятельности, отсутствие направленности на получение продукта. Уровень притязания ребенка, зона его потенциального развития — младшего школьника в большей степени определяется взрослым, и поэтому среди детской аудитории проблема дауншифтинга как таковая в основном отсутствует, на первый взгляд.

Существует теория основанная на материалах практика А. А. Вассермана, что дауншифтеры объединены в собственные «организации», а проживают они в общинах с секстанской структурой. Первое утверждение – неверно. Всё, что объединяет дауншифтеров – несколько интернет-форумов. Дауншифтеры – люди-отшельники, склонные к религиозному фанатизму и с психическими отклонениями. Такая картина рисуется довольно часто СМИ, рассказывающими о дауншифтерах как о кришнаитах, поселившихся в Сибири. Обществу надо четко уяснить – религия не имела, и не будет иметь никакого отношения к дауншифтингу.

Явление дауншифтинга сначала развивалось в западных странах. Есть наблюдения, что чем выше уровень жизни в стране, тем больше людей начинают спокойно относиться к карьере и размерам заработка. В России ситуация несколько иная: в стране дауншифтеров, по понятным причинам, пока не очень много – в 2015 году имелось 4-5% от всего населения, и их состав качественно иной. Некоторым может показаться, что цифры малы и что в 2018 году они наверняка не возрасли, но они не правы. Даже если в России дауншифтинг находится в зачаточной стадии, дауншифтеры существовали в России уже довольно долгое время. Здесь мы исследовали материалы о девятнадцатом веке, когда в европейском искусстве господствовал романтизм. Для романтической литературы одной из самых характерных черт был так называемый принцип «двоемирия», в основе которого — бегство от реального прозаичного мира в мир мечт и грёз. Но писатели того времени придерживались данной концепции не только в отношении своих героев. Так, романтики бежали из мира серых будней, чего желают и дауншифтеры, в экзотические страны, прежде всего страны Востока.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!