Психология поведения людей с феноменом «дауншифтинга» в современной практике



Мнения психологов располагаются на двух противоположных берегах, как это часто бывает. Первые считают, что дауншифтинг — это, с психологической точки зрения, правильный выбор. Удовлетворение от жизни не наступит, если человек трудиться без всякого удовольствия, каждый день для него — пытка, а перспектив всё нет. И если дауншифтинг даст человеку счастье и спокойствие — а статистика показывает, что 90% дауншифтеров довольны своим выбором — то это прекрасная перемена. К тому же этот выбор даст толчок к самопознанию, самоанализу, изучению в себе творческих способностей, наличие времени для саморазвития, а также для семьи. Примерно так считает Софья Макеева, написавшая вполне вдохновляющую книгу «Дауншифтинг, или как трудиться в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется», которая является итогом беседы с людьми, вставшими на путь дауншифтинга и дышащими полной грудью, при этом не имеющими финансовых трудностей.

Исследователи (А. А. Вассерман, В. С. Баранский, С. А. Винский и др.) уверены, дауншифтинг — это усталость или даже лень, эгоизм и самообман. Приверженцы этой точки зрения считают, что дауншифтерами становятся люди, испытывающие временные трудности и присущие абсолютно всем людям стрессовые состояния, пессимистичное настроение. Выбирая дауншифтинг, они бегут от временных проблем и ответственности, доходя до крайних мер — уход от социальной жизни как таковой и покидание места проживания на дом в глуши леса. По словам С.А Винского, люди, которые отрывают детей от привычной городской среды, едут, например, на Бали, сидят дома и не приносят деньги в семью под предлогом того, что хорошая школа или ВУЗ — это навязанные обществом ценности, — и вовсе преступники.

Сегодня материалов по дауншифтингу постепенно становится все больше и больше. Однако, как и в 2009 году, когда понятие только пришло в русский язык, в большинстве своем люди вкладывают в него собственный смысл и фобии. Мы собираемся разобрать основные теории и высказывания о таком явлении как дауншифтинг.

Ученые выделяют три основных способа дауншифтинга:

· снижение трудовых часов;

· прекращение деятельности;

· изменения в ней, с сопутствующим снижением развития.

Согласно данным, люди становятся дауншифтерами по 4 основным причинам:

· желание иметь более сбалансированную жизнь, уменьшить количество стрессовых факторов.

· реакция на противоречие между личностными ценностями и ценностями, проповедуемыми на месте трудовой деятельности.

· поиск более удовлетворяющей человека жизни.

· забота о собственном здоровье.

Исследование, проведенное в Великобритании в 2005 году, придало гласности факту существования достаточно большого количества людей, которые отвергают материальные ценности. Все респонденты сходятся во мнении о том, что погоня за благами дается им и их близким слишком большой ценой.

Исследование привнесло в научный дискурс новое понятие – «Синдром отсроченного счастья». Речь идет о людях, которые упорно продолжают годами работать в состоянии стресса, постоянно твердя себе, что они готовятся к будущему, когда смогут найти способ жизни, который сделает их жизнь насыщенной и счастливый, но потом когда это будущее оказывается не таким как они мечтали, в их жизни происходит большой переворот ценностей и идеалов, что часто оканчивается неприятными последствиями.

Некоторые ученые, предлагая иной подход, рассматривают дауншифтинг как процесс изменения культуры потребления, духовную революцию, в том числе в виде отказа от экономических благ, ухода от материалистических ценностей: образ жизни, основанный на балансе жизненных и духовных потребностей.

Говоря же о дауншифтерах, неуместно применять слово отшельник. Это – человек, рвущий с обществом и его благами, предпочитающий жить в одиночестве. Дауншифтер – обычный человек со здоровой психикой, который редко впадает в крайности и не близок к скандалам. При этом однажды он решил переключиться с гонки за успехом на комфорт и внутреннюю свободу. Запад так понимает дауншифтинг: «сброс оборотов», «снижение уровня потребления», «упрощение жизни».

Примеры дауншифтинга далеко не всегда являются историями успеха, говорит Прихидько А.И. Во-первых, люди часто хорошо понимают от чего они хотят убежать, но очень смутно - к чему стремятся. Другой аспект заключается в том, что дауншифтинг многими воспринимается как бегство от себя, но от себя, по понятным причинам, убежать невозможно. Через некоторое время человек может обнаружить, что нерешённые проблемы, с которыми он сталкивался ранее, снова возникают на новом месте.

Часто в зарубежной литературе дауншифтингом называют длительный отпуск или даже просто поездку за город или выходные, посвященному любимому хобби, но никак не отказ от высокой умственной деятельности ради других жизненных приоритетов. В своих выступлениях Р.Фрумкина говорила, что дауншифтинг по-русски, к сожалению или к счастью, имеет мало общего с основной версией западного культурного образца. В России чаще всего относят резкие перемены в стиле жизни, проявляющиеся на первой фазе в чисто пространственном перемещении. Это может быть переезд из мегаполиса в глухую провинцию, из города средних размеров – в деревню, из любого места России – в другие, чаще всего развивающиеся страны Азии. Другими словами, при сохранении внешней формы содержание явления видоизменилось, в данном случае, скорее, имеет место горизонтальная социальная мобильность при сохранении прежнего социального статуса, не нисходящая вертикальная мобильность, как это зародилось на Западе.

При этом, следует знать, что говорить о научной разработанности данной проблемы не приходится, даже её название варьируется от страны к стране. Так, в Европе больше распространён термин дауншифтинг, в США «добровольная простота», в Австралии – «резкое изменение». Подобное противоречие – малая изученность весьма распространённого явления – ученые, те немногие, которые занимаются данной проблематикой (Казаков А., Лисова Е.В., Д. Энгин., Шор Дж., Селенти Дж., Фрумкина Р.М) объясняют тем, что в развитых странах дауншифтинг является скорее укорененной социальной практикой, нежели предметом научных дискуссий. Действительно, об этом явлении практически нет не только научных, но и публицистических статей.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!