Письменные памятники культуры (историография, эпистолярные сочинения) как прообраз публицистики своего времени.



В годы расцвета греч. демократии и в эллинском мире не было периодич.печати. При Исократе появились энкомий и памфлет - формы письм.публицист., выполняющие идеологическую и агитационную роль. Полит брошюры (например, «Панегирик” Исократа).Записи речей сохранялись как образцы ораторского искусства (несли эстетич. Наслаждение).Предпочтение отдавали живому слову. “Южный тип” эллинской цивилизации-любая информация распростран. из уст в уста, без посредства письменности.
Главную роль в распространении информации играла, разумеется, Fama - богиня Молва со ста глазами и ста ушами. О ней упоминали греки Гомер и Софокл.
Для того чтобы не отрываться от событий римской жизни, состоятельные люди нанимали подобие репортёров, так называемых operarii (т.е. просто “ремесленников”, людей образованных, но без определённых занятий, деклассированных). Compilatio - похититель, плагиатор - так шутливо называл их Цицерон. В обязанности этих людей входила беготня по городу и собирание любой информации о происшествиях, скандалах, несчастных случаях и тому подобных событиях. Вся эта болтовня была занимательной, но малоинформативной, поскольку “греков” не пускали в знатные дома и они были далеки от людей, осуществляющих управление государством.
Другую группу корреспондентов составляли лица более осведомлённые в глубинных течениях римской политики - друзья и близкие, люди из сенаторского сословия. Они были вхожи к первым лицам государства и часто посвящались в тайны римской политики. Особо ценились письма людей мыслящих, аналитиков, способных представить целостную картину происходящего, обладающих юмором и хорошим литературным стилем. К таким корреспондентам принадлежал и сам Цицерон, чьи частные письма ещё при его жизни стали достоянием публики усилиями друга и издателя Аттика.
В жизни римской республики письма играли достаточно важную роль: с помощью письма можно было не только сообщить важные сведения какому-либо политическому лицу, но и выразить ему свою симпатию.
Эпистолярное творчество римлян во многом заменяло им газеты. Письма выдающихся людей, где они высказывали свои чувства и взгляды, читались, комментировались и переписывались. Посредством таких писем государственный человек защищал себя перед людьми, уважением которых он дорожил. Эпистолы, в которых содержалась какая-либо значительная новость, переходил из рук в руки и становились общественным достоянием. Корреспонденцией Цезаря в Германии и Британии пользовались офицеры его штаба, поскольку это помогало восстановить ту атмосферу светской жизни, позабыть которую не властен был никто. Наконец, в зависимости от серьёзности сделанного заявления корреспондент мог отправлять одинаковые письма сразу нескольким важным лицам, что приходилось делать Цезарю в последние месяцы своего проконсульства в Галии при назревающем конфликте с сенатом. Существовал обычай открытых писем - in publico propositae, - текст которых размножали и развешивали на стенах в публичных местах. Когда форум замолк, как во времна последней диктатуры Цезаря, с помощью писем пытались образовать нечто вроде общественного мнения в узком кругу сторонников сената. “Подмётные письма” - практически агитационные листовки заговорщиков - сыграли не последнюю роль в удачном разрешении заговора против Цезаря, о чём упоминают в своих рассказах практически все римские историки.
Прославленные поэты древнего Рима Гораций и Овидий использовали форму послания в своём художественном творчестве. Жанровая форма письма оказалась многофункциональной. Эпистола обладала одной существенной особенностью - субъективностью изложения материала, поскольку письмо было явлением частной жизни граждан и, следовательно, как форма идеологического воздействия не подлежало контролю со стороны государства.

 

Публицистика основателей США.

Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать ТОМАС ПЕЙН (1737–1809). Пейн сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения. Много внимания уделял «Pennsylvanya Magazine» и материалам неполитического характера, например, вопросам брака. Так, Пейн опубликовал в рубрике «Старый холостяк» статью «Письмо о женском поле».Пейну принадлежат такие работы, как "Права человека" (1791), "Эпоха разума" (1795) и др. В своих работах он ставит и обосновывает идею независимости Америки, борьбы за естественные права человека, против деспотизма и узурпации власти. Цель государственной власти в обеспечении свободы и безопасности граждан. Зарождение и существование власти базируется на согласии тех, кем она управляет. Все формы правления он делит на два вида: правление на основе выборов и представительства и правления на основе наследственного права. Первое - это республика (более разумная форма), второй - монархия и аристократия. Только наличие прав человека обеспечивает быстрый прогресс общества. Большое место в творчестве Пейна занимает идея свободы мысли, борьба с религиозным догматизмом. Он подчеркивал, что право на собственное мнение является одним из основных прав человека.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743 - 1826), автор Декларации независимости (идеи америк свободы). В 76г переработаны идеи просвещения. 3 президент США. В 1774 г. написал памфлет “Общий обзор прав Британской Америки”, где утверждалось право эмигрантов, осваивавших Новый Свет, на создание самостоятельных законов. Этот памфлет, поддерживающий идею ограничения власти метрополии и призывающий к сплочению колоний против британской короны, вызвал гнев Георга III. Именно ему было поручено сочинение текста Декларации независимости, принятого после обсуждения и внесения поправок 4-го июля 1776 года. Перечисляя в Декларации независимости "неотъемлемые права" человека, Джефферсон следует за Локком, однако заменяет одно из локковской триады - жизнь, свобода и собственность, - а именно: собственность на право стать счастливым, что в его трактовке означало использование свободы в целях самоусовершенствования и полного развития своих способностей. Наиболее значительной его работой является "Заметки о штате Вирджиния" (1785), в которой анализируется государственное устройство этого штата, а наиболее известной является Декларация независимости (1776). Он также автор закона об установлении религиозной свободы (1777). Федералисты – мощный центр, республиканцы – конфедерация, кажд имеет своё. Он против федералистов, но всё-таки мощный центр нужен. Написал 85 статей о гос устр-ве (Гамильтон 4 годичный срок).

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН (1706-1790)- начал писать в 1722, когда ему было всего 16 лет. Был сторонником светского гос-ва, т.е. против королевской власти. Создал концепцию американской мечты - человека, который сам себя сделал. Поддерживал Пейна. В 1729–1748 издавал «Пенсильванскую газету», в 1732–1758 – ежегодник «Альманах бедного Ричарда». Поддерживал концепцию естественных и неотъемлемых прав человека. Отстаивал идеи разума, свободы и демократии. Он один из авторов статей конфедерации 1781 г., Декларации независимости (1776) и Проекта федеративной конституции. Ряд работ по развитию конституционализма, в частности "Исторический очерк конституции и правительственной власти Пенсильвании" (1759), и других политико-правовых проблем. Он был одним из первых, кто подчеркнул важность развития отдельной науки о политике. Начинал с нравоучит очерков, писал под Стила и Аддисона. Первый произнёс «свобода для Америки».

ДЖОН АДАМС (1735 — 1826) – 2ой президент сша. Начал политическую карьеру как критик Закона о гербовом сборе (принят английскими властями в 1765 г. в отношении североамериканских колоний. Отныне за каждую торговую сделку, выпуск газеты, книги, игральных карт, публикацию объявления, за оформление любого документа колонисты должны были платить налог)- приобретя известность статьями, напечатанными в «Bostongazette». Принял участие в сост. Декларац.независимости. Имел пацифистские взгляды.

АЛЕКСАНДР ГАМИЛЬТОН (1755–1804) - Приехав в Америку в 1772 г., сразу же включился в полит борьбу как сторонник независимости американских колоний и быстро стал известен своими памфлетами. После Войны за независимость Гамильтон в статьях и памфлетах пропагандировал идею сильного централизованного государства. В 1787–1788 гг. Гамильтон в соавторстве с Джеймсом Мэдисоном и Джоном Джеем создал цикл статей под общим названием «Федералист» под псевдонимом Публий. Их целью было убедить избирателей штата Нью-Йорк в необходимости проголосовать за Конституцию. Памфлеты Гамильтона, появившиеся в критические для отечества годы (1774–1775) и содержавшие энергичную защиту американских колоний от притязаний Великобритании, стали важным вкладом в лит-ру Американской революции. Эти памфлеты, основанные на четком знании принципов конституции Великобритании и отличавшиеся остротой и логичностью аргументации, выявили лучшие черты Гамильтона-полемиста и произвели сильное впечатление на современников.

ДЖЕЙМС МЕДИСОН (1751 -1836) — 4 президент США, один из ключевых авторов Конституции США. Участвовал с Джеем и Гамильтоном в издании «Федералиста». Он стал одним из ведущих участников дебатов, и сделанные им тогда записи, впервые опубликованные в 1840, до сих пор остаются главным источником сведений о том, как создавалась Конституция США. Мэдисон был и в первых рядах защитников новой конституции, в качестве автора 24-х из 85-ти Записок федералиста он сделал больше, чем кто-либо другой, за исключением, быть может, Гамильтона, для того, чтобы она была принята штатами. С марта 1817 активно работал над изданием своих записок о Конституционном конвенте, более всего был озабочен проблемой рабства.

 

 

Билет № 21


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!