Зарождение немецкой печати и цензура в Германии.



1448 г. Гутенберг появился в Майнце, где, взяв в долг 150 гульденов, продолжил работу над отливкой литерного набора и конструированием печатного станка. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий – называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.
Из ранних гутенберговских изданий сохранились так называемый «Фрагмент о Страшном суде» – напечатанный с двух сторон лист, представляющий собой отрывок из «Сивиллиной книги», латинская грамматика Элия Доната (экземпляры которой хранятся в Парижской библиотеке). В целом первые оттиски отмечены низким качеством печати и свидетельствуют о том, что Гутенберг еще искал свою модель шрифта и экспериментировал с набором текста.
Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (называемой так по количеству строк на странице) в 1450 г. Своеобразным толчком к распространению книгопечатания в Европе стало разрушение Майнца и изгнание его жителей в 1462 г. Адольфом фон Нассау. Многие из подмастерьев и учеников Гутенберга разбрелись по городам Европы, основывая там типографии и обучая мастерству книгоиздания новые поколения первопечатников.
Еще до разрушения Майнца книгопечатание появилось в Страсбурге, где Иоганн Ментелин в 1460–1461 гг. выпустил латинскую Библию в двух томах, а в 1466 г. – так называемую 49-строчную Библию, первую Библию на немецком языке, которая, несмотря на слабый перевод, имела хождение до появления лютеровской Библии. Зять Ментелина, Адольф Руш, впервые ввел в Германии шрифт «антиква» и, занимаясь типографским делом, стал одним из настоящих подвижников немецкого гуманизма.
Книгопечатание появляется в Кельне в 1469, в с 1475 книги стали выходить с цензурными пометками местного университета. Власть церкви играла большую роль: 4 января 1486 майнцкий архиепископ Бертольд фон Геннеберг установил собственные цензурные органы, т.к. некоторые во вред употребляют то, что дано для просвещения. Булла 1501 г папы Александра 6 как раз гласила: типографии не должны осмеливаться печатать книги, не посоветовавшись с архиепископом или иными духовными лицами.
Реформация временно освободила печать от оков католицизма, но после Реформации стало еще хуже, теперь она зависела не только от католических цензоров, но и от городских советов, княжеских соглашений и личных симпатий императора.
11 декабря 1570 на шпейерском собрании был выработан целый цензурный устав. Типографии можно было создавать только в университетских городах и княжеских резиденциях. Германия была очень раздробленным гос-вом больше 300 княжеств, так что нет сильной гос. власти. Очень важным фактором возникновения и развития печати были почтовые связи, появившиеся в Германии во второй половине 15 века. В 1609 Иоган Каролус выпустил первую регулярную газету "Релацион" - о сообщения об отдельных достопримечательных происшествиях. К концу 30х годов 17 века в Германии насчитывалось около 30ти газет. В других странах они возникли несколько позже - Англия - 1622, Франция - 1631.

 

Журналистика Ричарда Стила и Джозефа Аддисона.

Ричард Стил (1672 – 1729). Он был одним из тех, кто внес существенный вклад в формирование морально-этических принципов эпохи. Он был военным, литератором, драматургом, камер-юнкером, редактором «Лондон Газетт». Под влиянием Дефо Стил стал ведущим автором еженедельника «Болтун (Тэтлер)»1709, явившись основателем нового типа периодики, который в дальнейшем развился в современное еженедельное обозрение – ревю. Стил ввел новый формат газетной полосы и макет, вполне соотносимые с современными. Эти новшества были связаны с новаторским характером журнала. «Тэтлер» был рассчитан на горожан, завсегдатаев кофеен, тех, кто был склонен к «цивилизованной дискуссии» и обращался как к мужчинам, так и к женщинам.
«Тэтлер» выходил на двух страницах три раза в неделю. Первый его номер содержал семь статей, в том числе заметку о театральной Жизни. В дальнейшем на его полосах печатались материалы об интеллектуальных интересах дня, о модах и о манерах. На страницах еженедельника печатались Дж. Свифт и Дж. Аддисон. «Тэтлер», безусловно, носил просветительский характер. Журн-ая деятельность Стила, отражавшая его политические убеждения (он был сторонником вигов), привела этого английского просветителя к долговой тюрьме. В 1710 г. он перестает быть редактором официальной «Лондон Газетт». В 1711 г. Стил и Аддисон начали издавать еженедельник «Спектейтор» (журнал не носил ярко выраженного политического характера, но хорошо освещал политическую жизнь страны), а в 1713 – еженедельный «Гардиан» («Опекун»), для которого была типична резкая критика партии тори, критике подвергалась даже королева.
В 1713 г. Стил был избран в палату общин, но пробыл там недолго: его журналистская активность снова вызвала недовольство. Стилу предъявили обвинение в антиправительственной агитации и большинством голосов исключили из парламента. Его политическая деятельность возобновилась в 1714 г. после прихода вигов к власти. Он снова стал руководить политическими журналами «Инглишмен» («Англичанин»), сменивший «Гардиан », «Таунток» («Городская молва»), «Плебей». В 20-е годы XVIII столетия он отошел от общественно-литературной деятельности. Любил сатиру на лица.
«Великий моралист XVIII в.» – Джозеф Аддисон (1672 – 1719) известен как литератор и общественный деятель, который сумел занять ряд высоких государственных постов. Поддерживая вигов, написал в 1707 г. памфлет «Рассмотрение современного состояния войны и необходимость ее продолжения», где рассматривалась целесообразность войны с Францией. Публицистический дар Аддисона проявился в «Тэтлере». Правда, там ему принадлежит сравнительно мало публикаций, но, по свидетельству литературоведов, он внес особый шарм в жанр эссе.

 

Билет № 17


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 616; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!