Первая поправка к Конституции США. Американская концепция свободы печати.



В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла первая поправка к Конституции США 1787 года – одна из десяти поправок, прозванных американским Биллем о правах, принятых 21 декабря 1791 года. Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться». Отличительная особенность американской концепции свободы печати в полном отделении печати от государства: печать и государство независимы друг от друга. Государство не может иметь свою прессу. В первой поправке впервые появляется термин свобода печати. Как и английская, американская концепция рассчитана на индивидуальную свободу.
Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь сразу, без препятствий со стороны государства и привели к процветанию журналистики в последующие столетия.

 

Памфлеты Дж. Уинстенли.

1609–1653. В 48 г начин литер Дея-ть, памфлеты на религиозные темы, на определение целей и задач диггеров. Английское общ-во разделено на 2 лагеря: парламент и монархия. Диггеры выступают за справедливость, в 48г. памфлет «Свет сияющий в Бакинберкшере» - в неё он разносит власть церкви (священники околдовывают народ). Всё проникнуто религиозностью, Бог дал всем равенство, много говорит о Христе и дьяволе. Автор призывает не доверять лагерю парламентской власти. 49г – «Новый закон справедливости», здесь он говорит о правах свободных земель, о движении диггеров (они выступают за интересы деревенской бедноты, левое англ движение, из левеллеров). 52 «Закон свободы» - он обращается к Кромвелю. У него 2 пути: вернуть народу землю или продолжить диктатуру. Он верит, что Кромвель примет правильное решение. Здесь он говорит о равенстве жизни общ-ва.

Уинстентли говорит о том, как можно изменить власть мирным путём. Угнетение пошло от Вильгельма 1 Завоевателя, он устранил саксонского короля, отсюда и пошёл захват власти и тирания. Представления Уинстентли об общ-ве проникнуты религиозностью. По его мнению, дьявольщина пошла от отбирания земли у брата братом.

Метафоричность – особ-ть речи.

Уинстенли-публицист близок к идеалам утопического коммунизма. В своем главном произведении «Закон свободы» он предложил план полного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности на землю.
сельскохозяйственные работы на холме святого Георгия в графстве Сёррей, недалеко от Лондона. Вместе с Уинстенли памфлет подписали его единомышленники диггеры, что, по замыслу автора, должно было свидетельствовать о коллективном характере их действий и общности взглядов.
Памфлет, подписанный Дж. Уинстенли и его 44 единомышленниками, датирован 1 июня 1649 г. Его цель – предупредить захватчиков общинных земель и пустошей, начавших вырубать леса в захваченных владениях.

 

Билет № 12

Английская журналистика XVII века и английская концепция свободы печати.

Английскую журналистику 1-ой половины 17 века можно охарактеризовать как крайне слабую. Периодики не было вообще. Первая еженедельная газета “Weekly News” (1622) просуществовала всего 10 лет, а затем была закрыта Звёздной Палатой. Причина была, якобы, в том, что она выступила против испанского посла в Англии.

Английская журналистика середины 17 века по своей сути памфлетная. Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких-либо цензурных стеснений. Поэтому в это время появляется огромное количество памфлетов, посвященных этой теме.Довольно интересные мысли высказаны в памфлете Мильтона и каждая доказывает бесполезность цензуры. “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. Во время Буржуазной революции (1640-1660) в Англии активизировалось 4 политических блока:1)Левеллеры (левое крыло индепендентов) - партия мелкой буржуазии, которая приобрела независимость в 1647 г. Они выступали за свободу торговли, проповеди и печати. За частную собственность (Мильтон, Лильберн)2)Диггеры (от левеллеров)- “чернь”, “землекопы”. Ультра радикалы. Уравнительный коммунизм. Выступают за справедливость, выражают интересы бедных (Уинстонтли) 3)Пресвятореанцы - верующие.4)Индепенденты - средний класс.Борьба между ними нашла своё выражение в публицистике того времени. Однако пресса не была абсолютно свободной. Политическая борьба - усиление нападок на парламент спровоцировало восстановление цензуры (1643). Свободу (правда не в полном объёме) Английская публицистика получила лишь в XVIII веке.1641 – первый закон о контроле печати, в 1643 – новое ограничение свободы печати, в 1647 – третий запрет, 1649 – ужесточение прежних запретов. Мильтон и Лильберн выдвигают требования о свободе печати.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 823; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!