Памфлетная публицистика английской буржуазной революции XVII в.



Английская буржуазная рев-ция 17 века, результатом кот было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура, если не была отменена то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались свободно, без всяких ограничений. Однако 14 июня 1643 года парламентом был издан закон, согласно которому вновь устанавливалась строгая цензура: “...ни одна книга, памфлет или газета отныне не могут быть напечатаны иначе, как после предварительного просмотра и одобрения лиц или, по крайней мере, одного из лиц для того назначенных”.
Джона Мильтона по праву считают основоположником буржуазной теории свободы печати. Он за год написал памфлет (речь перед парламентом для отмены цензуры) “Ареопагитику ”1644г, в кот высказывал свое мнение о цензуре и цензорах. Он говорит о том, что человек рожден свободным, Бог не считает нужным держать его в постоянном детстве. Бог дал человеку право на выбор пищи для желудка и для души. Никто не имеет права отнимать его у нас, т.к. оно даровано свыше. Для глупца нет различия между хорошей книгой и дурной, он доказывает бесполезность цензуры, она уничтожает чел-ое достоинство. Если цензура и будет ставит своей целью улучшение нравов, то это также и будет распространяться на увеселения и забавы, с тем, что доставляет человеку удовольствие. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Идеальных цензоров нет. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Свой памфлет он начин не с главного, а с филос размышлений. Далее - “Иконоборец” (отрицается прирожд права королевской власти, он развенчивает образ короля-мучителя,1649), “Защита английского народа” (1650-54).

Джон Лильберн(1618-1653) предусматривал и ограничения в области свободы печати, требуя запрещения произведений, оправдывающих тиранию. Свободная печать необходима ему как орудие борьбы с изменниками и тиранами, в том числе и Кромвелем.
«Война перьев» - о природе королевской власти, о собст-ти, о гос монополиях, о свободе слова, о свободе народа. Он выражает демократ силы средних слоёв. Он – левеллер. «Манифест левеллеров» (слова в тюрьме) - опровергает слухи, пишет честно, говорит, то частная соб-ть должна быть всегда. У него очень большие предложения, язык сложные. Приводит неоспариваемые источники, предлож нагромождённые.1637 - первый арест за контрабанду запрещенного произведения. 1640 - Долгий парламент освобождает Лильберна. 41 г пишет письмо тюремщикам – язык очень простой, пишет честно, выражает мысли прямо, грубо, говорит правду в лицо. 1645 - Памфлет, критикующий новую власть (“новую тиранию”). В этом памфлете - требовал ежегодного выбора парламента и отмены системы обложения. “Защита прирожденного права Англии” - против цензуры и монополии гос-ва на печать, произнесение проповедей и любое другое массовое воздействие на неокрепшую психику англичан. 6 раз сидел в тюрьме! 1646 - Посадили за два памфлета (“Защита свободы свободного человека” и “Неоправданная поспешная клевета”), в которых как всегда критика, призывы к народу, к армии. Через какое-то время выпустили. 1649 - “Новые цепи Англии” (посадили) – петиция от жителей города, “Защита законных основных прав английского народа”. На этот раз его принудили уехать в Голландию, где он оказался обречен на нищенское существование, затем ослеп (в юности много писал и читал в темноте), умер в Англии.

 

Газета Эбера «Папаша Дюшен».

Жак-Рене Эбер (1757 —1794) — деятель Великой французской революции, крайне левый среди якобинцев, «предводитель» эбертистов и защитник санкюлотов.

С 1790 выпускал газету "Папаша Дюшен", ставшую популярной в народных низах благодаря злободневности, умению Эбера улавливать настроения масс и остро их выражать, пользуясь нарочито-простонародном языком. Само название газеты говорило о стремлении ее редактора вести издание так, чтобы оно было доступно мелким ремесленникам, мелким торговцам и рабочему люду, “Папаша Дюшен”, весельчак и балагур, стал в конце 80-х годов XVIII века излюбленным типом лит-ры, рассчитанной на массового читателя. Папаша Дюшен - собирательный тип, который представлял собою человека из народа. Это мелкий торговец, готовый всегда разоблачит любую несправедливость, любое злоупотребление. Лубочная заставка изображала папашу Дюшена. Язык газеты пестрел шуточками, оборотами, заимствованными из жаргона предместий, ругательствами. Вместе с тем стиль ее острый, ясный, мысль выражена четко. Номера газеты выходили с заголовками вроде “Великий гнев папаши Дюшена по поводу сдачи Майнца негодяем Кюстином” (генералом Кюстином). Эбер откликался на все острые вопросы текущей полит жизни.

“Папаша Дюшен” вел беспощадную борьбу против спекулянтов, разоблачал изменников и др врагов народа; уделял он внимание и антирелигиозной пропаганде.

Иногда на его страницах появлялись мечты о прекрасном будущем: “Мне представляется республика, какой она станет со временем. Санкюлоты составляют единую семью. Святое равенство царит среди них. Больше не видно наглых богачей, и нищета исчезла...” Надо, впрочем, оговориться, что равенство Эбер представлял себе как равенство мелких собственников. Решительная революц позиция, занятая газетой в этот период, доставила ей большую популярность, далеко пережившую хронологические рамки эпохи. Революция 1848 года и Коммуна 1871 года имели своего “Папашу Дюшена”; в 1848 году были даже две газеты под этим названием. В 1753 г выходит ряд пьес под назв «папаша Дюшен»

Он и его “Папаша Дюшен” сыграли важную роль в борьбе за свержение монархии, изгнание жирондистов из Конвента, принятие мер против спекуляции и дороговизны. Он выступал за уравнительный передел земли и наделение неимущих своими участками. Эбер активно разоблачал в своей газете врагов революции и призывал к борьбе с ними. После смерти Марата (1794г казнён) влияние “Папаши Дюшена” особо усилилось. Во времена якобинской диктатуры газета Эбера стала печатным оружием оппозиции (левых якобинцев) в их полит борьбе, пока они не пали вместе с их противниками.

Робеспьеристы, руководившее правительством, опасаясь сужения базы, на кот они опирались, повели борьбу против эбертистов. Так как последние стали подготовлять восстание, правительство ответило арестом Эбера, Шометта и их единомышленников. И только тогда перестал выходить “Папаша Дюшен”.

 

 

Билет № 10


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!