Дж.Мильтон о цензуре и цензорах.



Джон Мильтон(1608–1674). Поэт и писатель, публицист и политический деятель, Мильтон получил широкую известность в годы Английской революции. В 1644 г. он опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». Опираясь на творческое наследие античных публицистов, прежде всего Исократа, Мильтон дал гневную отповедь цензуре, доказывая ее вредность и бессилие помешать развитию свободной мысли.

Будучи страстным противником цензуры, Мильтон во времена Кромвеля тем не менее работал цензором. В памфлетах того времени (например, «Защита английского народа») он выступал как антимонархист и убежденный республиканец. Идеи Мильтона легли в основу английской концепции свободы печати, разработанной в Билле о правах в 1689 г. Эта концепция также называется мильтоновской. Также Мильтон написал “Иконоборец” (1649), “Защита английского народа” (1650-54). Знамениты и его поэмы “Потерянный рай”, “Возвращенный рай”, “История Британии”, а также, трагедия “Самсон-борец”.

О его работе «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)»:

«Люди по природе свободны. Свобода это – прирожденный нам дар Божий» – таков исходный пункт всех дальнейших рассуждений Мильтона. «Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство» - вот основная мысль «Ареопагитики». “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. “Государство может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе”. Дионисий: “Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать”.

 

Билет № 15

Французская революция и развитие концепции свободы печати.

Франц рев – 1789-1794гг из монархии стала свободной республикой. Рост период изд замедлен, народ неграмотен, а также много ценз ограничений. Газе очень мало, около 60. В 1789г после нач рев-ции – сильный толчок к развитию период печати. Сильная монарх печать оскорбляла революционеров. Свобода печати начала складываться с нач рев-ции. Но работать начала не сразу. Предварит цензура отменена 4мая 1789г (открытие генер штатов). Появл револ газета графа Мирабо «Генеральные штаты», её запретили в итоге, но граф сделал далее «Отчёты графа Мирабо» (бюллютень).

19мая 1819г – свобода газет любой направленности. В авг1789г – декларация прав человека и личности (11 ст – свобода выражения мысли и мнений). После этого начала склад франц конц печати. Людовик всё ещё правит, затем казнён. В период якобинской диктатуры – цензура жёсткая. В 1800г – Наполеон всё отменил и начал строить всё по-своему (было всего 4 газеты!). В 1881г во Франц принят закон о печати, действующий до сих пор. Черты конц свободы печати:

-зависимость от гос-ва (роль гос-ва в Жур-ке имела место быть).

-жур-ка регламентируется особым законодат-ом

-повял термин «права человека».

В 1881г выходит 250 газет, затем 500, очень много политических (Наполеон потом их все закрыл). Печать призывала к террору и насилию. Якобинский террор 95г (закон: бепощадно наказывать врагов свободы), очень много людей погибло. 27 июл 1894г после смерти Робеспьера диктатура кончилась.

Сегодня журналисты – общественная власть. Почти все выдающ. деятели Франц Буржуазной Рев-ии редактировали газеты: Робеспьер, Марат, Бабёф и др. Во втор. пол. 18в. во Фр. наблюд. оживление периодич.печати. Газеты продавались на улице, имелись в большинстве кафе (1800 кафе), в лавках набережных и т.д. Число выходящих брошюр было огромно. 16 марта 1789 г Бриссо выпускает газету «Французский патриот». Он ставил задачи подготовки революции с пом. газеты и в обращении к читателю наз. свою г-ту политической, свободной и независимой. Взятие Бастилии разруш. последние преграды, стоявш. на пути политич. печати. Одна за др. появл. новые газеты. Бумага низкого кач-ва. Многочисл. дефекты сказались на качестве печати. И тем не менее, газеты необычайно популярны. До 1789 г реклама – в зачаточном состоянии. Бриссо во «Фр. Патриоте» помещ. частн. объявления. В годы революции появ. вечерние газеты, которые помещ. отчеты о работе нац. собрания. Первой роялистской газетой была «Газета Национальной Политики», основ. в июле 1789г. аббатом Сабатье. Но политику ее определял граф Ривароль. Его собств. г-та -«Деяния апостолов» 1789г. Также «Друг короля»: поначалу полемика велась с пом. политич. и философск. аргументов. После ареста королевск. семьи роялистские г-ты перешли к ругани, непристойным разоблачениям вожаков революции и их дел, обсужд.личн.жизни депут-в. С целью снизить влияние газет, подним.цена. «Папаша Дюшен», Эбера, газета Робеспьера «Защитник конституции» еженед. с мая-авг. 1792г. Печатались декреты Законодательного собрания, письма и петиции.В политич. плане в этот период активиз. жирандисты (более умерен.,чем якобинцы). Г-та «Парижские революции» с 1789г,еженед., основатель Прюдом, ред-р Элизе Лустало,выступал за своб.печати. Газета одна из немногих удел.значен.положению рабочих в Париже. Отстаивал право ж-та на донесение правды. Демулен «Революции Франции и Бробанды», «Старый корунпьер», выступал против якобинского террора, был казнён. Жан Поль Марат « Друг народа».

 

Т.Пейн – публицист.

Один из первых оригинальных американских журналов был «Pennsylvanya Magazine» (1775–1776), который вскоре после открытия стал редактировать один из наиболее выдающихся американских публицистов, англичанин по рождению Томас Пейн (1737–1809). Он довел тираж до 1500 экземпляров, что было невероятным успехом. Пейн сам писал в журнал патриотические статьи, заметки, стихотворения. Много внимания уделял «Pennsylvanya Magazine» и материалам неполитического характера, например, вопросам брака. Так, Пейн опубликовал в рубрике «Старый холостяк» статью «Письмо о женском поле».

Особую известность Пейн получил в годы войны за независимость США (1776–1783). В памфлете «Здравый смысл» (1776), ясно и доступно внушая идею об абсолютной необходимости свободы, он впервые сформулировал призыв к независимости от Англии. В самый критический момент войны за независимость Вашингтон попросил Пейна срочно написать памфлет, чтобы поднять дух деморализованных поражением американских воинов и внушить им ненависть к врагу. Памфлет был написан у костра на барабане и зачитан солдатам перед атакой. Он стал первым в серии созданных за годы войны памфлетов под общим названием «Американский кризис». В них использовались приемы эмоционального воздействия на читателя, в частности, элементы острой сатиры. Пейн в своих памфлетах декларативен, он использует черно-белые краски, допускает резкие, безапелляционные выпады против оппонентов. Форма изложения подразумевает активного слушателя, собеседника, оппонента. В обращении Пейна к «здравому смыслу» видна простота, убедительность, искренность автора. Популярности придавало памфлетам Пейна и то обстоятельство, что их автор, не будучи американцем по рождению и не принадлежа ни к каким группировкам, оставался над партийной борьбой. После войны Пейн уехал в Англию, а оттуда, желая избежать уголовной ответственности за клевету, бежал в охваченную революцией Францию, где писал в газету «Республиканец», избирался в Конвент. В памфлете «Права человека» (1791–1792) Пейн встал на защиту революции и высказывался по мировоззренческим проблемам. Во Франции Пейн написал трактат «Век разума» (1794), в котором касался вопросов религии, церкви, морали. Пейн резко критиковал институт церкви и призывал искать мудрости не в Церкви, а у природы. «Мой собственный ум – моя церковь», – заявлял Пейн и, исполненный веры в познаваемость Вселенной, обрушивался с критикой на Священное Писание. Пейн с присущей ему безапелляционностью силился доказать абсурдность, нелепость и безнравственность многих текстов Ветхого и особенно Нового Завета. В своем богохульстве Пейн отрицал богочеловечность Христа и считал Его лишь исторической личностью, революционером и реформатором. Христианство признавалось Пейном, главным образом, как полезный источник правил поведения.

«Век разума» настолько возмутил американского читателя, жившего тогда еще по нормам христианской морали, что Пейн, возвратившись в Америку, оказался в одиночестве, умер в бедности, и его как богоотступника запретили хоронить на церковном кладбище.

 

 

Билет № 16


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!