Церковные публицисты христианского Востока IV века.



Восточную традицию христианской публицистики представляют в первую очередь Григорий Богослов (326–389), Василий Великий (329–379) и Иоанн Златоуст (344–407).

Григорий Богослов, получив образование, работал в Афинах учителем красноречия, а затем возвратился на родину в город Назианз, принял крещение, а затем сан. Прославился он речами против еретиков, произнесенными в годы служения в Константинополе. Слушать прославленного оратора приходили не только христиане, но еретики, язычники, иудеи. По красноречию Григорий Богослов стоит выше всех церковных ораторов своего времени. Его творения разделяются на слова (догматические, нравоучительные, надгробные, похвальные), письма и стихотворения.

Василий Великий, воспитанный с детства в христианских идеалах, учился сначала в Константинополе у знаменитого языческого оратора и ритора Ливания, а затем в Афинах, занимаясь философией, астрономией, медициной, музыкой и особенно красноречием. Здесь же он подружился с Григорием Богословом и по возвращении в родную Кесарию работал адвокатом. Приняв сан, Василий Великий стал известен беседами и речами против еретиков-ариан. Его называли трубой, оглашающей вселенную, его слово сравнивали с громом, а жизнь – с молнией. Из проповеднических трудов Василия Великого до нас дошли девять бесед на шестоднев, тринадцать бесед на псалмы и двадцать пять бесед на разные случаи, а помимо того, слова и послания.

Иоанн Златоуст также получил блестящее языческое образование, в том числе у Ливания, и в двадцать лет стал адвокатом, но вскоре принял решение посвятить себя Богу. В Антиохии он проповедовал каждый день в течение двенадцати лет и за силу проповеди был прозван Златоустом. Иоанн Златоуст во все времена считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей, в которых объясняется почти весь Новый Завет и многое из Ветхого Завета.

По содержанию проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер. Они имеют целью исправление грешника и утверждение его в добродетели. Началом и концом добродетели проповедник считает любовь к Богу и ближнему. Проповеди Иоанна Златоуста очень просты, живы и убедительны. Большей частью они произносились экспромтом. Самые известные из его слов и творений – «Шесть слов о священстве», «Слово огласительное на Святую Пасху», которое до сих пор читается священником в каждой церкви на пасхальной утрени. Иоанн Златоуст оставил около двухсот пятидесяти писем, которые были написаны им различным адресатам во время изгнания. Среди них самые известные «Письма к Олимпиаде» – цикл из семнадцати писем к своей духовной дочери диакониссе Олимпиаде. Кроме того, Златоуст составил «Чин Литургии» – важнейшей церковной службы, по которому служат все православные церкви, некоторые молитвы.

 

Публичная сфера в Англии XVIII века.

Пресса - важный инструмент гражданского общества, информирующий, проводящий дискуссии.
18 век гражданская сфера - в кофейнях. В Англии развитие демократии, опирается на развитие свободы печати. Первый журнал "Спектейтор" (зритель). Адиссон - создатель. 1 марта 1711 года. В 1-м номере - листке - рассказ о самом издателе, "собственной истории". Зачем? Чтобы сделать журнал публичным, дать читателям "ключ" к пониманию своих текстов. Новое в журналистике - открытость, ведение диалога с читателями. - еще один шаг на пути к гражданскому обществу. Английская журналистика влияет на мировую. Например, в России Екатерина 2-я перенимает опыт англичан, открывая журналы-клоны британских. Даже названия похожи, например, "зритель".

«Открытие» парламента было связано с одним из самых стабильных журналов XVIII в. – «Джентльмен'с Мэгэзин» («Журнал джентльмена»). Он был основан в 1731 г. и продолжал издаваться и в следующем веке. Журнал возник как ежемесячник, вначале печатал выдержки из других изданий, обзоры внутренних и зарубежных новостей. Через пять лет основатель журнала Эдуард Кейв позволил себе напечатать отчеты о парламентских слушаниях, что было запрещено. Кейв оказался в тюрьме, но не отказался от намерения освещать в своем издании деятельность парламента.
Отчеты о парламентских дебатах заняли достаточное место в «Джентльмен'с Мэгэзин», хотя он продолжал носить характер дайджеста литературных новинок и различных новостей. Чтобы избежать наказания (а парламент грозил серьезными карами за вторжение в его внутреннюю «кухню»), Эдуард Кейв (журналист журнала) прибегнул к эзоповому языку. Сообщения о парламентских прениях стали печататься в виде отчетов о заседаниях сената лилипутов, имена выступающих не приводились полностью, но просвещенные читатели прекрасно понимали, о ком и о чем идет речь, тем более что популярность «Путешествий Гулливера» повсеместно была велика. Но борьба за доступ прессы в парламент оказалась длительной и упорной, она завершилась окончательно только в XX в.
В XVIII в. отчетливо проявилась тенденция усиления критической тональности в журналистике. Предметом критики становился и сама пресса.

Первые 2/3 18 века – промышленный переворот политич.баталии в журналистике. Фактор накопления капитала.

Парламентский акт 1711г-парламент оградил себя от коммерсантов.

Свифт:журналистика д.б. политизированной. Появл. Сатирико-нравоучит. Журнал «spectator».

Разделение журн. по типам изданий. Противоречия между парламентом и промышленниками.

1712 г. был введен гербовый сбор – пошлина в пользу казны за выпуск периодических изданий, получ. Назв. «налога на знание»(огранич.печати)

«Законы затыкания рта».

В конце 60-х годов XVIII в. в газетах получили распространение памфлеты, адресованные политикам.

1785 – рождение «The Times» (изнач. «Daily Universal Register») - стала качественной газетой, отражавшей мнение высших слоев и власти и бизнеса (лавирование). Издавал Джон Уолтер I. К концу 18в тираж был очень высок – 4800 экз.ежедневно. Уолтер выкупил патент на новый шрифт, купил типографию и издат-во, создал лучшую корресп. Сеть.

Джон Уилкс (1727 – 1797) добивался права печатать репортажи о парламентских дебатах и критиковать правительство. Его позиция нашла отражение в газете «Норт Бритон» («Шотландец», 1762). Уилкс полностью, а не сокращенно (как это было традиционно принято) приводил имена критикуемых политиков; однажды он позволил себе выступить с очень резкой статьей по поводу речи короля. Уилкса обвинили в клевете, он Несколько дней провел в Тауэре. Спас Уилкса его парламентский иммунитет. Джон Вилкс начал борьбу за право допуска в парламент. 1771 – журналисты допущены в парламент.

Члены парламента сами писали для Таймс, не подписываясь.

В Англии пресса изначально стала общенациональной, а не локальной.

В Англии преобладали утренние газеты, появлялась демократическая рабочая журналистика («Черный карлик»).

К концу 18в. в А. сложилась традиционная система печати. Таким образом, почти весь XVIII век прошел под знаком борьбы за реальное воплощение в жизнь английской концепции свободы печати.

 

 

Билет № 22


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!