Лучшею частью своей, вековечен, к светилам высоким,



Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.

Всюду меня на земле, где б власть не раскинулась Рима,

Будут народы читать…

В стихотворных сборниках эпохи изгнания – «Скорбные элегии», «Послания с Понта» одна из основных тем – тема одиночества. Овидий открыл эту тему для поэзии, рисуя одиночество как многообразные муки души и тела. Важной темой становится и тема памяти о друзьях, жене, о родной Италии.

19 После эпохи Августа наступил «серебряный» век римской литературы (14 – 117 г. н.э.), главнейшими представителями которого являются Светоний, автор двенадцати биографий римских императоров, ритор Корнелий Фронтон, африканец по происхождению, развивший вкус к архаической латыни, Авл Геллий, представитель учености, выражающейся в составлении из разных писателей заметок, относящихся главным образом к языку и грамматике, и африканец Апулей.

Творчество Апулея.

20 Апулей (около 124 – 180 гг. н.э.) по происхождению не римлянин, он родился в городе Медавр, в римской провинции Нумидия в северной Африке. Он получил образование в Карфагене, а затем в Афинах, изучая философию, риторику, геометрию, музыку и поэзию. Несколько лет Апулей жил в Риме, занимаясь адвокатской практикой, и совершенствовался в латинском красноречии. Апулей много путешествовал на Восток и накопил богатые впечатления о жизни разных слоёв античного общества. Обосновавшись в конце жизни в Карфагене, Апулей достиг больших почестей как оратор: его избрали на высокую должность жреца провинции и еще при жизни в честь него была воздвигнута статуя.

Творчество : Апулей писал на двух языках: греческом (который был его родным языком) и латинском. До нашего времени дошли его произведения на разные темы на латинском языке. Это – философские трактаты («О Платоне и его учении» и др.) и риторические произведения (сборник речей «Флориды» или Цветник).

Однако в мировую литературу он вошел благодаря своему роману «Золотой Осёл».

1) время создания и характеристика эпохи:

21 Роман был создан около 153 г. н.э. В это время уже общество охватили кризисные явления, оказавшиеся необратимыми. Становилось больше образованных людей, но их образованность была нередко поверхностной; наряду с научными знаниями расцвели шарлатанство, колдовство, лжетворчество, столь характерные явления для эпохи заката. Название романа – «Метаморфозы» (Metamorphoses) в переводе с греческого означает «превращения», но уже в античности у романа появилось и второе популярное название «Золотой осёл» (Asinus aureus). Эпитет «золотой» обычно подчёркивал высокие художественные достоинства произведения.

2) В романе 2 основные темы: тема любви и тема чудесного, данные преимущественно на бытовом фоне. Но, в конечном счёте, тема чудесного является главной темой у Апулея, которая раскрывается через конфликт, систему персонажей и композицию сюжета.

7) основной конфликт имеет в романе нравственно-философский характер: излишнее любопытство (низменный инстинкт, по мнению древних) приводит героев к злоключениям, которые заставляют их нравственно переродиться.

8) композиция сюжета: Повествование ведётся от лица главного героя юноши Луция. Это грек по происхождению, жизнелюбивый и любопытный. Уехав по торговым делам в Фессалию, Луций остановился в городе Гипате. Юноша решил пожить в этом городе, чтобы разузнать побольше про чудеса и магию, которыми славилась Фессалия, и к которым у него было большое любопытство. От родственницы своей матери он узнаёт, что Памфила жена Милона, в доме которого он живёт, едва ли не первая ведьма в городе. Желая узнать её секреты, Луций заводит любовную интрижку с её служанкой, и та обещает ему показать магические возможности хозяйки. Вскоре случай представился, и потрясённый юноша, спрятанный на чердаке, увидел чудо – Памфила с помощью волшебных мазей и заклинаний превратилась в сову и улетела на свидание к возлюбленному. Любопытному герою захотелось испытать чудо на себе. Он уговорил служанку и получил мазь, которая должна превратить его в птицу. Но служанка перепутала баночки, и потому Луций превратился в осла. Чтоб вернуть свой облик, ему всего лишь нужно пожевать лепестков роз. Ночь он проводит в загоне для скота, и тут дом Милона грабят разбойники и похищают осла. Такова завязка романа.

Начинаются скитания героя: то драматические, то забавные приключения. Внешне Луций имеет облик осла, его используют как вьючное животное, но он сохраняет человеческие разум и чувства, о чём никто не догадывается. Герою известно, что, пожевав лепестки роз, он сумеет вновь стать человеком, но ему долго не удается это сделать. Своеобразие сюжета в том, что события «пропущены» через восприятие Луция-осла; при этом люди, не зная, кто он, не стесняются, представая перед ним в достаточно неприглядном виде.

Скитания героя, которому не раз угрожает гибель, позволяют романисту развернуть многокрасочную панораму жизни. Сначала Луцийсобственность разбойников, он странствует вместе с ними, терпит издевательства и побои. Далее следует его пребывание у пастуха, у шарлатанов жрецов; в услужении у распутной мельничихи, которая склоняет его к прелюбодеянию. Среди его хозяев — огородник, солдат, два брата, работающие у богатого господина. Последнему докладывают об удивительной сообразительности осла, и тот дает распоряжение приготовить животное для театрального представления, бракосочетания осла и женщины, повинной в страшных преступлениях. Заранее ужасаясь своей ролью в этом, Луций спасается бегством. Избежав позора, герой взывает к богине с мо льбой о спасении. Благополучная развязка скитаний Луция дана в заключительной книге романа, несколько отличающейся от остального повествования. В ней звучит мотив нравственного, религиозного очищения героя. Во время ритуального шествия в честь богини Исиды, Луций, согласно указанию богини, поедает лепестки роз из рук жреца. После этого герой к великой радости обретает человеческий облик. Он переживает религиозное обращение, становится жрецом Исиды и Осириса.

Кроме основного сюжета имеется еще 17 разнообразных вставных новелл. Среди них поэтичная сказка об Амуре и Психее, которая отличается от остальных не только своим большим размером, но и своей манерой повествования.

4. Своеобразие римской литературы 22 :

´ 1) Более поздний характер римской литературы: первые памятники римской литературы возникли на 400 – 500 лет позже греческой. Поэтому римская литература почти с самого начала находится под сильным греческим влиянием, римская литература пользовалась достижениями векового развития греческой литературы.

´ 2) Римская литература развивается в эллинический период, который был для Греции уже временем упадка. Этому периоду характерны: крупные государства, крупные рабовладельческие хозяйства, следующие черты идеологии – космополитизм, универсализм, крайний индивидуализм.

´ 3) Римской литературе свойственен обострённый драматизм, психологизм, трезвый анализ жизни, развитие сатирических жанров.

 

Лекция 4. Книга и образование в Древнем Риме.

Вопросы:

1. Книга в Древнем Риме.

2. Воспитание и образование в древнем Риме.

Литература:

1. Анджела А. Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьёзы. - М.: Колибри, 2010. - 480 с.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988. - 496 с.

3. Как бы ты жил в древнем Риме. Текст Аниты Генери, илл. Джона Джеймса. - М.: АСТ, 1995. – 48 с.

Термины и понятия: папирус, пергамент, стиль, каламон , калькули, абакпедотриб

 

● 1. Книга в Древнем Риме

3 Изначально римляне писали на камнях, на коре деревьев (недаром слово liber (книга) первоначально обозначало «лыко» или «древесная кора»), на всякого рода табличках: деревянных, покрытых воском, писали ученики в школах и банкиры в своих конторах; на металлических записывались тексты законов и всевозможных заклятий.

4 Покрытые воском дощечки скреплялись между собой шнурками или шарнирами так, что можно было перелистывать «страницы». На внутренних дощечках можно было писать на обеих сторонах, и положение их внутри книги предохраняло написанный текст от стирания, а рамки защищали от соприкосновения с другими дощечками. ☻5 Книги писали и на папирусе. Длинный лист папируса графился поперечными линиями на столбцы или страницы, которые чаще всего имели 20-30 строк. Размер строки определялся характером текста: для прозы более короткая строка, для поэзии — длиннее, в 40-50 букв. Когда текст кончался, оставшуюся часть папируса обрезали, делали обрез (по-гречески «томос»). Отсюда название книги — том.

6 Для удобства хранения и пользования книгой длинный лист папируса наклеивался с обоих концов на деревянные скалки и наматывался на них, образуя свиток. Ручка скалки выходила за края свитка, чтобы было удобнее брать его. Туда же наклеивали ярлычок с названием книги и именем автора. ☻7 Для лучшей сохранности свиток иногда вкладывали в кожаный футляр. Свитки хранились или в специальных ящиках, похожих на ведра, или на стеллажах положенными один на другой в специальных гнездах.

8 Со II в. до н. э. стали пользоваться новым писчим материалом — пергаменом (или, как его стали называть позднее, пергаментом). Листы пергамена не могли иметь такой длины, как листы папируса, поэтому четырехугольные листы перегибались пополам и складывались по четыре. По-гречески «четыре» — tetra, отсюда слово «тетрадь». Несколько таких тетрадей, сложенных в пачку, образовывали книгу современного вида. ☻9 Заголовок стали писать на первом листе красной краской, по латыни ruber, отсюда — рубрика. Рукописи украшались иллюстрациями, корки делались из деревянных дощечек и обклеивались кожей. Книги были только рукописными.

10 Образованные римляне поручали специально обученным рабам, которые служили секретарями, переписывать книги. Некоторые из них заводили специальные мастерские для переписки книг: один человек диктовал, а несколько рабов писали один и тот же текст, создавая одновременно несколько экземпляров. Позднее производство рукописной книги было поставлено на широкую коммерческую основу. Издатели покупали у авторов произведения и размножали их на продажу в сотнях и даже тысячах экземпляров.

11 В Риме и в крупных городах империи существовали общедоступные публичные библиотеки, располагавшиеся при храмах и термах (банях). Так, к 4 веку н.э. в городе Риме было свыше двух десятков библиотек. Самой знаменитой библиотекой империи и всего античного мира считалась Александрийская библиотека, содержавшая сотни тысяч рукописей. ☻12 Образованные и богатые люди имели собственные библиотеки, часто весьма обширные.

● 2. Воспитание и образование в древнем Риме

13 Римское воспитание и образование, как и вся римская культура, основаны на греческих образцах, но имеют собственную историю. В начальный период римской истории римское воспитание и образование носило патриархальный и откровенно практический характер; основными предметами внимания были сельское хозяйство, врачевание, военное искусство и политическое красноречие. Но со 2 века до н.э. в Риме утверждается греческая образовательная система.

Как и в Греции, процесс воспитания и образования мог сочетать элементы домашнего обучения (основанного на занятиях дома с приглашенными учителями) и посещения общественных (частных или государственных школ). Домашнее обучение и дальнейшее образование в хороших частных школах, дававшее несравненно лучшие результаты, могли обеспечить себе только достаточно состоятельные родители.

Римское воспитание и образование, подобно греческому, было, как мы бы теперь сказали, “комплексным”: оно должно было способствовать не только умственному, но и физическому развитию ученика. Поэтому занятия теоретическими дисциплинами обязательно сочетались с гимнастикой, что было особенно важно для юношей в перспективе будущей военной службы.

В чисто теоретическом отношении образование, как и в наше время, было “пошаговым”, т.е. переходящим от начального и более простого к более сложному. Поскольку все основные элементы обучения были так или иначе заимствованы у греков, названия дисциплин, как и названия преподавателей, также были греческими.

Начальная школа в Древнем Риме

14 Римские мальчики и девочки начинали учиться в возрасте семи лет. Дети богатых людей учились дома у нанятых родителями учителей, а детей из менее зажиточных семей отправляли в начальную школу, где их обучали основам грамоты, счёта и письма. Первоначально такая школа называлась ludus (игра). Позднее римляне заимствовали у греков слово schola (школа). В этой школе дети обучались пять лет. Начальная ступень образования была доступна практически всем, поэтому большинство свободных римлян были грамотными.

Школы в Риме были частными. Их содержали, как правило, вольноотпущенники — греки. Учителя получали очень низкую плату за свой труд. Для школы арендовались деревянные бараки. Но некоторые учителя не могли даже этого сделать, а располагались просто под навесом или давали уроки прямо под открытым небом. В школу и из школы ребенка водил специальный раб — педагог, чаще всего грек, чтобы, общаясь с ним, ребенок учился греческому языку.

Ученики разбивались на группы в зависимости от умений. Во главе каждой группы стоял лучший ученик. Он всегда первым отвечал учителю, помогал отстающим, иногда даже заменял преподавателя. Ежемесячно для каждого ученика устраивалась проверочная работа, и тот, кто выполнял ее лучше других в группе, получал на этот месяц права и преимущества первого ученика.

Школьный день начинали рано: с рассветом весной и еще до рассвета зимой. В полдень дети уходили домой поесть и опять возвращались на три часа в школу, где на глазах у учителей готовили уроки. Нерадивых учеников учитель бил палкой ферулой. Поэт Гораций хорошо запомнил своего учителя Орбилия, которого называл «драчливым».

Обучение чтению в древнеримской школе

15 Чтению дети учились, повторяя дружным хором за учителем названия букв до тех пор, пока все и каждый не затвердят алфавит от А до Z. Только тогда учитель начинал показывать сами буквы, приучая связывать заученные названия с определённым написанием. Он приносил в класс большую дощечку, покрытую тонким слоем воска, вешал ее на стенку и острым железным грифелем (стилем) писал на ней буквы, называя их. Иногда в распоряжении учителя был набор букв, вырезанных из дерева или из дешевой кости. Он поднимал одну букву за другой и учил детей азбуке с помощью этого подвижного алфавита. Выучив буквы, ученики начинали твердить слоги. После слогов читали целые слова. Затем учитель выводил на доске какое-нибудь изречение или пословицу и заставлял их прочитывать. Так одновременно с обучением чтению ученикам передавалась мудрость древних авторов, запечатленная в их сентенциях.

Обучение письму древнеримских школьников

Научившись читать, дети переходили к письму. На этой стадии обучения они должны были запастись стилем и навощенными табличками. ☻16 Навощенная табличка — это небольшая по размеру (12x14 см) сосновая или из слоновой кости дощечка, покрытая слоем воска и чаще всего вставленная в рамочку. Несколько дощечек скреплялись между собой шнурками или шарнирами и образовывали церу, напоминающую тетрадь.

По воску чертили (процарапывали) буквы особой заостренной палочкой, сделанной из кости или металла, — стилем. Другой конец стиля делался плоским, чтобы в случае ошибки можно было стереть написанное. ☻17 Для письма на папирусе использовали обточенную тростниковую палочку — каламон — и чернила. Черные чернила делали из сажи с добавлением клея, а красные (для заглавий) — из отвара корней морены Ученик хранил стили и каламоны в деревянном ящичке или кожаном футляре. Там же были и другие предметы: точильный камень для заострения стиля, пемза для подчистки, губка дли смывания чернил, гладилка для папируса.

Гораздо реже в школе писали на папирусе — писчем материале, изготовленном из растения папирус, который изобильно рос в дельте реки Нил в Египте. Чтобы провести линию на папирусе, использовали линейку из слоновой кости с двумя делениями и свинцовое колесико Учитель показывал ученикам, как надо держать стиль, а ученики должны были копировать его движения. Во время обучения письму ученикам приносили большие буквы, искусно вырезанные из кости. Они должны были запомнить и изобразить эти буквы на своих навощенных дощечках, которые держали на коленях. Тем, у кого буквы получались плохо, раздавали металлические доски, в которых были прорезаны изображения букв. Ученики клали на дощечку для письма такую доску и через прорези в ней стилем обводили эти изображения. Так вырабатывался уверенный и красивый почерк.

Стили у учеников были из кости, а не из железа, как у взрослых, чтобы дети не поранили себя острыми железками. После букв начинали писать отдельные слова, а затем и целые изречения.

Уроки арифметики в начальной школе Древнего Рима

18 Практичные римляне много внимания уделяли счету. В начальной школе дети должны были научиться легко и быстро справляться с делением асса (весовой и денежной единицы) на 12 унций. Простейшая задача «Сколько получится, если от 5/12 отнять 1/12» в римской школе приобретала такую форму: «Если от квинкунса (5/12) отнять унцию (1/12), то получится триенс (1/3)».

Под руководством учителя дети считали сначала на пальцах, причем пальцы левой руки служили для обозначения единиц и десятков, а пальцы правой — сотен и тысяч. ☻19 На более высокой стадии обучения пользовались камешками — простейшими счетами. Эти камешки, которые назывались калькули, раскладывались по ямочкам счетной доски — абака. По названию камешков учителя арифметики звали калькулятором. ☻20 Надежным средством решения задач оставались вычисления в уме. Таблицу умножения полагалось держать в голове, а запоминали ее, повторяя хором за учителем. Дети обучались четырем действиям арифметики, знакомились с дробями.

21 В Древнем Риме арифметика была предметом гораздо более трудным, чем у нас. У римлян цифра не приобретала числового значения в зависимости от места. Было всего пять знаков, которыми обозначались все числа: I = 1, V = 5, X = 10, D = 50, C = 100 и M = 1000.

Значения стоящих рядом цифр складываются. Например, II обозначает 1 + 1 = 2, СССII означает С + С + С + 1 + 1 = 100 + 100 + 100 + 1 + 1 = 302. Однако если цифра меньшего значения стоит левее цифры большего значения, то меньшая цифра вычитается из большей: например, IV означает 5 - 1 = 4. Таким образом, оказывается возможным различное обозначение одного и того же числа. Число 9, которое по принципу сложения должно писаться VIIII, по принципу вычитания будет писаться IX. По этому же принципу пишутся в настоящее время все ближайшие к десяткам и их поло винам цифры — 4, 14, 19 и т. д.

Музыкальному воспитанию, которое в Греции издавна считалось непременным условием общей образованности, римляне придавали меньшее значение. Музыкальное образование осуществлял кифарист - учитель игры на струнных инструментах - лире и кифаре; в более общем значении - учитель музыки.

Физическое развитие для римлян, как для народа-воина, было едва ли не более существенно, чем греков. Физическим воспитанием начального характера ведал педотриб - руководитель гимнастических и спортивных занятий. Спортивные залы, иначе - палестры, в которых могли заниматься дети обеспеченных родителей, были хорошо оборудованы и укомплектованы квалифицированными наставниками.

По завершении начального обучения желающие могли продолжить образование, состоявшее в углубленном изучении грамматики и риторики.

Вторая (средняя) ступень обучения в Древнем Риме

22 Расставшись с учителем начальной школы — литератором, ученики поступали в школу более высокой ступени, примерно соответствующую нашей средней школе. Теперь они занимались под руководством учителя грамматики. Позволить себе обучать детей в школе более высокой ступени могли только состоятельные родители. В этих школах можно было увидеть невысокие подмостки, где стоял стул с изогнутой спинкой — сиденье для учителя, которое называлось кафедрой. Рядом с подмостками на полу стоял стул без спинки — место для помощника учителя.

На первый взгляд программа обучения может показаться скромной: умение правильно, без ошибок строить фразы на родном языке, а также способность толковать сочинения поэтов. В действительности же программа была значительно шире и включала в себя чтение как поэтов, так и прозаиков.

23 Чтение в те времена было далеко не таким простым делом, как сейчас. Слова писались слитно, непрерывной строкой, знаков препинания не было. Сначала учитель сам прочитывал текст, останавливаясь в тех местах, где это требовалось по смыслу, и объяснял незнакомые слова. Потом читали ученики. К I в. в Риме уже имелась богатая латинская литература, но на покупку книг нужны были деньги, которых у бедных учителей не было. Учитель записывал тексты на табличках. Выбор текста зависел от уровня образованности учителя и его личного вкуса. Прежде всего, учили правильно читать и толковать произведения древних авторов, поначалу преимущественно греческих. Но уже к концу 1 века до н.э. в круг обязательного чтения вошли Цицерон и Вергилий, затем Овидий и другие авторы.

При разборе произведений главное внимание обращали на стилистический анализ, а также на моральное значение толкуемого текста. В процессе обучения ученик усваивал те сведения, которые содержались в разбираемых текстах. Учитель давал и начальные сведения о философии. Необходимо было и знание музыки, так как речь шла о стихотворных размерах и ритмах. Изучали и астрономию, без которой нельзя понять поэтов, столько раз упоминающих в своих стихах восходы и заходы небесных светил. Школьное образование рассматривалось, таким образом, как синтез всех наук и искусств.

24 В школах преподавался и греческий язык. Владение греческим языком и знание греческой философии и литературы в подлиннике считались необходимыми для учеников, которые должны были продолжать обучение в риторско -философской школе, являвшейся высшей ступенью обучения.

Здесь он обучался искусству построения речей сначала в теории, на лучших образцах греческой и римской риторики, а затем и на практике. Ученики упражнялись в составлении и произнесении речей, учились выступать перед критически настроенной аудиторией, импровизировать на произвольную и часто весьма далекую от реальности тему. Как должно происходить воспитание оратора, показано в специальном сочинении Квинтилиана.

Понятно, что такое образование могло подготовить к самостоятельной жизни только профессиональных риторов или адвокатов. Всему прочему приходилось учиться или на практике или в совершенно другой обстановке. Известный философ Сенека как-то заметил в адрес тех, чьи размышления оторваны от жизни: “Мы учимся не для жизни, а для школы”.

Тем не менее, античное общество давало возможности для профессиональной подготовки в других областях. Существовали, например, медицинские школы; научиться искусству ваяния или зодчества можно было у конкретного мастера. Точно так же мог удовлетворить свои запросы человек, имеющий склонность к философии или разного рода наукам. В Риме существовали аналоги греческих гимнасиев - специальных школ, где риторическая подготовка сочеталась с углубленным изучением философии и точных наук; здесь продолжали образование юноши после 16 лет.

25 Римское государство, особенно в императорскую эпоху, нередко оказывало поддержку людям науки, искусства и литературы. Весьма развито было и частное покровительство. Особенно известен Меценат - приближенный императора Августа (2 пол. 1 в до н.э.); его имя стало нарицательным для обозначения покровительства литературе и искусству.

 

Лекция 5. В римской семье. Имена римлян. Дома и виллы в Древнем Риме.

 

Вопросы:

1. Римская семья.

2. Родовое и личное имя римлянина.

3. Дома и виллы в Древнем Риме.

Литература:

1. Анджела А. Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьёзы. - М.: Колибри, 2010. - 480 с.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988. - 496 с.

3. Как бы ты жил в древнем Риме. Текст Аниты Генери, илл. Джона Джеймса. - М.: АСТ, 1995. – 48 с.

 

● 1. Римская семья.

Римская семья состояла из хозяина, хозяйки и их детей, а также из их рабов. Первое место в семье занимал хозяин (pater familias). Основу его власти составляла сосредоточенная в его руках собственность. Глава семьи был и главой религиозной общины, поклонявшейся домашним богам — ларам и пенатам.

Юные римляне практически не могли сами выбирать своего спутника жизни. Обычно родители подбирали своим детям мужа или жену и частым явлением были браки по расчёту. Брачный возраст для девушки наступал между 13 и 16 годами. Жених был немногим старше. Заключение брака в патрицианских семьях сопровождалось множеством обрядов: жертвоприношения, вкушение хлеба из полбы. После того как оглашался брачный контракт и 10 свидетелей подписывали его и ставили свои печати, начинался пир. Затем многочисленная и торжественная процессия сопровождала невесту в дом жениха.

Положение женщины в Риме было свободнее, чем в Греции, во всяком случае, дома она не была изолирована от других в особом помещении. Однако женщина должна была подчиняться общему закону римской семьи и находилась сначала во власти отца, потом во власти мужа, не имея права решить никакой, даже частной, проблемы самостоятельно. Идеалом благородной матроны считалась такая женщина, которая сидела дома, пряла шерсть вместе со служанками, не интересовалась ни нарядами, ни публичными выходами, не вмешивалась в политику. Но с течением времени в связи с новыми условиями жизни среди женщин растет стремление выйти из-под зависимости мужей. Вместо строгих форм патрицианского брака все чаще стали обходиться упрощенными формами плебейского брака, по законам которого стоило женщине в течение года хоть три дня провести вне дома отдельно от мужа, как его власть над ней утрачивалась и она возвращалась к отцу. Кроме того, женщины получили право самостоятельно распоряжаться своим имуществом и делать завещание.

Римляне считали, что целью брака является рождение детей, оказывающихся в полной власти отца, который имел право продать их в рабство. Когда в римской семье рождался ребенок, его после необходимого омовения клали на землю, и отец его поднимал, тем самым признавая ребенка своим. Не подняв ребенка, отец отвергал его, и тот попадал на воспитание к какому-нибудь рабу. В течение первых восьми дней совершались многочисленные обряды, имевшие целью защитить ребенка от враждебных сил. На девятый день на специальном домашнем празднестве в присутствии родных и знакомых совершался обряд наречения — ребенку давали личное имя и надевали на шею амулет. Иногда несколько амулетов вкладывалось в шарообразную сумочку — буллу. В домах зажиточных римлян были кормилицы и няньки. Большим праздником в римской семье был день совершеннолетия сына — 16 лет. В этот день юноша снимал перед алтарем детскую тогу с пурпурной полосой — претексту — и надевал мужскую белую. Затем юношу торжественно провожали на форум, заносили в список членов трибы, а дома устраивали пир для родных и знакомых. Но совершеннолетие, делавшее юношу равноправным римским гражданином, не освобождало его из-под власти отца. По римским законам магистратом, должностным лицом, мог быть только глава семьи, а отцы троих и более детей имели привилегии.

● 2. Родовое и личное имя римлянина.

Жизнь римлян начиналась и по большей части проходила в стенах родного дома. Особенно это касается представителей древних родов, для которых понятия “род”, “дом” и “семья” сливались в единое целое. Культ предков был составной частью римской религии. Чрезвычайная важность родовых и семейных отношений в Древнем Риме сказывалась во многих областях жизни и культуры. В полной мере это относится и к римской системе имен, которая отличается большим своеобразием.

В классическую эпоху имя римского гражданина состояло из трех основных частей: личного имени, родового имени и прозвища.

Родовое имя, соответствующего приблизительно нашей фамилии (nomen gentile), передавалось от поколения к поколению и боязнь запятнать его была непременным слагаемым личного достоинства благородного человека. Это имя всегда имеет окончание -ius и в грамматическом отношении является прилагательным, отвечающим на вопрос «чей?» — например, Юлиев (Julius), Туллиев (Tullius), Овидиев (Ovidius) и др. Происхождение названий римских родов не ясно. Предполагают, что они этрусского происхождения. Количество родовых имен было исторически ограничено количеством родов.

Личное имя (praenomen) называлось так потому, что стояло перед родовым именем, например, Gaius Julius, Publius Cornelius. Личных имен было всего два десятка; в большинстве своем они оканчивались на –us и писались сокращенно одной или двумя-тремя начальными буквами: Aulus (A.) — Авл; Gneus (Сn.) — Гней; Marcus (M.) — Марк; Septimus (Sept.) — Септим и др.

Третьей составной частью имени было семейное прозвище (cognomen), принадлежавшее, как правило, отдельной ветви рода. Прозвища могли возникать по самым разным поводам, а потому были весьма разнообразны. Обычно поначалу прозвище выражало или подчеркивало какую-то характерную черту его обладателя, например: Scaevola (“левша”), Dentatus (“зубастый”), Bibulus (“любитель выпить”), Naso («Носатый»), Scipio (“посох”) и другие. Со временем оно утрачивало этот сугубо индивидуальный характер и сохранялось в качестве отличительного имени целого семейства. Иногда добавлялось второе прозвище (agnomen) за выдающиеся деяния или способности в той или иной области, а также в ознаменование важных биографических обстоятельств. Например, Африкан (Африканский) прозвище римского полководца Публия Корнелия Сципиона в честь его побед в Африке.

В официальных документах и наименованиях в полное имя включали также praenomen отца, например: M(arcus) Valerius M(arci) f(ilius) Messala (Марк Валерий, сын Марка, Мессала).

Усыновленные сохраняли в качестве второго прозвища свое прежнее название рода с изменением окончаний. К полному имени усыновителя добавлялись названия рода на -anus или -inus: Гай Юлий Цезарь Октавиан (из рода Октавиев).

Римские женские имена

У римских женщин не было особых личных имен. Они получали родовое имя отца. Дочь Гая Юлия Цезаря звалась Юлия, дочь Марка Туллия Цицерона звали Туллией, жену Цицерона звали Теренцией, т.е. она была дочерью Теренция. Если в семье было две дочери, то к родовому имени отца прибавлялись слова «старшая» и «младшая». Когда рождались другие дочери, то они назывались Терция (третья), Кварта (четвертая) и т.д. О замужней женщине говорили: Теренция Цицерона (подразумевалось: жена Цицерона). История сохранила имена многих известных римских женщин. Среди них имя Лукреции. Лукреция была дочерью сенатора и консула при 7-м римском царе Тарквинии Гордом, женой Коллатина. Она стала жертвой насилия со стороны Секста Тарквиния, что вызвало взрыв возмущения в Риме и ускорило свержение Тарквиния Гордого и установление республики.

Другой знаменитой римлянкой была Клелия. Во время войны с этрусским царем Порсеной (V в. до н. э.) она вместе с другими заложницами оказалась в лагере врагов. Воспользовавшись близостью к реке Тибр, Клелия обманула стражу и во главе группы девушек переплыла с ними реку под стрелами неприятеля. Когда об этом донесли царю Порсене, он потребовал вернуть заложницу Клелию. Затем, удивившись, сменив гнев на милость, стал говорить, что этим подвигом она превзошла всех других героев, и объявил, что если не выдадут заложницу, он будет считать мирный договор с римлянами нарушенным, если выдадут, отпустит ее целой и невредимой. Обе стороны сдержали слово. Порсена не только отпустил доблестную Клелию, но и предложил ей забрать тех заложников, каких она пожелает. Девушка выбрала детей. После окончания войны женская отвага прославлена была небывалой почестью: римляне изваяли девушку, восседающую на коне.

Римские историки рассказали нам и о мужестве Аррии. Когда ее муж Клодий Трасея Пет был приговорен к смерти императором Нероном, она показала ему пример стойкости, подав кинжал, которым пронзила себя со словами: «Пет, не больно!»

Имена рабов и вольноотпущенников

В Древнем Риме имена рабам чаще всего давались по названию их родины. Если раб был из Фригии, его называли Фрике, если из Сирии, то ему давали имя Сир. Называли рабов также и именами древних героев, таких как Ахилл или Приам. Иногда рабам давали имена по названиям растений или камней: Сардоник, Амиант (асбест). В архаическую эпоху рабов называли по имени владельца — Gaior, т. е. Gai puer — раб Гая.

Вольноотпущенники получали личное и родовое имя рабовладельца с добавлением слова libertus (отпущенник), а собственное имя раба ставилось на последнее место как прозвище. Некоторые вольноотпущенники становились известными людьми Например, раб Цицерона Тирон после освобождения стал именоваться Marcus Tullius Marci libertus Tiro (= M. Tullius М. l. Tiro) — Марк Туллий Марка отпущенник Тирон. Тирон был секретарем великого оратора, дарившего его искренней дружбой и покровительством. Тирон был издателем писем и некоторых речей Цицерона. Он облегчал себе работу, пользуясь для записи сокращениями, получившими впоследствии название «Тироновы знаки». Эти сокращения положили начало стенографии, называвшейся в древности «тахиграфией» (скорописью). Дру­гим известным вольноотпущенником был Карвилий, бывший раб Спурия Карвилия Максима, консула 234 г. до н. э. Он открыл в Риме первую школу.

Иноземцы, получая римское гражданство, получали имя одного из римских родов, а свое прежнее удерживали как прозвище. Личного имени им не давалось. Так, иудейский историк I в. н. э. Флавий Иосиф получил в Риме только эти два имени.

● 3. Дома и виллы в Древнем Риме

Римский дом

Большинство горожан жили в многоквартирных домах, носивших название инсулы (insula). Более состоятельные семьи проживали в домах-особняках (domus). В описании Рима 350 г. н.э. указаны 1790 домусов и 46602 инсулы.

Инсулы были настоящими небоскребами античности, где проживало множество семей, не связанных между собой.

Нижние этажи инсулы строились из камня. Типичными для этих зданий являются ряды торговых и ремесленных лавок, а также закусочные и таверны на первом этаже, а также балконы или портики вдоль фасадов. Отдельные квартиры (caenaculum) в таком доме арендовались жильцами разного общественного положения и состояния: на втором этаже сдавались просторные квартиры из нескольких больших комнат для богатых горожан, бедные горожане жили на верхних, как правило, деревянных этажах. Их квартиры представляли собой тесные и бедные коморки.

На верхние этажи вели лестницы, по которым беспрестанно сновали люди, несущие припасы и воду, отдыхали, болтая, соседи. Стены облупились, на них пятна от сырости и жира. Есть и надписи. Вот рисунок, изображающий двух сражающихся гладиаторов: секутора в шлеме, с коротким мечом и прямоугольным щитом, и ретиария с сетью и трезубцем. Рисунок выполнен детской рукой. Ребенок даже подписал их имена: Седул и Фелоник, очевидно, тогдашние любимцы публики поразили воображение мальчика, подобно сегодняшним футболистам или персонажам мультфильмов. Рядом читаем еще одну надпись: Appius multas decepit saepe puellas “Многих женщин часто обманывал Аппий” — по всей вероятности, предупреждение для всех женщин инсулы, оставленное девушкой, соблазненной и брошенной одним из жильцов. Нередко встречаются и более “откровенные” надписи, как в наших общественных уборных. И вдруг среди непристойностей расцветает юношеская первая любовь: Marcus amat Domitiam “Марк любит Домицию”. Секс, любовь, оскорбления и спортивный азарт — все это археологи находят на стенах римских домов. Почти за два тысячелетия ничего не изменилось!

В инсулах не было водопроводов, и жители брали воду из многочисленных городских фонтанов. Также в таких домах не было внутренних канализационных трубопроводов, поэтому жителям приходилось пользоваться общественными уборными. Иногда жители верхних этажей выплёскивали помои прямо из окон на улицу. Приготовление пищи в квартирах было практически невозможным, жители питались холодными блюдами либо заходили в таверны, чтобы пообедать.

Для обогрева жилых помещений единственным средством были жаровни, в которых горел древесный уголь. Но при их использовании был большой риск возникновения пожаров, так искры могли легко попасть на ткань или деревянную мебель.

Из-за нехватки жилья в Риме, дома надстраивались все выше и выше, чтобы вместить побольше жильцов и – сделать домовладельца ещё богаче. Это делало здания небезопасными, они нередко обрушивались. Тогда приняли специальный закон: при императоре Трояне высота инсул была ограничена 5-6 этажами, не выше 18 метров.

В Риме до наших дней сохранились лишь немногочисленные руины многоквартирных домов II — III веков.

В дома-особняки попадали через дверь, запиравшуюся на засов с ремнем. В дверь стучали колотушкой, дверным кольцом или дергали за цепочку колокольчика. Над дверью писали «Salve!» — Здравствуй или «Cave canem!» — Бойся собаки. Через переднюю (vestibulum), где обычно дожидались посетители, по коридору проходили в атрий («темный», так как раньше здесь был очаг и стены были закопченными). Атрий был центральной внутренней частью дома. В потолке атрия было отверстие, через которое проникал свет и стекала дождевая вода в бассейн. Атрий украшался мозаикой, скульптурами, канделябрами, фресками. Здесь стоял ларарий — шкаф с изображениями ларов — покровителей очага, семьи и пенатов — богов домашних припасов, кладовой. Перед ларарием приносили жертвы домашним богам. Здесь же хранились восковые маски умерших. За атрием шел перистиль — обширный внутренний двор, обнесенный колоннадой и отгороженный от улицы глухой стеной. Над колоннадой делался навес, такая колоннада с навесом называлась портиком, там гуляли в жару, скрываясь от солнца. В центре дворика был большой фонтан и садик с цветочными клумбами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, было там много статуй. Между атрием и перистилем находился таблинум — кабинет хозяина, рядом — библиотека, хранилище папирусов. Это были накрученные на деревянные скалки свитки, хранившиеся в футлярах и особых ящиках. В пинакотеке хранились картины, скульптуры, драгоценности По бокам особняка были внутренние покои, комнаты (cella) Обедали в триклинии (столовой) на обеденных ложах; обед готовили в кулине (culina) — кухне. Отапливали дом переносными жаровнями, куда насыпали горячие угли. В конце I в. до н. э. появилось центральное отопление: горячий воздух попадал из специальных печей в подвале, проходил под каменным полом нижнего этажа и внутри стен по трубам.

Римская вилла

Многие состоятельные римляне имели загородные дома, которые назывались villa urbana. Хозяин приезжал сюда не только для отдыха. Он занимался земледелием, так как это занятие считалось достойным истинного гражданина, и должно было приносить большие доходы. Место для имения подбиралось тщательно, недалеко от города. Имение хорошо снабжалось всем необходимым. Принималась во внимание и окружающая природа, которая своим разнообразием и красотой призвана была давать отраду глазу.

Господский дом в имении располагался предпочтительнее у подножия холма, дающего защиту от зноя и ветров. Его строили наподобие городского дома. Зимние спальни и столовые обращены были на юг, летние — на север. Библиотека выходила окнами на восток, чтобы предохранить книги от сыро­сти. Комнаты постоянно освещались через одно окно утренним солнцем, через другое — вечерним. Из окон открывался прекрасный вид на море или в сад. Широкая колоннада для прогулок огибала дом. Между колоннами стояли статуи знаменитых мудрецов древности. В доме непременно была баня, которая устраивалась по типу городских терм. Зимой комнаты обогревались горячим паром, который по трубам подавался из котлов, нагревавшихся в подвале.

В разбитом перед домом саду деревья высаживались аллеями, кусты образовывали фигуры зверей или буквы имени хозяина. Различные фрукты и цветы не только украшали быт хозяина, но и с выгодой продавались в городе.

Позади дома располагались хозяйственные постройки: большая высокая кухня для рабов, баня, зимние хлевы и летние загоны для скота и птицы, помещения для пастухов, птичников и скотников. Все рабы жили в нескольких бараках, чтобы удобнее было наблюдать за ними. В стороне от бараков находились давильня для винограда, погреб для масла, винный погреб, где хранились засмоленные и запечатанные амфоры с вином. За оградой усадьбы были мельница, рига, хлебная печь, ямы для удобрения.

За усадьбой, как правило, засевались пшеницей и ячменем поля, за которыми простирались холмы, покрытые виноградниками и оливками.

В отсутствие хозяина имением управлял вилик. На эту должность обычно назначался самый сообразительный, старательный и расторопный из рабов. Вилик со своей семьей жил в маленьком доме при входе в усадьбу, чтобы видеть всех входящих и выходящих. Вилик первым вставал и последним ложился, убедившись, что все убрано и заперто. Он раздавал и проверял выполненную работу, поощряя прилежных и наказывая непокорных. Хозяин всегда строго спрашивал с вилика, не прощал ему излишней расточительности и попустительства. Не последним лицом в имении была жена вилика. Она следила за провизией, кухней, прядильщицами и ткачихами.

Сохранилось немало античных фресок с изображениями древнеримских вилл.

 

Лекция 6. Римские системы измерения. Календарь и денежные системы

Вопросы:

1. Римские системы измерения.

2. Календарь и часы.

3. Денежная система.

 

Термины и понятия: когерентный, фут, миля, скрипул, акт, югер, фунт, унция, конгий, секстарий, модий, календы, ноны, иды, гномон, клепсидра, асс, сестерций, денарий, солид.

Литература:

Ильинская Л.С. Античность: Краткий энциклопедический справочник – М., 1995.

 

● 1. Римская система измерения (как, впрочем, и греческая) во многом совершенно не похожа на то, к чему мы привыкли ☻1. Однако и современная метрическая система, установленная только в конце 18 века, до сих пор принята не во всех странах.

Система единиц измерения в Древнем Риме была в значительной степени основана на древнегреческих единицах. В ней также заметно было влияние Древнего Египта и Месопотамии.

Во-первых, древнеримская системы мер не являлась когерентной, то есть в ней отсутствовали рациональные соотношения между единицами разных размерностей; например, возводя в квадрат или куб значения единиц длины, не получались соответственно целочисленные значения единиц площади или объёма.

Во-вторых, особенностью этой системы являлось то, что в ней, за редкими исключениями, кратность единиц составляла дюжину (12), полудюжину (6) или пару дюжин (24).

Кроме того, на протяжении многовековой истории древнего Рима числовые значения многих единиц могли меняться.

Начальной мерой длины в Риме служил фут (pes, букв. “ступня”), равнявшийся 29,6 см. Полтора фута составляли локоть (cubitus), пять футов - двойной шаг (passus). Понятно, что эти единицы измерения тесно связаны с повседневными реалиями жизни и устройством человеческого тела. Нечто похожее долгое время существовало и в нашем отечественном обиходе. Для измерения больших расстояний служила римская миля, равная тысяче шагов (mille passus), или 1478,8 м. Само слово “миля” вошло почти во все европейские языки, а “миля” как единица измерения до сих пор используется, например, в США. Римское государство обращало особое внимание на строительство дорог, которые оснащались милевыми столбами. Там, где подсчитать расстояние в милях было невозможно, оно измерялось днями пути.

В измерении площадей исходили из квадратного фута, равного 0,087 м2. Практически пользовались такими единицами, как: скрипул — 100 квадратных футов, акт — 144 скрипула, югер — 2 акта, что составляет по современным понятиям 0,25 га. Слово «югер» происходит от jugum — «ярмо», т.е. участок земли, вспахиваемый за день плугом, в который впряжена пара волов.

Начальной единицей измерения веса был фунт (libra), ок. 327 гр., делившийся на 12 унций (uncia) - ок. 27,2 гр. Эти весовые единицы до сих пор широко используются в разных странах. Кроме того, в более поздние времена римляне использовали и греческие весовые единицы. Единицей объёма служил конгий (congius - 3,3 литра). Шестая часть его носила название секстарий; 24 секстария составляли урну (меру жидкостей), а 16 секстариев - модий (меру сыпучих тел).

Латинские корни деци-, санти-, милли- в настоящее время используются как приставки, входящие в наименования дольных единиц измерения, равных 1/10 доле исходной единицы.

 

● 2. Календарь и часы.

Римский календарь

Римская система летосчисления (как и наша современная) была ориентирована на конкретное событие - основание Рима легендарным Ромулом, которое традиционно относили к 753 г. до н.э.

Римляне первоначально исчисляли время лунными годами (такое разделение года тоже приписывалось Ромулу), хотя так же было принято и в странах Древнего Востока, где месяцем считался отрезок времени от одного новолуния до другого. Такой лунный год делился на 10 месяцев и начинался 1 марта. Второй царь римлян Нума Помпилий разделил год на 12 месяцев, добавив еще январь и февраль ☻2.

В I в. до н. э. обнаружились значительные расхождения между древним календарем и годичным астрономическим циклом, поэтому Цезарь с помощью астрономов в 47 г. до н. э. издал декрет, согласно которому за основу был взят солнечный год, а следующий, 46-й год должен был состоять из 432 дней, чтобы ликвидировать набежавшую разницу в 67 дней. Кроме того, была принята длина года в 365,25 дня и решено, что после каждых трех лет будет «вставляться» год в 366 дней. Этим календарем, названным юлианским, в Европе пользовались до 1582 г., т. е. до реформы, проведенной папой Григорием XIII, а в России юлианский календарь существовал до 1918 года.

Названия месяцев, которыми мы пользуемся, латинского происхождения ☻3. Январь, на который римляне перенесли начало года (т. к. с 153 г. до н. э. 1 января вступали в должность консулы), назван так в честь италийского божества Януса, бога всякого начала, входов и выходов. Януса изображали двуликим, т. к. он обращен одновременно и в прошлое, и в будущее. Февраль — по названию ежегодных очистительных обрядов, februa; март — в честь бога Марса, апрель назван «согреваемый солнцем», май — по имени богини Майи, матери Меркурия; июнь — по имени Юноны, супруги Юпитера. Июль стал именоваться так с 44 г. до н. э., т.к. в этом месяце, который раньше назывался квинтилий (пятый), родился Юлий Цезарь; месяц секстилий (шестой) с 8 г. стал августом — в честь императора Октавиана Августа. Месяцы сентябрь (седьмой), октябрь (восьмой), ноябрь (девятый), декабрь (десятый) сохранили свои названия от древнего римского календаря, когда год начинался с марта и делился на десять месяцев.

Дни недели (в эпоху империи) обозначались по названиям планет☻4: Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна и Солнца, причем неделя начиналась с субботы (день Сатурна). Эти названия сохранились в современных языках (ср. англ. monday, saturday, sunday, нем. Montag, Sonntag, франц. mardi, mercredi). Отдельные дни месяца выделялись особыми названиями ☻5. Римляне фиксировали три дня в месяце, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы. Первый день каждого месяца назывался календы (kalendae). В этот день один из понтификов возвещал о наступлении новолуния и начавшегося с ним нового месяца. Ноны, день первой лунной четверти, соответствовал седьмому дню марта, мая, июля и октября и пятому дню остальных месяцев. День полнолуния назывался иды. Иды приходились на 15-й день марта, мая, июля и октября, на 13-й день остальных месяцев. Остальные дни вычислялись в обратном порядке от этих дней, например, 20 мая именовалось «днем тринадцатым перед июньскими календами». Принятое ныне исчисление дней с первого до последнего дня месяца установилось только в VI в. н. э.

Добавочный день, приходившийся на февраль, вставлялся после 24-го дня этого месяца — шестым днем перед мартовскими календами, т. е. был «дважды шести» (bissextilis). Это слово вошло в русский язык в форме «високосный»

Римляне не имели также твердо фиксированной системы измерения суток. Римские сутки делились на две части: день (от восхода до захода солнца) и ночь (от захода до восхода). По идее, каждая часть суток разделялась на 12 часов (hora), но ясно, что это деление было достаточно условным, поскольку в разное время года протяженность дня и ночи была неодинакова. “Первым часом дня” назывался первый час после восхода солнца, а “первым часом ночи” - первый час после его захода.

В течение ночи время также измеряли стражами (vigilia; всего их было 4, каждая по 3 часа). Это измерение, несомненно, отражало практику организации караульной службы в городе. Из всего сказанного ясно, что сообщения о времени того или иного действия, которые мы встречаем в сочинениях различных римских авторов, не могут быть истолкованы с той точностью, какая принята и возможна сейчас.

Как римляне измеряли время

В обиходе у римлян были солнечные и водяные часы. Солнечные часы ☻6 представляли собой доску, на которой укреплялся стержень (гномон), отбрасывающий тень. С изменением положения солнца на небе перемещалась и тень. На доску наносились деления, обозначавшиеся цифрами, по которым можно было узнать, сколько времени прошло от восхода солнца. Разумеется, такие часы могли «работать» далеко не всегда. Например, ночью и в пасмурную погоду они «стояли». У греков римляне переняли водяные часы — клепсидру. ☻7 Это был сосуд, обычно в форме усеченного конуса. В него наливали воду, которая вытекала тонкой струйкой через отверстие у дна сосуда, следовательно, уровень постепенно понижался. На боковой поверхности имелись отметки, позволявшие судить, на сколько опустилась вода, т. е. который теперь час. Со временем водяные часы были усовершенствованы. В сосуд притекала вода, поднимался вверх поплавок, на котором стояла статуэтка Амура со стрелкой в руке. Эта стрелка скользила по указателю, отмечая час. Такие часы могли измерять только крупные про­межутки времени. Поэтому римляне не знали минут и секунд. Да и час не был определенным промежутком времени. Это была 1/12 часть дня, какой бы длины этот день ни был, поэтому зимой дневные часы были короче, чем летом. Все более или менее обеспеченные люди Рима придерживались следующего распорядка дня: первые два утренних часа — прием клиентов, разбор их дел и просьб; с трех до пяти часов — труды; с шести до семи — отдых; восьмой час отводился гимнастическим упражнениям; с девяти до десяти начало обеда, который обычно затягивался до темноты.

 

● 4. Денежная система.

В самом начале римской истории и римского государства в качестве денег использовались грубые слитки меди (aes). Во 2 половине 4 века до н.э. из меди (поскольку серебра в Риме тогда почти не было) стали чеканить круглые деньги ☻8. Впоследствии все металлические деньги получили собирательное название монеты - от монетного двора, который первоначально был расположен при храме богини Юноны-”Монеты” (“Предупредительницы”) в Риме ☻9.

Первой римской монетой был т.н. либральный асс, весивший 1 римский фунт (libra). ☻10 Со временем асс “измельчал” и стал (к началу 1 века до н.э.) весить всего 1/24 фунта, превратившись, таким образом, в самую мелкую римскую монету. Самой ходовой денежной единицей в последние десятилетия республики и в эпоху империи стал сестерций (sestertius) ☻11, равный 4 ассам и чеканившийся уже из серебра. Менее ходовыми монетами были квинарий (quinarius) и денарий (denarius) ☻12 - равные, соответственно, 8-и и 16-ти ассам. Эти монеты также чеканились из серебра.

Во времена императора Августа в обращение была введена золотая монета (aureus), которая равнялась 25 денариям. В начале 4 века н.э. император Константин ввел золотой солид (solidus - букв. “крепкий”) ☻13, достоинством приблизительно в 13-14 денариев; эта монета стала основной денежной единицей в эпоху поздней империи.

Денежная система Римской империи оказала сильное и непосредственное влияние на формирование денежных систем и денежного обращения различных государств эпохи Раннего Средневековья (первыми из них были, разумеется, старинные римские провинции). Ювелирная проба Константинова солида сохранялась в Европе вплоть до середины 15 века в качестве неизменной нормы.

Слово “монета” вошло во многие европейские языки, а названия “денарий” и “солид” долгое время использовались для обозначения достоинства монет в различных странах Европы. Французское “денье” восходит к “денарию”; французские “соль”, “су”, итальянское “сольдо”, немецкое “шиллинг” восходят к солиду.

 

Лекция 7. ДРЕВНЕРИМСКОЕ ИСКУССТВО

Вопросы:

1. Римская живопись.

2. Римская скульптура.

3. Архитектура древнего Рима.

4. Римская музыка и театр.

 

Термины и понятия: станковая живопись, бюст, фриз, фреска, саркофаг, амфитеатр, сатура, ателлана, мим, паллиата, тогата, пантомима, пирриха, навмахии, тибия, кифара, кантик.

Литература:

Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь справочник – М., 1995.

 

Древнеримское искусство фактически ведёт отчёт со II в. до н. э., так как республиканский Рим стремился не к созерцательному познанию мира, а к практическому им обладанию.

РИМСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Станковая живопись Рима не сохранилась, но известна по письменным источникам (труды Плиния Старшего, Павсания). Единственные её примеры — настенные росписи в городах Помпеи и Геркуланум. В живописи древние римляне обращались к греческим образцам, например, «Альдобрандинская свадьба». ☻1 Вероятно, это работа копииста. Такие работы часто воспроизводились по памяти и с некоторыми отклонениями, что вело к эскизности, беглости в работе и быстроте в исполнении. Однако были примеры и символического искусства. Например, «Гермафродит и Силен» ☻2: живописный язык отличается живостью и подчеркнутостью интонации, но при этом условен. Живопись основана на противопоставлении пятен, однако контраст между телами обоих героев обусловлен традицией изображения тел женщин и юношей бледными, а стариков и атлетов — коричневатыми. Жесты, фон обобщены, деревья и архитектура — почти символичны. На помпейской Вилле Мистерий сохранился фриз, ☻3 изображающий ритуальную церемонию. Фигуры выделяются на фоне красной стены, которая подчеркивает их точные контуры с классической простотой. Контуры создаются не линиями, а цветовыми контрастами, и при этом художник стремится не к обозначению рельефности их тел, а к фиксации их образов, проецированию этих бесплотных образов на плоскость стены. Эта роспись основана на подражании греческим образцам, но подчеркнуто натуралистическая трактовка, огрубление образа – свидетельство их римского происхождения. Вот еще примеры фресок: фреска с девушкой ☻4 и фреска 50-х г. до н.э. ☻5

Создавая портреты, римские художники также отталкивались от определенного «типа», который затем наделяется специфическими особенностями индивидуального лица. На фаюмских портретах лица изображались в фас с широко раскрытыми глазами, что свидетельствует об их «жизненности» ☻6-8.

РИМСКАЯ СКУЛЬПТУРА

Римская скульптура также развивалась под сильным влиянием этрусков и греков, но при этом имела свои неповторимые черты.

Римский скульптурный портрет — вот величайшее достижение римских мастеров, прославившее их в веках. Искусство скульптурного портрета берет начало от обычая помещать в доме восковые портретные изображения предков хозяина. Они отличались достоверностью в передаче черт лица, но не были ещё произведениями искусства. Создание таких портретов, однако, способствовало формированию у скульпторов навыков точного изображения человеческого лица. Кроме того, римляне заимствовали у греков ранее незнакомый им материал – мрамор – и технические приемы его обработки.

Уже к I в. до н. э. сложилось искусство реалистического скульптурного портрета, в котором выделяются два направления. Первое из них следовало исконно римской традиции передавать с максимальной точностью внешнее сходство. Таков «Портрет старого римлянина», ☻9 изображающий пожилого человека с аскетически суровым лицом. Второе направление сочетало римскую точность с приемами обобщения, характерными для греческого искусства, например портрет знаменитого Катона Старшего. ☻10

Портретные бюсты с I в. до н. э. занимаются не только сходством, но и отражением характера, наклонностей, страстей или жизненного пути человека. Чуть бόльшая изогнутость бровей или складка губ помогает придать портрету вернейшее сходство. Таковы примеры портретных бюстов римлянок ☻11-16 и бюст Люция Вера☻17. Этот приём сохраняется даже в официальных портретах, которые стали средством сохранения истории. Например, бюсты Цицерона ☻18 и Квинтилиана☻19. Скульптурные портреты римских императоров: Юлия Цезаря ☻20, Октавиана Августа ☻21, Калигулы ☻22, Нерона ☻23, Веспасиана ☻24, Траяна ☻25, Адриана ☻26, Каракаллы ☻27, Септимия Севера ☻28, Марка Аврелия ☻29. Искусство римского портрета продолжало совершенствоваться вплоть до падения Римской империи.

Одними из самых знаменитых произведений римской скульптуры являются статуи. Вот пример высеченной из мрамора статуи Гая Юлия Цезаря. ☻30 Гордая, величавая поза и выразительный жест руки придают статуе монументальный характер. Черты лица Августа переданы правдиво, а его облику придано выражение мужественной прямоты и честности, в нем подчеркнуты качества идеального гражданина. Такой же монументальностью обладают статуи Цицерона☻31, императора Августа ☻32 и римской матроны Сабины Матильды ☻33. Изумительны по исполнению и реализму фигура танцующей девочки ☻34, групповые статуи «Жена провожает мужа в поход» ☻35 и «Галл, убивающий семью и себя» ☻36.

Улицы и площади римских городов украшали великолепные мраморные копии с наиболее прославленных памятников греческой скульптуры. Например, статуи борцов☻37-38. Лицевой фрагмент статуи Геракла☻39. Три Грации и статуя богини Дианы☻40-41. Всемирно знаменитая скульптура Лаокоона☻42. Бюсты Елены прекрасной и Юноны☻43-44. Часто по этим копиям римских скульпторов мы получили представления об утраченных греческих оригиналах.

Во времена императора Адриана (117—138) искусство скульптуры переживает новый подъём — благодаря его личным вкусам, но это ненадолго. Деградация классического искусства во 2-ом веке усиливается,  приводя к различию между официальным придворным искусством и прочим. В русле адриановского классицизма создавались изысканные изображения Антиноя45-46, которого император приказал обожествить.

При Адриане стала утверждаться мода на саркофаги с сюжетными рельефами☻47-48. Сюжеты используются разные — исторические, мифологические, аллегорические; они черпаются из уже утратившего актуальность репертуара классики. Их воспроизводят по памяти, дополняя деталями, зависящими от автора или заказчика. Обычно это обобщённо элегические темы о скоротечной жизни и неизбежной смерти.

Римская скульптура 3-4 веков – например, времен императора Константина ☻49 — свидетельство глубокого и окончательного упадка классической культуры. Рельефы арки Константина — сугубо провинциальны, почти ремесленны. Меняется идеология изображений: природа, человеческие деяния, исторические события превращаются в простые знаки, символы. Идеология обожествляет императора и государство. Лицо и тело обязаны выражать достоинство в соответствии с занимаемым положением. Художник отбирает только те черты модели, которые считаются характерными, показательными для его звания и достоинства. Гигантские статуи — «Колосс из Барлетты» ☻50 и Колосс Константина51— лицом и позой скорее боги, чем люди.

  1. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Римская архитектура конечно пользовалась достижениями греческих строителей, однако очень рано приобрела своеобразный характер, отличавший ее от греческой. Римляне первыми стали применять «римский бетон» (смесь извести, песка», заполнителя) в качестве самостоятельного строительного материала. Залитый в пустое пространство между двумя стенками из кирпича или тесаного камня, он быстро соединялся с ними и монолит нерушимой прочности.

Прогресс строительной техники шёл быстро, в особенности конкретных задач (водопровод, очистные сооружения, опорные стены, военные машины, лагеря). В позднюю республику уже ощущается потребность украшать город Рим. При Сулле возникают крупные общественные постройки (например, табуларий), город благоустраивают. Цезарь разрабатывает генплан, который решает проблему роста населения и ухудшения санитарных условий. Проект этот осуществляется полностью уже Агриппой и Августом. Запечатлевать в облике города след своего правления для императоров стало традицией. Они улучшали бедные кварталы, строили монументальные здания, разбивали сады и площади. Рим был торжественным символом государственной власти☻52.

Римляне облицовывали здания туфом и мрамором. Так как из мягкого кампанского туфа не удавалось вытесать длинные прочные балки, римские архитекторы придумали арочные своды. Для римской архитектуры характерны такие детали, как полуколонны с арками между ними, высокие подиумы, на которые ставили здания, широкие лестницы, привольно раскинутые террасы.

И эпоху Августа Витрувий написал трактат «Десять книг об архитектуре», тщательный свод правил римской архитектуры, где обрабатывается и прошлый опыт, ставя греческие находки на службу римскому мировоззрению. В это время появились новые типы сооружений: триумфальная арка53 (Арка Константина), двухэтажная колоннада☻54, впервые примененная при строительстве театра Марцелла, форумы, амфитеатры, термы и акведуки☻55. Арка приводит к изобретению купола.

Римский архитектор Аполлодор создал выдающийся образец римского зодчества — Пантеон императора Адриана ☻56, построенный в 118-128 гг. Его название означает «храм всех богов». Это величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Свет во внутреннее помещение проникает через отверстие в куполе. ☻57-61. Соединение греческого портика с купольной конструкцией типично для римской архитектуры.

Интенсивное градостроительство римлян влияло на городскую застройку. Форумы — особый тип постройки. Вот Римский форум ☻62-65. История его развития восходит к крупным строительным начинаниям Суллы и Цезаря. Табуларий Суллы с 2-х ярусными галереями со стороны Капитолийского холма служил для форума театральной декорацией. От Цезаря сохранился храм Весты и т. н. храм Фортуны Вирилис, остатки форума Юлия и базилики Юлия (на форуме времен республики). Базилика Юлия, репрезентативное и функциональное святилище римского закона было большим и имело 3-рядную колоннаду, образовывавшую две аркады. Пространство нижнего этажа свободно открывалось в сторону форума.

Среди архитектурных шедевров Древнего Рима триумфальная колонна Траяна (113 г. н. э.) ☻66. От пьедестала до капители колонна облицована плитами паросского мрамора, на которых спиральной 200-метровой лентой высечены барельефы, изображающие с исторической последовательностью события походов Траяна ☻67.

По примеру греческих городов строились театры. Римский театр ориентируется на древнегреческий, но римляне не использовали естественные склоны холма, а строили на ровном месте в форме большого каменного кольца. Орхестра постепенно утрачивает свое значение, превращаясь в vip-места. Задняя стена (скена) становится архитектурным строением. ☻68-75.

Римляне создали специальные сооружения для гладиаторских боев — амфитеатры. Самый большой из них был сооружён в 75-80 гг. и в Средние века получил название Колизей ☻76-79. Стена Колизея высотой 50 м сложена из крупных блоков травестина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Суровый ритм бесконечно повторяющихся аркад придает зданию величие и монументальность. Колизей, стал символом города. Амфитеатр на 45 тыс. зрителей был тщательно продуман, транспортные и пешеходные потоки разделены. Колизей доминировал над пейзажем, завершал монументальную перспективу города.

К шедеврам архитектуры римлян относятся и термы (общественные бани) Каракаллы и Диалектиана 80-82, которые за их техническое и художественное совершенство считались одним из чудес Рима.

4. РИМСКИЙ ТЕАТР И МУЗЫКА

Слово «театр» греческого происхождения, которое означает «места для зрелищ». Театральные представления у римлян начинались с сельских праздников сбора урожая, когда Рим представлял собой лишь небольшую общину Лациума. Участники этих праздников, ряженые, обменивались, по словам Горация, насмешливыми, грубоватыми песнями — экспромтами. В 364 г. до н. э. в Рим, как рассказывает Тит Пиний, были приглашены этрусские актеры. Они должны были совершать умилостивительные церемонии для богов. Танцуя под аккомпанемент флейты, они производили красивые телодвижения, но не сопровождали их ни словами, ни жестами. Им стала подражать римская молодежь, прибавляя к пляске диалог и жестикуляцию. Позднее исполнители стали петь сатуры («смесь, всякая всячина»), положенные на музыку. Эти сатуры представляли собой небольшие драматические сценки бытового и комического характера. Они включали диалог, пение и музыку. В середине III в. до н.э. римляне заимствовали у осков народную комедию ателлану, отличительной особенностью которой были четыре постоянных комических персонажа — маски. Другим видом народных представлений был мим, пришедший к римлянам из греческих городов Южной Италии и воспроизводивший сценки из народного быта. С конца III в. в Риме стали ставить трагедии по греческому образцу. 14 первых трагедий были написаны Ливием Андроником. Большим успехом у зрителей пользовалась римская комедия. Она называлась паллиата. Выдающимся драматургом паллиаты был римский комедиограф Тит Макций Плавт (ок. 250 - ок. 184 до н. э.). Другим знаменитым комедиографом был Публий Теренций Афр (ок. 194 - ок. 158 до н. э.). Паллиату сменила тогата, изображавшая жизнь свободных граждан, преимущественно низших и средних слоев населения

Древнеримские актеры.

Римские актеры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и занимали низкое общественное положение. Они объединялись в группу во главе с хозяином, который по договоренности с магистратами организовывал театральные представления и сам нередко играл главные роли. Женские роли исполнялись мужчинами. Комедии Плавта и Теренция содержат многочисленные указания на игру актеров — на их движения, позы, жесты, мимику. До I в. до н. э. актеры играли без масок. Маски ☻83 были введены в I в. до н.э. знаменитым комическим актером Росцием. Актеры устраивали представления на ежегодных государственных праздниках. Это были Римские игры в сентябре, Плебейские игры в ноябре, Аполлоновы игры в июле, Мегалесии и другие праздники. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I в. до н. э. не было. Первые постоянные театральные рыдания были воздвигнуты в греческих колониях на юге Италии и на Сицилии. Места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в виде полукруга ☻71. Сценическая площадка имела высоту в среднем 1,5 м, глубину 6 м. Фасад сцены был богато украшен ☻70. Выдающейся была акустическая система. В специальных углублениях под ступенями сидений размещались медные сосуды, называемые голосниками. Как только звук со сцены достигал голосников, он усиливался и доходил до зрителя ясным и приятным.

Римский театр императорской эпохи

В императорскую эпоху возросла зависимость театра от официальной идеологии и знатных покровителей. Август стремился превратить театр в средство отвлечения народных масс от политической борьбы. Представления стали устраиваться чаще, но они носили развлекательный, зрелищный характер ☻84. Наряду с литературными ателланами ставились пантомимы. Это были сольные драматические танцы на мифологический сюжет, сопровождавшиеся музыкой и пением хора. Другим видом балетного спектакля была пирриха, исполнявшаяся ансамблем танцовщиков и танцовщиц. Мим эпохи империи представлял собой блестящее феерическое зрелище.

Но большей популярностью, даже по сравнению с мимом и пантомимой, пользовались еще со времен республики цирковые представления, травля диких зверей, гладиаторские бои и другие театрализованные представления (например, навмахии — морские бои) ☻85. Они устраивались в Большом цирке, Колизее и других амфитеатрах. Зрелища были жестокие, происходило постепенное падение театральной культуры. Гладиаторские игры ☻86 продолжались до начала VI в. В середине IV в. н. э. для игр отводилось 175 дней в году, из них 10 на гладиаторские игры, 64 на цирковые и 101 на театральные, которые были значительно дешевле. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и в Средние века. А в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для которых служили пьесы античных авторов.

Античное театральное наследие продолжает жить в европейских театрах и в настоящее время, как и многие слова, относящиеся к театральному искусству, корни которых взяты из латинского и греческого языков (актер, артист, сцена, оркестр, опера и т. д.).

Древнеримская музыка

Слово «музыка» происходит от греческого слова «муза» — богиня пения, поэзии, искусства и наук. Истоки древнеримской музыки уходят к этрускам в начало V в. до н. э. Этруски были и первыми музыкантами Древнего Рима. Их рабочие песни отличались большой ритмической четкостью. Все гимнастические упражнения и кулачные бои сопровождались звуками тибии87 (музыкального инструмента, позднее ставшего гобоем). В Древнем Риме постепенно сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом. Особенно широко были распространены напевы салиев и «арвальских братьев» — римских коллегий жрецов. Салии («прыгуны») исполняли на своих празднествах военные танцы под звуки труб в такт древним песням. Это были обращения к богам Марсу, Янусу, Юпитеру, Юноне и Минерве. Празднество «арвальских братьев» посвящалось урожаю, на нем исполнялись песни благодарности за собранный урожай и молитвы о будущем. Сохранились молитвы и знаменитый гимн «братьев». Позднее музыкальная жизнь Рима стала отличаться пестротой, так как в столицу Римской империи стекались музыканты из разных стран. Музыка была тесно связана с поэзией. Поэмы Овидия пелись под сопровождение струнных щипковых инструментов. Свои оды Гораций называл «словами, которые должны звучать со струнами». В общественной жизни императорского Рима также была велика роль музыки: в цирках и театрах выступали громадные хоровые инструментальные ансамбли. В знатных семьях пению и игре на кифаре обучали с детства. Профессия учителя музыки и танцев была особенно почетна и популярна. В римскую драму вводили так называемые «кантики»: музыкальные номера, исполнявшиеся в сопровождении тибии. Музыкальное искусство отличала неразрывная связь текста, музыки и танца. Широко были распространены пантомимы с единственным исполнителем, представлявшим по 5-6 различных образов под шумный аккомпанемент оркестра. С конца II в. в Риме распространилось христианское пение. Именно в античный период в Древней Греции и Древнем Риме было разработано учение о музыкальных ладах, нотация звуков, понятия мелодии, ритма, гаммы, которые используются в современном музыкальном искусстве.

Лекция 8.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!