Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира. Понятие о мифе и мифологии.



Курс лекций по предмету «Древние языки и культуры» В.И. Кравченко

I . Происхождение латинского языка

Вопросы:

1. Италия и ее древнейшее население. Латинский алфавит.

2. Populus Romanus. Римское общество в эпоху царей, республики и империи.

3. Оформление литературной нормы латинского языка в эпоху римской империи.

II . Античная религия и мифология.

Вопросы:

1. Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира. Понятие о мифе и мифологии.

2. Эволюция мифологических представлений древних греков.

3. Боги и богини древнего Рима.

III . От латыни долитературной к расцвету латинской литературы.

Вопросы:

1. Периодизация Римской литературы. Первые письменные памятники.

2. Литература республиканского Рима.

3. Писатели Рима периода империи.

4. Своеобразие Римской литературы.

IV . Книга и образование в Древнем Риме.

Вопросы:

1. Книга в Древнем Риме.

2. Воспитание и образование в древнем Риме.

V . В римской семье. Имена римлян. Дома и виллы в Древнем Риме.

Вопросы:

1. Римская семья.

2. Родовое и личное имя римлянина.

3. Дома и виллы в Древнем Риме.

VI . Римские системы измерения. Календарь и денежные системы.

Вопросы:

1. Римские системы измерения.

2. Календарь и часы.

3. Денежная система.

VII . Древнеримское искусство.

Вопросы:

1. Римская живопись.

2. Римская скульптура.

3. Архитектура древнего Рима.

4. Римская музыка и театр.

VIII . Латинский язык в средневековье и новое время.

Вопросы:

1. Латынь христианских авторов и варварская латынь.

2. Монастырская и светская латынь в Средние века.

3. Язык схоластов и вагантов.

4. Латынь в эпоху Возрождения и в Новое время.

IX . Латинский язык и научно-техническая терминология

Вопросы:

1. Краткая история научной и технической терминологии.

2. Латинский язык и юридическая терминология.

3. Латинский язык в научно-технической терминологии.

 

Лекция 1. Происхождение латинского языка и письма. Римское общество в эпоху царей, республики и империи.

Вопросы:

1. Италия и ее древнейшее население. Латинский алфавит.

2. Populus Romanus. Римское общество в эпоху царей и республики.

3. Римские государственные должности в республиканском Риме.

4. От республики к империи: принципат и доминат.

Термины и понятия: италийские языки, латины, этруски, триба, курия, патриции, плебеи, всадники, комиции, сенат, рабы, патрон, клиенты, ликторы, магистрат, консул, претор, цензор, квестор, эдил, трибун, диктатор, империум, принцепс, принципат, доминат, колон.

Литература:

1. Латинский язык в контексте европейской культуры. Современный гуманитарный университет. – М., 2001.

2. Моммзен Т. История Рима. – СПб., 1993.

3. Фёдорова Е.В. Люди императорского Рима. – М., 1990.

● 1. Италия и ее древнейшее население . Латинский алфавит.

Латинский язык наряду с древнегреческим – древнейшие языки культурного населения Европы. Согласно общепринятой лингвистической классификации, ☻3 латинский язык относится к группе италийских языков, на которых говорили древние италийские племена, населявшие Италию в период с 2 половины 1-го тысячелетия до н.э. по первые века н.э. включительно. Среди италийских (ныне “мертвых”, т.е. не используемых в настоящее время) известны оскский, умбрский, сикульский и другие языки. ☻4 В свою очередь, италийские языки относятся к индо-европейской группе языков, охватывающей также греческий язык, языки Индии, иранские, славянские, балтийские, германские и другие языки.

5 Латинский язык получил свое название от древнего племени латинов, населявших историческую область Лациум (Latium) в нижнем течении реки Тибр. ☻6 Центром этой области был город Рим, основанный племенем латинов в VIII веке до н.э. ☻7 Традиционно датой основания Рима считается 753 г. до н.э., когда братья-близнецы Рем и Ромул совершили священный обряд, пропахивая плугом границу будущего города. При этом Рэм, смеясь над братом, перескочил через борозду, а Ромул пришёл в ярость и убив брата, дал новому городу своё имя и стал его первым правителем.

8 Латинское письмо использовалось древними римлянами и легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Существуют различные версии происхождения латинского алфавита и письма. ☻9 Согласно наиболее распространенной версии, непосредственным прототипом латинского письма было греческое алфавитное письмо, сложившееся около 9 века до н.э. Так как в южной Италии издавна было много греческих поселений, культурные связи между греками и латинами установились рано и греческое алфавитное письмо стало источником латинского алфавита.

Разумеется, латинская письменность не возникла “мгновенно”. Все процессы в области формирования языков длятся достаточно долго, порой многие столетия. Латинский язык и письменность также развивались медленно и постепенно, и латинский алфавит в его привычном для нас виде окончательно сформировался лишь на рубеже 4-3 веков до н.э. ☻10 Первые памятники латинской письменности (надписи на камнях и предметах) отличаются архаическим начертанием букв, выдающим родство этого письма с древнегреческим. Во многих древнейших латинских надписях письмо имеет направление справа налево, и только в 4 веке до н.э. окончательно устанавливается направление слева направо. ☻11 В дальнейшем классическое латинское письмо также претерпело некоторые изменения. С 1 века до н.э. буквы Y и Z стали использоваться для написания в словах греческого происхождения. ☻1 2 В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились современные знаки препинания, в 11 веке н.э. была введена буква W, а в 16 веке - буквы J и U.

Особым и весьма интересным вопросом истории латинского языка и всей древнейшей истории Рима является ☻1 3 взаимоотношение латинов с этрусками - культурными предшественниками и политическими соперниками Рима. Происхождение этрусков и их языка до сих пор не выяснено. Этрусский язык существенно отличается от латинского, как и вообще от индоевропейских языков. Этруски населяли Этрурию - область к северо-западу от Рима - и обладали высокой культурой. Римляне немало заимствовали у этрусков - в области искусства (в том числе военного), политической культуры и в области религиозных обрядов. В 6 веке до н.э. в результате продвижения этрусков на юг Рим попал под власть царей из этрусской династии Тарквиниев. После изгнания последнего Тарквиния (около 510 г. до н.э.) влияние этрусков постепенно ослабевает. В 5- 4 веках они почти полностью утрачивают политическую самостоятельность и попадают под власть Рима. К началу н.э. этруски были окончательно романизированы, а их язык постепенно забыт.

Борьба с этрусками и победа над ними были первым этапом оформления гегемонии Рима в Италии; с начала 3-го века до н.э. происходит экономическое и политическое возвышение Рима. ☻1 4 К концу 3 века Рим объединяет под своей властью большую часть италийских городов и областей. В ходе трех Пунических войн (сер. 3 в. - сер. 2 в.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в западном Средиземноморье - Карфагеном. К концу 1 века до н.э. под властью Рима оказывается все культурное Средиземноморье от Испании до Греции, Малой Азии и Египта, территория современной Франции, частично - Англии, Германии, а также и другие земли. В последующую эпоху империи Римское государство достигло наивысшего могущества.

В результате объединения Италии латинский язык стал официальным языком римской государственности. Жители различных областей Италии, принадлежавшие к различным народностям и говорившие на разных (хотя и близких) языках, получали Римское гражданство и постепенно начинали осознавать себя частью единого культурного целого. Язык небольшого племени латинов распространился на весь Апеннинский полуостров, а затем был воспринят населением Галлии и Испании.

1 5 ● 2. Populus Romanus . Римское общество в эпоху царей, республики и империи.

История Рима начиналась как история сравнительно небольшой общины, объединенной вокруг племени латинов. ☻1 6 Реально город возник в результате объединения отдельных поселений, располагавшихся на 7 холмах по левому берегу Тибра - Палатине, Эсквилине, Авентине, Квиринале, Виминале, Целии и Капитолии. На заре своего существования будущая столица мировой державы была довольно скромным поселением, расположенным, правда, в очень удобном месте (на возвышенности, у реки и не очень далеко от моря). Цитадель Капитолия была и крепостью, и средоточием святынь молодого города. ☻1 7-18-19 Постепенно город вырос и стал крупнейшим городом Античности, с населением в миллион человек.

Не следует думать, что первоначальное население Рима состояло исключительно из представителей племени латинов. В Риме и ближайших окрестностях издавна жили сабины (италийская народность), а также этруски. Таким образом, древнейшее население Рима, объединявшееся вокруг племени латинов и говорившее на латинском языке, в этническом отношении не было однородным. Его объединяло нечто иное - принадлежность к “римскому народу” (populus Romanus), которым считались все полноправные граждане Рима, первоначально жители Лациума.

20 Весь “римский народ” делился на три трибы (tribus), которые охватывали 3 народности первоначального Рима: латинов, сабинов и этрусков. Позднее трибы обозначали полноправных граждан по территориальному признаку. Каждая из трёх триб разделялась на 10 курий (curia), которые представляли собой промежуточную социально-государственную ячейку римского общества. Само слово “курия” обозначало одновременно и место (а позже - специальное здание), где проходили собрания членов курии.

В свою очередь, каждая из 30 курий делилась на 10 родов. Род являлся, следовательно, естественной основой раннеримского общества; члены рода имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды. Число членов рода не было определенным или постоянным. Так, известный род Фабиев в начале 5 века до н.э. насчитывал около 300 человек, а не менее известный род Клавдиев - почти 5 тысяч человек. Отсюда ясно, что в количественном отношении курии не были равноценны.

21 Полноправные члены римской общины, объединенные в роды, постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались “патрициями” (раtricii) и первоначально только они и составляли “римский народ”. Им противостояли “плебеи” (рlebs) - масса неполноправного населения. Основную часть плебеев составляли представители завоеванных или присоединенных к Риму областей (первоначально - в ближайшей округе). Они не входили в состав старинных родов, курий и триб и, таким образом, не могли считаться “римским народом”. Очень часто плебеи искали покровительства у влиятельных патрициев и становились их “клиентами”.

Для разрешения важнейших вопросов, имеющих государственное значение, “римский народ” собирался по куриям. Эти собрания назывались комициями (comitia); здесь в процессе голосования определялись действия всего общества. В собраниях принимали участие все взрослые мужчины. Здесь, помимо всего прочего, оглашались завещания, происходили усыновления и принятие новых родов в общину. Комиции могли также судить граждан, виновных в нарушении законов. На комициях, вероятно, происходили выборы царя.

22 Царь (rex) являлся выборным главой римского общества, исполнявшим, кроме того, обязанности верховного жреца. Почетными отличиями царя были пурпурная мантия, золотая диадема, скипетр с изображением орла, кресло, отделанное слоновой костью, и почетная стража (ликторы). Все атрибуты царской власти были, вероятно, заимствованы у этрусков, которые издавна имели царей.

23 При царе действовал совет старейшин, иначе именуемый “сенатом”. Само слово senatus происходит от слова senex (“старец”). Первоначально он состоял из 100 человек, а затем число его членов было увеличено до 300. Скорее всего, в раннюю эпоху римской истории в состав сената входили старейшины родов. Все решения комиций должны были получить одобрение сената. Таковы основные элементы государственного устройства, присутствовавшие как в царском Риме, так и в эпоху республики.

По преданию, в римской истории было семь царей. Первому царю, Ромулу, приписывается учреждение всех основных государственных институтов: он разделил население на патрициев и плебеев, создал курии и сенат. Преемниками Ромула были: Нума Помпилий, Анк Марций, Тулл Гостилий; затем царем стал переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний, которому наследовал Сервий Туллий. Этот последний вошел в историю как крупнейший реформатор социальной организации древнего римского общества. Сервий Туллий поделил все население Рима (и патрициев, и плебеев) на 6 имущественных разрядов; каждый из разрядов выставлял определенное количество вооруженных людей в римское войско. Собрания по центуриям (воинским единицам) стали решать большинство вопросов из тех, что прежде решались в куриях. Вся территория Рима была поделена на округа. Таким образом, главную роль стало играть имущественное положение, а не происхождение; плебеи же были включены в состав римского народа.

Последним римским царем был Тарквиний Гордый; после его изгнания в Риме ☻24 почти на 5 веков установился республиканский строй правления. Поскольку римский царь не обладал абсолютной и неограниченной властью, многие элементы будущего республиканского устройства действовали и при царской власти. Поэтому переход от одной формы правления к другой не означал полной перемены государственного строя.

Римская республика с самого основания была аристократической, потому что голосование в народных собраниях – комициях – было организовано так, что состоятельные люди имели абсолютное большинство и всегда могли решить дело в свою пользу. ☻25 Римские граждане в эпоху республики делились на 3 сословия: патриции, всадники (потомки кавалерийских офицеров римской армии) и плебеи. Граждане пользовались особыми привилегиями: имели право участвовать в выборах и служить в армии. ☻26 К негражданам относились рабы и провинциалы, люди жившие вне Рима, но на территории римских владений. Они обязаны были платить налоги, тогда как граждане их не платили. Рабы считались собственностью своих хозяев и не имели никаких прав. В период ранней республики в Риме было очень мало рабов, затем их число резко возросло. Люди, не имевшие обычной правовой поддержки в Риме, например, чужеземцы или те, кто в силу разных причин покинули свои семьи, могли найти себе покровителя, называемого патрон, для которого эти люди становились клиентами. Клиенты оказывали своим патронам политическую и общественную поддержку, а те в свою очередь поддерживали их в финансовом и юридическом отношении.

● 3 . Римские государственные должности в республиканском Риме.

27 Система должностных лиц, или магистрат (magistratus), начала формироваться в Риме уже в эпоху царской власти. Все должности были выборными. Многие названия римских должностей (диктатор, консул, цензор, трибун и другие) используются и в настоящее время, но, конечно, в другом значении.

Магистраты были высшими государственными чиновниками, избираемыми на определенный срок (чаще всего на год) и были подотчётны сенату и народному собранию. Магистратом мог стать, как правило, состоятельный человек, поскольку исполнение государственных должностей не оплачивалось. Вместе с тем, занятие такой должности было очень почетно, а магистрат в течение всего срока обладал правом судебной неприкосновенности. Высшими римскими магистратами считались консулы, преторы и цензоры.

28 Консулы (consules) - 2 высших представителя исполнительной власти, избирались народным собранием на 1 год. С 367 года до н.э. один консул избирался из патрициев, другой - из плебеев. В начале 2 века до н.э. был установлен возрастной ценз - кандидат не мог быть моложе 43 лет. Основные обязанности консулов: командование армией во время войны, созыв сената и народного собрания, контроль за исполнением решений. Отличительной одеждой консулов была тога с широкой пурпурной каймой; их сопровождали 12 ликторов - почетная стража, носившая фасции - связки прутьев с воткнутыми в них секирами (символами карающей власти). После ухода со своего поста консулы могли стать проконсулами, т.е. наместниками римских провинций.

Другими важными магистратами были 8 преторов, осуществлявшие верховную судебную власть. Каждые 5 лет из бывших консулов избирались 2 цензора на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сенаторов, исключали из него недостойных и вводили новых. Цензоры отвечали также за заключение государственных договоров, за сбор налогов. Ежегодно римляне выбирали 20 финансовых администраторов, называвшихся квесторами. 4 эдила были обязаны наблюдать за порядком на рынках, улицах и общественных зданиях. Они также организовывали и оплачивали общественные зрелища, благодаря чему становились популярными.

В чрезвычайных обстоятельствах государственная власть передавалась диктатору, чья абсолютная верховная власть ограничивались 6-ью месяцами. Он мог назначить себе помощника, носившего титул начальника конницы.

● 4. От республики к империи: принципат и доминат.

29 Расширение территориальных владений Рима в результате Пунических войн, разорение мелких землевладельцев, постоянная борьба за власть между сенатом, всадниками и плебеями привели к обострению противоречий в республике. А диктатура Суллы (82-80 гг. до н.э.) и потом Цезаря (48-44 гг. до н.э.), а также и гражданские войны (90-88, 49-48 и 33-30 гг. до н.э.) привели к падению республиканского строя в Риме.

После убийства Гая Юлия Цезаря развернулась новая смута (42-30 гг. до н.э.), которая закончилась победой приёмного сына Цезаря Октавиана над своим последним соперником Марком Антонием. ☻30 В 27 г. до н.э. Октавиан принял новое имя «Август» (=возвеличенный богами), но отказался от царского титула и предложил возвратить власть сенату и народу. Сенат предоставил Октавиану Августу (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.) верховную власть (империум) в Египте и тех провинциях, где «нет спокойствия и зреют мятежи»: Испании, Галлии и Сирии. Но именно в этих провинциях находилось большинство римских армий, и Октавиан, таким образом, сохранил своё военное могущество и власть, внешне сохранив республиканскую форму государства. Юридически власть Октавиана Августа основывалась на совмещении ряда должностей, существовавших в Римской республике, но прежде не объединявшихся в одних руках. Сам Август, чтобы скрыть монархическую сущность своей власти, предпочитал называть себя Primus inter pares — «первый среди равных», являясь принцепсом, т.е. первым в списке сенаторов, что и дало название этому своеобразному режиму власти, просуществовавшему три столетия.

В эпоху принципата в Риме по-прежнему избираются консулы, заседает сенат, собираются народные собрания, но все они ничего не решают. Вся реальная власть принадлежит одному человеку — принцепсу. Он стремился укрепить престиж сенаторского сословия, вместе с тем ограничивал его политическую роль. По отношению к плебсу Август придерживался политики «хлеба и зрелищ». Опорой его власти были прежде всего войска. Если в республиканское время титул «император» присваивался победоносному полководцу, то с 29 г. до н. э. этот титул стал присваиваться принцепсу независимо от его военных успехов и даже стал передаваться по наследству. ☻31 Принципат получил дальнейшее оформление при преемниках Октавиана Августа, императорах I - II веков. Наиболее известными императорами стали Калигула, Нерон, Траян, Марк Аврелий и др.

После правления Марка Аврелия (161 – 180 гг. н.э.) возникли серьёзные политические проблемы: парализованное коррупцией и склоками правительство не могло управлять, преторианская гвардия часто свергала императоров и приводила к власти новых без учёта мнения сената, что приводило к смутам и хаосу. ☻32 Чтобы вывести государство из охватившего все сферы экономической, политической и культурной жизни кризиса, император Диоклетиан (284 – 305 гг. н.э.) ввёл новую форму правления – доминат, длившийся с IV по VI век. Диоклетиан, возведенный на престол своими воинами, обладал природным умом и незаурядными способностями к государственной деятельности. Он провел денежную реформу, установил твердые максимальные цены и размеры заработанной платы, ввёл новое административное деление и новую систему налогов, которая привела к прикреплению колонов к земле, а ремесленников – к профессиональным коллегиям. Сенат окончательно утратил большую часть своего влияния, превратившись просто в городской совет Рима. Наиболее радикальным шагом правителя стало решение разделить империю на 2 части: при сохранении в руках Диоклетиана верховной власти западной частью империи управлял Максимилиан.

Таким образом, политическая система домината означала переход от принципата к открытой военно-рабовладельческой диктатуре. Римский император из принцепса (первого сенатора и первого гражданина) превратился в неограниченного монарха.

Последний западно-римский император малолетний Ромул Августул в 476 г. был свергнут начальником своей гвардии Одоакром, который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Античность кончилась, начались средние века.

 

Лекция 2. АНТИЧНАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

 

Вопросы:

1. Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира. Понятие о мифе и мифологии.

2. Эволюция мифологических представлений древних греков.

3. Боги и богини древнего Рима.

 

Термины и понятия: анимизм, антропоморфизм, демиург, космогония, матриархат, миф, мифология, синкретизм, теогония, фетишизм, хтонизм.

Литература:

Античная мифология: энциклопедия – М., 2004.

Мифы народов мира: в 2 томах – М., 1997 – том 1;

http://myfhology.info/gods/rome/rome.html

Мифологическое мышление как ранняя стадия освоения мира. Понятие о мифе и мифологии.

3 Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты.

Невозможно переоценить эстетическое значение античной мифологии: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии — есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д.

Античный мир не знал понятия церкви как особой духовной организации. В античное время правитель государства был одновременно верховным жрецом того бога или богов, которые почитались жителями этого государства. Кроме того, если какое-либо божество считалось главным в государстве, то это государство признавало иногда и некоторые другие культы; наряду общегосударственными культами существовали и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц.

Таким образом, в религиозных верованиях различались культы государственные и частные.

¨ 1. С ранних времён людям приходилось осмыслять окружающий мир. Наиболее ранней, свойственной первобытному обществу формой понимания мира и самого себя первобытным человеком и стала мифология. Мифологическому мышлению характерно преобладание образных представлений о природе и общественной жизни, особенность такого мышления – очеловечивание природной среды.

Термин мифология обозначает не только форму общественного сознания, но и совокупность мифов. Мифология отражает также историю познания человеком окружающего мира. Такого рода познание было неразрывно связано с жизненной практикой людей. В мифологии также были в единое целое, не были отделены друг от друга такие формы, как искусство, наука и религия. В этом единстве, слитности форм сознания – синкретизм мифологии.

4 Термин миф (μύθος в пер. с греч. «слово») – это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего о богах и героях.

5 Миф обычно совмещал в себе 2 аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Содержание мифа представлялось первобытному человеку реальным, так как воплощало коллективный практический опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры. Вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах, танце и т.п.). Миф и обряд составляли определённое единство, являя собой как бы 2 аспекта первобытной культуры – словесный и действенный.

6 По содержанию мифы можно разделить на несколько разновидностей:

1) К числу древнейших принадлежат мифы о происхождении людей от животных (например, по верованиям славян) или растений (согласно верованиям друидов).

2) Мифы о превращении людей в животных и растения, известные почти у всех народов (например, у греков – мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, пауке Арахне и т.п.).

3) Центральную группу мифов составляют мифы о происхождении мира, вселенной – космогонии. Согласно представлениям одних народов мир создан каким-то сверхъестественным существом – богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.п.; по другим представлениям – мир постепенно развился из некого первобытного бесформенного состояния – хаоса, мрака, либо воды, яйца и др. Обычно в космогонические мифы входят теогонии – мифы о происхождении богов и антропогонические мифы – о происхождении людей. ☻7

4) Особое место занимали мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ – добывание огня, изобретении ремёсел, земледелия, а также установления среди людей определённых обычаев.

5) В мифологии аграрных народов важное место занимают календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге хорошо известен мифологиям Древнего Востока, например миф об Осирисе (Египет), об Адонисе (Финикия), о Дионисе (Греция) и др.

8 ¨ 2. Греческая мифология развивалась вместе с эволюцией общинно-родового общества, поэтому она никак не может быть представлена чем-то неизменным и прекрасным. Греческая мифология прошла 2 периода своего развития, которые условно можно назвать: 1) доолимпийским и 2) олимпийским.

9 Доолимпийский период:

В сознании первобытного человека окружающие явления исполнены беспорядочности, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля (греч. choton) представлялась первобытному сознанию одушевлённой, всё из себя производящей, включая Небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главою рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и Земля воспринимается как источник всего сущего – мира, богов, людей. Поэтому древнейшая мифология называется хтонической. В её развитии прослеживаются 2 этапа:

а) на раннем этапе в период охоты и собирательства первобытный человек еще не выделял себя из окружающей природы, он переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им человеческие чувства. Вещь одушевлённая первобытным сознанием называется фетиш, а мифология того этапа – фетишизмом. Древний человек понимал фетиш как средоточие магической демонической силы, а так как весь мир представлялся одушевлённым, то магической силой наделялось всё сущее, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Например, первоначально Зевс почитался в виде каменной пирамиды.

б) Когда человек научился производить вещи, получил знание об их составе и строении, он научился отделять магическую силу демона вещи от самой вещи. Так совершился переход к анимизму (от лат. animus «дух»). В лесах обитают не прежние древесные демоны, жившие одной жизнью с деревом и гибнущие вместе с ним, теперь леса полны бессмертных нимф, поля и луга населяют косматые и козлоногие существа – паны, сатиры, наблюдавшие за стадами. Ручьи, реки, озёра полны водяных дев – наяд, морские глубины населяют океаниды. Анимическими демонами является и второе поколение греческих богов – титаны, циклопы и сторукие гиганты:

Выделившиеся из первоначального хаоса Небо и Земля в образах Урана и Геи (I поколение), которые вступают между собой в брак и порождают второе поколение богов-титанов во главе с Кроном и его супругой Реей. В свою очередь, титаны уступают место богам-олимпийцам, свергающим Крона под руководством Зевса и одолевающим предыдущее поколение поколение богов с помощью физической силы. С приходом к власти верховного олимпийца Зевса устанавливается тот мировой порядок, который осуществляется целым рядом богов, находящихся с Зевсом в близких родственных отношениях.

Третье поколение богов – это переход к антропоморфизму, так как у этих богов-олимпийцев человеческий образ и характер, при этом они наделены красотой и бессмертием, способны принимать любой образ. Однако и в образах богов-олимпийцев сохраняются пережитки фетишизма, например совиные глаза Афины, змея как её постоянный атрибут.

10 Олимпийский период:

Этот период совпадает с переходом к патриархату и потому в мифологии появляются боги и герои, которые расправляются с чудовищами – Зевс убивает стоголового Тифона, Аполлон – пифийского дракона, Персей – медузу Горгону, совершает свои подвиги Геракл.

Вместо мелких богов и демонов появляется один главный бог Зевс, которому подчиняются все остальные. Патриархальная община устанавливается теперь и на горе Олимп, где поселяется третье поколение богов. Преображаются женские божества, происходившие от общей богини-матери. Гера стала восприниматься женой Зевса и покровительницей семьи и брака. Деметра стала богиней-покровительницей земледелия, Афина Паллада – общественного строя, благополучия граждан, а также честной, открытой войны (в противоположность Аресу), Афродита стала богиней любви и красоты, Гестия – богиней домашнего очага. Даже Артемида, сохранившая древние охотничьи функции, приобрела красивый вид и стала дружелюбна к людям.

Богами патриархального уклада жизни стали Афины и Аполлон, славившиеся мудростью и покровительствовавшие искусствам. Своего покровителя обрело и ремесло в лице Гефеста. Из прежде примитивного божества Гермес превратился в покровителя всех человеческих дел – скотоводства, торговли, искусства, он сопровождает не только путников по дорогам, но и души – в загробный мир.

Не только боги, но и вся природа в мифах преображается. Если раньше природа была наполнена страшными и непонятными для людей силами, то теперь природа предстаёт умиротворённой и опоэтизированной. Власть человека над природой значительно выросла, он умел более уверенно в ней ориентироваться, исчезал страх перед ней.

11 Итак, главными качествами греческой мифологии являются:

- многобожие или политеизм;

- человекоподобие богов и богинь, или антропоморфизм.

 

¨ 3. Греческая мифология издавна привлекала римлян и со временем они отождествили своих богов с греческими, создав основу для своей новой государственной религии, которая требовала строгого выполнения ритуалов и сложных церемоний и жертвоприношений.

12 Религиозные культы римлян делились на 2 основные группы:

● духи-защитники домашнего очага, которым поклонялись в каждом доме,

● и боги и богини государственной религии, которым поклонялись во время публичных церемоний.

Поклонение домашним духам было наиболее древней формой религиозных верований римлян.

13 Древние жители Италии (италийцы) верили, что их жилища охраняет множество духов (нумина). Одни из них, пенаты, охраняли различные домашние припасы и хранилища; другие, лары, присматривали за всеми домашними делами. У каждой семьи был свой дух-покровитель – гений, и духи предков – маны. Эти верования возникли в среде сельских жителей, но сохранялись и в изысканных городских особняках императорского Рима. Некоторые нумина имели даже собственное имя, например, Веста – богиня домашнего очага, и Янус – бог дверного проёма.

В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Для римлян боги представлялись страшными силами, с которыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов. Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручиться их благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы и установленных формальностей.

В противоположность художественно одаренным грекам, римляне не имели такой развитой мифологии; их религиозные представления выразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах.

Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня.

К богам, деятельность которых проявлялась в природе и жизни и которые имели более яркую индивидуальность, относятся Янус, Веста, Вулкан, Марс, Сатурн и другие боги плодородия и деятельности в растительном и животном царстве.

14 Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца, а также названный по его имени месяц январь. Его призывали при начале каждого дела, особенно при жертвоприношениях, и считали даже за отца богов.

15 Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Он призывался в молитвах и ☻16 вместе с богиней плодородия, Майей, и считался божеством солнца и молнии. Позднее он был отожествлен с Гефестом и стал почитаться, как бог кузнечного искусства и вулканов.

17 Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посевов), ☻18 Конс (бог жатвы) и Опс (Ops, богиня урожая, ставшая затем богиней богатства), супруга Конса. Позднее Сатурн был отожествлен с греческим Кроном, Опс — с Реей, причем многие особенности греческого культа были внесены в римский культ этих божеств.

19-20 Земледелию и скотоводству покровительствовали также другие боги лесов и полей, символизировавшие собой силы природы и почитавшиеся в рощах и у источников. Сюда относились Фавн, Флора, Помона и Сильван. ☻21 Диана покровительствовала не только плодородию, но и помогала женщинам при родах; позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны.

22 Марс — один из наиболее почитаемых италийцами национальных богов, был древним божеством солнца. К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам; он также был богом войны; военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. ☻23 Близко к Марсу стоит и сабинский бог Квирин; в позднейших преданиях Марс был сделан отцом Ромула, а Квирин отожествлен с Ромулом.

24 Могущественнее всех упомянутых божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: ☻25 Юпитер — как бог дневного света, Юнона — как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков — Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным из богов. Его оружие — молния; в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был покровителем земледелия, скотоводства и молодого поколения. ☻26 Культ Юноны был распространен во всей Италии, в честь ее получил свое название месяц Junius или Июнь. Как лунной богине, ей были посвящены все календы; она освящала брачные союзы.

27 Божества подземного мира не имели той яркой индивидуальности, которая поражает нас греческая мифология; у римлян не было даже царя этого подземного мира. Богом смерти был Orcus; наряду с ним упоминается богиня — покровительница умерших — Tellus, Terra mater, — принимавшая тени в свое лоно. Как мать ларов и манов, она олицетворяла собой ужас смерти. ☻28 Лары (Lares) — древнейшие этрусские божества, в римскую мифологию перешли как духи-покровители всех сфер жизни. Их изображения стояли в каждом доме у очага. Считалось, что это обожествлённые души предков, покровительствующие своему дому, своей семье. Из того, что их одевали в собачьи шкуры, можно сделать вывод, что они, подобно верному псу, должны были стеречь дом, быть страшными для посторонних и ласковыми для хозяев и всех домочадцев. Маны — (Manes) у римлян — божества загробного мира или духи умерших предков. Обычное местожительство манов находилось в глубинах земли. Временами они поднимались оттуда на поверхность, чтобы посетить своих потомков. В их честь родственники приносили жертвы, а если жертвы им не приносились, то люди могли ожидать от них всяческих неприятностей.

В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др.

Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков. ☻29 К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Венера вероятно была древней италийской богиней прелести и расцвета, но в культе слилась с греческой богиней любви Афродитой. ☻30 Меркурий первоначально был известен как покровитель торговли (mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Под названием Цереры (Ceres) была известна греческая богиня земледелия Деметра, культ которой оставался в Риме совершенно греческим. ☻31 Аполлон – бог солнца, музыки, покровитель целителей и прорицателей, и Дит, или Плутон, бог подземного царства, — также чисто греческие божества.

Многие римляне со временем теряли веру в богов государственного пантеона. Когда дела в государстве шли совсем плохо, всё больше римлян не верили в способность жрецов и жертвоприношений повлиять на их жизнь. В эпоху империи растёт число поклонников новых богов, появившихся в Риме из новых владений империи. ☻32 Это культ, пришедший из Малой Азии, богини Кибелы, или Великой Матери, покровительствовавшей плодородию и врачеванию. Из Египта перешли в Рим культы Изиды и Сераписа, а из Персии — мистерии солнечного бога Митры. ☻33 В 313 г. н.э. император Константин официально разрешил христианство, последователей которого прежде подвергали суровым гонениям. Христианство быстро распространялось и стало официальной религией в 394 г.

Эти верования предполагали непосредственное участие людей в религиозном обряде, обещали своим приверженцам жизнь после смерти и находили многочисленных поклонников в Риме.

 

Лекция 3. От латыни долитературной к расцвету Римской литературы

Вопросы:

1. Периодизация Римской литературы. Первые письменные памятники.

2. Литература республиканского Рима.

3. Писатели Рима периода империи.

4. Своеобразие Римской литературы.

Термины и понятия: ателлана , гекзаметр, паллиата, тогата, парасит, контаминация, метаморфоза.

Литература:

Гиленсон Б.А. История античной литературы. Древний Рим. - М.: «Флинта», «Наука», 2002.

 

● 1. Периодизация Римской литературы. Первые письменные памятники.

3 Периодизация Римской литературы:

I Период архаики (отсутствие греческого влияния): а) долитера-турный этап VIII в. – конец II в. до н.э.     V в.- 240 г. до н.э.     эпоха царей (VIII-VI вв.) и становления республики (V-III вв. до н.э.).     Римский фольклор (песни, родовой эпос, народная драма (ателлана), проза религиозного и юридического характера).
б) докласси-ческий этап 240-80 гг. до н.э. эпоха расцвета респуб-лики, начала экспансии Рима. Пунические войны. Эпическая поэзия (Ливий Андроник, Квинт Энний), трагедия (Ливий Андроник, Гней Невий), комедия (Плавт, Теренций); проза (Катон).
II Период классики: а) ранняя классика конец II в. до н.э. – I в. н.э. 81 - 43 г. до н.э.   эпоха кризиса и гибели республики и граждан-ских войн.   Лирика (Катулл), философская лирика (Лукреций Кар), проза (Цицерон), историческая проза (Юлий Цезарь, Саллюстий).
б) «золотой» век римской литературы 43 г. до н.э. – 14 г. н.э. эпоха становления империи – принципата Августа. Эпическая поэзия (Вергилий), лирическая поэзия (Гораций, Овидий, Тибулл), историческая проза (Тит Ливий).
III Послекласси-ческий период а) «серебря-ный» век римской литературы I – V в. н.э. 14 – 117 г. н.э.     эпоха расцвета империи (до смерти Траяна)     Сатира (Ювенал), басня (Федр), эпиграмма (Марциал), философская проза, трагедия (Сенека), античный роман (Петроний), историческая проза (Тацит).
б) поздняя римская литература 117 – 476 г. н.э. эпоха кризиса и гибели западной римской импе-рии Античный роман (Апулей), историческая проза (Светоний).

Первыми памятниками латинской письменности являются надписи на различных предметах утвари и камнях. Древнейшие известные науке латинские надписи датируются 7 веком до н.э. (например, надписи на золотой застежке и серебряном сосуде из Пренесте и др.). ☻4 Самой знаменитой надписью является надпись на каменной стеле с Римского форума (чёрный камень), относящейся, возможно, тоже к 7 веку, которая содержит некую сакральную формулу (клятву или заклятие), написана архаическими буквами, очень напоминающими греческие. Ритуальный характер имеют и надписи на сосудах, найденных при раскопках в Риме и относящихся к 5 веку до н.э.

Впоследствии, когда уже появилась латинская литература, надписи продолжали оставаться особым родом латинской письменности. Содержание их могло быть весьма разнообразным: это и надгробные с перечнем заслуг умершего, надписи в храмах, надписи официального характера на общественных сооружениях и памятниках, надписи на домашней утвари, наконец, целые стихотворения, написанные на стенах и т.п. В настоящее время известно около 100 тысяч латинских надписей разных эпох.

Другим ранним видом латинской словесности является древнейший фольклор - дошедшие в надписях и в составе позднейших литературных произведений песни, заклинания и гимны. Римский фольклор объединял все виды устного народного творчества. Здесь мы найдем и трудовые песни, и погребальные причитания, и религиозные гимны, заговоры и заклинания. Были широко распространены песни шуточного, пародийного и не всегда пристойного содержания. Бродячими актерами разыгрывались театральные сценки, получившее название от г. Ателлы – ателланы. Эти представления отличались весёлым характером и забавными шутками.

Чрезвычайную важность имеют Законы XII таблиц - первый письменный памятник римского права. Первоначальный текст Законов не сохранился, но достаточно полно восстанавливается по изложениям различных римских писателей и юристов. Особенности архаического языка Законов и зафиксированные в них относительно неразвитые формы правовых отношений позволяют отнести этот памятник к середине 5 века до н.э. По словам знаменитого римского историка Тита Ливия, Законы XII таблиц явились основным источником римского права - как публичного, так и частного. В этом первом правовом кодексе регламентируются судебные процедуры, декларируются принципы личной и коллективной собственности, долгового права, семейного права, устанавливается система наказаний. Единственное, чего этот кодекс практически не касается — государственное право.

Древнейший период латинской письменности почти совершенно свободен от греческого литературного влияния, которое с развитием латинской художественной литературы становилось все сильнее.

● 2. Литература республиканского Рима

5 Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности. Римская литература возникает как литература подражательная.

6 Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею». По своему происхождению Ливий был грек из Тарента. В 272 г. до н.э. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей аристократов. «Одиссея» — первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по его переводу «Одиссеи». Ливий Андроник написал ещё несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг. до н.э.), которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории. Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания. Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм — тогу с пурпурной каймой, — сочинения эти называются fabulae praetextae.

7 После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния (239-169 гг. до н.э.). Он участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры могли быть использованы и для латинской поэзии. Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов — Ливия Андроника, Невия и Энния — до настоящего времени дошли лишь отрывки.

8 Лучше представлена римская комедия.

Виды древнеримской комедии

комедия паллиата комедия – тогата
(palliata – от названия греч. плаща – pallium), герои которой носили греческую одежду (togata – от названия римской одежды тоги - toga), в которой действие происходит в Италии и связано с актуальными полити-ческими проблемами Рима

9 В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254- 184 гг. до н.э.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв в Рим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать.

Комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая, в отличие от политической комедии классической эпохи, была комедией бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта большую роль играют в пьесах рабы; почти всегда встречаются в комедии прихлебатель (парасит) и сводник; женские роли несколько однообразны; на сцене они исполнялись мужчинами. В основе комедии обычно лежит любопытная интрига. Все комедии Плавта кончаются благополучно для главных героев. Самыми известными произведениями драматурга были «Амфитрион», «Кубышка» и «Хвастливый воин».

Хотя сюжеты Плавта заимствованы, Плавт создал оригинальные комические ситуации. Язык его комедий отличается свежестью и разнообразием; умело пользуясь игрой слов, автор создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов.

10 Столь же хорошо известны и комедии Публия Теренция Афра (Publius Terentius Afers, 195-159 гг. до н.э.), ещё одного крупного комедиографа той эпохи. Самостоятельность, какую дозволял себе Теренций, заключалась в контаминации, то есть слиянии двух комедий греческого автора в одну.

Другой комедиограф, Гай Луцилий (180-102 гг. до н.э.), известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь. С тех времен сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху.

11 Последний век Республики, наполненный политическими бурями и переворотами, создал огромное движение в литературе и вывел на сцену целый ряд талантливейших писателей в прозе и поэзии.

12 Главным представителем римской прозы и в то же время величайшим оратором древнего Рима того времени был Марк Туллий Цицерон (107 г. – 43 г. до н.э.). Литературная деятельность Цицерона была колоссальна. Главный фонд её составляли речи по делам гражданским, уголовным и политическим, в которых ораторское искусство, стремившееся к полноте выражения и ритмическому благозвучию, доведено до той высоты, какая была возможна латинскому языку. Важной частью творчества Цицерона являлись также сочинения по истории и теории красноречия, по политической и нравственной философии. После смерти оратора к его литературному наследству присоединились ещё три сборника «Писем». Не всё в этих разнообразных произведениях было строго и правильно по содержанию, что и утвердило за Цицероном положение главного представителя прозы в римской литературе.

13 Крупным представителем римской прозы считается Гай Юлий Цезарь (100 г. – 44 г. до н.э.), оставивший превосходные мемуары: «О галльской войне» (Commentarii de bello Gallico) и «О междоусобной войне» (Comm. de bello civili). Язык и стиль этих сочинений, по своей ясности, отчётливости, силе, спокойствию и самообладанию, представляют собой истинно-классическое совершенство.

В римской поэзии сосуществовали два течения: одно из них стремилось использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, которая шла от Энния.

● 3. Писатели Рима периода империи.

14 Во время правления принцепса Октавиана Августа (27 год до н.э. - 14 год н.э.) высочайшего расцвета достигла латинская поэзия. Литература этой эпохи была призвана восстановить мир и порядок после долгих гражданских войн. Была провозглашена имперская миссия народа.

Творчество Вергилия.

15 Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н.э.) – римский поэт «века Августа». Он был сыном небогатого землевладельца из Северной Италии. Получив в Риме юридическое образование, он тем не менее обратился к поэзии и философии. Скромный и крайне требовательный к себе, Вергилий лишь к 30-ти годам решился опубликовать своё первое крупное произведение «Буколики», которое сделало его имя известным и открыло доступ в общество, окружавшее нового правителя Октавиана Августа. Вергилий стал членом литературного кружка Мецената, ближайшего друга и соратника Августа. «Буколики» (название означает «Пастушеские стихи», 42-38 гг.) – сборник из 10 стихотворений, написанных в жанре пастушеских идиллий. Затем Вергилий обратился к теме сельского хозяйства в дидактической поэме «Георгики» (37-30 гг.).

16 Мировую известность принесла Вергилию его последняя, незавершённая большая поэма «Энеида», которая увидела свет лишь после смерти автора. Творчество Вергилия приходится на время правления Августа, когда обширно проводились экономические и политические реформы. Именно в это время с особой настоятельностью в обществе ощущалась потребность в литературном произведении, которое бы масштабностью и совершенством соответствовало политическому и военному величию Рима. На долю Вергилия выпало создать римский эпос.

В «Энеиде» Вергилий осуществил сложный замысел создания мифологической поэмы с исторической перспективой. В основе повествования – миф об Энее как основателе будущего римского государства. Представления о Риме как «возрожденной Трое» во времена Августа уже утвердилось в качестве официальной версии, однако художественное закрепление его в поэме Вергилия, безусловно, придавало версии больший вес. Римская история присутствует в поэме Вергилия как отдаленное будущее, основы которого закладывает герой, ведомый богами.

С жанровой точки зрения поэма имеет несколько источников: эпос Гомера, эпическая традиция Аполлония Родосского, поэзия кикликов, древнегреческая трагедия Еврипида. Политическая задача поэмы - прославить Рим, римлян, Августа, чья власть не только разумна и справедлива, но и пользуется божественным покровительством. Т.о. миссия Вергилия не простая, требующая полной самоотдачи, а потому «Энеида» справедливо названа «книгой жизни» поэта.

Композиция поэмы: 2 части по 6 книг в каждой. 1 часть – это странствия Энея от падения Трои до высадки в Италии; 2 часть – завоевание им Италии (война с местными племенами).

На образе Энея сходятся все сюжетные линии. Сложность характера Энея в том, что одолевая всех своих врагов, он выступает вместе с тем носителем скорбного начала, словно человек, терпящий поражения, а не побеждающий. Объясняется это следующим: Каждая его политическая победа – это поражение, ущемление в правах человека – Энея, - т.к. все его победы достигаются путем отказа от своих собственных желаний. Эней – воплощение идеальных черт римлянина. Он благочестен и религиозен, послушен року. В отличие от гомеровских героев, он самостоятелен: известная «пассивность» героя – своеобразное отражение распространенной в Риме философии стоицизма, в основе которой – принцип покорности неумолимой судьбе и стойкости перед ее ударами. Эней – человек долга.

Творчество Овидия.

17 Публий Овидий Назон (ок. 43 г. до н.э. – 18 г. н.э.) родился в городке Сульмона в состоятельной семье и учился в Риме. В 8 г. н.э. в рассвете славы 50-летний поэт по указу Августа был сослан в г. Томы на берегу Чёрного моря (современная Констанца), где провёл оставшуюся жизнь, тоскуя по родине. Непосредственная причина ссылки осталась неизвестной, но вся поэзия Овидия видимо противоречила стремлениям Августа возродить строгие патриархальные нравы.

Всё творчество Овидия делится на три группы: 1) любовная поэзия («Любовные элегии», «Героиды», «Наука любви» и «Лекарство от любви»); 2) мифологическая поэзия («Метаморфозы», «Фасты»); 3) стихи лет изгнания («Скорбные элегии», «Послания с Понта»).

Уже первое его произведение – 5 книг «Любовных элегий» (Amores), изданных в 18 г. до н.э. – сделало его знаменитым. Первый период творчества завершается к 2 г. н.э. выходом в свет пародийно-дидактических поэм «Наука любви» и «Лекарство от любви». «Наука любви» состоит из 3 книг, в первых двух даются советы мужчинам, как и где найти возлюбленную, как добиться её любви, и как сохранить её. В 3-ей книге даются аналогичные советы женщинам, показывая прекрасное знание тонкостей женской психологии, косметики, причёсок и т.п. Пародийность достигается соединением фривольного содержания с жанром и стилем дидактической поэмы, построенной по образцу руководств по риторике. Поэма «Лекарство от любви» появилась как ответ тем, кто обвинял поэта в безнравственности. Обе поэмы весёлые и остроумные, полные бытовых зарисовок тогдашней римской жизни.

Второй период связан с серьёзной тематикой. Параллельно Овидий писал два произведения: «Метаморфозы» и «Фасты». Поэма из 6 книг «Фасты» рассказывает о римских праздниках и обрядах от января до июня, о римских богах и героях, мифах и исторических событиях.

18 «Метаморфозы» - обширное произведение объемом около 12 тысяч стихов, составляющих 15 книг. Буквальный смысл заглавия: превращения. В книге примерно 250 мифов о различных превращениях людей, мифологических героев, зверей в растения, камни, в звезды, в различные предметы. Овидий пытается хронологически выстроить обширный мифологический материал. Его задача – объединить сюжеты в одно целое, создать дидактическую поэму, придерживаясь серьезного тона. Обращение Овидия к мифу носит культурологический характер, а мир метаморфоз Овидия является частью условного, утопического мира, в котором римляне уходили от реальности. Овидий объединяет не только греческие и римские сюжеты, но и активно использует малазийскую, египетскую др. мифологии. Наиболее известные сюжеты это:

1 книга – события от хаоса до Фаэтона. Далее следуют 4 традиционных века: золотой, серебряный, медный и железный, за которыми последовал потоп. От древности Овидий переходит к современности, к Юлию Цезарю, превратившемуся в комету. Затем мифы располагаются с точки зрения своего происхождения и тематики.

2 книга – теогонические мифы (о богах), миф о Европе.

3 книга – вмешательство богов жизнь людей. Например, миф о Нарциссе, который отверг любовь нимфы Эхо, за что был наказан богами. Они побудили его влюбиться в собственное отражение.

      Жажду хотел утолить, но новая жажда возникла:

      Воду он пьет, а меж тем – захвачен лица красотою,

      Любит без плоти мечту и призрак за плоть принимает.

      Сам он собой поражен, над водою застыл неподвижен.

      Юным похожий лицом на изваянный мрамор паросский.

4 книга – мифы о героях (Пирам и Тисба: влюбленные, которым родители запрещали пожениться. Они встречаются около гробницы. Тисба, прячась от львицы, потеряла покрывало. Это покрывало растерзала голодная волчица с окровавленными зубами. Увидев кровавое покрывало возлюбленной, Пирам винит себя в случившемся и кончает жизнь самоубийством. Тисба находит возлюбленного и решает вместе с ним уйти из жизни. Бросается на его меч и умирает.

5-7 книги – поход аргонавтов в Колхиду за золотым руном (мифы о Ясоне, Медее, Ниобе и т.д.).

8-9 книги – мифы, относящиеся ко времени Геракла (миф о Дедале и Икаре, Филемоне и Бавкиде).

Отрывок о гибели Икара

Другие мифы – об Орфее и Эвридике, о Гиацинте (10 кн.); мифы о людях и богах (11 кн.); мифы, связанные с троянской войной (12-13 кн.); история Энея (14 кн.); поздние «метаморфозы» - учение Юлия Цезаря и Пифагора (15 кн.).

Данная поэма – источник сюжетов для многих произведений мирового искусства. Овидий верит в собственную «метаморфозу», в то, что истинный поэт продолжает жить в своих творениях:


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 789; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!