Глупым родился, ничему не научился,



Да и все-то уже позабыл

Страх, как говорится, носит сигнальный характер. И хотя обычно различают реальный страх, т. е. страх перед реальными опасностями, и невротический страх, т. е. страх перед воображае­мыми болями и обидами, в обоих случаях он заставляет челове­ка избегать или устранять то неприятное состояние, о котором этот страх предупреждает. Самыми неприятными являются чув­ства экзистенциальной угрозы, полной беспомощности и абсо­лютного бессилия. Тем самым мы снова отсылаем к первичным переживаниям этого рода, в которых формируются основные формы защитного страха, — к раннему детству. Здесь сильнее всего переживаются бессилие и беспомощность. Нет никаких ре­альных средств защиты от холода, голода или одиночества. Мы все знаем сигналы, предшествующие таким чувствам: первый предупредительный испуганный крик, яростный, отчаянный плач и наконец тишина, когда ребенок “смекнет”, что еда будет не раньше, чем через полчаса. Страх не насытиться, не получить желаемого в полной мере, хорошо знакомый даже нам — взрос­лым, — имеет и свою оборотную сторону — злость из-за того, что чего-то не хватило или что-то оказалось не вовремя.

Индивидуальный способ обхождения со страхом у каждого человека определяется тем, какие формы выражения или реак­ций разрешены в том или ином случае. Как правило, осуждает­ся и страх, и злость по отношению к учителю, а в наших соци­альных слоях это осуждение закреплено всей возможной вла­стью. Но из опыта социализации трущобных детей нам известна их безудержная злость в ситуациях, напоминающих пережива­ния покинутости в младенчестве. Алоис Лебер описывает ситуа­цию, когда студенты работали с детской группой, штатный воспитатель которой в это время отсутствовал. Дети стали без видимых причин внешне агрессивными и даже физически напа­дали на студентов. Перед этим дети построили хижину из стуль­ев и одеял, в которой они спокойно играли. Лебер пишет: “Вы­яснилось, что упомянутая вспышка агрессии была вызвана тем, что в комнате стали наводить порядок и детям пришлось разоб­рать свою хижину. Взрослые даже не заметили, что дети были вынуждены разрушить нечто чрезвычайно важное для них, что помогало им справиться с фрустрирующим и тяжелопереносимым переживанием отсутствия близкого человека. С разрушени­ем хижины они вновь оказались во власти своих чувств покину­тости, а, следовательно, и бессилия. Поэтому их обуяла неукро­тимая ярость, и они набросились на руководителей из мести, с намерением восстановить свое разрушенное убежище” (A. Leber. l 979, S .38).

Возможно, подобные формы проявления злости нам чужды. Наши агрессии более благовоспитанны, хотя и не менее дейст­венны. Вспомните, например, о каверзных обидах, которые вам могли причинять ваши коллеги. Алоис Лебер так пишет об обра­щении со страхом и злостью в буржуазной социализации: “Для травмированных “буржуазных” детей это значит, что они напа­дают на родителей и учителей особым неуязвимым способом, с помощью глупости или болезни. Для них отказ от учебы или бо­лезнь представляют собой замену открытого и требующего му­жества столкновения с родителями и учителями, а также заме­ну признания своих пережитых обид и реакций неукротимой ярости. Нельзя себе позволить, чтобы тобой пренебрегали, тебя изгоняли и наказывали как плохого и злого ребенка. Поэтому отказ от учебы часто оказывается бессознательной, выросшей из беспомощности ребенка попыткой выразить в завуалированном виде ярость и месть. При этом цель может и не быть достигнута, но ребенок своим поступком предотвращает ответное унижение или наказание со стороны взрослых” (A. Leber, 1976, S. 123).

Боязнь защищаться или отстаивать свои интересы возникает под влиянием допустимых норм проявления страхов. Все воспи­тание в детстве, включая даже наш взрослый опыт, сделало вас, сидящих в этом зале, худо ли бедно ли, такими, какие вы сейчас есть. О разнообразии последствий этого воспитания вы можете судить по множеству различных повседневных страхов. Но все-таки есть нечто такое, что более-менее связывает всех вас: общ­ность избранной вами профессии, с которой в ее основных чертах вы познакомились, будучи учениками. В этой связи Хорст Брюк цитирует высказывание одной учительницы, госпожи Ц.: “Что ни говори, а это странно. Не так ли?! Раньше мы придерживались подхода, что, безусловно, необходимо скрывать неуверен­ность перед учениками. Так? Но когда я сейчас вспоминаю своих школьных учителей и думаю о тех, которые имели наибольшие трудности с нами и были очень неуверенными, я понимаю, что это были, собственно говоря, те учителя, которых я боялась больше всего” (Н. Bruck, 1978, S. 165).

 

Кто боится Черного человека?

Я хочу исследовать страх в школе как страх перед опреде­ленной персоной. Как в домашнем воспитании считается, что страх перед родительским наказанием вызовет у ребенка пере­ход к правильному поведению, так и в школе существует тенден­ция оперировать страхом как средством воспитания. Достаточно известны всем и условия, в которых протекает совместная дея­тельность учителя и ученика. Поэтому к этим условиям можно хорошо подготовиться заранее, можно выработать и свои уловки, с помощью которых можно жить в таких отношениях. Многие полагают, что в школе и учат как раз тому, как можно справить­ся с такими типами взаимоотношений.

Я предполагаю, что большинство учителей, в том числе, ра­зумеется, и вы, пытаются освободить ваши взаимоотношения с вашими учениками от всякого страха, что некоторые даже стра­дают от необходимости преподавать в рамках таких структур, которые с помощью страха одного делают глупым, а другого при­нуждают к повышенной успеваемости. Но все-таки слишком ве­лик для всех нас соблазн включиться сверху донизу в этот ме­ханизм отношений страха, ибо у всех нас есть один и тот же опыт — чего бы нам это и ни стоило, но ведь сработал же этот механизм каким-то образом у нас с вами: ведь кем-то мы все-таки стали!

Это противоречие между соблазном прибегнуть к помощи страха и страхом перед злым учителем в себе я хотел бы пока­зать с помощью описания одного учителя. Он описывает это сме­шение чувств в конфликте с учеником, который непрестанно вы­водит его из себя, и видит выход из этой ситуации лишь в угрозе директором.

Все мы в той или иной мере испытываем страх перед теми, кто может нам что-либо сделать: ученики перед учителями, учи­теля перед своими учениками и перед своим директором, дирек­тор перед своими начальниками, начальники перед политическим положением и т.д. Но всем нам невыносимо быть злыми людь­ми, которые вызывают страх у других и мучают их, используя этот страх. Мы все более или менее склонны видеть в других причины всего неправильного, возлагать ответственность за это на других: на коллег, на учеников, на директора, на школьный надзор, на политические отношения, на родителей и т. д. Но са­мих себя мы видим чаще всего в ореоле праведных усердий хо­рошими, правильными, созидающими. Невыносимо тяжело при­знать самого себя злым, Черным человеком, которым нас пугали в детстве. Наши обвинения всегда движутся снизу вверх: всегда более высокому по рангу можно приписать способность вызы­вать страх. Трудно признать, что этот страх мы можем вызывать сами и что, возможно, мы боимся иногда и своих учеников. В конце концов, следующий по рангу над тобой действительно обладает властью, действительно ты от него зависишь, и на са­мом деле ведь агрессивная стратегия, направленная на достиже­ние победы над собственным страхом, в большинстве случаев приводит к большей дисциплинированности и тем самым к боль­шему страху и большей злобе.

В этом смысле школа в ее ритуализированных формах взаи­моотношений предоставляет весьма неплохие возможности за­щищаться от своей чрезмерной неуверенности — возможности. которые парадоксальным образом предоставляет нам и эта кон­ференция в конце учебного года: не надо бояться никаких “дур­ных” последствий для себя из этой конференции, ведь учебный год уже закончился. А каникулы такие длинные!

Я хочу закончить свой доклад тезисом, к которому вы, на мой взгляд, уже хорошо подготовлены: ни один из нас всех в одиноч­ку в этих ритуализированных формах взаимоотношений не смо­жет найти выход, позволяющий ему жить и работать со своим собственным страхом и со своей виной за страх других. Но мо­жет быть, эта педагогическая конференция предоставит нам воз­можность здесь, в этой школе, попытаться впервые освободиться от своих собственных гнетущих переживаний. Поэтому сейчас я не буду больше говорить о посторонних людях, испытывавших когда-либо страх в школе, и перейду к нам самим. Мы находим­ся здесь, в школе. Так как обстоят дела сейчас с нашим страхом? Хватит ли у нас сейчас мужества поведать друг другу об этом? Сможем ли мы закончить конференцию с надеждой, что за время каникул не зарастет травой пролагаемая нами сейчас тропинка к проблемам, связанным с темой страха? В любом случае я бла­годарю вас за внимание и готов выслушать ваши вопросы и за­мечания.

 

У истоков психоаналитической педагогики

Страхи детей начинаются со страхов взрослых.

 Каждый сможет убедиться в этом, если вспомнит, как к не- му, как некогда к Сергею Есенину, по ночам являлся "Черный человек. Этот Черный человек мог предстать в самых разных обличьях. Но он был, есть и, самое обидное, его нельзя по­просить удалиться из комнаты, потому что... он живет в нас самих.

Можно ли одолеть Черного человека в самом себе? Как избавиться от страхов, мучающих не только детей, но и не в меньшей степени учителей и родителей? Почему дети в разных культурах всегда играют в войну и никогда не играют в мир? Все эти и многие другие вопросы, касающиеся разнообразных проявлений страхов и агрессии в обыденной жизни, поднима­ются в книге Кристиана Бютнера «Жить с агрессивными детьми».

Книга К. Бютнсра - это первая появляющаяся в нашей стране книга по психоаналитической педагогике. Когда читаешь ее, то одновременно испытываешь два противоречивых чувства--грусти и радости.

Чувство грусти возникает от того, что наши учителя, родители и психологи сделают открытие психоаналитической педагогики с недопустимо большим запозданием. Познакомься они с психоаналитической педагогикой раньше, то, может быть, овладели бы особой остротой социального видения тех нелепостей, которые повседневно творит общество в воспитании детей.

Вряд ли, например, сегодня кого-либо удивишь сухими ста­тистическими сводками, свидетельствующими о росте преступ­ности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли (толь­ко вдумайтесь в это слово) к все нарастающей волне детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурд­ной логики общественного воспитания трудных детей, логике, которая основывается на формуле: ответим на рост правонару­шений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что такой при­ложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия. То самое воспитание миролюбия детей с раннего возраста, которое является нравственной аксио­мой, лежащей в основе психоаналитической педагогики.

Вглядитесь в происходящие с нашими детьми события обо­стренным социальным взглядом, проникнитесь присущим пси­хоаналитической педагогике уважением к индивидуальной исто­рии личности и вы увидите, что культура страха, при помощи которой контролировалось поведение людей в условиях тота­литарного режима казарменного социализма, уже фактически разрушена. Культура стыда, к которой, надеюсь, мучительно ищет дорогу наше общество, еще не родилась, И в зазоре меж­ду культурой страха и культурой стыда распрямилась пружина агрессии, толкающей детей, подростков и молодежь к насилию и жестокости. Вглядитесь в лица детей, оказавшихся по ту сто­рону добра и зла, и вы поймете, что не стоит тратить слова на доказательство необходимости воспитания миролюбия у детей и очищения взрослых от социальной эпидемии страха.

Чувство радости как раз и вызвано тем, что психоаналити­ческая педагогика переходит от слов к делу в воспитании но­вых поколений... учителей и родителей. Да, не удивляйтесь, именно учителей и родителей. Бережно и с любовью К. Бютнер подводит читателей к мысли о том, что за страхами и агрессией детей стоит, как правило, конфликт в мире межличностных от­ношений, конфликт, связанный с отсутствием даже элементар­ных попыток понимания подлинных причин детских поступков.

Каждый разбор конфликтных ситуаций, приведших к агрес­сии ребенка, — это опыт понимания детских травм, которому учит психоаналитическая педагогика. Читая и перечитывая эти разборы, убеждаешься в наивности распространенного мифа о том, что психолог — это человек с тестом в руке. То, что при­открывает напряженное понимание причин детского поступка. не в силах дать сами по себе психологические измерения. Пси­хоаналитическая, или шире психологическая педагогика,это образ мышления, а не набор рецептов по психодиагностике и коррекции поведения детей. Книга К. Бютнера и выступает как творческий импульс к рождению у учителей психологичес­кого образа мышления, помогающего в общении с детьми и взрослыми дойти до понимания самых потаенных уголков человеческой души.

Страхи детей начинаются со страхов взрослых.

И кто знает, вдруг совершится чудо и психоаналитическая педагогика поможет одолеть Черного человека в мире взрос­лых, чтобы он никогда не появлялся в мире детей.

Вице-президент Общества психологов СССР

 Александр Асмолов

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                     3

Глава 1. Пережитое насилие                                               7

Месть мучеников                                                                      —

Вершина айсберга                                                                   —

Мне побои нисколько не повредили                                      9

Любимые дети сердитых родителей                                   11

Лучшее для самого ребен­ка                                                  —

Социальная ответствен­ность окружающих                    13

Семейное и институциональное воспитание                             16

Семья                                                                                         16

Культура                                                                                    20

Мать-природа и отец-го­сударство                                                 23

Любовь без агрессии?                                                            25

Биология или культура                                                             26

Матери, отцы и ранние пе­реживания                                          29

Патриархат и женщины                                                          32

Страх мужчин перед жен­щинами                                                  34

Границы внутри собствен­ной личности                                      36

Глава II. Насилие в фанта­зиях                                          37

Фантазия и реальность                                                                 ---

Исполнение желаний                                                             38

 Инсценирование жизненно­го опыта                                  40

Сознательное и бессозна­тельное фантазирование                     42

Образы человечества                                                                      45

Желание и действитель­ность                                              46

Хи-Мэн, Скелетор и Властите­ли Вселенной                              49

Мы, вчерашние дети                                                               —

Хи-Мэн                                                                                       50

Добро и зло без промежу­точных оттенков                                  51

Магия как помощь слабо­му Я                                                      52

Если к слабому Я прихо­дит позднее настоящая си­ла               53

Так вредят они или не вредят?                                                    54

Фантастическое отображе­ние реального мира группы             55

 Фантазия и коммерция                                   __                     ---

Ужасы и насилие в видеофиль­мах                                              57

Перерезание пуповины: ритуализация перехода                        -

Мужчины: разбить зеркало                                                           61

Общество: волки и прочие хищники                                            65

Женщины: месть крыс                                                                  67

Молодежь: действовать на свой страх и риск                            70

Видеоигры в войну                                                                        72

Видеонасилие как педаго­гическая проблема                               -

Столкновение с «внутрен­ней, воображаемой войной»             74

«Наша система — наиболее прогрессивная из всех»               77

Политическое образование                                                          80

Глава III Воспитание миролюбия                                             82

Дети и война                                                                                    -

Что значит для детей вой­на?                                                         -

Фантазии на военные темы у девочек и мальчиков                   85

Фантазии на тему войны как выражение страха                        86

Терпеть и не бить                                                                          89

Воспитание миролюбия в детском саду                                        -

Проблема вхождения в группу                                                     91

Позиция аутсайдера в группе                                                      93

Аутсайдер — зеркало пе­дагога                                                   95

Позиция аутсайдера ответная реакция на процессы разделения в

группе                                                                                              96

Позиция аутсайдера как следствие переноса драма­тических

переживаний на группу                                                     98

Понять — значит найти путь к переменам                         99

Воспитание миролюбия в на­чальной школе                             101

Безопасность, самоуважение                                                         -

Основные моменты военно­го воспитания                       102

Унижение человеческого достоинства                                    102

На одном уроке                                                                      103

Воспитание миролюбия                                                                  104

Забота о будущем                                                                 106

Игра в воспитании миролюбия                                       108

Учиться в игре терпимости и кооперативности          —

Кооперативность в детской группе                               110

Терпимость в детской груп­пе                                                  112

Учиться по модели                                                           114

Глава IV. «Воспитание» вос­питателей                    116

Дети в нас и вокруг нас                                                    —

Болезненное детство                                                       —

Послание к воспитателю                                                             117

Детство воспитателя                                                        119

Личность педагога как проводника                                          120

Разрешение проблем имеет свою цену                                 121

Авторитет учителя                                                                      122

Ожидания                                                                           123

Обсуждение                                                                       125

Интерпретации                                                                           128

Страх в школе                                                              133

Трусливый заяц, перченый нос, пасхального зайца

кто-то принес                                                                134

Глупым родился, ничему не научился, да и все-то

уже позабыл                                                                      138

Кто боится Черного чело­века?                                               140

У истоков психоаналитической педагогики                               14


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!