СМЫСЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В ЧЕХОСЛОВАКИИ



Отказ Франции и Великобритании от защиты империалистских интересов чешской буржуазии привел не только к расчленению Чехословакии, но и к крушению ее политического режима. На этом опыте обнаружилось в химически чистом виде, что чехословацкая демократия была не выражением "народной воли", а лишь аппаратом приспособления чешского монополистического капитала к державам-покровительницам. Как только отпало военное покровительство, демократический механизм оказался не только не нужен, но и вреден, ибо угрожал лишними трениями с Гитлером. Верхушка чешской буржуазии немедленно же создала новый аппарат империалистического приспособления, в виде военной диктатуры. Смена режимов произошла без малейшего участия народа, без новых выборов, даже без апелляции к старому парламенту. Выбранный народом президент, архи-"демократ" Бенеш, призвал к власти старшего генерала республики. Этот призыв имел сначала видимость уступки народу, который волновался, протестовал, демонстрировал, требуя сопротивления Гитлеру с оружием в руках. Сопротивления? Вот вам генерал, в качестве национального вождя! Совершив этот акт, штатский президент подал в отставку. После чего генерал, который стоял ранее во главе войск и был, так сказать, мечом демократии, заявил о своем намерении, в интересах дружбы с Гитлером, ввести новый государственный режим. И больше ничего!

Демократия, вообще говоря, являлась для буржуазии необходимостью в эпоху свободной конкуренции. Монополистскому капитализму, основанному не на "свободной" инициативе, а на централистическом командовании, демократия не нужна; она его связывает и стесняет. Империализм может терпеть демократию до поры до времени, как неизбежное зло. Но внутренне он тяготеет к диктатуре. "Разница между республикански-демократической и монархически-реакционной империалистской буржуазией - писал Ленин еще во время прошлой войны, 22 года тому назад, - стирается именно потому, что та и другая гниет заживо". И далее: "Политическая реакция по всей линии - свойство империализма". Только безнадежная тупость может думать, будто мировые империалистские антагонизмы определяются непримиримостью демократии и фашизма. На самом деле правящие клики всех стран рассматривают демократию, военную диктатуру, фашизм и проч., как разные орудия и методы для подчинения себе собственных народов, во имя империалистских целей; причем внутри одного из политических режимов, именно демократии, бывает заранее включен, в виде, например, генерального штаба, другой режим, - военной диктатуры.

В Германии империалистская буржуазия, при активном участии социал-демократии, поставила на пост президента фельдмаршала Гинденбурга, в качестве защитника от фашизма. Гинденбург, с своей стороны, призвал к власти Гитлера, после чего сам фельдмаршал не подал, правда, в отставку, а умер; но это уже вопрос техники и возраста. По существу же переворот в Чехословакии воспроизводит главные черты переворота в Германии, вскрывая тем самым основные пружины политической механики империализма. За кулисами вопрос о режиме Чехословакии решался, несомненно, на совещаниях магнатов чешского, французского, британского и германского капитала, верхушки генералитета и дипломатов. Главная забота направлялась на то, чтоб передвижка государственных границ, как можно, меньше нарушала интересы финансовой олигархии. Переключение с англо-французской ориентации на немецкую означало в основе своей обмен акциями, новое распределение заказов военных заводов для Шкода и проч.

Никто, к слову сказать, не интересовался позицией социал-демократии и экс-компартии, ибо в Чехословакии они не более способны к сопротивлению, чем их старшие сестры оказались в Германии. Подчинившись "национальной необходимости" эти насквозь прогнившие организации сделали все, чтоб парализовать революционное сопротивление пролетариата. Когда переворот будет закончен, финансовая клика произведет вероятно "референдум", т.-е. даст народу, загнанному в тупик, драгоценную возможность "одобрить", под револьвером Сирового, те перемены, какие были произведены без него и против него.

ЗАЩИТА "НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ" ЧЕХОСЛОВАКИИ?

Во время критической сентябрьской недели раздавались, как передают, голоса, даже на левом фланге социализма, в том смысле, что, в случае "единоборства" между Чехословакией и Германией, пролетариат должен будет, хотя бы и в союзе с Бенешем, помочь Чехословакии спасти свою "национальную независимость". Этот гипотетический случай не наступил: герои чехословацкой независимости, как и следовало ожидать, капитулировали без боя. Нельзя, однако, в интересах будущего, не отметить здесь грубейшую и опаснейшую ошибку несвоевременных теоретиков "национальной независимости".

Даже помимо своих международных связей Чехословакия представляет насквозь империалистское государство. Экономически в ней царит монополистский капитал. Политически чешская буржуазия господствует (скоро надо будет, может быть, сказать: господствовала) над несколькими угнетенными национальностями. Война, даже со стороны изолированной Чехословакии, велась бы, таким образом, не за национальную независимость, а за сохранение и, если возможно, расширение границ империалистской эксплуатации.

Войну между Чехословакией и Германией, даже если бы другие империалистские государства не вмешались сразу, недопустимо было бы рассматривать вне того переплета европейских и мировых империалистских отношений, из которых эта война могла вспыхнуть, как эпизод. Месяцем или двумя позже чешско-немецкая война - если бы чешская буржуазия хотела и могла воевать, - вызвала бы почти неминуемо вмешательство других государств. Было бы, поэтому, для марксиста грубейшей ошибкой определять свою позицию на основании сегодняшних конъюнктурных дипломатических и военных группировок, а не на основании общего характера социальных сил, стоящих за этой войной.

Сотни раз мы повторяли незаменимый и неоценимый тезис Клаузевица: война есть продолжение политики другими средствами. Чтоб определить в каждом конкретном случае исторический и социальный характер войны, надо руководствоваться не впечатлениями и гаданиями, а научным анализом той политики, которая предшествовала войне и обусловила ее. Эта политика, начиная с первого дня образования лоскутной Чехословакии, имела империалистский характер.

Можно возразить, что, помимо отделения судетских немцев, венгров, поляков, может быть, и словаков, Гитлер не остановится перед закабалением самих чехов, и что в этом случае их борьба за национальную независимость будет иметь все права на поддержку пролетариата. Такая постановка вопроса - не что иное, как социал-патриотический софизм. Какими конкретными путями пойдет дальнейшее развитие империалистских антагонизмов, мы не знаем. Полный разгром Чехословакии, конечно, вполне возможен. Но возможно и то, что, прежде чем этот разгром успеет совершиться, вспыхнет европейская война, в которой Чехословакия окажется на стороне победителей и примет участие в новом расчленении Германии. Неужели же роль революционной партии есть роль сиделки при "пострадавших" гангстерах империализма?

Совершенно очевидно, что пролетариат должен строить свою политику, исходя из данной войны, как она есть, т.-е. как она обусловлена предшествующим ходом развития, а не из гипотетических гаданий о возможном стратегическом исходе войны. При таких гаданиях каждый будет неизбежно выбирать тот вариант, который больше отвечает его собственным желаниям, национальным симпатиям и антипатиям. Ясно, что такая политика имела бы не марксистский, а субъективистский, не интернационалистский, а шовинистический характер.

Империалистская война, с какого бы угла она ни началась, будет вестись не из-за "национальной независимости", а ради передела мира в интересах отдельных клик финансового капитала. Это не исключает того, что попутно империалистская война может улучшить или ухудшить положение той или другой "нации"; точнее сказать, одной нации за счет другой. Так, Версальский мир раздробил Германию. Новый мир может раздробить Францию. Социал-патриоты как раз и пользуются ссылками на возможную "национальную" опасность в будущем для того, чтоб поддерживать "своих" империалистских бандитов в настоящем. Чехословакия ни в малейшей мере не составляет исключения из этого правила.

В сущности все такого рода гадательные аргументы и запугивания будущими национальными бедствиями, в пользу поддержки той или другой империалистской буржуазии, исходят из открытого или молчаливого отказа от революционной перспективы и революционной политики. Разумеется, если новая война закончится одной лишь военной победой того или другого империалистского лагеря; если война не вызовет ни революционного восстания, ни победы пролетариата; если новый империалистский мир, более страшный, чем версальский, наденет на народы новые оковы на десятилетия; если несчастное человечество все это молчаливо и покорно стерпит, - то не только Чехословакия или Бельгия, но и Франция может быть отброшена на положение угнетенной нации (такое же допущение можно сделать и относительно Германии). В этом случае дальнейшее ужасающее разложение капитализма должно будет отбросить все народы назад на многие десятки лет. Конечно, при осуществлении этой перспективы, т.-е. перспективы пассивности, капитуляции, поражений и упадка, угнетенные классы и целые народы вынуждены будут в поте и крови снова карабкаться на четвереньках по пройденному уже однажды историческому пути.

Исключена ли такая перспектива? Если пролетариат будет без конца терпеть руководство социал-империалистов и ком-шовинистов; если Четвертый Интернационал не сумеет найти дорогу к массам; если ужасы войны не толкнут рабочих и солдат на путь возмущения; если колониальные народы будут терпеливо истекать кровью в интересах рабовладельцев, - при этих условиях уровень цивилизации будет неизбежно снижен, и общий регресс и распад могут снова поставить в порядок дня национальные войны в Европе. Но тогда мы, или, вернее, наши сыновья, должны будут определять свою политику по отношению к будущим войнам уже на основании анализа новой обстановки. Сегодня же мы исходим не из упадочной, а из революционной перспективы; мы - пораженцы за счет империализма, а не за счет пролетариата. Вопрос о судьбе чехов, бельгийцев, французов и немцев, как наций, мы связываем не с конъюнктурными передвижениями военных фронтов во время новой свалки империалистов, а с восстанием пролетариата и его победой над всеми империалистами. Мы глядим вперед, а не назад! Программа Четвертого Интернационала гласит, что свобода всех наций Европы, больших и малых, может быть обеспечена только в рамках Социалистических Соединенных Штатов Европы.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!