ПРОБЛЕМА ПЕРМАНЕНТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.



Разумеется, пролетарская революция есть в то же время крестьянская революция; но крестьянская революция вне пролетарской в современных условиях невозможна. Мы можем с полным правом сказать крестьянам, что нашей целью является создание рабоче-крестьянской республики, как в России правительство пролетарской диктатуры мы назвали после октябрьского переворота "рабоче-крестьянским правительством". Но мы не противопоставляем рабоче-крестьянскую революцию пролетарской, а, наоборот, отождествляем их. Это и есть единственно правильная постановка вопроса.

Здесь мы снова упираемся в самую сердцевину вопроса о так называемой "перманентной революции". В борьбе с этой теорией эпигоны докатились до полного разрыва с классовой точкой зрения. После опыта "блока четырех классов" в Китае, они, правда, стали осторожнее. Но от этого они только еще более запутались и изо всех сил стремятся теперь запутать других.

К счастью, однако, вопрос выведен событиями из области краснопрофессорских мудрствований над старыми текстами. Дело идет не об исторических воспоминаниях, не о подборе цитат, а о новом грандиозном историческом опыте, развертывающемся у всех на глазах. Здесь две точки зрения сведены на очную ставку на поле революционной борьбы. Последнее слово скажут события. От их контроля ускользнуть нельзя. Испанский коммунист, который не отдаст себе своевременно отчета в сущности вопросов, связанных с борьбой против "троцкизма", окажется теоретически безоружным перед основными вопросами испанской революции.

ЧТО ТАКОЕ "ПЕРЕРАСТАНИЕ" РЕВОЛЮЦИИ?

Да, Ленин выдвинул в 1905 году гипотетическую формулу "буржуазно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства". Если вообще существовала страна, где можно было ждать самостоятельной аграрно-демократической революции, предшествующей завоеванию власти пролетариатом, так это Россия, где аграрная проблема господствовала над всей национальной жизнью, где революционные крестьянские движения тянулись через десятилетия, где существовала самостоятельная аграрно-революционная партия, с большой традицией и с широким влиянием в массах. Однако же, и в России для промежуточной революции, между буржуазной и пролетарской, места не оказалось. В апреле 1917 года Ленин повторял и повторял по адресу Сталина, Каменева и др., державшихся за старую большевистскую формулу 1905 г.: другой "демократической диктатуры", кроме диктатуры Милюкова - Церетели - Чернова нет и не будет: демократическая диктатура есть, по самому существу своему, диктатура буржуазии над пролетариатом; сменить такую "демократическую диктатуру" может только диктатура пролетариата. Кто выдумывает промежуточные, средние формулы, тот жалкий иллюзионист или шарлатан. Вот вывод, который Ленин сделал из живого опыта февральской и октябрьской революций. На основах этого опыта и этих выводов мы стоим целиком.

Что же означает у Ленина в таком случае "перерастание демократической революции в социалистическую"? Совсем не то, что мерещится эпигонам и пустобрехам из породы красных профессоров. Дело в том, что диктатура пролетариата вовсе не совпадает механически с понятием социалистической революции. Завоевание власти рабочим классом происходит в определенной национальной среде, в определенный период, для разрешения определенных задач. В отсталых нациях такими непосредственными задачами являются задачи демократического характера: общенациональное освобождение от империалистической кабалы и аграрный переворот, как в Китае; аграрный переворот и освобождение угнетенных национальностей, как в России. То же самое, хотя и в ином сочетании, мы видим сейчас в Испании. Ленин говорил даже, что пролетариат России пришел в октябре 1917 г. к власти прежде всего, как агент буржуазно-демократической революции. Победоносный пролетариат начал с разрешения демократических задач и лишь постепенно, логикой своего господства, подошел к социалистическим задачам: к коллективизации сельского хозяйства он серьезно приступил только на двенадцатом году своей власти. Это Ленин и называл перерастанием демократической революции в социалистическую. Не буржуазная власть перерастает в рабоче-крестьянскую, а затем в пролетарскую; нет, власть одного класса не "перерастает" во власть другого класса, а вырывается с оружием в руках. Но после того, как рабочий класс завоевал власть, демократические задачи пролетарского режима неизбежно перерастают в социалистические. Эволюционный, органический переход от демократии к социализму мыслим только при диктатуре пролетариата. Вот центральная идея Ленина. Эпигоны все это исказили, запутали, извратили и теперь отравляют своими фальсификатами сознание международного пролетариата.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!