ОБОРОТ НАКАТОМ : УЧАТ ОДНОМУ , А ПОЛУЧАЕТСЯ ...
Традиционный большой оборот вперед выполняется, как известно, «накатом». То есть активной основой движения здесь является не бросок ногами, как в большинстве маховых движений, а своеобразное рывковое движение плечами к опоре, после чего тело, действительно как бы накатывается на вертикальную плоскость, поднимаясь к стойке на руках.
Движение это существует испокон веков, но многое в его структуре и технике для большинства исполнителей остается втуне. Попробуйте предложить гимнасту или даже иному тренеру описать и
36
нарисовать это движение и, сравнив полученный результат с истинной картиной (по кинограмме или нашему рисунку), вы сможете убедиться, что это «две большие разницы».
Странно, не правда ли? Как это может быть, чтобы учить и учиться определенному движению, делать и видеть его каждый день и — неверно описывать, а часто и объяснять?
Но не будем обвинять спортсменов и тренеров в невнимательности или неведении. Суть в другом. Дело в том, что обучение таким движениям и их реальное практическое исполнение, независимо от воли гимнаста и тренера, протекают по разным техническим моделям.
Вспомним, как обучают большому обороту «накатом». В основе лежит модель, схематически показанная на рис. 8-а. Она означает примерно следующее: выполнить переворот вперед из стойки с полной оттяжкой (к.к. 1—5), а во второй половине оборота — «хороший» рывок плечами и тазом к опоре (к.к. 5—8). Методически работа по этой схеме может осуществляться по-разному, и мы этот момент опускаем. Важно лишь то, что добившись достаточно строгого спада и активного движения туловищем к опоре, гимнаст, действительно, постепенно научается делать оборот «накатом».
|
|
Но теперь посмотрим на то движение, которое на самом деле получается у гимнаста, если он хорошо выучил, отработал оборот и довел свой навыкдо способности свободно управлять скоростью движения и всеми его необходимыми оттенками. На рис. #-6показан такой оборот (не первый в серии) с несколько утрированными, для полной ясности, техническими деталями.
Спад может начинаться из оттянутой стойки, но если оборотбыс-трый, то обычно оснащен «прогоном» через стойку с выпрямлением тела уже на спаде (к.к. 10—3). Далее следует проводка, то есть спад в достаточно прямом положении, вплоть до подхода к нижней вертикали (к.к. 3—4). Эта первая часть упражнения, почти равная его половине, мало и непринципиально отличается от модели, показанной на. рис. 8-а.
Наиболее интересные «аномалии» движения начинаются на рубеже спада и подъема: проходя вис, гимнаст делает обгонное движение ногами назад и несколько прогибается (к.к. 4—5). Это движение любопытно по целому ряду позиций. Во-первых, ему никто и никогда не учит, а многие даже не подозревают о нем! Между тем, оно присутствует абсолютно всегда и у всех исполнителей и особенно заметно при ускоренных и быстрых оборотах (или в оборотах, выполняющихся по схеме быстрых, например — в обратном хвате). Во-вторых,
|
|
37
Висы сзади : утраченная культура
П ЕРЕКЛАДИ НА
значение этого «неизвестного» технического действия довольно существенно. С одной стороны, прогибание тела гимнаста (с физической точки зрения это приближение масс тела к опоре) на фоне максимально быстрого вращения в обороте дополнительно ускоряет движение подобно тому, как ускоряется «крутка» при группировке. С другой стороны, это прогибание запускает цепочку активных действий подъема, а именно: возникающее в этой фазе быстрое натяжение мышц передней поверхности тела готовит их к последующей работе в основной стадии оборота, при подъеме. Наконец, добавим, что прогибание у нижней вертикали явно не соответствует обыденным представлениям о том, что в это время нужно максимально выпрямляться...
Что же происходит дальше? Кажется, что теперь-то уж самое время и для рывка плечами к опоре. Но нет! Сразу после «бросочка» ногами назад (к.к. 4—5) гимнаст, пользуясь натяжением мышц живота тут же (без паузы!), действительно, делает рывок, но — тазом, а не плечами (к.к. 5—6), тогда как плечи не только остаются в прежнем состоянии, но даже несколько «проваливаются» (к. 6). Это объясняется реактивным взаимодействием звеньев тела. При этом первичный рывок тазом не только работает на подъем тела (ведь это тоже движение масс в направлении опоры), но и становится необходимым подготовительным действием для основного рывкового движения: быстро «провалившись» в плечах и натянув мышцы-разгибатели, гимнаст немедленно начинает работать руками, посылая себя к перекладине (анатомически это именно разгибание), чему способствует несколько приподнятая голова.
|
|
Переход инициативы от тазового пояса к плечам отзывается реактивным «эхом» на работе в тазобедренных суставах: как только начинается уменьшение угла в плечах, возникает как бы ответное увеличение тазобедренного угла; тело начинает выпрямляться (реактивность этого движения даже провоцирует у новичков «проваливание живота», то есть прогибание туловища, см. пунктир на (к. 9). В полную меру отработав на рывках тазом и плечами к опоре (к.к. 5—9), гимнаст в финале оборота выпрямляется; в спокойных оборотах это происходит раньше, в активных — позже, за стойкой (к.к. 9— 1).
|
|
Итак, реальная техника оборота вперед «накатом» сильно отличается от учебной, модельной. Отчего же это происходит?
Дело в том, что многие действия и движения гимнаста, в силу целого ряда биомеханических закономерностей самоорганизуются и мало зависят от воли гимнаста. Далеко не всякое движение удается построить так, как хочется, даже если в принципе это возможно. Но
как к этому относиться в работе? Может быть, нужно, все-таки, точнее, детальнее обучать? К счастью — нет! В данном случае при обучении, действительно, вполне достаточно простой модели движения (как нарис. 8-а), тогда как остальное должно, в свое время, получиться как бы само собой!
Но тогда зачем же, скажет читатель, знать всё то, что мы сейчас изложили? Зачем «смущать умы»?
Ответ простой: тренер всегда должен знать гораздо больше своего ученика и, тонко понимая внутренний механизм движения, уметь его анализировать по ситуации; без этого трудно работать над движением, вникать в причину ошибок. И еще одно: описывая движение, тренер должен уметь, до поры, упрощать картину, оставляя «в скобках» то, что ученику еще трудно осмыслить умом и мышцами.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!